В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тезисы выступления Министра экономического развития и торговли Г.О. Грефа на Первой Российской Бизнес-конференции в Грузии Назад
Тезисы выступления Министра экономического развития и торговли Г.О. Грефа на Первой Российской Бизнес-конференции в Грузии
г. Тбилиси, 27-30 мая 2004 года

Тезисы выступления
Министра экономического развития и торговли Г.О. Грефа
на Первой Российской Бизнес-конференции в Грузии
(г. Тбилиси, 27-30 мая 2004 г.)

Искренне рад возможности приветствовать участников и организаторов Первой российской бизнес-конференции в Грузии и принять в ней участие!
Рассматриваю проведение нашей конференции как практический отклик на поддержку курса сближения двух стран, инициированного Президентами М.Н. Саакашвили и В.В. Путиным, как стремление нового руководства Грузии развивать и совершенствовать российско-грузинское экономическое сотрудничество. Для нас особенно важно, что конференция проводится вскоре после подписания Россией и Европейским союзом протокола о завершении переговоров о присоединении России к Всемирной торговой организации, которое состоялось в ходе саммита "Россия-ЕС" в Москве 21 мая 2004 года.
Сегодня, когда проходят интенсивные процессы интеграции России и Грузии в мировое политическое и экономическое сообщество, нашим странам особенно необходимы новые деловые предложения, свежие идеи и решения, которые дадут возможность вывести двустороннее сотрудничество между нашими государствами на качественно новый уровень, определят точки роста, дадут новый импульс развитию торгово-экономических и инвестиционных связей.
Поэтому хочу выразить уверенность, что усилия организаторов конференции увенчаются успехом, а обмен мнениями между представителями власти и бизнеса России и Грузии приведет к реальным результатам, будет содействовать созданию максимально комфортной среды для привлечения российского бизнеса в Грузию.
Россия, которую связывают с Грузией отношения добрых соседей и выгодных экономических партнеров, сегодня вступила в новый этап своего развития, для которого характерен переход к зрелой рыночной экономике, эффективной интеграции в мировое хозяйство.
В последние годы наша страна по темпам экономического роста опережает многие развитые страны мира. Для российской экономики прошедший - 2003 год был одним из самых успешных за годы реформ, наблюдался устойчивый рост практически по всем основным экономическим показателям.
По итогам ушедшего года можно сделать вывод, что российская экономика не исчерпала свой инвестиционный потенциал и способна увеличивать свою инвестиционную активность
При увеличивающемся количестве инвестиционных проектов за рубежом Правительством Российской Федерации проводится ряд мероприятий по стимулированию притока инвестиций в российскую экономику и повышению конкурентоспособности отечественной промышленности.
Расширение сотрудничества с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, углубление экономической интеграции рассматриваются нашим Правительством как важная стратегическая задача, решение которой позволит раскрыть нереализованный потенциал взаимовыгодных связей, будет служить укреплению государственности, возрождению духовного, культурно-исторического, социально-демографического потенциала наших народов, укреплению их безопасности. Среди стран Содружества Грузия, как экономический партнер России, занимает особое место.
Свидетельством тому стал рост товарооборота между обоими государствами в последние годы.
О том, какое значение для Грузии имеет Россия как торговый партнер, говорит такая цифра: удельный вес торговли с Россией во внешнеторговом обороте Грузии составляет примерно 16 % - больше любого другого торгового партнера Грузии.
    На сегодняшний день наиболее капиталоемкими статьями грузинского импорта из России являются поставки электроэнергии и природного газа. Российский же товарный рынок является главным для грузинских вин и минеральной воды, сельскохозяйственных и иных продуктов питания, ферросплавов.
Положительные тенденции в российско-грузинском экономическим сотрудничестве являются следствием определенного подъема в развитии народного хозяйства России и Грузии, активных действий на грузинских рынках российских хозяйствующих субъектов, таких как РАО "ЕЭС России" и ОАО "Газпром", продвижения наших стран по пути экономических реформ.
