В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Проведенные в последние четыре года реформы позволили решить значительное число проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие России. Назад
Проведенные в последние четыре года реформы позволили решить значительное число проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие России.
Проведенные в последние четыре года реформы позволили решить значительное число проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие России. Отмечу наиболее важные законодательные реформы, определившие направления и специфику экономического роста. В области реформирования системы налогообложения был принят пакет законов, который обеспечил: введение плоской шкалы подоходного налога и регрессивной шкалы единого социального налога; снижение налога на прибыль; установление налога на добычу полезных ископаемых, позволяющего аккумулировать в бюджете существенную часть сверхдоходов нефтяного сектора. Внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации, сократившие налоговое бремя на предприятия малого бизнеса. Формирование федерального бюджета стало осуществляться на основе среднесрочного планирования, утверждена программа реформирования межбюджетных отношений. Был принят Земельный кодекс и в его развитие закон об обороте земель сельхозназначения. Началась пенсионная реформа с введением накопительных механизмов. Приняты все базовые законы, необходимые для проведения реформы железнодорожного транспорта и реформы электроэнергетики. Некоторый прогресс достигнут в сфере устранения избыточного административного давления на бизнес - снижено количество лицензируемых видов деятельности, введены ограничения на проведение контролирующими и надзорными органами проверок бизнеса, принят закон "О техническом регулировании", который ограничивает сферу применения обязательных требований к продукции. Принят Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", который обеспечивает соблюдение прав собственника имущества, при этом гарантируя максимальное удовлетворение требований кредиторов. Удалось добиться продвижения на переговорах по присоединению России к ВТО. Началось обсуждение итогового доклада рабочей группы по присоединению России к ВТО, что является завершающей стадией переговоров. Признанием успешности российских реформ, а также макроэкономической стабильности можно считать последовательное повышение за последние годы кредитного рейтинга России, предоставление России статуса страны с рыночной экономикой и Европейским Союзом, и США. Экономический рост в прошедшие четыре года определялся кроме вышеперечисленных следующими факторами: - благоприятной мировой конъюнктурой на минеральное сырье, что обеспечило приход в страну "дешевых" нефтяных денег; - посткризисными эффектами 1998 г. такими, как девальвация рубля и низкие издержки производства. Совокупное действие этих факторов обусловило формирование устойчивых позитивных тенденций в социально-экономическом развитии страны, о наиболее важных из которых я скажу далее. Первое. Валовый внутренний продукт рос достаточно высокими темпами в сравнении со средними мировыми. В 2002-2003 годах в мировой экономике в целом отмечается оживление. Ее рост, по оценкам МВФ, составил в 2002 году 3%, в нынешнем ожидается около 3,2 . Отметим, что в большинстве промышленно развитых стран порог роста ограничивается 2.5 процентами. За первые 5-ть месяцев текущего года рост российского ВВП составил около 7 % . Промышленное производство возросло на 6,7%, в том числе в мае текущего года - на 8,5%, что говорит о продолжающемся оживлении российской экономики. В ближайшие два года темп роста экономики прогнозируется в пределах 5-6% в зависимости от изменения внешнеэкономических условий. Второе. Очевидно улучшение инвестиционного климата. Общий объем иностранных инвестиций в Россию продолжает увеличиваться и достиг суммы почти в 20 млрд. долларов в год. В его структуре прямые инвестиции составляют лишь 4 млрд. долларов, что немного больше чем 3,98 млрд. долларов в 2001 г., Остальные 16 млрд. - портфельные инвестиции и торговые кредиты. Положительно, что их объем по сравнению с 2001 г. вырос более чем на половину. Отток капитала уменьшился почти вдвое с 2000 г. В инвестициях в основной капитал прослеживается положительная тенденция, однако их размер не соответствует потребностям растущей экономики. Объем инвестиций в основной капитал в январе-апреле 2003 года возрос почти на 11% к соответствующему периоду 2002 года, а в январе-апреле 2002 года - лишь на 1,9 процента. Этот спад был вызван отменой ряда инвестиционных налоговых льгот и перестройкой структуры внутренних инвестиций. Итоги начала текущего года показывают восстановление высоких темпов 2001 г. Причем в этом году не было инвестиционной паузы, характерной для начала