В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
25 марта 2004 г. Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф выступил на заседании Правительства Российской Федерации с докладом на тему: `О сценарных условиях социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 го Назад
25 марта 2004 г. Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф выступил на заседании Правительства Российской Федерации с докладом на тему: `О сценарных условиях социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 го
О сценарных условиях социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года


Доклад Г.О. Грефа

Глубокоуважаемый Михаил Ефимович,
Уважаемые участники заседания,
На ваше рассмотрение представлены доклад об итогах экономического и социального развития в 2003 году и проект Сценарных условий функционирования экономики России в 2005 году и на период до 2007 года, подготовленные Минэкономразвития совместно с Министерством финансов и другими федеральными органами исполнительной власти.
Слайд Схема разработки Сценарных условий
Доклад об итогах социально-экономического развития представлен вам в письменном виде. Предварительные итоги за 2003 год уже рассматривались на заседании Правительства в конце 2003 года, а также на совместном заседании коллегии Министерства финансов и Министерства экономического развития 19 марта т.г., поэтому я не буду дополнительно на них останавливаться, а основное внимание уделю основным положениям Сценарных условий.
Сценарные условия не претендуют на роль макропрогноза, их назначение - определить наиболее вероятные сценарии развития внешних и внутренних условий, а также сформировать основные параметры экономической политики, которые оказывают влияние на функционирование (хозяйственную деятельность и поведение) субъектов экономики.
Сценарные условия являются исходным документом или единой платформой для согласованной работы всех органов исполнительной власти по подготовке прогнозов социально-экономического развития на 2005 год и на период до 2007 года.
После разработки всеми органами исполнительной власти, в т.ч. отраслевыми министерствами и объединениями прогнозов по отраслям, видам деятельности и регионам, Министерство экономического развития и торговли увязывает и балансирует эти прогнозы между собой в едином государственном прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, который в свою очередь является исходным документом как для подготовки проекта федерального бюджета, так и для более детальных проработок федеральных целевых программ, отраслевых программ и стратегий, проектов развития субъектов экономики, обоснования экономических решений.
Настоящие сценарные условия разработаны на основе задач, сформулированных Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию, анализа социально-экономического развития России за предшествующий период, с учетом оценок и прогнозов ведущих центров экономического анализа и прогнозирования.
Слайд - внешние условия
Я не буду подробно останавливаться на обосновании всех внешних и внутренних условий, это достаточно большая группа. Отмечу только важнейшие.
Среди внешних условий к ним относятся динамика и уровень мировых цен на нефть и газ и экспорт нефти и газа.
Слайд Вклад факторов в рост ВВП
Их значение характеризуется тем, что в 2003 году, по оценке Минэкономразвития, из 7.3% роста ВВП примерно 2 п.п. индуцируются высоким уровнем и повышательной динамикой цен на нефть, а общий рост физического объема экспорта всех товаров определяет около 3.2 п.п. роста ВВП.
Слайд Динамика цен на нефть
Высока вероятность сохранения высоких цен и в 2004 году. При этом наиболее вероятно плавное снижение цен в течение года. В прогнозе на 2004 год принята оценка средних цен на нефть URALS в 26 долл. за баррель. Конечно, в последние месяцы наблюдается некоторая повышательная тенденция. Мы считаем, что если эта тенденция подтвердится, то ее необходимо будет учесть на этапе подготовки непосредственного прогноза экономического развития в мае т.г.
Информация ведущих энергетических агенств указывает на вероятность возвращения к умеренным ценам на нефть в 2005 году. Что будет обусловлено ростом добычи в странах, не входящих в ОПЕК и значительных объемов и инвестиций в транспортную инфраструктуру и добывающие мощности.
При этом возможна некоторая корректировка вверх в случае политической нестабильности в какой - либо из стран-экспортеров.
Слайд Темпы роста мировой экономики
При прогнозировании цены на нефть учитывалось влияние спроса на нефть, который в свою очередь определяется развитием мировой экономики, внедрением новых технологий и источников энергии. Учитывалось также предложение нефти на мировых рынках и возможности ее транспортировки.
Слайд - Динамика цен на нефть
С учетом сказанного, основной вариант сценария исходит из умеренной динамики цен на нефть, в пределах 24 долл. США за баррель марки Urals в 2005-07 годах и возможным постепенным ростом в последующие годы.
Консервативный вариант предполагает переход к еще более умеренной динамики цен на российскую нефть и снижением до уровня 20 долл. США за баррель.
Слайд экспорт нефти
