В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
31 марта 2004 г. Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф выступил на конференции `День российской экономики - 2004` в г. Франкфурте-на-Майне (ФРГ) Назад
31 марта 2004 г. Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф выступил на конференции `День российской экономики - 2004` в г. Франкфурте-на-Майне (ФРГ)
Тема доклада: "Россия после выборов: интенсификация стратегического партнерства между Россией и Германией"


Доклад Г.О. Грефа

"Россия после выборов: интенсификация стратегического партнерства
между Россией и Германией"

Уважаемые дамы и господа!
    
Открывая сегодня этот представительный форум, рад приветствовать Вас на Дне российской экономики - 2004 в городе Франкфурте-на-Майне.
Мне доставляет большое удовольствие принимать участие в работе этого, ставшего уже традиционным в рамках российско-германских экономических отношений, форума, на котором представлены многие ведущие германские компании, финансово-кредитные институты, другие организации, заинтересо-ванные в сотрудничестве с российскими партнерами и внимательно следящие за переменами, происходящими в нашей стране.
    Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить организаторов форума и, пре-жде всего, Обер-бургомистра Франкфурта-на-Майне г-жу Петру Рот за возмож-ность встретиться с представителями германской деловой элиты, мнением кото-рых мы очень дорожим, и поделиться с ними достижениями и проблемами на пути экономических преобразований в Российской Федерации.
В начале своего выступления считаю нужным подчеркнуть, что в России сложились объективные предпосылки для устойчивого экономического разви-тия страны, а значит и для сотрудничества с зарубежными партнерами. Главное - это дает возможность работать на долговременную перспективу. Работать уве-ренно и спокойно.
Разрешите проинформировать Вас о социально-экономическом развитии Российской Федерации.
Минувший год для российской экономики был одним из самых успешных за годы реформ. Продолжался устойчивый рост практически по всем основным экономическим показателям. По большинству показателей темпы роста были выше, чем в 2002 году.
Рост ВВП в 2003 году составил 7,3%. Большая часть роста (почти 65%) дос-тигнута за счет внутренних факторов - роста инвестиций в основной капитал и доходов населения.
В сфере производства основной вклад в рост ВВП в 2003 году внесли про-мышленность, строительство и отрасли, оказывающие рыночные услуги (транс-порт, связь, торговля), при более сдержанной динамике сельского хозяйства и отраслей сферы нерыночных услуг.
Объем промышленного производства увеличился на 7%. Опережающими темпами росло
производство в топливной промышленности (на 9,3%), черной металлургии (на 8,9%), машиностроении и металлообработке (на 9,4%). При этом опреде-ляющим фактором роста выпуска машиностроительной продукции были не за-казы со стороны основных экспортных отраслей, а активизация внутреннего со-вокупного спроса (железнодорожное машиностроение, приборостроение, быто-вая техника), в том числе и со стороны государства - основного потребителя продукции железнодорожного машиностроения, прирост производства которой за 2003 год составил более 30%. Из основных отраслей промышленности ниже
уровня предыдущего года отмечен в 2003 году выпуск продукции в легкой промышленности (на 2,3%).
По темпам экономического роста в последние годы Россия опережает большинство стран мирового сообщества.

Заметно повысилась инвестиционная активность в экономике, в том числе иностранных инвесторов в России. Рост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2003 году составил 12,5% против 2,6% в 2002 году. Общий объем иностранных инвестиций вырос на 50,1% и составил 29,7 млрд. долларов США. Прямые иностранные инвестиции в российскую эко-номику за 2003 год увеличились на 69,4% и составили 6,8 млрд. долларов США.
Продолжался рост реальных располагаемых денежных доходов и потребле-ния населением товаров и услуг, причем также опережающими по отношению к динамике ВВП темпами. Впервые за последние годы рост производительности труда в промышленности превысил повышение реальной среднемесячной зара-ботной платы.
В условиях значительного положительного торгового сальдо и взвешенной бюджетной политики сохранялась стабильность финансовой системы. Снизи-лись темпы инфляции. Расширились масштабы притока иностранных финансо-вых ресурсов, и сократился вывоз частного капитала резидентами, причем во II и IV кварталах отмечен не отток, а чистый приток иностранных финансовых ре-сурсов в частный сектор. Оставалась стабильной и предсказуемой ситуация на валютном рынке. Своевременно погашался и обслуживался внешний государст-венный долг, несмотря на "пик" платежей в 2003 году. Впервые с начала реформ международным рейтинговым агентством Moody"s повышен рейтинг России до инвестиционного уровня. Восстанавливалось доверие населения к отечествен-ной банковской системе, включая частные банки.
Внешнеторговое сальдо в 2003 году в среднем за месяц составляло около 5 млрд. долл. США, что значительно выше, чем год назад и сопоставимо с ре-кордным уровнем 2000 года.
Это обусловило существенный прирост золотовалютных резервов Банка России, которые по состоянию на 5 марта 2004 года достигли 84,6 млрд. долла-ров США.

