В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф принял участие в работе Первого Российско-Китайского инвестиционного форума Назад
Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф принял участие в работе Первого Российско-Китайского инвестиционного форума
Форум проходил с 8 по 10 июня 2004 г. в г. Хабаровске

Проект выступления Министра Г.О. Грефа
на Хабаровском инвестиционном форуме 9 июня 2004 г.

Уважаемые коллеги!
Как я уже говорил, развитию российско-китайских отношений мы придаем очень большое значение, в том числе и в сфере делового сотрудничества.
У нас очень богатая история взаимоотношений, начавшаяся еще во времена Великого шелкового пути. Для России Китай - это не просто сосед, это великая держава, один из ключевых торговых партнеров, у которого есть чему поучиться. И Президент в своем ежегодном послании подчеркнул роль Китая как одного из наших крупнейших партнеров, с которыми нам необходимо развивать именно партнерские отношения.
Китай - лидер по привлечению иностранных инвестиций и значительно опережает Россию по данному показателю. Только в 2003 году объем использованных иностранных инвестиций составил 53 млрд. 505 млн. долларов США. За период с начала реформ в Китае утверждено создание 465.277 предприятий с общей суммой контрактных инвестиций в размере 943,13 млрд. долларов США. Из них объем использованных инвестиций составил 501,47 млрд. долларов США (по данным Торгпредства России в КНР). Китай несколько опережает Россию и по темпам роста (темпы роста ВВП Китая в 2003 году составили 9%).
Рост товарооборота между нашими странами внушает оптимизм, но структура товарооборота нас не вполне устраивает. В 2003 году на первом месте в российском экспорте оставались поставки минерального топлива, нефти и нефтепродуктов (21,5% российского экспорта), второе место занимают черные металлы - 18,5 %. Тогда как доля в экспорте машин и оборудования - только 12,9%. Надеемся, что в том числе и данный инвестиционный форум позволит изменить структуру российского экспорта. Хотя, должен оговориться, что структуру мы должны менять не через сокращение физических объемов поставок минеральных ресурсов. Обеспечение Китайской Республики энергетическими ресурсами, необходимыми для динамичного развития китайской экономики - одна из наших задач. Ведь только имея динамично развивающуюся экономику Китая, мы сможем увеличить поставки услуг, продукции высокой степени переработки.
Сегодня есть целый ряд крупных проектов российских предприятий в Китае, находящихся в разной стадии реализации. В частности, в регионе активно работают Атомстройэкспорт, компания "Силовые машины".
Компанией "Силовые машины" (С.-Петербург) подписаны соглашения о совместном участии в соответствующих китайских тендерах с Фучуньцзянским заводом (пров. Чжэцзян), Чэндуским заводом "Дунфан" (пров. Сычуань), Харбинской компанией по производству энергооборудования (пров. Хэйлунцзян). В рамках достигнутых соглашений в 2002-2003 гг. выиграны торги и поставлены турбинные рабочие колеса для ГЭС "Ванминпо" (пров. Хунань) и ТЭС "Ципинпу" (пров. Сычуань). Подписаны контракты на поставку в 2004-2005 гг. для электростанций "Ципинпу" (пров. Сычуань) и "Суйчжун" (пров. Ляонин) рабочих колес и запасных частей.
В рамках сотрудничества в сооружении Тяньваньской АЭС (пров. Цзянсу) в 2003 году ЗАО "Атомстройэкспорт" поставило на станцию более 20 тыс. т оборудования, трубопроводов и материалов на сумму 365 млн. долларов. К концу 2004 года будет поставлено 650 т оборудования. С начала строительства АЭС из российского кредита в 1,3 млрд. долларов освоено свыше 75% средств. Коммерческий пуск 2-х блоков ВВЭР-1000 запланирован на конец 2004 и 2005 гг. В мае 2003 г. ЗАО "Атомстройэкспорт" передало китайской стороне технические предложения по строительству 3-го и 4-го блоков Тяньваньской АЭС. Кроме того, компания готовится к тендеру на 4 блока АЭС в провинциях Гуандун и Чжэцзян, который состоится в этом году.
На протяжении последних лет четко обозначились приоритетные сферы для китайских инвестиций в России: лесопереработка, разработка месторождений полезных ископаемых, добыча и переработка морских ресурсов, легкая и пищевая промышленность, химическая промышленность и телекоммуникации, создание сборочных производств электробытовых приборов. По данным Министерства коммерции КНР и Торгового представительства России на территории Китая, по состоянию на конец 2003 года зарегистрировано 523 предприятий с участием китайского капитала с суммарным объемом китайских контрактных инвестиций более 500 млн. долларов. При этом 277 предприятий функционируют в области торговли и услуг, 180 - в производстве и переработке давальческого сырья, 39 - в сельском хозяйстве, 25 - в освоении природных ресурсов.
В качестве возможных направлений дальнейшего сотрудничества можно отметить продвижение в КНР запатентованных российских технологий и высокотехнологичных товаров, привлечение инвестиций в НИОКР на территории России, а также проработка путей совместной реализации прикладных научных исследований в тех областях, в которых Китай достиг передового мирового уровня.