Прогноз экспорта нефти по всем вариантам учитывает предположения о повышении спроса на нефть со стороны основных потребителей до 2007 года и в основном соответствует Энергетической стратегии Российской Федерации на долгосрочную перспективу, предусматривающей рост объемов экспорта нефти со 223 млн. т в 2003 году до 242 млн. т в 2004 году и до 260 млн. т в 2007 г. - по II варианту.
Слайд экспорт газа
При формировании вариантов прогноза экспорта газа учтена потребность стран ЕС в существенном увеличении стабильных поставок энергоресурсов, прежде всего газа, из России.
В целом предусматривается повышение экспорта газа с 189 млрд. куб. м в 2003 году до 248 млрд. куб. м по II варианту к 2007 году. Динамика цен на газ прогнозируется на основе динамики цен на нефть и нефтепродукты с учетом лага в 5-6 месяцев.
В прошлом году рост экспортных объемов и цен на сырьевых рынках обеспечил значительный приток валютных ресурсов и укрепление курса рубля.
Слайд Чистый отток капитала
Укреплению рубля способствовало и значительное снижение оттока капитала.
Слайд Динамика курса рубля
В результате курс рубля в реальном выражении по отношению к доллару укрепился на 18,9%, к евро потерял 1,4% а по отношению к корзине валют основных торговых партнеров России курс рубля прибавил более 4 процентов.
СлайдNo14 комплексный: курс рубля, производительность труда в промышленности, доля импорта в структуре розничного товарооборота.
Однако негативный эффект был минимальным.
Укрепление рубля уменьшило влияние экспортных доходов на конечный спрос в экономике, снизив тем самым зависимость темпов роста от внешнеэкономической конъюнктуры.
Слайд производительности труда в промышленности
В свою очередь усиление конкуренции на внутреннем рынке стимулировало резкое повышение производительности труда в промышленности на 11,7 процентов.
Впервые в 2003 году с начала либерализации экономики темп роста производительности труда на крупных и средних предприятиях в промышленности опередил темп роста заработной платы.
В машиностроении и металлообработке рост производительности труда составил 14,6 процентов и был выше, чем в целом по промышленности.
С учетом прогнозируемого сохранения в 2004 году высокого сальдо по текущим операциям в т.г. продолжится укрепление рубля как по отношению к доллару, так и к корзине валют. В течение года рост реального эффективного курса рубля может составить около 6.9 процента.
Динамика обменного курса рубля в среднесрочной перспективе будет во многом определяться масштабами предложения иностранной валюты, поступающей по торговым операциям, поэтому будет сильно зависеть от мировых цен на российские энергоресурсы и соответственно от условий рассматриваемых вариантов.
В то же время возрастет зависимость объемов предложения иностранной валюты от масштабов выхода российских предприятий на международные рынки капитала и сокращения вывоза российского капитала за рубеж.
Поэтому при сохранении разницы процентных ставок и улучшении условий для инвестирования в российскую экономику, в условиях основного варианта, ежегодные темпы роста реального курса рубля могут составить 4.5 - 5 процентов.
При этом предполагается проведение согласованной политики Центрального Банка и Правительства России по отношению к укреплению реального курса рубля параллельно с поддержанием целевого уровня инфляции.
Слайд - Экспорт и импорт
Динамика импорта будет определяться в среднесрочной перспективе постепенным укреплением курса рубля, потребностями технологического перевооружения растущей экономики, а также ростом располагаемых доходов предприятий и населения. Среднегодовой темп роста импорта за период 2004-2007 гг. составит около 13% и будет определять снижение положительного сальдо товаров и услуг.
Слайд Факторы роста ВВП
В 2004 и 2005 годах вклад внешнеэкономических факторов в рост ВВП по сравнению с 2003 годом несколько снижается. Так, превышение цен на нефть среднего уровня будет обеспечивать в 2004 г. около 1.5 процентного пункта прироста ВВП, а в 2005-2007 годах - лишь 1.0 - 1.2 п.п. Снижается роль роста физического объема экспорта с 3,2 п.п. в 2003 году до 1,2 п.п. в 2007 году. Роль основных внутренних факторов (рост реальных доходов населения и инвестиций в основной капитал) будет последовательно возрастать, обеспечивая около 4 процентных пунктов прироста ВВП в 2004 году и до 5 п.п. в 2007 году. Рост эффективности внутренних факторов будет происходить как результат осуществляемых институциональных и структурных реформ и формирования благоприятного инвестиционного климата.
Слайд Основных показателей прогноза
В результате, наиболее вероятный темп прироста ВВП при указанных условиях составит 5.8 процентов в 2004 году и превысит 6% к 2007 году.
Роль отдельных внутренних факторов также будет меняться.
Снижение налоговой нагрузки на экономику, прежде всего ставки ЕСН, будет способствовать также развитию процессов легализации заработной платы. Прогноз фонда заработной платы на 2005 год исходит из условий необходимости обеспечения неинфляционного роста заработной платы за счет повышения производительности труда и снижения налоговой нагрузки на фонд заработной платы. При этом оценка роста реальной заработной платы в связи с уменьшением эффективной ставки ЕСН с 35,6 до 24,4% составляет примерно 3-3,5%
Слайд доля заработной платы в ВВП