Дополнительно. В 2003 году экспорт товаров вырос более чем на 25%. Прирост стоимостного объема экспорта товаров, по оценке Банка России, при-мерно в равных долях был обеспечен за счет увеличения физического объема и за счет фактора цен в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры на миро-вых рынках энергоносителей и металлов. Тенденция роста экспорта сохраняется и в текущем году. В январе экспорт вырос почти на 1,5 млрд. долларов США (+14,3%).
В целом высокой динамикой характеризовался и рост импорта товаров, превысивший уровень 2002 года почти на 23%. Растущий платежеспособный спрос населения в прошедшем году удовлетворялся примерно в равной степени как импортными товарами, так и товарами собственного производства, что сви-детельствует о возросшей конкурентоспособности отечественных производите-лей на внутреннем рынке. Во многом это результат их интеграции в мировую экономику. Российские предприятия все более широко используют западные технологии, импортные комплектующие и лицензии. В товарной структуре им-порта в 2003 году, по данным таможенной статистики, основное место занимали машины, оборудование и транспортные средства.
В целом достаточно высокой динамике импорта способствовали, прежде всего, рост доходов населения и предприятий и укрепление рубля. За 2003 год реальное укрепление курса рубля к доллару США составило 18,9%, реальный эффективный курс рубля (по "корзине" валют) укрепился на 4,1%.
Продолжился рост реальных располагаемых денежных доходов населе-ния. В 2003 году они выросли, по сравнению с 2002 годом, на 14,5%.
Экономическая стабильность в стране, улучшение финансового состояния предприятий, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и падение до-ходности по рубленым финансовым инструментам способствовали росту инве-стиционной активности. В 2003 году объем инвестиций в основной капитал к предыдущему году составил 112,5% против 102,6% в 2002 году. Инвестицион-ная активность в 2003 году характеризовалась более высокой динамикой, чем в 2002 году.
С точки зрения источников финансирования инвестиций происходит повы-шение доли привлеченных средств, что отражает процессы постепенного укреп-ления и развития денежной сферы и финансовых институтов.
В истекшем году заметно снизились темпы инфляции. За 2003 год потре-бительские цены увеличились на 12,0% против 15,1% за 2002 год, причем за-медление темпов инфляции происходит в условиях растущего платежеспособ-ного спроса населения.
Таким образом, текущая экономическая ситуация в России весьма благо-приятная для предпринимательской деятельности. На этом фоне правительство проводит ряд серьезных структурных реформ в российской экономике. Рефор-мы направлены не на поддержку отдельных секторов экономики или осуществ-ление отраслевой промышленной политики, а на повышение глобальной конку-рентоспособности российской экономики. Их можно условно разделить на три блока:
- повышение конкурентоспособности государственного управления через проведение административной и судебной реформ, реформы правоприменения, технического регулирования, повышение эффективности и прозрачности поль-зования природными ресурсами и приватизацию госсобственности;
- повышение конкурентоспособности бизнеса, включая улучшение контро-ля за экономической концентрацией, реформирование естественных монополий и повышение прозрачности финансовых институтов;
- повышение конкурентоспособности человека, включая реформу образова-ния, здравоохранения, реформу армии и ЖКХ.