Дальнейшая активизация торгово-экономических и научно-технических связей между нашими странами может дать дополнительный импульс развитию двустороннего инвестиционного сотрудничества. Положительная динамика показателей инвестиционной активности между нашими странами свидетельствует о том, что потенциал инвестиционного сотрудничества не исчерпан, и мы способны ее наращивать.
Для развития экономических отношений большое значение имеет уровень политических контактов. Я уже говорил, что Россию и Китай связывают очень давние отношения. Сейчас они продолжают развиваться, в том числе на самом высоком уровне. В частности на 17 июня 2004 г. в Ташкенте запланирована двусторонняя встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина и Председателя КНР Ху Цзиньтао.
С удовлетворением можно отметить, что участились поездки китайских делегаций в Россию, в том числе для посещения российских выставок. Считаю, что существующая практика организации ознакомительных поездок в Китай и презентаций возможностей регионов России на проходящих в Китае выставках тоже должна быть продолжена.
Другим катализатором наших двусторонних отношений может стать общность решаемых задач - и Китай и Россия стремятся увеличить свою экономическую и политическую роль в мире. Сегодня мы имеем возможность развивать свою сотрудничество не исходя из политической конъюнктуры, а руководствуясь реальной экономической выгодой. И только двигаясь по этому пути, мы сможем извлечь максимальную выгоду для экономик обоих стран.
Несмотря на рост товарооборота между нашими странами, активизацию инвестиционных проектов, уровень сотрудничества все еще недостаточен. В определенной степени это связано с тем, что инвестиционный климат в России до настоящего времени был не столь благоприятен для инвесторов. Однако сейчас после реализации ряда структурных реформ ситуация постепенно меняется. Однако мы столкнулись с новой проблемой - существенным препятствием для успешного инвестиционного сотрудничества является недостаточность сведений о состоянии инвестиционного климата в России.
Поэтому хочу очень коротко остановиться на текущем состоянии инвестиционного климата.
Все результаты говорят о том, что положительные тенденции, сформировавшиеся в российской экономике, имеют стабильный характер и способствуют росту доверия и интереса со стороны зарубежных инвесторов. На фоне роста ВВП (7.3%), промышленного производства, инвестиций в основной капитал, прогнозируемости инфляции и курса национальной валюты отмечаются положительные изменения в отношении иностранных инвесторов к России. Формируется положительный имидж России в мировом сообществе. В частности, инвестиционное рейтинговое агентство Moody"s в октябре 2003 года повысило рейтинг России до инвестиционного уровня. Мы ожидаем, что в ближайшее время и другие ведущие мировые агентства дадут России инвестиционный рейтинг.
Огромная работа проделана в сфере упорядочения взаимоотношений между государством и инвесторами, а также защиты прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы. Законодательно гарантирована стабильность условий деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.
Кроме того, за последние годы удалось сократить налоговое бремя и мы не останавливаемся на достигнутом. Принят ряд важнейших, определяющих правила игры документов, включающих Земельный кодекс, Трудовой кодекс, другие документы. Мы сократили множество барьеров, с которыми сталкивались не только иностранные инвесторы, но и все предприниматели, работающие в России.
Дальнейшую работу по расширению сотрудничества в инвестиционной сфере можно разбить на следующие направления:
1. На федеральном уровне основная задача - дальнейшее совершенствование законодательной базы и рыночных институтов. Одним из возможных направлений деятельности может стать работа по трансформации существующего Консультативного совета по иностранным инвестициям в России в более оперативно действующий орган. Это позволит расширить возможности иностранных инвесторов по детальному рассмотрению спорных ситуаций на достаточно высоком уровне. Однако необходимо не просто обеспечить возможность для инвестора обсудить свои вопросы, но и так изменить наши институты, чтобы количество спорных ситуаций резко сократилось.
2. Поддержка конкретных инвестиционных проектов. В данном случае речь разумеется не идет о предоставлении адресных льгот отдельным проектам. Вместе с тем, мы готовы создать максимально благоприятную среду для инвесторов. Многое в поддержке подобных проектов зависит и от региональных властей. Пользуясь случаем, хочу сказать, что именно от них в большой степени зависят судьбы проектов. Инвестиционный климат определяется не только принятыми законами, но и тем, как эти законы реализуются на местах.
3. Особо хочу отметить необходимость активизировать сотрудничество в инвестиционной сфере между российскими регионами и китайскими провинциями. Такие форумы, как проходящий сейчас, позволят и завязать новые контакты, и поддержать разрабатываемые российско-китайские проекты.
Задача властей России и Китая - создать благоприятные условия для сотрудничества предприятий наших стран. Мы со своей стороны, и думаю, господин Ма Кай поддержит меня, приложим все силы для создания благоприятных социально-экономических институтов. Сегодня власти пошли дальше - мы собрали бизнесменов двух стран и дали вам возможность вести результативные переговоры. Господа бизнесмены, ждем от вас конкретных результатов!



