В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Министра экономического развития Германа Оскаровича Грефа на `круглом столе` `Поддержка российского экспорта и иностранных инвестиций в Россию` Назад
Выступление Министра экономического развития Германа Оскаровича Грефа на `круглом столе` `Поддержка российского экспорта и иностранных инвестиций в Россию`
Сегодня российское правительство в качестве главной своей цели видит достижение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Это и только это позволит динамично развиваться стране, динамично развивать социальные отрасли, инфраструктуру, создавать рабочие места, и создавать условия для более расширенного воспроизводства, для еще более высоких темпов экономического роста.


Хочу поблагодарить всех российских и иностранных коллег за организацию очень важного на нынешнем этапе экономического развития России мероприятия. Это первая дискуссия по вопросам поддержки экспорта такого уровня в России. В последнее время мы проводим согласованную политику по стимулированию инвестиций в российскую экономику, и осуществлению комплекса мер, направленных на диверсификацию российской экономики. Сегодня российское правительство в качестве главной своей цели видит достижение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Это и только это позволит динамично развиваться стране, динамично развивать социальные отрасли, инфраструктуру, создавать рабочие места, и создавать условия для более расширенного воспроизводства, для еще более высоких темпов экономического роста. В настоящий момент совершенно очевидной является зависимость российской экономики, в силу однобокости ее экспорта, от мировой конъюнктуры цен. Сырьевая направленность экспорта товаров из России делает нашу экономику уязвимой. Мы зависим от текущей конъюнктуры цен. Как известно, рынки сырья не отличаются особой стабильностью. Последние 10 лет были не самыми легкими для нашей страны. За период с 1992 по 2002 год мы потеряли примерно половину своего экспорта с точки зрения объема экспорта высокотехнологичных товаров. В начале прошлого десятилетия в экспорте доля высокотехнологичных товаров составляла примерно 25 %. К 2002 году мы имеем не более 12% товаров с высокой степенью добавленной стоимости в структуре экспорта. В то же самое время на сырье, на минеральное топливо у нас приходится примерно 45-50% всего экспорта. Эта связано с тем, что в структуре российского экспорта по сравнению с началом 90-х годов очень серьезно повысилась доля экспорта отраслей, с повышенным отрицательным воздействием на окружающую среду. Это такие отрасли, как металлургия, базовая химия, целлюлозо-бумажная промышленность. Составляющая этих отраслей выросла примерно до 25-30%. Кроме этого, имея огромные возможности по экспорту услуг, начиная от экспорта высокотехнологичных услуг, мы эту нишу потеряли. Известно, что с помощью российских специалистов в других странах построены целые индустрии по трансграничной поставке высокотехнологичных услуг. Мы же, не создав необходимых инфраструктурных условий, не смогли за этот период времени достичь даже необходимого минимума. То же самое можно сказать и о транспортных, и о туристических услугах. Целый ряд условий, которые действовали в стране, дестимулировали экспорт услуг. Около полугода назад на заседании Правительства, посвященного вопросам развития экспорта, как одного из серьезных инструментов по достижению высоких и устойчивых темпов экономического роста и диверсификации российской экономики, ликвидации ее зависимости от сырьевой направленности, был рассмотрен и одобрен целый комплекс мер. На сегодняшний день специализация России на сырьевом экспорте фактически означает превращение национального богатства из овеществленной, нетоварной формы в ликвидно-денежную форму. Она приводит к постепенному истощению этого богатства, этих природных ресурсов. У России достаточно большие запасы природного газа (порядка 40% мировых запасов) и нефти, целого ряда других полезных ископаемых. Но это не должно быть расслабляющим фактором. Мы, попадая в такую изначально благоприятную ситуацию, можем очень серьезно проиграть в перспективе, потеряв рынки традиционного российского экспорта, высокотехнологичного экспорта и экспорта с максимальной долей прибавленной стоимости. Конечно, это не означает, что мы не должны развивать сырьевую отрасль - мы не должны потерять то, что мы имеем. Россия по многим технологиям в сырьевых отраслях была законодателем мод, и теперь, по целому ряду направлений, мы являемся технологическими лидерами. Но, к сожалению, на этой базе мы пока не смогли выстроить такую систему, когда прирост экспорта и прирост производства товаров с высокой добавленной стоимостью опережает прирост экспорта сырьевых товаров. Эта задача и является главной и сразу возникает вопрос - что здесь может сделать государство, и какие условия должны быть созданы государством, для того, чтобы произошел этот принципиальный сдвиг в российской экономике и в структуре российского экспорта. Мы говорим о том, что одной из главных задач диверсификации российской экономики - это повышение ее открытости. Повышение открытости означает, что на транзакцию пересечения услуги, капитала, груза через таможенную границу РФ экспортер или импортер должен затратить минимальное время, укладывающееся в его представления, его расчеты об осуществлении инвестиционного проекта. На сегодняшний день все, что связано с транзакциями капиталов, товаров, услуг, чрезвычайно затратно. Режимы, которые регулируют эти транзакции, подлежат радикальному пересмотру. Основные я могу перечислить. Во-первых, это устаревший режим валютного регулирования, который не соответствует сегодняшним темпам развития банковских технологий, и не дает эффективного контроля, не позволяет предотвратить утечку капитала из страны. Как мы знаем, с начала 90-х годов она была достаточно высокой и лишь в последний год - в 2002 