Административная реформа направлена на сокращение государственного регулирования и вмешательства в экономику, исключение дублирования функ-ций власти, разграничение функций и полномочий исполнительной власти, раз-витие саморегулируемых организаций в области экономики, которым впослед-ствии будет передана часть регулирующих функций. Ее результаты должны су-щественно улучшить работу государственного аппарата, повысить качество принимаемых решений и оказываемых услуг, увеличить скорость проведения других структурных реформ.
Планируется делегировать часть функций государства саморегулируемым организациям, пересмотреть функции контрольных и надзорных органов в сто-рону их сокращения, продолжить совершенствование системы лицензирования и законодательства о банкротстве. После принятия федерального закона "О тех-ническом регулировании" была утверждена Программа разработки техниче-ских регламентов. В 2004 году предстоит начать эту работу, чтобы принятый за-кон стал реально действовать.
Важно обеспечить открытость и доступность информации о деятельности государственного аппарата. Кстати на сайте Минэкономразвития www econ-omy.gov.ru у нас есть постоянно действующий форм для обсуждения новых за-конопроектов. Вы можете обращаться с вопросами. Мы открыты к обсуждению. Республиканский центр развития предпринимательства (общественная органи-зация) проводит постоянные рейтинги открытости государственных структур "информационная доступность государственных органов власти". В этих рей-тингах мы занимаем стабильное место в разделе "очень высокая информацион-ная доступность и открытость".
На отношения экономических агентов сильное воздействие оказывает су-дебная система. В ближайшие годы продолжится ее реформирование. Прежде всего, реформы затронут области защиты прав собственности, разрешения кор-поративных конфликтов, арбитражного и третейского судопроизводства.
Осуществляется дальнейшее развитие судебной системы защиты прав ин-весторов. Принятие в 2002 году нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации способствует обеспечению квалифицированного реше-ния хозяйственных споров, в том числе и по инвестиционным вопросам.
Другим направлением в проведении структурных реформ является реструк-туризация инфраструктурных монополий. Довольно активно реформы продви-гаются в электроэнергетике и железнодорожных перевозках. В этих областях создаются предпосылки для функционирования конкурентных рынков, боль-шинство активов планируется приватизировать, а естественно-монопольную часть инфраструктуры закрепить в собственности государства. Государствен-ный контроль за естественно-монопольной частью инфраструктуры призван обеспечить недискриминационный доступ частных производителей к инфра-структуре, что способствует конкуренции, повышению качества предоставляе-мых услуг и снижению цен.
Неудовлетворительное состояние основных фондов, инвестиционный голод и перекладывание бремени неэффективного управления на потребителей про-дукции монополий привели к необходимости безотлагательных реформ. Однако важно, чтобы в процессе проведения реформ потребителям не прекращалось предоставление товаров и услуг инфраструктурных монополий. Поэтому рест-руктуризацию отраслей необходимо проводить постепенно, в соответствии с за-планированными сроками.
Вместе с реформами инфраструктурных монополий необходимо увеличи-вать эффективность контроля за экономической концентрацией, поскольку под-держание конкуренции на рынках является одной из важнейших и неотъемле-мых функций государства. Поэтому для минимизации негативных воздействий от такого вмешательства в 2004 году необходимо пересмотреть принципы анти-монопольного регулирования, постепенно переориентируясь на механизмы пре-сечения злоупотреблений доминирующим положением на рынке, а не контроля над возникновением такого положения. Одновременно необходимо сосредото-чить внимание на совершенствовании процедур антимонопольного регулирова-ния, в первую очередь, облегчив процедуры обращения участников рынка по поводу нарушений законодательства.
Еще одним приоритетным направлением деятельности Правительства Рос-сийской Федерации является реформа ЖКХ. Износ основных фондов в среднем по ЖКХ уже достигает 60%. Все это происходит на фоне неудовлетворительно-го качества коммунальных услуг, постоянного повышения тарифов и частых аварий. Существующая система функционирования жилищно-коммунального хозяйства использует механизмы перекрестного субсидирования, способствует поддержанию теневых отношений, приводит к образованию неплатежей, и в ко-нечном итоге, тормозит развитие бизнеса и негативно сказывается на качестве жизни людей. Реформа ЖКХ призвана ликвидировать эти проблемы. Государст-ву необходимо содействовать развитию конкуренции в этой отрасли, что приве-дет к улучшению качества услуг и снижению цен на жилищно-коммунальные услуги.
