В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О.Греф выступил на конференции `Технология регионального развития` (г. Ярославль) Назад
Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О.Греф выступил на конференции `Технология регионального развития` (г. Ярославль)
Материалы к выступлению Г.О. Грефа

Материалы к выступлению Г.О. Грефа на форуме в Ярославле, 30.06.04


Добрый день, уважаемые коллеги и участники форума.
Хочу поблагодарить организаторов (Справочно: Администрация Ярославской области, журнал "Эксперт" и рейтинговое агентство "Экcперт РА") за прекрасную работу, позволившую нам собраться и обсудить такой важный вопрос, как технологии регионального развития.
И не случайно, что мы собрались обсудить этот вопрос именно в Ярославле.
Ярославская область является одним из наиболее ярких примеров динамично развивающегося несырьевого региона. Во многом это связано с той большой работой, которую администрация области проводит по улучшению инвестиционного климата.
Справочно: По данным рейтингового агентства "Эксперт РА" Ярославская область среди 89 регионов РФ за 2002-2003 год заняла: 1 место по привлекательности законодательной базы, 1 место по показателю инвестиционного климата (наименьшие инвестиционные риски). Рейтинг инвестиционной привлекательности Ярославской области повысился с 44-45 места в 1994-1995 годах до 33 места в 2002-2003 годах (среди 89 субъектов РФ).
Поэтому логично обсуждать технологии и инструменты регионального развития, в том числе в части привлечения инвестиций, на базе региона, который продемонстрировал успешность их применения.
Более подробно об этом расскажет Губернатор Ярославской области Анатолий Иванович Лисицын (Справочно: тема выступления "Поступательное развитие экономики в ситуации отсутствия природных ресурсов. Стратегические ориентиры к 1000-летнему юбилею Ярославля).
А я перейду к вопросу инвестиционной политики на федеральном уровне.
Прошлый год показал, что российская экономика не исчерпала свой инвестиционный потенциал и способна увеличивать свою инвестиционную активность. (Справочно: В 2003 году инвестиции в основной капитал увеличились на 12.5%).
В 2004 году рост инвестиций продолжился. Справочно: Объем инвестиций в основной капитал в I квартале 2004 г. оценивается в размере 412,2 млрд. руб. и увеличился относительно соответствующего периода прошлого года на 13,1%. Прямые иностранные инвестиции в промышленность уже в первом квартале 2004 г. составили 2,9 млрд. долларов.
Но сразу хочу оговориться, что мы не ограничиваемся стимулированием привлечения только иностранных инвестиций. Наша общая задача - создать благоприятный климат для всех инвесторов, вне зависимости от того, иностранные это инвесторы или российские.
Из приведенных цифр видно, что инвестиции в Россию приходят, инвестиционные проекты в Российской Федерации реализуются, но вопрос увеличения количества привлекательных для отечественных и иностранных инвесторов проектов остается.
Проекты в обрабатывающей промышленности имеют большой срок окупаемости и требуют долгосрочных финансовых вливаний. Сегодняшний институт финансового посредничества не способствует перераспределению средств в пользу таких проектов.
Высокие рыночные и политические риски, а также значительные трансакционные издержки сдерживают вход иностранных инвесторов на отечественный рынок. Таким образом, мы получаем тупик, выход из которого нужно найти уже в ближайшей перспективе. И здесь велика роль регионов.
Принимаемые на федеральном уровне законы и концепции не могут решить все проблемы, связанные с низкой инвестиционной привлекательность отдельно взятого региона. Нормативно-правовая база на федеральном уровне позволяет создать единые правила игры для всех участников инвестиционного процесса, улучшая таким образом привлекательность российского рынка инвестиций.
Но это не может решить всех проблем, связанных с низкой инвестиционной привлекательностью отдельно взятого субъекта Российской Федерации. Дальнейшая инициатива на локальном уровне по стимулированию притока инвестиций играет роль дополнительного катализатора и определяет большую или меньшую инвестиционную привлекательность этого региона по сравнению с другим.
В целом, роль региона и муниципалитета для создания благоприятного инвестиционного климата и стимулирования инвестиций сложно переоценить. Они лучше знают имеющиеся в регионе ресурсы Естественно, речь идет не только о природных ресурсах, но и кадровом потенциале, наличии инфраструктуры и т.д.