года. Сумма накопленных кредитов выросла за год почти на 20% и составила около 2 трлн. рублей. Однако российская банковская система пока не может предоставить благоприятные кредитные условия, в поисках долгосрочных инвестиционных средств российские компании вынуждены выходить на мировой рынок. Третье. Государство создало стабильный финансовый потенциал. Федеральный бюджет обеспечен устойчивым профицитом. Это позволяет не только поэтапно снижать налоговую нагрузку на ВВП, но и без опасения обеспечить в этом году выплаты по внешнему долгу. В прошлом году, используя благоприятную конъюнктуру, Россия превентивно выкупила внешних долговых обязательств на сумму около 2 млрд. долларов. Эти факторы позволили повысить кредитный рейтинг страны, который вскоре должен достигнуть инвестиционного уровня. Существенно, более чем в 2 раза, снизились объемы неденежных расчетов, что способствует формированию прозрачности в межкорпоративных отношениях. Четвертое. Благосостояние граждан страны неуклонно улучшается. На слайде показана динамика показателя отношения ВВП к населению страны с учетом паритета покупательной способности - за три года заметен рост более чем на 4 процентных пункта. Реальные располагаемые денежные доходы населения практически вышли на докризисный уровень. Сейчас этот показатель составляет примерно 8 тыс. дол. США по ППС, а по текущему курсу всего 2800 долларов. Это значительно меньше уровня промышленно развитых стран и здесь мы занимаем примерно 30 место в мире. Структурный анализ экономики показывает сохранение ряда негативных тенденций, пока еще высокую уязвимость потенциала роста и низкое его качество. Приведу выборочно несколько показателей. Первое . Сырьевая зависимость экономики сохраняется. В структуре ВВП возникли так называемые "ножницы" - рост в "экспортных" секторах стал превышать рост в отраслях, ориентированных на внутреннее потребление. - наблюдается рост услуг, что обеспечивается высоким спросом при отсутствии иностранных конкурентов. Собственные товаропроизводители начали проигрывать импортным товарам. В 4 квартале 2002 года и 1 квартале 2003 года доля импорта в приросте товарных ресурсов розничной торговли превысила 50 процентов. Положительные эффекты девальвации рубля 1998 г. практически себя исчерпали. Наибольший рост наблюдается именно в "экспортных" отраслях, отрасли, ориентированные на внутренний рынок, стагнируют. Второе. Рост числа убыточных предприятий. Настораживающим сигналом является увеличение числа убыточных предприятий до 43% в декабре 2002 г. по сравнению с 39% в 2001 г., причем как в "экспортных" отраслях , так и в отраслях ориентированных на внутренний спрос. Но при этом в последних динамика хуже. Это свидетельствует, прежде всего, о снижении конкурентоспособности, понижении рентабельности производства. С другой стороны, это связано с усилением ответственности предприятий перед бюджетом, что, безусловно - положительная тенденция. Пока такое резкое увеличение доли убыточных предприятий не приводит к массовому банкротству - в 2002 г. было обанкрочено лишь 1.8 % убыточных предприятий. Третье. Низкая производительность труда и конкурентоспособность бизнеса. Темпы роста производительности труда снижаются. Преодоление этой тенденции возможно, в основном, в результате реализации корпоративных мер снижения издержек, технической модернизации производств. Практически полностью исчерпался один из действовавших резервов роста - вовлечение недозагруженных мощностей на предприятиях. Отметим, что по экспертным оценкам только около 5% недозагруженных мощностей способны производить конкурентоспособную продукцию. Четвертое. Российские регионы значительно различаются между собой по уровню экономического развития, что хорошо видно на слайде. Такой дифференциации нет ни в одной промышленно развитой стране - там идет речь о десятках процентах, у нас - о десятках и даже сотен раз. Это создает разнородную социально-экономическую среду и препятствует формированию единого экономического пространства. Различия в уровнях развития является причиной появления региональных барьеров оборота товаров, услуг, капитала. Кроме того, это приводит к различной глубине реформирования экономики и социальной сферы в регионах. Сложившиеся негативные тенденции мешают ускорению экономического роста. Необходимы глубокие структурные преобразования, требует решения нижеследующие основные проблемы: · углубление сырьевой направленности структуры экономики; · неэффективная система государственного управления; · несовершенство налогового устройства; · несовершенство системы межбюджетных отношений; · относительная закрытость нашей экономики для международного взаимодействия; · неразвитость рыночной инфраструктуры; · несовершенство механизмов ценообразования на энергетические ресурсы, низкая