В среднесрочной перспективе мы планируем провести массовую ускорен-ную приватизацию предприятий, находящихся в государственной собственно-сти. У государства останется только та собственность, которая необходима для осуществления государственных функций. Это не только увеличит доходы го-сударственного бюджета, но, в конечном счете, будет способствовать повыше-нию эффективности функционирования экономических агентов и экономиче-ской системы в целом.
Необходимо кардинально повысить эффективность использования природ-ных запасов - полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов. Важно обеспе-чить недискриминационные условия доступа к пользованию природными ре-сурсами, снизить коррупционность существующих механизмов и повысить про-зрачность принятия решений. Для этих целей потребуются существенные изме-нения законодательства - принятие новых Лесного кодекса, Водного кодекса и закона о недрах.
Также важным направлением в реформах является совершенствование ин-ститутов финансового посредничества - модернизация банковской системы и развитие фондового рынка.
В стране существует огромный внутренний инвестиционный потенциал, обусловленный наличием значительных сбережений на руках у населения. Эти финансовые ресурсы не работают на экономику преимущественно из-за недове-рия потенциальных инвесторов. Банковский сектор и фондовый рынок в России не справляются должным образом с возложенной на них ролью, а именно - при-влечение и перераспределение временно свободных денежных средств в эконо-мике.
Совершенствование института финансового посредничества является пер-востепенной задачей государственной политики в направлении улучшения ин-вестиционного климата. Финансовый рынок должен отвечать не только требо-ваниям максимальной прозрачности и надежности осуществления операций, но и иметь достаточную емкость для распределения большого потока иностранных инвестиций и увеличивающегося потока финансовых средств из накопительной пенсионной системы и системы страхования.
Большие положительные изменения произошли в области совершенствова-ния налоговой системы и снижения налогового бремени на экономику. Отменен налог на пользователей автомобильных дорог. С 2003 года введена в действие упрощенная система налогообложения предприятий малого бизнеса, предусмат-ривающая минимальную отчетность и низкие налоговые ставки. С 2004 года ставка налога на добавленную стоимость снижена с 20 до 18%. Отменен налог с продаж. На повестке дня стоит снижение эффективной ставки единого социаль-ного налога. С 1 января 2005 года будет снижена ставка ЕСН с 35,6% до 26%, которая начисляется на фонд оплаты труда. Эта ставка является регрессивной в зависимости от уровня заработной платы: с 26 до 2 %.
Важное место в реформах занимает военная реформа. Реформирование этой области требует больших организационных и финансовых ресурсов. Наряду с повышением боеспособности армии, военная реформа должна также привести к высвобождению трудовых ресурсов, нормализации ситуации в сфере высшего образования. Принято решение о серьезном сокращении армии и с 1 января 2007 г. срок обязательной службы в армии будет снижен в 2 раза - с 2 лет до 1 года. Армия постепенно станет контрактной.
Актуальной задачей, стоящей на повестке дня, является использование вы-сокого качества человеческого капитала в целях ускоренного развития несырье-вых отраслей. Реформа сферы науки будет нацелена на усиление инновацион-ной ориентации прикладных научных исследований и разработок, повышение их вклада в экономический рост и формирование институтов, содействующих передаче инноваций в производственный сектор. При этом необходимо гово-рить о сохранении безусловной государственной поддержки фундаментальной науки. По этому направлению мы видим задачу создания инфраструктуры вен-чурных инвестиционных фондов с целью финансирования конкурентноспособ-ных инноваций и продвижения новых продуктов на международном рынке.
Уже приняты важнейшие решения в сфере здравоохранения, реформирова-ние которой должно радикально улучшить качество и доступность медицинских услуг, переводя их на страховые принципы. Закончены важнейшие эксперимен-ты в образовании и наступил этап радикального улучшения качества среднего специального и высшего образования.
Правительство России считает, что реализация запланированных мероприя-тий создаст предпосылки для ускорения роста и улучшения его качества в сред-несрочной и долгосрочной перспективе. Уже в 2003 г., по нашим данным, более половины прироста ВВП в 2003 г. было обеспечено за счет внутренних факто-ров - роста инвестиций в основной капитал и доходов населения, и только одна треть - за счет благоприятной ценовой конъюнктуры на рынках углеводородно-го сырья. Мы видим свою задачу в укреплении этой тенденции.
Серьезной дальнейшей трансформации сегодняшней системы пенсионного обеспечения и адресной социальной помощи. Все это направлено на снижение уровня бедности в стране за 3-4 года в 2 раза. Важнейшей остается задача акти-визации малого и среднего бизнеса.