Необходимо и в дальнейшем закреплять и развивать положительные тенденции двустороннего взаимовыгодного сотрудничества. Стремление к этому, как нам известно, выражает и новое руководство Грузии, которое высказывается за создание стабильных и честных условий для работы российских бизнесменов в стране, за более гибкую налоговую политику, что позволит не только крупным российским компаниям, но и небольшим фирмам и отдельным гражданам осуществлять свои проекты в Грузии.
Приветствуя такой подход руководства вашей страны, мы обратились к представителям российских деловых кругов, наиболее влиятельным предпринимателям, руководителям крупных предприятий, которые заинтересованы в реализации совместных с грузинской стороной проектов. Сегодня обеим сторонам предоставлена возможность для прямого диалога по всему спектру взаимовыгодного сотрудничества.
Безусловно, на пути двустороннего торгово-экономического сотрудничества немало трудностей и препятствий, которые необходимо преодолевать. Не говоря о политических факторах, к ним относятся и неразвитость договорно-правовой базы двустороннего экономического сотрудничества, сложности с транспортировкой грузов, отсутствие надежных финансовых механизмов, которые бы содействовали взаиморасчетам и снижали бы риски входа и закрепления на грузинском рынке.
В первую очередь необходимо активизировать формирование и совершенствование двусторонней договорно-правовой базы сотрудничества в экономической сфере.
Как известно, одним из базовых межправительственных соглашений в области российско-грузинского торгово-экономического сотрудничества является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о свободной торговле от 3 февраля 1994 г., которое вступило в силу 10 мая 1994 г.
Дальнейшее развитие взаимной торговли требует подписания и реализации ряда двусторонних соглашений, в частности, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, о производственной кооперации.
Кроме того, представляется целесообразным ускорить проведение грузинской стороной внутригосударственных процедур по вступлению в силу Протокола о внесении изменений и дополнений в Протокол об изъятиях из режима свободной торговли к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о свободной торговле от 3 февраля 1994 г., подписанный 11 мая 1994 г., от 10 июля 2001 г. Российская сторона уже завершила проведение внутригосударственных процедур по вступлению в силу Протокола об изъятиях.
Прочным фундаментом для укрепления наших экономических отношений должна стать разработка и подписание обеими странами нового рамочного российско-грузинского договора о дружбе, добрососедстве, сотрудничестве и взаимной безопасности.
    Необходимо активно развивать межправительственные связи, в основе которых должны лежать взаимный обмен опытом, двусторонняя помощь в проведении экономических реформ, экспертное содействие.
В этой связи Российская сторона серьезно рассматривает вопрос об открытии в Грузии Торгового представительства Российской Федерации. Считаем, что это может стать новой вехой в совершенствовании и развитии двустороннего торгово-экономического сотрудничества.
Важным инструментом развития двусторонних связей между Российской Федерацией и Грузией является Российско-Грузинская комиссия по вопросам экономического сотрудничества. За последние годы на ее заседаниях были рассмотрены и приняты решения по вопросам свободной торговли, активизации сотрудничества регионов обоих государств, по проблемам налогообложения, таможенно-тарифной политики.
Хочу отметить, что переговоры в рамках указанной Комиссии, как нам представляется, в последнее время проходили трудно в немалой степени из-за стремления включить в Протокол заседания вопросы, не связанные со сферой деятельности и статусом Комиссии.
Некоторые важные решения пятого заседания Комиссии от 5 июля 2002 г. все еще находятся в стадии выполнения. К сожалению, не состоялось шестое заседание Российско-Грузинской комиссии по вопросам экономического сотрудничества, проведение которого было запланировано в Тбилиси в IV квартале 2003 г.