В результате по оценке, в 2007 году доля фонда заработной платы в ВВП может увеличиться до 30,4% по сравнению с 24,5% в 2003 году.
Опережающий рост реальных доходов обеспечит повышение доли потребления домашних хозяйств в ВВП в среднесрочной перспективе, которая увеличится с 49,7% в 2003 году до 53,7% в 2007 году.
Слайд Структура ВВП по использованию
Обеспечение высоких темпов экономического роста создаст необходимые условия для позитивных, ощутимых для массовых групп населения изменений в социальной сфере. Реальные располагаемые доходы населения в 2007 году увеличатся по сравнению с 2003 годом на 34-40 процентов.
Более быстрым темпом будут расти доходы малообеспеченных социальных групп. Тем самым будет создана основа для устойчивого расширения массового внутреннего спроса и перехода в перспективе к устойчивому экономическому росту.
Слайд по Источникам и структуре инвестиций
Среди источников инвестиций все большую роль будут играть привлеченные средства. Рост привлеченных средств будет осуществляться в основном за счет кредитов банков и иностранных инвестиций, компенсируя таким образом снижение доли бюджетных средств. Доля привлеченных средств в общем объеме инвестиций по II варианту возрастет с 55% в 2002 году до 61% в 2007 году.
Также ожидается рост доли прибыли, направляемой на инвестиции, в общем объеме прибыли (до 45-46% к 2007 году ) и амортизации (до 85% к 2007 году).
Слайд - Рост инвестиций
В результате среднегодовые темпы роста инвестиций составят 9,5-11 процентов.
Слайд роста промышленности
Рост инвестиций и потребительского спроса обеспечат устойчивые темпы роста промышленности. Среднегодовые темпы роста промышленного производства составят на период 2004-2007 годов около 5,5 процентов.
Прогноз развития отдельных отраслей будет более детально проработан на основе одобренных сценарных условий.
Слайд по инфляции
Отмечу, что среди внутренних условий одним из принципиальных является достижение целевых уровней снижения инфляций.
По обоим вариантам инфляция снижается с 12% в 2003 году до 4-6% в 2007 и с постепенным дальнейшим понижением до 2-4% к 2010 году. Достижение целевого уровня инфляции будет обеспечиваться всем комплексом согласованных мер в области денежно-кредитной, бюджетной, тарифной, налоговой, валютной, структурной и социальной политики Правительства Российской Федерации и Банка России.
Одним из факторов, способным повлиять на динамику цен и экономическое развитие, является реализация тарифной политики в сфере регулирования цен естественных монополий.
Слайд - Вклад в инфляцию
Этому вопросу будет посвящено специальное заседание Правительства в мае т.г. Сегодня мы представляем только параметры прогноза тарифов естественных монополий как составную часть сценарных условий.
Вклад этого фактора в инфляцию должен последовательно снижаться.
По оценке Минэкономразвития России, в 2003 году вклад роста цен на продукцию естественных монополий в инфляцию снизился до 3,7 процентных пунктов против 4,3 процентных пункта в 2002 году. В 2004 году вклад повышения цен на продукцию естественных монополий должен составить примерно 3-3,2 процентных пункта в инфляции за годовой период.
Слайд Динамика цен и тарифов
В прогнозируемом периоде при установлении параметров изменения цен и тарифов основным методом регулирования станет метод установления предельного уровня цены "рrice cap". Использование данного метода регулирования цен будет стимулировать снижение издержек у субъектов естественных монополий интересами компаний-производителей и обеспечивать предсказуемость уровня тарифов в среднесрочной перспективе.
Учитывая, что инфляция в 2005 году должна снизится до 6,5-8,5% (против 10% в 2004 году), вклад увеличения регулируемых цен и тарифов 2005 году в инфляции не должен превышать 2,6 -2,7 процентных пунктов, в 2006-2007 гг. - 2,3-2,4 и 1,9-2 процентных пунктов соответственно.
Слайд Динамика предельных тарифов
Минэкономразвития России предлагает установить на 2005-2007 гг. следующие предельные темпы прироста средних оптовых цен на газ для потребителей: на 2005 г. - 20%, на 2006 г. - на 11%, на 2007 г. - 8%, что приведет к повышению реальных цен газ в 2007 г. на 16% по отношению к ценам 2004 года. Обозначенное повышение уровня оптовых цен на газ в 2005-2007 гг. будет способствовать увеличению предложения газа на внутреннем рынке, особенно со стороны независимых производителей, и стимулировать повышение эффективности использования газа, прежде всего в качестве топлива, а также использование других альтернативных видов топлива (прежде всего угля).
Рост тарифов в электроэнергетике и на железнодорожные перевозки не должен превышать целевой уровень инфляции для соответствующих лет.
Слайд Основные показатели прогноза
Таковы основные условия задаваемые для разработки прогноза на 2005-2007 год.
Уважаемый Председатель, уважаемые члены Правительства Минэкономразвития вносит предложения одобрить предлагаемый проект сценарных условий для начала работы над прогнозом и основными характеристиками проекта федерального бюджета.



Слайды (часть1)
Слайды (часть 2)

2004-03-25
Источник: МЭРиТ


Док. 293857
Перв. публик.: 25.03.04
Последн. ред.: 13.04.07
Число обращений: 555

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``