В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
12 июля 2004 года Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф выступил с докладом на пленарном заседании совещания послов в Министерстве иностранных дел Российской Федерации Назад
12 июля 2004 года Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф выступил с докладом на пленарном заседании совещания послов в Министерстве иностранных дел Российской Федерации
Материалы к выступлению Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Грефа в МИД России 12 июля 2004 года


Президент поставил перед нами задачу обеспечения глобальной конкурентоспособности России. Во многом она решается здесь, внутри страны. Но не менее важно правильно позиционировать себя в мире, уметь четко и скоординированно отстаивать российские интересы. Именно вы являетесь "лицом России" в мире, поэтому вы должны четко представлять суть процессов, происходящих здесь, чувствовать самые последние тенденции в социально-экономической жизни страны.
На прошлой неделе, как вы наверно знаете, проходило заседание Правительства, на котором выступал Михаил Ефимович по вопросу "Об основных направлениях деятельности Правительства". Принято решение углубленно проработать все поднятые Премьером темы. Тем не менее, уже сегодня в целом ясны цели, задачи, основные пути и способы их решения.
Прежде всего, и это неоднократно подчеркивалось и Президентом, и Председателем Правительства, нам необходимо продолжить либеральные, социально-ориентированные экономические реформы. Построение экономических институтов, нацеленных на развитие конкуренции, стимулирующих предпринимательскую инициативу, обеспечивающих интеграцию России в мировую экономику остается абсолютным приоритетом.
В рамках институциональных реформ сегодня на передний план выходит задача совершенствования социальных институтов, обеспечивающих повышение качества жизни населения. Мы должны превратить отрасли образования, здравоохранения из "черных дыр", зачастую неэффективно поглощающих бюджетные средства, в активных участников процесса удвоения ВВП. И здравоохранение, и образование могут не только косвенно, через повышение качества человеческого капитала влиять на экономический рост в стране. Необходимо напрямую вводить, а точнее говоря легализовать денежные, страховые отношения, обеспечивающие конкуренцию и повышение качества услуг.
Как это делать? Рецепты давно известны.
Это, во-первых, введение новой организационно-правовой формы госучреждений, дающей б#972;льшую свободу в способах получения и распределения средств.
Во-вторых, финансирование государством не самого факта существования учреждения, а результатов его деятельности. То есть деньги больнице нужно давать не за то, что она есть, а за то, что врачи больницы оказали помощь определенному количеству пациентов. Здесь же необходимо рассматривать и вопрос совершенствования, а по сути дела - создания нормальной системы медицинского страхования.
Третье. Совершенствование механизмов адресной помощи. Сегодня, декларируя условную бесплатность образования и здравоохранения, мы наблюдаем катастрофическое снижение качества услуг наряду с расширением теневого сектора. В итоге услуг нормального качества не имеют ни бедные, ни богатые. Необходимо отказаться от идеи всеобщего благоденствия. Тот, кто может за себя платить, тот должен платить и получать высококачественные услуги. Тот, кто не может, должен быть поддержан государством.
Четвертое. Для реального повышения доступности высшего образования нам необходимо проработать механизмы предоставления государственных гарантий по долгосрочным образовательным кредитам любому гражданину России. Это наименее проработанный вопрос и он, конечно же, требует дальнейшего обсуждения.
Развитие медицины и образования имеет и геополитический аспект. Мы имеем хорошие шансы за счет предоставления образовательных и медицинских услуг увеличить их экспорт в страны СНГ. Во-первых, это реальные деньги, причем заработанные не на экспорте сырья. А во-вторых, это распространение российской культуры, российских ценностей, вовлечение или закрепление стран бывшего СССР в орбите российских интересов.
Говоря об образовании, не могу не затронуть одной частной проблемы, решать которую нам надо сообща. Я имею в виду вопрос подготовки руководителей для российских предприятий.
Напомню, что во исполнение Указа Президента (справочно: от 23 июля 1997 г. No 774) при поддержке ведущих стран мира успешно реализуется Государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства. За рубежом эту работу часто называют "Президентская программа".
За прошедшие 7 лет почти 30 тысяч молодых руководителей завершили подготовку в лучших российских образовательных учреждениях. Из них почти 8 тысяч прошли стажировку на предприятиях за рубежом. Ценность подготовки за рубежом не только в закреплении на практике знаний, полученных в России, но и в установлении реальных деловых связей между российскими и зарубежными компаниями.
То, что эта Программа эффективна не только для России, но и для ее зарубежных партнеров наглядно иллюстрирует пример нашего сотрудничества с Германией. Так по данным опросов специалистов, завершивших стажировку в прошлом году, почти 60 процентов из них установили новые деловые контакты. А это, в свою очередь, привело к созданию 5 совместных предприятий, 40 проектов совместного производства. И это только за один год и по одной стране! Практически каждая вторая стажировка содействует подписанию контрактов в области торговли.