Наша задача сегодня - активизировать деятельность Комиссии, повысить эффективность ее работы. Для этого надо завершить формирование кадрового состава обеих частей Комиссии, провести встречу ее сопредседателей, а осенью 2004 года провести очередное заседание
Одна из важных задач, стоящих перед Комиссией - это обсуждение проблемных вопросов, неблагоприятных факторов, которые мешают раскрыться потенциалу двустороннего сотрудничества.
Среди них:
слабая активность наших министерств и ведомств в совместном решении возникающих проблем;
несогласованность в проведении преобразований национальных экономик;
расхождения в национальных законодательствах в сфере внешнеэкономической и хозяйственной деятельности;
незначительные масштабы инвестиционной активности Сторон;
высокие цены на товары и транспортные услуги;
имущественные претензии Сторон;
незавершенность процесса делимитации и демаркации российско-грузинской границы, которая сдерживает развитие взаимовыгодного сотрудничества, особенно приграничных регионов обеих стран;
слабая информационная поддержка реального сектора экономики, социальной и гуманитарной инфраструктуры.
Новый импульс решению рассматриваемой проблемы придали договоренности, достигнутые в ходе трехсторонней встречи в г. Сочи 6-7 марта 2003 г. с участием Президентов России и Грузии, а также абхазской делегации. Так, принято решение рассмотреть на уровне экспертных групп вопрос об открытии железнодорожного сообщения Сочи-Тбилиси - проекта, реализация которого выгодна обоим государствам, и не только им.
Восстановление железнодорожного сообщения через Абхазию даст возможность значительно увеличить грузопотоки, товарооборот между странами Закавказья и Россией, удешевить стоимость перевозок, сократить сроки доставки грузов, создать дополнительные рабочие места и в значительной мере решить проблему занятости в регионе.
Модернизация каскада Ингурской ГЭС позволит значительно увеличить объемы вырабатываемой электроэнергии, которой хватит не только для удовлетворения потребностей в ней Грузии, но и значительного покрытия спроса в электроэнергии северокавказских регионов России.
Возобновление работы трехсторонних рабочих групп в возможно сжатые сроки отвечает интересам обоих государств, так как реализация проектов по открытию железнодорожного сообщения Сочи-Тбилиси через Абхазию (Грузия) и по модернизации Ингурской ГЭС являются в настоящее время наиболее важными и эффективными направлениями экономического сотрудничества.
Важнейшим вопросом двусторонних отношений являются переговоры представителей наших стран о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Мы с удовлетворением отмечаем, что в последнее время позиция грузинской делегации на переговорах по присоединению России к ВТО стала более конструктивной, вернулась в русло экономической проблематики.
Полагаем, что стороны в рамках как двусторонних, так и многосторонних переговоров должны обсуждать только вопросы, входящие в компетенцию ВТО. Все остальные проблемы двустороннего торгово-экономического сотрудничества целесообразно рассматривать в рамках межправительственной Российско-Грузинской комиссии по вопросам экономического сотрудничества, ее рабочих органов.
Росту инвестиций, развитию взаимного товарооборота в определенной мере будет способствовать реализация подписанного соглашения о сотрудничестве "Внешторгбанка" и "Банка Грузии". В настоящее время эти банки прорабатывают механизм содействия своим клиентам в предоставлении им кредитов, гарантированного обеспечения и ускорения расчетов.
Важным событием торгово-экономических отношений обоих государств явилось проведение в октябре 2003 г. в г. Тбилиси Российско-Грузинского экономического форума, в котором приняло участие около 150 представителей властей и деловых кругов двух стран. В числе организаторов форума российская и грузинская Торгово-промышленные палаты, Российский союз промышленников. Доказательством интереса к России явилось то, что в ходе форума Российской стороне было предложено участвовать в реализации более 50 стратегически важных для Грузии инвестиционных проектов в сфере энергетики, транспорта, коммуникаций, промышленности и сельского хозяйства, туристско-курортного комплекса общей стоимостью почти 1 млрд. долларов. Полагаю, такие мероприятия должны стать традиционными и проводиться на регулярной основе.
