В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
26 марта 2004 года в Брюсселе состоялась совместная пресс-конференция Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О.Грефа с Комиссаром ЕС по торговле П.Лами Назад
26 марта 2004 года в Брюсселе состоялась совместная пресс-конференция Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О.Грефа с Комиссаром ЕС по торговле П.Лами
Заявление и ответы на вопросы Г.О. Грефа в ходе пресс-конференции



Заявление и ответы на вопросы министра экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О.Грефа в ходе совместной пресс-конференции с членом КЕС П.Лами
(Брюссель, 26 марта 2004 года)

Хотел бы начать с того, что мои оценки состояния вопроса, касающегося расширения ЕС и перспектив договоренностей по ВТО, полностью совпадают с мнением П.Лами.
Я сегодня не вижу на первомайском горизонте каких-либо серьезных туч, пользуясь терминологией моего коллеги, есть облака и есть понимание того, как мы эти облака развеем. Согласны, что по 90% этих проблем мы фактически имеем согласованный текст и по остальным проблемам мы имеем взаимопонимание по тому, какие именно моменты беспокоят обе стороны и имеем политическое понимание, как решить эти проблемы. Осталось нам действительно эффективно использовать оставшийся период времени, с тем чтобы найти развязки по тем вопросам, которые были обозначены.
Для нас важнейшим моментом является пока не решенный вопрос калининградского грузового транзита, в силу того, что эта проблема очень чувствительна для граждан, проживающих в Калининградском регионе. Важно не допустить ущемления их прав и не разорвать сложившиеся связи между регионами Российской Федерации. Наши озабоченности связаны с тем, что в сложившихся условиях стоимость грузового транзита может быть таковой, что транспортировка грузов между территорией России и Калининградской областью будет экономически не выгодной. Это чисто экономический вопрос, который может в первую очередь привести к ущемлению прав жителей Калининграда. Мы видим понимание этой озабоченности и обсудили возможные подходы. Мы надеемся также на понимание наших литовских соседей и надеемся совместно найти приемлемое решение.
В то же самое время мы понимаем озабоченности со стороны ЕС в отношении обеспечения надежности работы таможенных органов. Мы детально обсудили эти вопросы с учетом того, что я с недавнего времени отвечаю также за работу таможенных органов в России. Мы договорились о подходах, о системе гарантий российской стороны, о том, в каком режиме мы выстроим эту работу, чтобы все озабоченности наших европейских партнеров были сняты. Эти озабоченности, еще раз повторюсь, нам понятны, и мы готовимся приложить здесь максимум усилий, чтобы их максимально разрешить. И у меня есть полное ощущение того, что 1 мая будет при таких подходах будет обычным днем, как 2 мая, как 30 апреля и никаких туч на горизонте 1 мая я лично по нашему блоку вопросов не ощущаю.
И я также очень хотел бы поблагодарить моего коллегу П.Лами и всех его сотрудников, которые очень большое количество усилий и времени потратили на достижение этих договоренностей. Это касается и пакета ВТО, оценки, я просто не буду повторяться, я полностью разделяю и считаю, что мы имеем все шансы к тому, чтобы найти в оставшейся период времени решение этих вопросов.
Вопрос: Насколько я понимаю, проблемы были связаны с нежеланием России распространить СПС на Латвию и Эстонию. Означает ли это, что Россия считает отныне, что страны Балтии являются европейскими странами, без каких-либо различий.
Ответ: Речь не идет о том, что Россия каким-то образом различает Европейские страны и страны Балтии по каким-то градациям или категориям. Речь вообще шла о Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС и возникающих торгово-экономических проблемах, связанных с расширением ЕС и включением новых стран в СПС. Это касается не только стран Балтии, но и всех стран - новых членов ЕС. Мы этот список озабоченностей идентифицировали, передали партнерам и все это время над ним активно работали. На сегодняшнее время я констатирую, что по большей части вопросов хоть сколько-нибудь серьезных проблем не осталось.