Программа, безусловно, выгодна не только нам, но и нашим зарубежным партерам. Примерно 5-10 процентов участников стажировок переходят на работу в представительства западных компаний в России, создают представительства своих фирм за рубежом, создавая тем самым новые рабочие места, устраняя межкультурные барьеры.
Высоко оценивая результаты реализации Программы, ее эффективность для экономики страны, для развития международного сотрудничества, Правительство Российской Федерации приняло решение о ее продлении до 2007 года.
Сегодня от МИДа и от вас - представителей нашей страны в зарубежных странах, требуется обратить внимание мировых держав на актуальность и большую значимость этой программы. Значимость, как для экономики России, так и для усиления процессов международной интеграции. Хочу еще раз подчеркнуть, что сегодня эта Программа уже не является "гуманитарной помощью" - это проект, в который выгодно вкладывают средства, как Россия, так и зарубежные страны-участники.
Прошу вас обратить внимание на эту проблему и в кратчайшие сроки обеспечить подписание необходимых нормативных документов, согласовав формат сотрудничества по дальнейшей реализации Государственного плана.
Но вернемся к вопросам стратегического развития. Через все Послание Президента этого года прошла мысль о необходимости повышения качества жизни населения. Об образовании и здравоохранении я уже говорил. Другие важнейшие элементы качества жизни - это пенсионная система, способная обеспечить достойную старость, и возможность улучшить свои жилищные условия.
Что касается первого вопроса. Реформа пенсионного обеспечения уже запущена. Осуществляется постепенный переход от распределительных к накопительным принципам формирования пенсий. Уже второй год граждане могут свободно распоряжаться накопительной частью своих пенсионных сбережений, выбирая ту или иную частную либо государственную управляющую компанию. Конечно же, сегодня объемы пенсионных отчислений в накопительную часть еще очень малы. Но по мере развития и отработки данных механизмов доля накопительной части, безусловно, будет возрастать. Думаю, что те молодые люди, которые сегодня только начинают свой трудовой путь, к пенсии подойдут с круглыми суммами на своих счетах в управляющих компаниях.
По покупке жилья. К сожалению, сегодня, по оценкам специалистов, не более 10% населения нашей страны имеют реальную возможность улучшить свои жилищные условия. И это еще оптимистичные оценки. Понятно, что старая система предоставления социального жилья не решит проблему ни при каких условиях. Выход один, причем он подтвердил свою эффективность в большинстве развитых стран мира - это развитие ипотечного кредитования.
У нас уже создано и успешно действует Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Но объемы финансирования пока слишком малы. Процесс во многом сдерживался недостаточно проработанной законодательной базой. Мы попытались устранить этот пробел. Сегодня в Государственной Думе рассматривается пакет законопроектов по повышению доступности жилья. Думаю, что устранение законодательных ограничений наряду с макроэкономической устойчивостью привлекут в ипотечное кредитование не только государственные, но и большие частные ресурсы.
Возвращаясь к приоритетам Правительства, хочу отметить, что в числе важнейших направлений деятельности остается реформирование финансовых рынков и банковского сектора. Финансовая инфраструктура является "кровеносной системой" экономики, поэтому от того, насколько эффективно она будет функционировать напрямую зависят качество и темпы развития страны.
Другой основополагающий институт рыночной экономики - антимонопольное регулирование и развитие конкуренции. Здесь серьезным шагом станет изменение самих принципов проведения государственного контроля. Правительство уже определилось с тем, что необходимо перейти от разрешительного порядка корпоративных слияний к контролю за появлением монопольного положения. Конечно же, при применении этого подхода придется усовершенствовать и ряд других сопутствующих механизмов антимонопольного контроля.
Совершенствование антимонопольных механизмов это хорошо, но проблема неконкурентных рынков будет оставаться очень острой, пока мы не продвинемся в реформировании инфраструктурных монополий. Реформы электроэнергетики и железнодорожного транспорта начались, но практических результатов все еще нет. По сути дела стоят на месте реформы ЖКХ и газовой отрасли. Весь этот огромный сектор, функционирующий вне конкурентного поля вносит искажения в рыночные сигналы, не стимулируя отстающих повышать свою эффективность, и не позволяя передовым компаниям укрепить позиции на рынке. Учитывая важность и актуальность этой проблемы, думаю, что Правительство в ближайшие годы сосредоточит все усилия на ее решении.
Всех нас затронула административная реформа. Но изменение структуры правительства и повышение зарплат это лишь вершина айсберга. Впереди еще огромная работа. Предстоит реализовать решения о сокращении административного вмешательства в экономику, принять регламенты деятельности и стандарты качества государственных услуг, исключить дублирование в работе органов исполнительной власти. И многое много другое.
