В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
21 апреля 2004 года на заседании Правительства РФ Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф выступил с докладом Назад
21 апреля 2004 года на заседании Правительства РФ Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф выступил с докладом
Тема: "Об итогах приватизации государственного имущества в 2003 году и о прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества на 2004 год"

Доклад

Уважаемый Михаил Ефимович!
Уважаемые члены Правительства и приглашенные!

1. Поэтапное сокращение избыточной части государственного сектора с использованием механизмов приватизации федерального имущества является одной из важнейших составляющих экономической реформы, создает условия для повышения конкурентоспособности экономики России.
2. Вступивший в силу в апреле 2002 года закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и принятые в его исполнение постановления Правительства позволили решить ряд проблем, которые присутствовали в приватизационном процессе и позволили сдвинуть его с мертвой точки.
Так, если в 2001 году было приватизировано лишь 5 федеральных предприятий и акции 125 акционерных обществ, то в 2003 году - 571 предприятие и акции 630 обществ. Слайд 1.
Вместе с тем, нормативная база приватизации, явившись в определенной степени плодом компромисса, не позволила радикально подойти к регламентации планирования и реализации приватизационного процесса; отсутствовали требования к необходимому уровню качества процесса и профессионализму участников его реализации.

3. Программой приватизации на 2003 год с учетом ряда принятых Правительством Российской Федерации дополнений предусматривалось приватизировать 970 федеральных государственных унитарных предприятий и акции 1965 акционерных обществ. Слайд 2.
Полностью была завершена процедура приватизации только 571 федерального государственного унитарного предприятия и акций 630 акционерных обществ (59% и 32% соответственно от включенных в программу).
4. Анализ итогов приватизации за 2003 год показал явную недостаточность темпов приватизации пакетов акций акционерных обществ и унитарных предприятий.
Докладывая сегодня о результатах реализации программы приватизации 2003 года, необходимо уделить основное время анализу причин частичного невыполнения задания и рассмотрению путей решения проблем.

5. Процедура приватизации федеральных государственных унитарных предприятий сегодня требует обязательного проведения предварительных этапов, включающих инвентаризацию, проведение аудита промежуточного баланса, оформления земельных участков, регистрацию акционерного общества и выпуска акций. Как показывает практика, на каждом из этапов возникают определенные трудности.
Слайд 3.

6. Уже с включения предприятия в программу приватизации нередко инициируются процедуры банкротства. Руководители затягивают сроки проведения инвентаризации. Аудит выявляет отсутствие должного бухгалтерского учета, требуется иногда его восстановление в полном объеме. В связи с этим в 2003 году приватизационные процедуры в отношении 52 предприятий были прекращены.
Приватизация подобных предприятий одномоментно выявляет все накопленные на предприятии проблемы, являющиеся результатом предыдущего управления в рамках существующей системы.
Принятие дисциплинарных мер к руководителям таких предприятий, в соответствии с действующим сегодня порядком требует длительной и не всегда результативной бюрократической переписки с отраслевыми ведомствами. Так 9 писем, направленных Минимуществом в Минпромнауки привели к тому, что был отстранен от должности лишь один руководитель предприятия.
Работа отраслевых министерств по управлению федеральными государственными унитарными предприятиями и в период до приватизации недостаточно эффективна. Обременение имущества дополнительными обязательствами, передача в аренду означает фактически скрытую приватизацию, затрудняет государственное управление этим имуществом.
Например, суда ледокольного флота (9 единиц) были внесены в реестр федерального имущества в качестве имущества казны Российской Федерации. В настоящее время 4 дизельных ледокола находятся в управлении у ОАО "Дальневосточное морское пароходство", 3 ледокола в управлении у ОАО "Северное морское пароходство", 2 - у ОАО "Мурманское морское пароходство".
Минтранс России предложил использовать дизельный ледокольный флот на условиях договоров аренды и представил проекты договоров на согласование в Минимущество России. Предложенная арендная плата, определенная без проведения рыночной оценки составила 100 долларов в день за один ледокол. При этом аренда автомобиля БМВ в Москве составляет180 долларов в день. Лишь усилиями Федерального агентства по управлению федеральным имуществом данные договоры были заблокированы.

Предлагается с момента включения предприятия в прогнозный план (программу) приватизации вывести предприятие из действующей системы в иной режим управления, позволяющий жестко и независимо контролировать его деятельность до самого момента приватизации. Для этого необходимо наделить Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом правом заключения и расторжения трудового договора с руководителем предприятия, применения предусмотренных трудовым законодательством мер ответственности. Должны быть переведены под контроль Агентства все совершаемые предприятием в этот период сделки.
Решения этих вопросов находятся в компетенции Правительства Российской Федерации и могут быть приняты в течение полутора-двух месяцев.