И, если сказать честно, с нашей первой встречи с г-ном Лами, мы нисколько не гипертрофировали тяжесть этой проблемы. Определенный вклад здесь внесли СМИ, где она была раздута больше, чем она была на самом деле. Мы сразу же сказали друг другу, что нет другого пути, кроме как договориться к этой дате, и что мы сделаем все, чтобы договориться. В общем-то мы сейчас пришли к тому, что с самого начала декларировали. И никакого экстрима за этот период времени не возникло. Может быть, тут были какие-либо неудачные высказывания с обеих сторон, может быть были какие-либо волнения, несколько излишние, но еще раз повторяю, что на нашем фронте все двигалось стабильно в заданном направлении и сейчас мы переходим к запланированному результату.
Вопрос: Означает ли то, что если Россия согласилась на распространение СПС к 1 мая, то она перестанет применять систему двойных тарифов в отношении Латвии и Эстонии?
Ответ: Если мы окончательно урегулируем все вопросы, все, что касается действия норм в отношении ЕС, будет касаться и всех новых стран - членов ЕС.
Вопрос: В российской печати называлась цифра потерь России от расширения ЕС, равная 150 млн. в год. После ваших переговоров насколько она стала меньше, во что она превратилась и за счет чего?
Ответ: Я мог бы долго перечислять за счет чего она сократилась. Это пакет договоренноей по разным секторам, начиная с сельского хозяйства и заканчивая вопросами транзита, о которых мы сегодня говорили. Могу сказать, что, если эта пакетная договоренность будет подписана в конце апреля на встрече в Москве, то, по нашим оценкам, ущерба не будет или, во всяком случае, он будет минимизирован до нечувствительного. В конечном итоге это всегда экспертные оценки. Эксперты ЕС считают, что мы немножко выиграем, и даже серьезно выиграем, наши эксперты считают, что мы будем близки к нулю. Но во всяком случае очевидно, что ущерба не будет. И дальше покажет время. Очевидно, что и Россия и ЕС выиграют от того, что такие сложные проблемы мы умеем решать переговорным путем, и это говорит о нашем потенциале решения серьезных проблем и в будущем.
Вопрос: Означает ли это, что для российской стороны вопрос о положении русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии не является препятствием на пути распространения СПС?
Ответ: Я могу лишь повторить, что сказал мой коллега. Я отвечаю за торгово-экономические вопросы. И я вам честно скажу, что я в деталях не знаю даже состояние договоренностей по этому вопросу. Знаю только, что идет очень конструктивный диалог, но состояние его я не могу прокомментировать.
Вопрос: Герман Оскарович, г-н Лами, по первому блоку вопросов вы назначили конкретную дату решения - третья неделя апреля, или, в противном случае, 21 мая, когда состоится саммит Россия-ЕС в Москве. Наметили ли вы какие-либо, может быть приблизительные, сроки для решения самого главного блока вопросов, а именно согласования сроков вступления России в ВТО? Год, месяц, 2004 г. , 2005 г., существует ли у вас такой рубеж?
Ответ: Во-первых, я бы хотел сказать, что вы немного перепутали даты. Дата договоренностей по первому пакету - это 1 мая, в связи с тем, что расширение ЕС состоится 1 мая. И до этого времени мы должны достигнуть договоренностей. Если быть точными, у нас есть желание договориться до 22-23 апреля, когда в Москве состоится встреча Проди-Лами - представители российского правительства.
Что касается сроков вступления в ВТО и пакетных договоренностей с ЕС, я хочу вам в очередной раз сказать, что мы это сделаем тогда, когда достигнем таких договоренностей, которые полностью устроят нашу страну. Дат и сроков здесь никаких нет. Слава Богу, мы пережили то время, когда к определенному времени нужно было выпустить некую продукцию, зачастую страдающую качеством. Здесь качество во имя сроков недопустимо, поэтому мы будет работать качественно, упорно, отстаивая каждую интересующую нас позицию и находя компромиссы с нашими партнерами, понимая, что страны ЕС - это наши крупнейшие партнеры, наши соседи, и мы выстраиваем отношения не на один год, не на два, а на долгие десятилетия, столетия вперед. Готов подтвердить также то, что по нашим обоюдным ощущениям для достижения этих договоренностей требуется не так много времени. Сейчас мы видим уже конец переговоров, но положить его на отрезок времени сейчас было бы преждевременно.


2004-03-29
Источник: МЭРиТ

Док. 293864
Перв. публик.: 29.03.04
Последн. ред.: 13.04.07
Число обращений: 460

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``