Тезисы к приветственному слову Министра Г.О. Грефа
на Хабаровском инвестиционном форуме 9 июня 2004 г.


Добрый день, уважаемые коллеги!

Рад приветствовать собравшихся в этом зале делегатов первого Российско-китайского инвестиционного форума. Не уменьшая исторической значимости сегодняшнего события, хочу отметить, что проводимый форум является логичным продолжением цепочки развития российско-китайских отношений. История российско-китайской дружбы уходит в века. Тем более приятно отметить, что сейчас мы все больше осознаем преимущества такого соседства - две великие державы, обладающие огромным потенциалом развития могут и должны плотно сотрудничать.
Китай - это один из наиболее активных и крупных российских торговых партнеров. Кстати, рост российско-китайского товарооборота в последние годы стремительно растет. Объем товарооборота России с КНР составил в 2003 году более 15 с половиной миллиардов долларов (15.760,62 млн. долл.), увеличившись более чем на треть только за последний год (32,1% по сравнению с 2002 годом).

Российский Дальний Восток, являясь экономически значимым регионом, давая 7% ВВП страны, в то же время остро нуждается в инвестициях. И соседство с Китайской Республикой может стать одним из важнейших факторов решения этой задачи. Подобные форумы призваны помочь российскому и китайскому бизнесу узнать друг друга, наладить контакты, привлечь дополнительные инвестиции. Бизнесмены Дальнего Востока в этом плане имеют преимущество перед предпринимателями из других уголков России - с ближайшими соседями всегда легче и приятней работать.
Хочу и от себя и от потенциальных получателей инвестиций выразить благодарность полномочному представителю Президента в Дальневосточном федеральном округе и губернатору Хабаровского края за помощь в организации форума.
Я не раз участвовал в крупнейших инвестиционных форумах и могу сказать, что об их успешности лучше всего можно судить по тому, есть ли за ними конкретные проекты, много ли присутствует бизнесменов. По-моему, нам удалось выполнить эти условия в полной мере. В форуме участвует весьма представительная делегация руководства регионов России и провинций Китая, китайских и российских бизнесменов. Насколько я знаю, подготовлены к подписанию инвестиционные проекты на общую сумму более 1,3 млрд. долларов.
Еще раз хочу подчеркнуть - одна из важнейших задач форума - узнать как можно больше друг о друге, найти точки соприкосновения. Призываю участников форума руководствоваться именно этим принципом и хочу передать слово Председателю Государственного комитета КНР по развитию и реформе Ма Каю.


2004-06-10
Источник: МЭРиТ


Док. 293894
Перв. публик.: 10.06.04
Последн. ред.: 13.04.07
Число обращений: 504

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``