Уважаемые дамы и господа!

Несмотря на высокую динамику макроэкономических показателей россий-ской экономики, в глобальном контексте конкурентоспособность российской экономики по сравнению с другими странами остается на невысоком уровне.
В условиях происходящей глобализации мировой экономики, когда все большее значение для повышения конкурентоспособности приобретают внеш-неэкономические факторы, возрастает роль формирования эффективной торго-вой политики как важнейшего элемента экономической политики государства.
На пресс-конференции по итогам президентских выборов 14 марта 2004 г. Президент В.В. Путин отметил, что главная цель российской внешней политики "заключается не в том, чтобы демонстрировать какие-то амбиции имперского характера, а в том, чтобы обеспечить благоприятные внешние условия для раз-вития России" и что эта политика должна носить многовекторный характер.
И здесь мы готовы стремимся повысить эффективность государственного регулирования внешнеторговой деятельности на основе международно-признанных норм и правил, расширять масштабы и поднимать качество торго-во-экономического сотрудничества с нашими торговыми партнерами, используя для этого как двусторонние, так и многосторонние форматы взаимодействия.
Россия стремится повышать открытость своей экономики. Работа ведется сразу в нескольких направлениях. Прежде всего, это присоединение России к ВТО, вступление в ОЭСР, эффективная система поддержки российского экспор-та, совершенствование таможенного администрирования и тарифной системы. Важно отметить, что сам процесс присоединения к ВТО уже сейчас, несмотря на то, что он еще не завершен, позволяет нашей стране лучше реализовать свои конкурентные преимущества. Дело в том, что мы провели серьезную работу по приведению в соответствие нашего законодательства нормам и правилам ВТО. Это создает для деятельности наших экономических операторов и их партнеров, потребителей - наших граждан благоприятную правовую среду, основанную на транспарентности и позволяющую снижать транзакционных расходов.
С 1 января 2004 г. вступил в силу новый Таможенный кодекс Российской Федерации. Кодекс предусматривает сокращение сроков таможенного оформ-ления, упрощение таможенных процедур, а также положения, дающие право на обжалование решений таможенных органов.
Мы стремимся к открытости. Но мы ожидает того же и от наших торговых партнеров. Интеграция России в мировую экономику раздвигает границы дос-тупного рынка не только для наших компаний, но и российского рынка для кам-паний зарубежных стран. Это процесс с двусторонним движением. И для всех участников процесса очень важны гарантии того, что меры, применяемые стра-нами для восстановления справедливой конкуренции, не использовались бы в чисто протекционистских целях. В противном случае, эффект домино может свести на нет все усилия мирового сообщества по либерализации мировой тор-говли, повышению эффективности и транспарентности применения ее инстру-ментов.
Повышение конкурентоспособности нашей экономики, создание более бла-гоприятных условий доступа российских товаров и услуг на внешний рынок, а наших потребителей к качественным зарубежным товарам и услугам - это без-условно один из факторов устойчивого экономического роста в России.
И все же это не главное. Главное это сам человек. Он является самым цен-ным из всех ресурсов, которыми мы обладаем. Именно он должен стать главным объектом приложения наших реформ по всем направлениям. Повышение конку-рентоспособности наших граждан - здесь мы видим источник повышения каче-ства экономического роста. Вот почему мы сегодня говорим о социальной ори-ентированности, гуманизации нашей экономической политики, в том числе в контексте интеграции России в мировое хозяйство.

Уважаемые дамы и господа!