Придать ускорение экономическому сотрудничеству, скоординировать действия грузинских и российских предпринимателей, а также способствовать продвижению грузинского бизнеса в России и инициировать новые инвестиционные проекты призван некоммерческий союз "Грузино-Российский бизнес-совет", созданный в Грузии в начале 2004 года.
В марте 2004 года в Посольстве Грузии в Российской Федерации состоялась встреча деловых кругов России и Грузии, на которой создан Совет российско-грузинского делового сотрудничества. Во встрече участвовали представители отраслей энергетики, сельского хозяйства, машиностроения, стройиндустрии и других. Первый организованный Советом бизнес-семинар планируется провести летом в Грузии.
Хочу еще раз подчеркнуть, что состояние российской экономики сегодня позволяет ставить в практическую плоскость вопрос об инвестициях в производственный сектор Грузии. С точки зрения интересов России объектами инвестиций могли бы быть предприятия по производству и транспортировке энергоресурсов, комбинаты по производству ферросплавов, добыче и переработке марганцевой руды, а также сельскохозяйственные предприятия, учитывая, что продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье составляют основу российского экспорта в Грузию и поставок вашей страны в Россию. Большое будущее у совместных проектов в области туризма.
В то же время, нам придется с грузинскими коллегами рассмотреть некоторые вопросы, лежащие в юридической области. Дело в том, что грузинские предприятия топливно-энергетического комплекса, другие стратегические производственные объекты, которые заинтересовали бы российских инвесторов, как правило, предлагаются в управление, а не в собственность. Естественно, вкладывать большие деньги в сложное хозяйство и не быть его совладельцем согласится крайне малое число компаний.
Рассматривая содействие инвестиционному сотрудничеству с Грузией как важнейшую задачу, мы готовы:
- активно привлекать для работы в Российско-Грузинской комиссии по вопросам экономического сотрудничества, особенно на экспертном уровне, представителей российских компаний, работающих на грузинских рынках, для обсуждения и подготовки проектов двусторонних межправительственных соглашений, проектов решений Комиссии;
- оказывать помощь в организации проведения экономических конфе-ренций, форумов, встреч бизнесменов обоих государств, которые дают возможность обсудить и выработать пути решения проблем двустороннего экономического сотрудничества, а также предоставляют возможность продуктивного диалога по всему кругу вопросов экономического партнерства;
- регулярно информировать компании через вэб-сайт Минэкономразвития России в Интернете об изменениях экономической ситуации в Грузии, о внешнеторговой статистике, новинках грузинской нормативной правовой документации в сфере экономики;
- оказывать помощь в выпуске российско-грузинских изданий, раскрывающих проблемы интеграции экономик двух стран, пути их решения, помогающих предприятиям обоих государств наладить взаимовыгодные контакты;
- содействовать в организации выставочно-ярмарочной деятельности, проведении выставок экспортной продукции высокого качества, выпускаемой российскими и грузинскими предприятиями;
- принять меры к стимулированию российских экспортных поставок в Грузию.
Хочу особо подчеркнуть важность межрегионального сотрудничества наших государств, которое является важным резервом укрепления взаимоотношений между нашими странами, сохранения и укрепления исторически сложившихся производственных, научно-технических и культурных связей.
К сожалению, возможности этого сотрудничества сегодня в полной мере не реализованы.
Развитие регионального сотрудничества сегодня целесообразно осуществлять посредством разработки и принятия совместных программ отдельными регионами России и административно-территориальными образованиями Грузии, которые будут способствовать развитию производства, созданию условий для укрепления экономики каждого региона и повышению уровня жизни населения. В таких программах следует обосновать создание совместных предприятий в соответствующих отраслях регионов, строительство энерго- и транспортных коммуникаций, развитие взаимодополняемых производств и кооперационных связей, обеспечение необходимыми ресурсами всех сфер хозяйственной деятельности.