г. - мы впервые увидели серьезную тенденцию снижения оттока капитала. И это произошло не благодаря эффективным мерам валютного контроля, а благодаря изменению инвестиционного климата в стране. Значит, мы пытаемся бороться с этой проблемой негодными методами. Наше предложение, предложение Правительства РФ, сформулировано в новой редакции закона "О валютном регулировании". Это максимально либеральный подход, который предусматривает фактически с 2007 года переход к внешней конвертируемости рубля. Существенное ослабление механизмов валютного регулирования, я бы сказал, избыточного регулирования, неэффективного регулирования, не дающего результата, будет уже после принятия этого закона, ряд механизмов будет предусмотрено на переходный период. Безусловно, российские экспортеры получат все те преференции, о которых они давно уже просили - увеличение сроков возврата капитала при поставке продукции с длительными сроками изготовления, при реализации инвестиционных проектов за пределами таможенной границы РФ возможность получить не в разрешительном порядке, как это было раньше, а в заявительном порядке разрешение на перевод валютных средств за рубеж, минимальные издержки, связанные с транзакциями по экспортным и импортным операциям. Во-вторых, это транзакционные издержки, связанные с таможенным оформлением товаров, которые пересекают границу РФ. На сегодняшний день мы имеем таможенный кодекс, который по своей природе совершенно не соответствует тем задачам, которые ставятся перед экономикой. Он имеет очень существенное тормозящее влияние на экпортно-импортные операции, на фактически все транзакции, связанные с пересечением таможенной границы России. Это сдерживает кооперационные процессы, сдерживает процесс включения России в мировую экономику. Это, в свою очередь, существенно повышает стоимость всех операций, и как следствие, стоимость товаров и привлекательность оказания услуг российскими предприятиями, неважно в каких сферах или о каких инвестиционных проектах идет речь. В настоящее время Государственная Дума уже во втором чтении рассматривает новый проект "Таможенного кодекса РФ", который позволит устранить целый ряд барьеров, о которых я уже сегодня сказал, упростить таможенное оформление, превратить таможенную функцию из фискально-правоохранительной в функцию содействия. Содействия, в первую очередь, экспортно-импортным операциям с необходимым минимумом административного государственного контроля, осуществляемого при этих операциях. В-третьих, это изменение налогового законодательства. Целый ряд статей действующего налогового кодекса во многом как нарочно был построен по принципу дестимулирования российского экспорта. Приведу только один пример. Для того чтобы получить возврат экспортного НДС (на сегодняшний день для бизнеса в РФ это одна из наиболее проблемных ситуаций), нужно представить документы, на сбор которых Налоговым кодексом отводится 180 дней, т.е. 6 месяцев. Должен вам сказать - чтобы собрать все эти документы 180-ти дней экспортерам иногда не хватает. Но с 181 дня они должны выплачивать пеню или должны оплатить полностью НДС и понести административное взыскание за несвоевременную уплату НДС. Далее налоговой службе отводится 3 месяца на то, чтобы проверить все документы, которые в течение 6 месяцев собирал соответствующий экспортер. После этого, в соответствии с законом начинается процедура возврата. Конечно, с подобной конструкцией системы возврата экспортного НДС говорить об эффективном экспорте в стране очень тяжело. Этот пример показывает, что неудовлетворительная структура российского экспорта, имеет под собой соответствующую законодательную базу, которая привела к такому результату. На сегодняшний день мы ставим перед собой задачу устранения всех диспропорций, которые заложены внутри Налогового кодекса. Мы не должны удивляться, что за эти годы произошел такой структурный сдвиг. Мы не можем говорить о том, что в стране не производится высокотехнологичная продукция в силу неясных причин. Мы должны себе честно сказать, что во многом, в сложившейся структуре экспорта, виновата государственная система регулирования, ориентированная на монополию внешней торговли. Бывшая советская тотальная система контроля экспорта и импорта, выстроенная в предыдущие годы, по ряду направлений просто не была изменена за время реформ. В прошлом году в структуре Министерства впервые был создан Департамент поддержки экспорта, который отслеживает существующие сегодня в законодательстве такого рода диспропорции, систематизирует их и готовит предложения по устранению препятствий для экспорта российской продукции. И я хотел бы сегодня сказать, что Правительство России полно решимости серьезно изменить ситуацию, во всяком случае, инфраструктурно и институционально, создав все условия для того, чтобы российский экспортер, российский производитель находился не в худших условиях по сравнению с его западным или восточным партнером. Это, в свою очередь, открывает возможность для наших европейских, азиатских и американских партнеров спокойно инвестировать в страну, создавая здесь источники предоставления услуг, создавая здесь операционные цепочки, получая возможности доступа для достаточно большого российского рынка. А рынок России сейчас при наличии соглашения о зоне свободной торговли - это и рынок СНГ. Это достаточно привлекательный, растущий опережающими темпами по доходам населения и очень перспективный рынок. Со стороны Правительства РФ мы постараемся приложить все силы к тому, чтобы предприниматели получили все возможности для работы на этом рынке, а наше население получило возможность реализовать себя либо в предпринимательской инициативе, либо получив новые рабочие места и достойную заработную плату. Спасибо.

2003-12-11
Источник: МЭРиТ


Док. 293704
Перв. публик.: 11.12.03
Последн. ред.: 13.04.07
Число обращений: 503

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``