энергоэффективность, кризисное состояние ЖКХ; · неэффективная и непрозрачная система доступа экономических агентов к ресурсам; · неэффективность системы предоставления социальных услуг, формирующих качество человеческого капитала. Речь идёт, в первую очередь, об образовании и здравоохранении; · глубокие различия в уровнях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Обеспечить высокие темпы и надлежащее качества роста экономики можно только при решении главной задачи - повышении глобальной конкурентоспособности России. Для этого нужно повысить конкурентоспособность: государственного управления, бизнеса, человеческого капитала. Остановимся более подробно на каждом элементе поставленной задачи. I. Конкурентоспособность государственного управления определяется качеством государственного регулирования и государственных услуг, эффективностью управления государственной собственностью. Основными задачами в этой сфере являются: - проведение административной реформы; - формирование эффективной налоговой системы; - ликвидация избыточного присутствия государства в регулировании экономических отношений; - снятие барьеров для международного взаимодействия; - совершенствование доступа экономических агентов к ресурсам, прежде всего, к продукции естественных монополий и природным ресурсам; - снижение доли государственной собственности и повышение эффективности управления имеющейся собственностью; - создание и законодательное закрепление прозрачных механизмов распределения бюджетных средств; - проведение стабильной денежно-кредитной политики; - осуществление эффективной федеральной региональной политики I.1 О реформе государственной власти - административной реформе. Ее целью является повышение эффективности, качества и уровня прозрачности работы государственного аппарата, снижение уровня коррупции. Критически важным является завершение уже к середине 2004 г. основных элементов административной реформы, в том числе, реформы структуры федеральных органов исполнительной власти. С 2004 г. должен быть начат широкомасштабный эксперимент по внедрению новых методов финансирования органов государственной власти, а к 2006 г. реформа власти должна быть полностью завершена. I.2 Приоритетами налоговой реформы в среднесрочной перспективе должны стать введение в законодательство норм, стимулирующих инвестиционную активность, научные исследования и разработки, опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг, стимулирование экспорта несырьевых товаров и услуг, оптимизация фискальной нагрузки на сырьевой сектор. Необходимо усилить стимулирующую функцию налогов, улучшить эффективность налогового администрирования с одновременным снижением административной нагрузки на налогоплательщиков. Первоочередными мерами, подлежащими реализации в этом году, являются: изменение порядка применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, прежде всего, при осуществлении капитальных вложений; снижение базовой ставки НДС до 18%; изменение порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость авансов; реформирование отдельных видов налогов и отмена неэффективных налогов и сборов, в частности, отмена налога с продаж, совершенствование системы поимущественных налогов за счет сокращения перечня имущества, относящегося к объекту налогообложения. В среднесрочной перспективе предусматривается: совершенствование платежей, связанных с использованием природных ресурсов, введение налоговых платежей, взимаемых в рамках специальных налоговых режимов, включающих систему налогообложения для участников соглашений о разделе продукции, а также особых экономических зон; снижение с 2005 года налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет снижение эффективной ставки единого социального налога; пересмотр системы налогообложения имущества и земли: переход в перспективе к 2006 году к налогу на недвижимость, который заменит налог на имущество и земельный налог; I.3 Главной целью политики в сфере дебюрократизации является устранение излишнего административного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов, негативно влияющего на предпринимательский климат, введение "презумпции нецелесообразности" государственного вмешательства в экономику. Начало этого процесса положило принятие закона "Об основах технического регулирования". В 2003 г. необходимо подготовить изменения в законодательные акты, предусматривающие переход от стандартов к техническим регламентам. I.4 Снятие барьеров для международного взаимодействия будет осуществляться, в основном, за счет нашего присоединения к ВТО на приемлемых для России условиях. Условия присоединения по всем параметрам будут основываться на реальном положении в российской экономике, обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды. Россия рассматривает членство в ВТО прежде всего