Отношения России и Грузии многогранны и не исчерпываются одной только экономикой. Мы всегда помним о том, что российско-грузинское гуманитарное сотрудничество опирается на вековые традиции культурных связей народов двух стран. Грузинский и русский народы всегда имели добрососедские и уважительные отношения, и, кроме того, их с древних времен объединяла христианская религия.
Лучшие представители грузинской общественной мысли, литературы и искусства внесли значительный вклад в развитие культуры России. Кстати, непревзойденный классик грузинской поэзии, автор бессмертного произведения "Витязь в тигровой шкуре", Шота Руставели, которого знают и любят в России, в 12 веке был казначеем царицы Тамары. И судя по тому, что "золотой век" культурного и политического развития Грузии пришелся, в том числе, и на период ее правления, Шота Руставели был не только талантливым поэтом, но и рачительным держателем казны, видимо успешно справлявшимся в том числе и с вопросами привлечения инвестиций. Хочется пожелать и нынешнему президенту Грузии объединить вокруг себя умных и талантливых людей, и привести грузинский народ к величию и процветанию, благодаря разумной политике, строящейся на принципах сотрудничества и добрососедства.
Значительное влияние на развитие всесторонних отношений между нашими странами оказывает многочисленная грузинская диаспора, существующая в России (по данным переписи населения 2002 года - это 692 тысячи этнических грузин, из них в Москве проживает около 300 тысяч человек). Среди ее представителей много известных политиков, ученых, писателей, артистов, общественных и культурных деятелей. Это высокообразованные, талантливые и уважаемые люди, которые вносят свой вклад в развитие и процветание России.
Российское высшее образование сохраняет привлекательность для грузинской молодежи - в вузах России на бюджетной основе обучаются свыше 300 грузинских студентов и аспирантов. Полагаю, престиж образования, полученного в России, сегодня достаточно высок и есть смысл нам вместе с грузинскими коллегами подумать о том, как дальше развивать сотрудничество и партнерские отношения наших вузов. Тому есть хорошие примеры: продолжаются контакты между МГУ, Санкт-Петербургским госуниверситетом и Тбилисским государственным университетом имени И. Джавахишвили.
Радует, что в последние годы активно развиваются творческие связи между нашими театрами, творческими коллективами, которые активно гастролируют в обеих странах.
Знаменательным событием стало проведение в Тбилиси Центром российской культуры фестиваля "Виват, Санкт-Петербург!", посвященного 300-летию города, с участием многих творческих коллективов и знаменитых артистов.
Российские музыканты участвуют в ежегодных Боржомском международном фестивале "Праздник искусств" и музыкальном фестивале "Осенний Тбилиси"; развиваются контакты между киностудиями "Мосфильм" и "Грузия-фильм".
Дни грузинской культуры, прошедшие в Москве в октябре 2003 года впервые за 20 лет, показали истинный интерес наших народов к творчеству друг друга, а Дни грузинского кино, состоявшиеся в Москве в декабре 2003 года, предоставили россиянам возможность еще раз насладиться грузинскими фильмами, которые по достоинству пользуются международным признанием.
Это лишь несколько ярких примеров, которые демонстрируют колоссальный потенциал, который заключается в культурных связях наших народов. Создать условия для развития и поощрения культурного сотрудничества наших стран - в этом мы видим задачу государственной власти.
Подводя итог, можно констатировать, что взаимоотношения между нашими государствами в целом выходят на качественно новый, более высокий уровень. Это относится и к экономическому, и к гуманитарному сотрудничеству, развитию наших связей в области образования, культуры, науки, искусства. И подтверждением этому служит Договор между Российской Федерацией и Грузией о дружбе, добрососедстве, сотрудничестве и взаимной безопасности, к подготовке которого мы приступили по решению Президентов обоих государств.


2004-06-03
Источник: МЭРиТ

Док. 293886
Перв. публик.: 03.06.04
Последн. ред.: 13.04.07
Число обращений: 488

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``