В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
24 февраля 2004 года в Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О.Греф выступил на форуме `Новая Россия и российско-французское сотрудничество` (Франция, г. Париж) Назад
24 февраля 2004 года в Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О.Греф выступил на форуме `Новая Россия и российско-французское сотрудничество` (Франция, г. Париж)
Материалы для выступления Г.О. Грефа на форуме

Франция традиционно является одним из важнейших деловых партнеров России. Сегодня, когда российская экономика находится на подъеме, нам как никогда выгодно расширять более тесное сотрудничество. Французские инвестиции, технологии, умение работать в конкурентной экономике вкупе с российскими трудовыми и природными ресурсами, научным и промышленным потенциалом, могут послужить толчком для более интенсивного развития экономик обоих стран.

В последние годы удается обеспечить достаточно динамичное увеличение двустороннего товарооборота. В 2003 году он вырос почти на 27 % и достиг, по данным российской статистики, 5,8 млрд. долл. США. При этом российский экспорт увеличился на 30% (3,5 млрд. долл.), импорт России из Франции - на 22% (2,3 млрд. долл.).

Одним из основных направлений двустороннего сотрудничества является промышленная кооперация между предприятиями наших стран, и в первую очередь в авиационно-космической сфере. Сейчас начинается реализация межправительственного Соглашения о долгосрочном сотрудничестве в строительстве стартового комплекса на космодроме "Куру" в Гвианском космическом центре. Оттуда будет производиться запуск спутников на российской ракете-носителе "Союз-СТ".

Наряду с такими хорошо известными проектами, как создание совместного учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ, появляются новые интересные проекты. Это, прежде всего программа создания российского регионального самолета. Как известно, в марте прошлого года компании Франции и России победили в международном конкурсе на производство двигателей для этого самолета.

Активно развивается сотрудничество между нашими странами в области энергетики. В феврале 2003 года в ходе государственного визита Президента Российской Федерации В.В. Путина во Францию, было подписано российско-французское Совместное заявление о сотрудничестве в сфере энергетики. Прорабатываются вопросы взаимодействия в области разработки месторождений углеводородов на территории Российской Федерации, шельфах Черного, Каспийского морей. Осенью прошлого года был продлен до 2015 года основной контракт на поставку российского газа во Францию.

Что касается электроэнергетики, то здесь одним из наиболее интересных проектов является создание единой технологической инфраструктуры электроэнергетики в Европе. Включение России в объединённый европейский рынок электроэнергии не только повысит надежность энергосистемы, но создаст стимулы для снижения стоимости энергии. Хотелось бы также подчеркнуть важность развития партнерства в сфере энергосбережения, энергоэффективности, ядерной безопасности, возобновляемых источников энергии.

Разумеется, российско-французское сотрудничество в экономической области не ограничивается вышеупомянутыми сферами. Активно прорабатываются или уже реализуются совместные проекты в автомобилестроении, в области связи и информатизации, черной металлургии, агропромышленном комплексе, медицинской промышленности, строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, дорожном строительстве.

Несмотря на позитивную в целом картину развития двусторонних экономических отношений, следует признать, что не всегда доступ на французский рынок для наших экспортеров свободен от препятствий. Речь идет, в частности, о наличии количественных ограничений на ввоз во Францию продукции чёрной и цветной металлургии, а также зерна. По ряду других, в том числе химических товаров, действуют антидемпинговые пошлины.

Однако, будучи оптимистами, мы уверены, что эти вопросы нам удастся урегулировать. Убежден, что французское руководство также стремится к этому.

Потенциал расширения двусторонних экономических связей, на мой взгляд, остается достаточно большим. Одной из причин, ограничивающих наше сотрудничество, является скудность, а зачастую и отсутствие достоверной информации о происходящих в нашей стране процессах. Сегодняшний форум призван как-то восполнить этот пробел. И я, в свою очередь, попытаюсь дать максимально объективную оценку состояния российской экономики, расскажу о ходе происходящих социально-экономических преобразований.

Российская экономика уже пять лет находится в полосе устойчивого экономического роста. За это время ВВП страны вырос почти на 40%. Естественно, в соизмеримых масштабах выросли и объемы промышленного, сельскохозяйственного производства, реальные доходы населения. Перед Россией больше не стоит проблема внешнего долга (сейчас от составляет менее четверти от объема ВВП). До уровня 12% в 2003 году снижена инфляция. В этом году мы ожидаем удержать ее в рамках 10%.

Интересен тот факт, что некоторое замедление роста в прошлом году (рост ВВП 4,7%) сменилось его активизацией в нынешнем (рост ВВП 7,3%). Причем большая часть роста была обеспечена за счет повышения инвестиционной активности (рост инвестиций в основной капитал составил по итогам года 12,5%).

Небольшое укрепление курса рубля по отношению к корзине валют (около 4% за 2003 год), стабильность и предсказуемость курса национальной валюты, сделали российскую экономику одним из наиболее привлекательных объектов инвестиций. Все это происходит на фоне наращивания золотовалютных резервов Центральным Банком. На сегодняшний день стабильность рубля обеспечена 90-миллиардными резервами Центробанка.

Вместе с ростом экономики, доходов населения, расширяется и объем внутреннего рынка. Те компании, которые несколько лет назад осуществили прямые инвестиции в российские активы, называют сегодня российский рынок одним из самых успешных и по темпам роста, и по перспективам развития. Причем это относится и к таким отраслям, которые на мировом уровне, по сути, испытывают стагнацию (автомобилестроение).