Теперь несколько слов о состоянии торгово-экономических отношений ме-жду Россией и Германией.
Германия принадлежит к числу стратегических партнеров России. Эконо-мические связи двух стран в целом развиваются успешно и имеют хорошие шансы на будущее. Это в равной степени относится не только к традиционной форме сотрудничества - торговле, но и к другим формам хозяйственного взаи-модействия.
На протяжении многих лет Германия удерживает лидирующее положение среди наших торговых партнеров. Сегодня на нее приходится около 10% всего внешнеторгового оборота России.
Товарооборот между двумя странами в 2003 году возрос на 2,8%, по срав-нению с уровнем 2002 года, при этом рост российского экспорта в Германию со-ставил 3,1% и его объем превысил 13,4 млрд. евро, в то время как импорт Рос-сии из Германии вырос на 2,6% и достиг 11,7 млрд. евро.
В российском экспорте в Германию преобладают сырье и полуфабрикаты. На них приходится около 90% всего отечественного экспорта, а доля энергоно-сителей (каменный уголь, нефть и природный газ) составляет 70% от общего объема экспорта России в ФРГ. В настоящее время поставками из России по-крываются импортные потребности ФРГ в природном газе на 35%, в нефти - на 30%. Российского каменного угля ежегодно поставляется в ФРГ на сумму около 100 млн. евро. Разворачивается взаимодействие в сфере электроэнергетики.
Готовые изделия в российском экспорте в Германию (около 8,3% экспорта) играют менее значимую роль, нежели топливно-сырьевые товары, хотя и отме-чается увеличение объема их поставок в 2003 году (примерно на 11%). На такую важную для российских поставщиков товарную группу как машины и оборудо-вание приходится 1,2% российского экспорта в ФРГ. Основная причина такого низкого показателя кроется не только в недостаточно высокой конкурентоспо-собности отечественных готовых изделий, но и в том, что на пути российского экспорта, особенно высокотехнологичного, возникает немало протекционист-ских технических барьеров в виде требований по сертификации, стандартиза-ции, экологичности и т.п.
Россия обладает солидным потенциалом для развития экспорта наукоемкой продукции. По оценкам экспертов наше государство сохраняет конкурентные преимущества по 7-10 ключевым направлениям, таким как авиация и космос, энергетическое машиностроение, судостроение, новые материалы, оптоэлектро-ника, военная техника и т.д. Особо следует выделить возможности участия рос-сийских предприятий авиационной промышленности в крупных европейских проектах с участием Германии в рамках ЕАДС, в том числе, в производстве от-дельных узлов и блоков пассажирских самолетов серии "A300", а также воз-можно в производстве других машин "трехсотой" серии. Актуальным остается вопрос крупномасштабных поставок в Германию и Европу широкой гаммы авиационных материалов. В случае сертификации по нормам ЕС имеется реаль-ный рынок сбыта для российских грузовых вертолетов гражданского назначения и некоторых специальных видов самолетов, например, для тушения пожаров. Вопросы двустороннего сотрудничества в сфере высоких технологий предпола-гается обсудить на специализированной конференции в сентябре 2004 года.
ФРГ входит в число лидеров по размерам капиталовложений в экономику России. Согласно данным российской статистики по состоянию на 1 января 2004 года накопленный объем германских инвестиций в экономику Российской Фе-дерации составил 10,2 млрд. долларов США (для сравнения: на 1 января 2003 года - 8,1 млрд. долларов США) или 17,9 % от общего объема всех накопленных в Российской Федерации иностранных инвестиций. По сравнению с началом 2003 года объем накопленных германских инвестиций увеличился на 25,3% и Германия продолжает с существенным отрывом оставаться по этому показателю на первом месте среди крупных стран-инвесторов, работающих на российском рынке.
Объем накопленных прямых германских инвестиций на 1 января 2004 года составил 2,5 млрд. долларов США или 9,7 % от всего, накопленного в РФ, объ-ема прямых иностранных инвестиций. Объем накопленных прямых германских инвестиций в 2003 году увеличился на 0,8 млрд. долларов ША или на 48,3%. По этому показателю Германия находится на 5-м месте среди стран-доноров, осу-ществляющих прямые инвестиции в РФ. Ее опережают Кипр, США, Великобри-тания и Нидерланды.
Общий объем поступивших в 2003 году германских инвестиций составил 4,3 млрд. долларов США, что составляет 14,5 % от общего объема иностранных инвестиций, поступивших в этот период в Россию.
Приведенные цифры наглядно свидетельствуют об активном инвестицион-ном сотрудничестве. На пути германских капиталовложений в Россию практи-чески нет ни законодательных, ни институциональных препятствий. Разумеется, в процессе этой сложной работы партнеры сталкиваются со многими специфи-ческими проблемами, в том числе регионального и отраслевого характера. Пу-тем проведения сопроводительных политико-экономических мер и консульта-ций с германскими партнерами, в частности, в рамках двусторонней межправи-тельственной Стратегической рабочей группы вырабатываются подходы для быстрого и прагматичного решения такого рода проблем.
Следует отметить, что на долю России в общем объеме прямых немецких инвестиций за рубежом приходится 1-2%, а это свидетельствует о значительных потенциальных резервах расширения сотрудничества и необходимости продол-жения системной работы по улучшению инвестиционной привлекательности нашей страны.
Прямые инвестиции имеют для российской экономики особую ценность. Ведь инвесторы в этом случае приносят с собой не только финансовые ресурсы, но и ценнейшие знания, опыт, технологии производства и управления. Для страны, относительно недавно вступившей на путь рыночного развития это яв-ляется чуть ли не большей ценностью. В то же время не хочу недооценивать и важность портфельных инвестиций. В России активно развивается фондовый рынок, и я думаю, что в ближайшие несколько лет большая часть крупных и средних предприятий будет рассматривать биржевые площадки в качестве од-ного из основных инструментов привлечения финансовых ресурсов.
Капитализация российского фондового рынка (по бирже РТС) на сего-дняшний день составляет порядка 186, 5 млрд. долларов США. Для сравнения: в начале текущего года этот показатель был на уровне 148,5 млрд долл. США, в начале 2003 г. - 86,1 млрд долл. США, в начале 2002 г. - 62, 4 млрд долл. США, в начале 2001 - 29, 9 млрд. долл. США, в начале 2000 - 33,3% млрд. долл. США. Таким образом, за последние 4 года капитализация российского фондового рынка возросла в 4,5 раза. Прирост только с начала текущего года составил 25,6%. Если же посмотреть на динамику по годам, начиная с 2000 г., где мы на-блюдали капитализации на 22,3% , то рост за 2001 г. составил 104,4%, 2002 г. -34,8%, 2003 г. - 62,4%. Минимальный уровень капитализации после кризиса 1998 г. составлял 7 млрд. США. Максимальный докризисный уровень 1997 г. мы сейчас превысили на 29%.
При том, что сейчас даже "голубые фишки" по мнению многих аналитиков остаются недооцененными, стоимость компаний "второго эшелона" занижена в разы. Уверен, что в ближайшие годы именно акции второго эшелона станут "двигателем" российского фондового рынка. Кстати, в последнее время уже чет-ко прослеживается тенденция ускоренного роста стоимости этих компаний.