В целом, оценивая процесс реформирования российской экономики можно сказать, что по большинству направлений мы продвинулись довольно далеко. Нам удалось выйти на другой уровень детализации, сегодня мы уже не создаем, а совершенствуем рыночные институты. Относительная зрелость рыночных механизмов и очевидное укрепление государства дают нам возможность перейти к использованию новых механизмов стимулирования экономического роста.
Прежде всего, речь идет о прямом участии государства в создании производственной инфраструктуры - строительстве автомобильных и железных дорог, аэропортов, трубопроводов, морских и речных портов.
Другая область возможной активности государства - наукоемкие отрасли, оказывающие мощный мультипликативный эффект на всю экономику. Особенно это актуально для тех областей, где мы имеем серьезные заделы, позволяющие на равных конкурировать с ведущими мировыми производителями - космическая отрасль и авиастроение.
Такого рода "национальные проекты" должны дополнить деятельность правительства, направленную на реформирование институтов, дав, таким образом, дополнительные стимулы развитию экономики.
Важным условием устойчивого экономического развития, усиления веса России в мире является формулирование и проведение в жизнь единой торговой политики. Посредствам ее необходимо обеспечить не только отсутствие дискриминации и политики двойных стандартов в отношении России, но и конструктивное взаимодействие с нашими зарубежными партнерами. Это должно привести к росту технологического потенциала страны, раскрытию ее инновационных возможностей, значительному увеличению экспорта продукции высокой степени обработки, услуг и в целом - к повышению конкурентоспособности России в мире.
Важным инструментом обеспечения единства торговой политики являются Межправительственные комиссии - МПК, которые на постоянно действующей основе обеспечивают скоординированное взаимодействие всех органов исполнительной власти.
Приоритетным направлением торговой политики Российской Федерации остается работа по углублению интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств. Активно развиваются двусторонние торгово-экономические связи с Украиной, происходит интеграция в рамках Союзного государства с Белоруссией. Начиная с 23 февраля прошлого года, когда было принято Заявление президентов России, Белоруссии, Казахстана и Украины, наша страна держит стабильный курс на формирование с тремя государствами Единого Экономического Пространства.     
С начала июля этого года ведется интенсивная работа по подготовке проектов всех 83 соглашений, призванных сформировать ЕЭП четырех государств. Согласно поручениям президентов России, Белоруссии, Казахстана и Украины разработка проектов соглашений, оформляющих ЕЭП, должна быть завершена к концу нынешнего года.
Процесс создания нормативно-правовой базы ЕЭП осуществляется при понимании того, что в результате заключения соглашений, образующих ЕЭП, будет создан рынок с населением более 210 млн. человек, проживающих на территории свыше 20 млн. кв. км. Уже сейчас на долю четырех государств, формирующих ЕЭП, приходится свыше 90% экономического потенциала СНГ.
Присоединение к ВТО остается одним из приоритетов экономической политики страны, являясь важной и неотъемлемой частью проводимых реформ. Присоединяясь к ВТО, Россия становится равноправным субъектом международного торгового права, которое представлено системой многосторонних торговых соглашений.
В настоящее время мы практически завершили работу по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО. Это значит, что мы сумели реализовать одно из важнейших преимуществ взаимодействия с ВТО еще на этапе переговорного процесса - усовершенствовать свое законодательство в соответствии с лучшей мировой практикой.
Благодаря интенсификации в последние годы переговорного процесса, Россия вступила в завершающую стадию переговоров по ВТО. Это означает, что список нерешенных вопросов как на двустороннем уровне - с основными торговыми партнерами, так и в многостороннем формате - в рамках Рабочей группы по присоединению, сократился до минимума. С другой стороны, нерешенными остались наиболее чувствительные проблемы, как в отношении условий доступа на российские рынки товаров и услуг, так и в отношении некоторых системных вопросов. Для завершения двусторонних переговоров российская делегация должна, прежде всего, решить ряд сложных вопросов с основными партнерами.
Что касается конкретных сроков присоединения, то продвижение переговоров во многом будет определяться готовностью партнеров России по переговорам проявить конструктивный и прагматичный подход при решении наиболее чувствительных для нашей страны вопросов. Тем не менее, мы рассчитываем, что при благоприятном развитии переговорного процесса мы будем в состоянии завершить его к концу 2004 г. - началу 2005 г. Это означает, что Россия может стать членом ВТО до конца 2005 г.
Сегодня под предлогом того, что Россия не является членом ВТО, к российским экспортерам довольно часто применяют дискриминационные меры. Годовой ущерб от мер, применяемых против российских товаров и услуг, превысил 2,5 млрд. долларов США, что во многих случаях привело к адекватному сокращению отечественного производства. В то же время путем проведения переговоров Минэкономразвития России удалось в 2003 году не допустить введение ограничительных мер, возможный ущерб от применения которых мог бы превысить 470 млн. долларов США.