Местные власти, в отличие от федеральных, могут работать непосредственно с каждым инвестором. Но речь идет не об индивидуальных льготах, а о создании благоприятного инвестиционного климата и возможности для каждого инвестора получить консультацию и необходимую помощь.
Разумеется, направления деятельности региональных и местных властей зависят от конкретной ситуации в регионе. Но на некоторых из возможных направлений я хотел бы остановиться.
1. Совершенствование нормативной правовой базы и реализация федеральных законов на региональном уровне.
Проблема противоречий между федеральным и региональным законодательством в целом решена. В данном случае речь идет именно о совершенствовании регионального и местного законодательства для создания максимально благоприятного предпринимательского климата.
Вторая проблема, о которой хочу сказать, это проблема реализации принятых федеральных законов на уровне регионов. Мы стремимся сокращать административные барьеры, отказаться от необоснованного государственного контроля. Но предприниматели и инвесторы по-прежнему отмечают излишнее внимание различных контрольных и надзорных органов к деятельности компаний. И здесь основная проблема кроется именно на региональном и местном уровне.
2. Предоставление налоговых льгот в соответствии с действующим законодательством.
Мы не сторонники активного предоставления налоговых льгот. Но теми возможностями предоставления льгот, которые установлены законодательством, регионам стоит пользоваться для привлечения инвесторов, разумеется, не создавая бюджетных "дыр" на территории страны.
3. Развитие инфраструктуры.
От уровня развития инфраструктуры во многом зависит степень инвестиционной привлекательности региона. Проблема развития инфраструктуры, прежде всего транспортной - это вопрос в определенной степени федерального уровня, но это не означает, что регионы должны устраняться от решения этого вопроса. Региональные власти лучше знают эти проблемы и должны принять активное участие в их решении.
4. Прозрачность деятельности и снижение административных барьеров.
Здесь, я думаю, подробные комментарии излишни. На федеральном уровне большая работа в данном направлении практически завершена, необходима ее полноценная реализация уже на уровне субъектов.
5. Улучшение инвестиционного имиджа региона.
При решении региональных проблем, в том числе улучшения их инвестиционного имиджа, необходимо помнить, что только на одном уровне власти решить проблему невозможно. Федеральные власти могут принимать необходимые законы, реализовывать программы улучшения инвестиционной репутации России, но без участия регионов эта проблема не решаема.
До того момента, пока региональные власти не поймут, что без работы по улучшению инвестиционного имиджа региона они не смогут привлечь инвестиции (государство за счет федерального бюджета по определению не может финансировать решение всех региональных проблем и выделять необходимую сумму для развития региона), что именно от этой работы зависит вопрос привлечения необходимых инвестиций, обеспечивать развитие экономической и социальной сферы и повышение благосостояния граждан, все усилия, предпринимаемые на федеральном уровне, не принесут желаемого результата.
С другой стороны, недоработки в политике создания положительной инвестиционной репутации отдельных регионов влияют на имидж России в целом. Провал инвестиционного проекта в отдельном регионе (по вине местных или региональных властей) негативно влияет на инвестиционный имидж России в целом.
При этом невозможно проводить единую политику в отношении регионов, поскольку перед ними стоят различные проблемы и задачи.
Существуют регионы с достаточно хорошей инвестиционной репутацией, привлекающие значительные объемы инвестиций и занимающие первые места в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России. Для них не требуется проведения какой-либо особенной политики. В данном случае речь не идет о необходимости резкого улучшения инвестиционного имиджа региона, а об его поддержке.
Однако существуют регионы, для которых улучшение репутации является, возможно, главным условием привлечения инвестиций в регион. В то же время регионы, которые до настоящего времени привлекали ограниченные объемы инвестиций, не могут увеличить их приток из-за того, что потенциальные инвесторы не располагают о них достаточной информацией.
Например, одним из основных источников получения информации об инвестиционной привлекательности региона являются партнеров компании, которые в нем уже работают. В случае, если количество инвестиционных проектов в регионе невелико, то и шансы на привлечение новых резко сужаются.