7. Другой проблемой, выявляемой при приватизации унитарных предприятий, которая тормозит проведение приватизации, является отсутствие у них правоустанавливающих документов на землю. Получение этих документов требует, как правило, более 4 месяцев.
Эта проблема в целом по стране должна быть решена в рамках проведения земельной реформы. Однако в целях достижения поставленных задач в сфере приватизации необходимо поручить федеральным органам обеспечить проведение в течение 2004 года мероприятий по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков по всем подведомственным им ФГУПам.
8. Законом о приватизации установлено жесткое правило об обязательном создании акционерного общества, если стоимость имущества превышает 100 тыс. рублей. Таких предприятий, стоимость основных средств которых составляет менее 10 тыс. рублей либо среднесписочная численность персонала менее 10 человек, в федеральной собственности порядка 2 тысяч. Преобразование таких предприятий в открытые акционерные общества лишено экономического смысла, эта организационно-правовая форма больше подходит для ведения крупного бизнеса и значительного числа акционеров - инвесторов.
Для таких предприятий необходимо установить порядок приватизации посредством продажи их имущественного комплекса, без создания акционерного общества. Это позволит избежать повторного внесения акций в прогнозный план приватизации, формирования совета директоров общества и назначения государственных представителей и т.д. При этом существенно ускорится передача таких предприятий в частный сектор. Данные изменения потребуют изменения Закона о приватизации.
9. Следующим блоком приватизации является продажа акций, находящихся в федеральной собственности.
В течение прошлого года были выставлены на продажу
акции 1394 акционерных обществ, из которых проданы акции лишь 628 обществ, что показывает недостаточную эффективность существующей системы продажи акций. Недостаточные темпы продажи федерального имущества обусловлены наличием в системе приватизации единственного продавца - Российского фонда федерального имущества. Структура продаж 2003 года по размеру пакетов акций представлена на слайде и в целом совпадает со структурой содержавшихся в Программе приватизации пакетов акций. Слайд 4.

Для более 95 процентов приватизируемых пакетов акций был использован аукцион как наиболее рыночный и открытый способ продажи. Однако около 62 процентов объявленных аукционов были признаны несостоявшимися, что, кроме объективных проблем с платежеспособным спросом, свидетельствует о недостаточно качественной предпродажной подготовке и недостаточно профессиональной работе продавца по осуществлению маркетинговых исследований и информированию потенциальных покупателей о предстоящих продажах.
Это потребовало применения иных способов приватизации и способствовало затягиванию совокупных сроков продажи федерального имущества в целом.
В связи с этим требует реформирования существующая система организации продаж в части информирования потенциальных инвесторов о предлагаемом к приватизации федеральном имуществе, определения его цены, выбора способа приватизации.

10. Ревизии требует и законодательство о приватизации, в том числе в части совершенствования способов. Требует более качественного обоснования выбор и использование специализированного аукциона при продаже акций, поскольку в 6 случаях из 18 акции были проданы не полностью и оставшийся пакет уже не имеет инвестиционной привлекательности. Так по ОАО Кубанские авиалинии специализированный аукцион был объявлен для продажи контрольного пакета акций. Лишь вмешательство Минэкономразвития России на стадии предпродажной подготовки остановило этот процесс.

11. Требуется решить вопрос о привлечении на конкурсной основе негосударственных организаций к приватизации федерального имущества.
РФФИ также выполняет полномочия Российской Федерации как акционера по управлению акциями до момента продажи акций, что приводит не только к отвлечению ресурсов продавца, но и к несогласованности принимаемых управленческих решений.
Так, в начале 2004 года РФФИ направил параллельно с Минимуществом России предложения по выдвижению представителей в Советы директоров и ревизионные комиссии ряда крупнейших акционерных обществ, которые вошли в программу приватизации, не являясь представителями прав Российской Федерации как акционера. Фондом были также направлены предложения по повестке дня годовых собраний, что привело к дезорганизации работы по подготовке указанных собраний.