Прямые инвестиции имеют для российской экономики особую ценность. Ведь инвесторы в этом случае приносят с собой не только финансовые ресурсы, но и ценнейшие знания, опыт, технологии производства и управления. Для страны, относительно недавно вступившей на путь рыночного развития это является чуть ли не большей ценностью.

В то же время не хочу недооценивать и важность портфельных инвестиций. В России активно развивается фондовый рынок, и я думаю, что в ближайшие несколько лет большая часть крупных и средних предприятий будет рассматривать биржевые площадки в качестве одного из основных инструментов привлечения финансовых ресурсов.

Капитализация российского фондового рынка сегодня превышает 200 миллиардов долларов США. Отрицательным моментом, на мой взгляд, является его низкая ликвидность в отношении большинства эмитентов. Большая часть торгов осуществляется с так называемыми "голубыми фишками" - акциями крупнейших компаний.

При том, что сейчас даже "голубые фишки" по мнению многих аналитиков остаются недооцененными, стоимость компаний "второго эшелона" занижена в разы. Уверен, что в ближайшие годы именно акции второго эшелона станут "двигателем" российского фондового рынка.

Кстати, в последнее время уже четко прослеживается тенденция ускоренного роста стоимости этих компаний. Российский фондовый рынок имеет огромный потенциал роста. Думаю, французским инвесторам стоит обратить внимание на этот факт, поскольку Франция относится к числу стран, инвестиционная активность которых в отношении Российской Федерации является недостаточно высокой. Объем аккумулированных французских прямых инвестиций в российскую экономику несколько превышает 300 млн. долларов США; Франция по данному показателю занимает лишь девятое место среди основных стран-инвесторов, работающих на российском рынке. Пользуясь возможностью я призываю французские компании еще раз обратить внимание на стремительно растущий российский рынок и смелее инвестировать в экономику России.

Представленный мной небольшой срез ситуации в российской экономике позволяет говорить о заметных успехах нашей страны. В то же время я не хочу идеализировать картину. Остается множество нерешенных проблем в области совершенствования рыночных институтов, структуры экономики, в социальной сфере. В то же время накопленный опыт проведения рыночных преобразований, заданный в последние годы темп реформирования экономики, дает уверенность в возможности решения стоящих перед нами проблем уже в ближайшее время.

В качестве одной из наиболее приоритетных задач Правительство определило для себя проведение административной реформы. Сегодня и бизнес, в том числе и иностранные инвесторы, и простые граждане сталкиваются с неэффективностью государственного управления. Забюрократизированность процедур, неэффективные механизмы принятия решений, непрозрачность органов власти - эти проблемы призвана решить начавшаяся в стране административная реформа.

Большая работа проделана в области реформирования налоговой системы. Вы уже наверно знаете, что мы снизили ставку налога на прибыль, подоходного налога, ликвидировали оборотные налоги. С этого года с 20 до 18% сокращена ставка налога на добавленную стоимость, ликвидирован 5-процентный налог с продаж. В данный момент Правительство рассматривает варианты снижения единого социального налога. Конечно же, это лишь вершина айсберга, на самом деле объем проделанной работы огромен. Думаю, что налоговая реформа внесла большой вклад в рост экономической активности, заметно улучшив условия предпринимательской деятельности.

Одной из причин наличия серьезных структурных диспропорций в российской экономике являются инфраструктурные монополии. Их реформирование остается в числе важнейших приоритетов. Основная задача здесь - развитие конкурентной составляющей и создание жестких, и в то же время прозрачных процедур контроля над элементами инфраструктуры. В электроэнергетике уже в среднесрочной перспективе мы планируем создание реально работающего конкурентного рынка. Структурные реформы на железнодорожном транспорте должны привести к развитию конкуренции в сфере грузовых железнодорожных перевозок. Параллельно из ОАО "РЖД" (созданной на основе Министерства путей сообщения структуры) будут выделены организации, занимающиеся обеспечивающими видами деятельности. В газовой отрасли в ближайшие два-три года планируется перейти от государственного регулирования цен на газ к регулированию тарифов на транспортировку газа с одновременным дерегулированием и демонополизацией процессов его добычи и реализации.

Завершая свое выступление, хочу сделать особый акцент на интеграции России в мировую экономику. Нам нужен передовой опыт управления рыночной экономикой, нам нужны равные "правила игры". Поэтому одним из важнейших направлений своей деятельности российское правительство считает повышение открытости российской экономики. Многие российские компании уже нашли свои ниши и в состоянии успешно конкурировать с иностранными производителями как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

В России средняя эффективная ставка по импортным пошлинам 10-11 процентов, в то время как в ЕС и США - 3-4 процента. Сейчас актуальным становится постепенное снижение импортных пошлин для прекращения тепличных условий, которые были созданы российским предприятиям ранее. Параллельно с этим создается система поддержки экспорта российских предприятий и совершенствуется система защиты от недобросовестной конкуренции. Мы стремимся обеспечить лучшие условия хозяйствования не только для предприятий, ориентированных на внутренний рынок, но и для компаний, производящих экспортную продукцию. Очередным шагом на пути дальнейшей интеграции России в мировую экономику станет вступление во Всемирную торговую организацию. И здесь мы рассчитываем в том числе и на вашу поддержку.

Мы видим во Франции сильного и верного партнера, и искренне надеемся на взаимные дружеские и конструктивные чувства французов к России.


2004-02-25
Источник: МЭРиТ



Док. 293850
Перв. публик.: 25.02.04
Последн. ред.: 13.04.07
Число обращений: 460

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``