В результате образуется замкнутый круг. Инвесторы идут в регионы, уже привлекающие значительные средства и наладившие каналы привлечения инвестиций.
В определенной степени это связано с масштабами страны. Иностранные инвесторы не могут знать все российские регионы, быстро разобраться в преимуществах и недостатках того или иного региона с точки зрения вложения средств или организации производства на его территории.
Что касается выхода из этой ситуации, то, во-первых, это улучшение инвестиционного климата в регионе. Возможные направления деятельности в данной сфере я уже отметил.
Во-вторых, это активное распространение и доступность необходимой информации для иностранных и отечественных инвесторов. Открытость и прозрачность деятельности власти - нередко один из ключевых факторов при принятии инвесторами решений. А судят инвесторы об открытости в первую очередь по доступности необходимой для принятия решения информации о регионе.
Это и действующая законодательная база, и показатели и прогнозы развития региона, и перечень имеющихся инвестиционных проектов, и сведения об успешных инвестиционных проектах, и вся другая необходимая для инвесторов информация.
Хочу заметить, что ключевые слова при формировании информационных потоков не только "позитивность" и "важность для региона", но и "содержательность для инвесторов".
При этом вопрос распространения информации не так прост, как это может показаться. В данном случае необходим комплексный подход.
Региональные власти должны использовать и публикации в СМИ, и интернет-сайт региона, и информационные возможности организаций предпринимателей, определяя их оптимальное сочетание для региона.
Что касается интернет-сайта региона, речь не может идти о том, чтобы государство помогло создать такие сайты всем регионам, объяснило бы ошибки, допущенные при их создании, рассказывало, какую еще информацию обязательно необходимо разместить на сайте.
Здесь регионы должны более активно работать с инвесторами, для получения обратной связи и устранения информационных пробелов.
Что касается организаций предпринимателей, то регионы пока не всегда используют возможности сотрудничества, к примеру, с Консультационным советом по иностранным инвестициям (КСИИ), РСПП, "ОПОРА России".
В частности, в рамках КСИИ региональные власти участвуют в работе недостаточно активно, в то же время значительная часть проблем инвесторов, рассматриваемых на заседаниях, вызвана именно действиями региональных и местных властей.
Другой возможностью привлечения инвесторов является организация форумов, конференций, ярмарок и других мероприятий, направленных на информирование максимально широкого круга потенциальных инвесторов о возможностях инвестирования в данном регионе.
Хорошим примером такой работы является данный форум.
Однако другие регионы не всегда правильно определяют задачи проведения подобных форумов. Несмотря на их положительный эффект для экономики региона, необходимо отметить, что для их успеха необходима их ориентация в первую очередь на предпринимателей.
Форумы должны давать инвесторам информацию о существующих инвестиционных проектах, в том числе уже реализующихся, действующем законодательстве и предполагаемых изменениях. При этом региональным властям, возможно, стоит рассмотреть возможность согласованных действий при проведении форумов.
Нередко лучшей альтернативой проведению не очень представительных форумов в каждом отдельном регионе является проведение общего форума в рамках федерального округа. С одной стороны, это стимулирует конкуренцию между регионами за привлечение инвесторов, с другой стороны, дает потенциальным инвесторам получить информацию об инвестиционном климате сразу в нескольких регионах.
Естественно, это лишь возможные направления политики регионов по улучшению инвестиционной привлекательности. И их список не закрытый. Сам регион должен формировать политику по привлечению инвестиций повышению своего имиджа.
А мы, со своей стороны, постараемся сделать все, что зависит от федерального уровня власти в части создания благоприятного предпринимательского климата.
Спасибо за внимание.

Справка о Ярославской области
Экономическое развитие Ярославской области в таблице


2004-06-30
Источник: МЭРиТ


Док. 293904
Перв. публик.: 30.06.04
Последн. ред.: 13.04.07
Число обращений: 506

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``