12. Одновременно необходимо решить вопрос о согласованности действий при приобретении акций в федеральную собственность. Такого рода приобретения могут осуществляться только для выполнения для государственных и социальных функций. Сегодня в результате предоставления бюджетных инвестиций коммерческим негосударственным организациям, в федеральную собственность продолжают поступать пакеты акций, не обеспечивающие возможности участия в управлении акционерными обществами. В частности, из всех пакетов акций, поступивших в 2001 - 2003 годах в федеральную собственность в обмен на бюджетные инвестиции, более 80% являются миноритарными и подлежат приватизации.
Например, в 2003 году за 30 миллионов рублей были приватизированы принадлежащие государству 40% акций ОАО "Ленинградский сланец". В 2004 году указанное акционерное общество как получатель инвестиций было включено в федеральную адресную инвестиционную программу. В результате проведенной оценки рыночной стоимости акций, в обмен на 30 миллионов рублей бюджетных инвестиций государству был предложен пакет в 12% акций указанного общества. Таким образом, с одной стороны, Российская Федерация отказывается от участия в капитале ряда акционерных обществ, а с другой, приобретает их акции. Поэтому сегодня необходимо поставить вопрос о пересмотре механизма предоставления бюджетных инвестиций негосударственным коммерческим организациям.
13. Важной частью процесса приватизации в 2003 году была приватизация земельных участков.
В прошедшем году в порядке, предусмотренном статьей 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", в Минимущество России и его территориальные органы поступило более 5 тыс. заявок на выкуп земельных участков под ранее приватизированными предприятиями и иными объектами недвижимости. Принято 3,5 тыс. решений о приватизации земельных участков общей площадью 11 тыс. га.
Доход федерального бюджета от продажи таких земельных участков составил почти 4 млрд. руб.
Следует обратить внимание на проблему приватизации земли в Москве. Соответствующие подразделения Правительства Москвы препятствуют получению кадастровых планов земельных участков, а также регистрации права частной собственности на уже выкупленные земельные участки. Эти проблемы требую скорейшего урегулирования.
Кроме того, требует однозначного решения вопрос об уплате НДС при приватизации земельных участков. Взимание такого налога при приватизации земельных участков, в то время как приватизационное законодательство указывает на отсутствие необходимости взимания НДС в сделках приватизации, приводит к судебным спорам и может повлечь необходимость возврата этого налога уплатившим его покупателям.

15. При подготовке прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2004 года пришлось столкнуться с тем, что приватизация сдерживается значительным количеством во многом устаревших запретов. В целом эти ограничения не позволяют осуществить приватизацию около 3000 ФГУПов. Проведенный анализ выявил 60 федеральных законов и 18 указов Президента Российской Федерации, содержащих такие ограничения. Они были введены в период начала приватизации, на сегодня они не запрещают в то же время отчуждение такого имущества ни в процессе банкротства, ни в процессе исполнительного производства. Проведенная работа по подготовке проектов законов и указов по отмене таких запретов показала, что в обычном режиме согласований эти проекты никогда не будут приняты.
В связи с этим считаю необходимым Правительству принять принципиальное решение о подготовке законопроекта и проекта Указа Президента Российской Федерации о пересмотре всех установленных ранее запретов на приватизацию государственного и муниципального имущества, включая установление перечня объектов культурного наследия не подлежащих приватизации.
Помимо этого необходимо решить вопрос о перечне стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, приватизация которых осуществляется по решению Президента Российской Федерации. На ряде таких предприятий ухудшается финансовое положение, растут обязательства, уменьшаются активы. Так, на ОАО "Ижмаш" (57% в федеральной собственности) основные средства стоимостью более 5 млрд. рублей переданы в качестве вкладов в более 20 дочерних и зависимых структур общества, в том числе за последний год на сумму более 1 млрд. рублей. Таким образом передано более 70 процентов активов общества.
Вместе с тем, имеются предложения Совета безопасности о расширении перечня стратегических предприятий и акционерных обществ и включении в него даже тех акционерных обществ, в которых государственная доля не позволяет обеспечить интересы Российской Федерации.
16. Теперь о прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества на 2004 год. Слайд 5.
Согласно плану в текущем году подлежат приватизации 1063 федеральных государственных унитарных предприятия и акции 717 открытых акционерных обществ.
Однако для решения заявленной Правительством Российской Федерации задачи приватизации федерального имущества, которое не используется для обеспечения функций государства, предлагаю внести в программу приватизации ряд дополнений.
Во-первых, дополнить программу приватизации объектами федерального имущества, приватизация которых не была завершена в 2003 году. Проект соответствующего распоряжения в установленном порядке представлен в Правительство Российской Федерации. В нем предложено завершить приватизацию 346 предприятий и акций 1109 акционерных обществ.
Во-вторых, к сегодняшнему заседанию подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации по внесению дополнений в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2004 год, содержащий предложения о приватизации еще 506 предприятий и акций 396 акционерных обществ. Структура пакетов акций, планируемых к приватизации в 2004 году представлена на слайде.Слайд 6.
Если все эти дополнения будут приняты Правительством, то программа приватизации 2004 года будет включать 1915 федеральных государственных унитарных предприятий и акции 2222 акционерных обществ, что позволит увеличить заданные предыдущими решениями Правительства Российской Федерации темпы приватизации федерального имущества, которое не используется для обеспечения функций и задач государства.

Для реализации этой масштабной задачи потребуется слаженная работа всех федеральных органов исполнительной власти.

Благодарю за внимание.


Слайды


2004-04-21
Источник: МЭРиТ


Док. 293870
Перв. публик.: 21.04.04
Последн. ред.: 13.04.07
Число обращений: 507

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``