Какие шаги в направлении развития рынка ценных бумаг предпринимают-ся:
1. Осуществляется разработка и совершенствование законодательства, ре-гулирующего рынок ценных бумаг, которое позволит сделать его максимально "прозрачным" и понятным для инвесторов. Речь идет о разработке законода-тельства:
о рынке ценных бумаг - Минэкономразвития России в рамках администра-тивной реформы осуществляет разработку предложений по переносу устояв-шихся требований к субъектам фондового рынка из нормативных правовых ак-тов ведомств-регуляторов в положения федерального законодательства или в акты Правительства Российской Федерации;
общего базового законодательства о биржах и биржевой деятельности - с участием Минэкономразвития России осуществляется разработка законопроекта "О биржах и биржевой деятельности", в котором будут прописаны общие прин-ципы осуществления данного вида деятельности и функционирования бирж, а также специфика, присущая различным типам бирж - фондовым, товарным, ва-лютным;
о производных финансовых инструментах, имея в виду выработку единооб-разных подходов к совершенствованию законодательной основы данного рынка;
о налогообложении субъектов финансового рынка и финансовым инстру-ментам различных сегментов рынка финансовых услуг, имея в виду совершен-ствование подходов к данному вопросу и активизацию стимулирующей функ-ции налогообложения.
2. Постепенная либерализация фондового рынка для иностранных участни-ков (как инвесторов, так и профессиональных участников рынка) с одновремен-ным построением конкурентоспособного национального финансового рынка (конкурентоспособные институты, инструменты, налогообложение и регулиро-вание) по отношению к зарубежным рынкам.
В частности, в ближайшее время планируется отмена установленных огра-ничений для проведения валютных операций между резидентами и нерезиден-тами с внутренними и внешними ценными бумагами (отмена требований об ис-пользовании специального счета или резервировании денежных средств в соот-ветствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном кон-троле"), который вступает в силу с 1 июля 2004 г. и снимает также ограничения на трансграничные операции с капиталом, а с 1 января 2007 г. снимает все огра-ничения и рубль становится свободно конвертируемым.
3. Снижение издержек на осуществление эмиссии ценных бумаг:
значительное снижение налога на операции с ценными бумагами (с 0,8% до 0,2% от номинального объема эмиссии, но не более 100 тыс. руб), уплачиваемо-го при подаче документов на регистрацию;
в процессе решения находится проблема отмены обязательного использо-вания услуг финансовых консультантов на рынке ценных бумаг (институт фи-нансового консультанта введен Федеральным законом "О рынке ценных бу-маг") при осуществлении эмитентами выпуска ценных бумаг;
сокращение сроков рассмотрения документов и постепенный переход от разрешительного к уведомительному порядку их регистрации.
4. Снижение издержек на обращение ценных бумаг:
создание и развитие системообразующих инфраструктурных организаций финансового рынка (центрального расчетного депозитария, центра хранения информации, центральной клиринговой компании).
повышение прозрачности организаторов торговли ценными бумагами;
снижение издержек инвесторов за пользование услугами организаторов торговли на рынке ценных бумаг (комиссионные).
5. Развитие принципов саморегулирования на российском фондовом рынке. С этой целью осуществляется разработка законодательства, которое с учетом мирового опыта будет более подробно и четко описывать принципы деятельно-сти и функции таких организаций, в том числе возможность передачи им части функций государственного регулирования на финансовом рынке (рынке ценных бумаг).
6. Поддержание и развитие института независимых рейтинговых агентств, в том числе и национальных (помимо уже открытых в России представительств крупнейших международных рейтинговых агентств, таких как S&P, Moody"s, Fitch), которые смогут обратить свое внимание не только на "монстров" рынка, но и на эмитентов второго эшелона.