Важно и на уровне экономической дипломатии добиваться от наших иностранных партнеров понимания того, что "эффект домино" от применяемых ими ограничительных мер может свести на нет все усилия мирового сообщества по либерализации мировой торговли.
В региональном разрезе основным направлением торговой политики России является построение отношений с ведущими центрами силы.
Итоги состоявшегося 21 мая в Москве саммита Россия-ЕС позволяют сделать вывод о том, что наше партнерство с ЕС в экономической сфере набирает темп и вступает в качественно новый этап развития.
Полагаем, что в среднесрочной и, особенно, в долгосрочной перспективе эффект от расширения Евросоюза будет для России положительным. Вместе с тем, у России имелась серьезная озабоченность возможными негативными последствиями расширения для наших традиционно интенсивных экономических связей со странами "десятки" в краткосрочном плане.
Сейчас с удовлетворением можно сказать, что в ходе непростых переговоров, кстати, проводимых совместно с МИДом, с ЕС удалось достичь серьезного прогресса в выработке прагматичных развязок по сложным торгово-экономическим аспектам нашего сотрудничества. В результате мы смогли своевременно и безболезненно для обеих сторон в Люксембурге подписать Протокол о распространении СПС на вновь присоединившиеся страны.
Вектор общеевропейской интеграции является для нас крайне важным. ЕС - основной торговый партнер России, на долю которого приходится после расширения свыше 50% товарооборота. ЕС также является основным источником поступления технологий, ноу-хау и инвестиций для России. Россия - пятый из ведущих партнеров ЕС и второй торговый партнер десяти вновь вступивших в ЕС стран.
Между экономикой ЕС и России существует тесная взаимосвязь и взаимодополняемость. Поэтому мы рассчитываем на то, что обе стороны получат ощутимые преимущества от экономической интеграции. На римском саммите Россия - ЕС (справочно: ноябрь 2003 г.) была одобрена подготовленная совместной Группой высокого уровня концепция ОЕЭП. Следующий шаг - разработка совместного Плана действий по практической реализации этой концепции. Эта задача была определена на последнем майском саммите 2004 года.
Еще один региональный приоритет - взаимодействие с США. США не просто являются одним из основных торговых партнеров России среди промышленно развитых стран. США играют ключевую роль в развитии многосторонних торговых соглашений, в насаждении своих подходов к правоприменительной практике в отношении действующих соглашений.
К настоящему времени в российско-американских торгово-экономических отношениях сложилась в целом благоприятная ситуация, позволяющая, при определенных условиях, развивать взаимовыгодное сотрудничество в различных областях.
Компании США занимают одно из лидирующих мест среди зарубежных фирм по объему накопленных инвестиций в экономику России. Активно идет региональное сотрудничество. Действует двусторонняя рабочая группа "Российско-Американское тихоокеанское партнерство".
Основными проблемными вопросами торгово-экономического сотрудничества являются непредоставление России режима наибольшего благоприятствования в торговле с США на постоянной основе. Другая проблема - применение антидемпинговых процедур и количественных ограничений в отношении ряда российских товаров.
По итогам обзоров соблюдения прав американских владельцев интеллектуальной собственности в зарубежных странах Россия, несмотря на очевидный прогресс в данной сфере, несколько лет подряд зачисляется в неблагоприятный список "приоритетно наблюдаемых стран" (последнее такое решение со стороны США принято в мае 2004 г.). Вместе с тем благодаря многочисленным переговорам и консультациям удалось предотвратить принятие американской стороной санкций против России и перевод ее в более жесткую категорию "наблюдаемых стран".
Коротко об отношениях России и АТЭС. Мы рассматриваем АТЭС не только в качестве уникальной для азиатско-тихоокеанского региона многосторонней структуры диалога, но и как удобный формат для развития отношений с ключевыми торговыми партнерами России.
Хочу остановиться также на таком важном аспекте торговой политики Российской Федерации как развитие взаимодействия с иностранными государствами в области инновационной деятельности.
Полагаю, что никакие меры по развитию национальной инновационной системы России, включая использование механизмов международного сотрудничества, не смогут оказаться эффективными без проведения целенаправленной политики по охране прав интеллектуальной собственности.
Эффективная охрана прав интеллектуальной собственности - важное условие развития действительно конкурентного рынка в нашей стране. Деятельность недобросовестных производителей и пиратов, которые избегают налогообложения, не только ведут к потерям бюджета, но и, в конечном счете, наносят ущерб национальным интересам.





2004-07-13
Источник: МЭРиТ


Док. 293915
Перв. публик.: 13.07.04
Последн. ред.: 13.04.07
Число обращений: 483

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``