Наиболее перспективными областями российско-германского инвестици-онного взаимодействия, на наш взгляд, являются высокие технологии, промыш-ленная и научная кооперация, энергетика, металлургия, информационные тех-нологии.
В контексте развития инвестиционного сотрудничества, все более при-стальное внимание обращает на себя хозяйственное взаимодействие партнеров на региональном уровне. Партнерские связи между отдельными регионами Рос-сии и землями ФРГ получили наибольшее развитие во второй половине 90-х: годов.
Хотелось бы также сказать несколько слов и о таком важном для России вопросе как присоединение к ВТО. Двусторонние переговоры с ЕС сейчас про-ходят в очень интенсивном режиме. На прошлой неделе я встречался с П. Лами. В Брюсселе. По большинству вопросов мы близки к нахождению взаимоприем-лемых решений. Очередная моя встреча с П.Лами должна состояться в рамках визита Председателя КЕС Р. Проди и Комиссаров ЕС в Москве в двадцатых числах апреля. Рассчитываем на поддержку немецкой стороны.
Подводя итог своему выступлению, хочу сказать, что реализация имеюще-гося потенциала экономического сотрудничества между Россией и Германией в значительной мере будет способствовать упрочению позиций обеих стран в ми-ровой экономике.
В заключении хотелось бы также отметить, что Россия сейчас находится на таком уровне экономического развития, который позволяет нам не только вос-принимать рекомендации других, но и давать их самим. Проводя реформы в нашей стране мы уже вносим свой вклад в общую копилку глобальных ценно-стей. Мы восприимчивы к критике и советам со стороны наших партнеров, по-скольку критика дает дополнительный импульс движения мысли. При этом сис-тему взаимоотношений с внешним миром мы воспринимаем как систему парт-нерства. Уверен, что именно в таком духе пройдет и эта конференция.

Благодарю за внимание.



2004-04-02
Источник: МЭРиТ

Док. 293865
Перв. публик.: 02.04.04
Последн. ред.: 13.04.07
Число обращений: 457

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``