как инструмент для создания эффективной экономики и путь к равноправному участию в мировой торговле. В этом году следует провести значительную работу, чтобы подготовится к новому раунду переговоров весной 2004 года. I.5 Политика обеспечения недискриминационного прозрачного доступа к экономическим ресурсам будет базироваться на следующих основных подходах: - поддержание конкуренции, которая обеспечивает наиболее эффективное распределение ресурсов; - реформа естественных монополий в целях либерализации цен на их продукцию и услуги и создания равных конкурентных условий всем участникам рынка; - безусловное применение состязательной публичной процедуры доступа к лимитированным экономическим ресурсам, прежде всего, к природным ресурсам. В 2003 году следует завершить подготовку новых редакций ресурсных законов ( недра, вода, лес), в которых следует предусмотреть: - создание прозрачной процедуры доступа, что наиболее актуально для пользования недрами и привлечения добросовестных инвесторов; - формирование эффективной системы исполнения обязательств. Это создаст для инвесторов гарантии стабильности прав недропользования и ограничит чиновничий произвол, а с другой стороны обеспечит собственнику недр - государству - реальное исполнение обязательств по освоению месторождений; I.6 В 2004 году должна быть полностью завершена приватизация находящихся в государственной собственности миноритарных и блокирующих пакетов акций предприятий, не являющихся стратегическими и не связанных напрямую с интересами обеспечения национальной безопасности. К 2006 году необходимо завершить приватизацию контрольных пакетов акций таких предприятий. I.7 Начиная с 2004 года бюджетная политика Российской Федерации будет формироваться и проводиться в условиях нового бюджетного законодательства в связи с принятием в 2003 году новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации. Основными целями бюджетной реформы на среднесрочный период являются стимулирование структурной перестройки экономики, диверсификации ее структуры, а также снижение фискальной нагрузки на экономику. Необходимо создать прозрачные процедуры распределения бюджетных ресурсов. В межбюджетных отношениях уже проделана определенная работа. Установлены принципы отношений центра и регионов: - субвенции будут предоставляться только для осуществления регионами федеральных функций; - субсидии будут предоставляться только тем регионам, которые не имеют просроченной задолженности перед бюджетом и осуществляют меры по повышению бюджетной самодостаточности. Средства северного завоза, переселения людей из районов Крайнего Севера, фонда регионального развития распределяются на основе прозрачных публичных методик. В отраслевом разрезе такую работу только предстоит сделать. Преобладание долга, номинированного в иностранной валюте, является серьезным фактором риска. Это ставит управление долгом в жесткую зависимость от валютной политики и состояния платежного баланса. Внутренний долг должен постепенно заместить внешний. I.8 Главной целью денежно-кредитной политики в ближайшие три года является снижение инфляции до уровня ниже 8% без ущерба устойчивости экономического роста. При превышении инфляции определенного уровня (по мировому опыту - 15-17%) замедляются темпы инвестиционной деятельности, стагнирует производство, чрезмерный инфляционный налог приводит к непроизводительному использованию финансовых ресурсов. Одновременно должна проводиться либерализация валютного рынка, включая полную валютную либерализацию к 2007 году. I.9 Федеральная региональная политика должна обеспечивать реализацию геостратегических интересов государства, создать бизнесу равные конкурентные условия на всем на всем экономическом пространстве страны. В области совершенствования федеральных региональных отношений на законодательном уровне предлагается закрепить следующие принципы взаимодействия: - создание равных экономических условий для развития - обеспечение проникновения правительственных реформ в регионы - соответствие доходных и расходных полномочий - помощь экономически менее развитым регионам - финансирование точек роста II. Конкурентоспособность бизнеса Улучшение качества государственного регулирования и государственных услуг создаст внешние условия развития отечественного бизнеса. Для того, чтобы это развитие осуществлялось интенсивно, необходимо создать адекватную рыночной экономике инфраструктуру в области финансов, транспорта, связи, последовательно проводить конкурентную политику. II.1 Этика корпоративных и межкорпоративных отношений в России далека от совершенства, зачастую применяются "силовые" методы в захвате капитала, межкорпоративные войны серьезно подрывают авторитет российского бизнеса. Необходимо создание среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов, предотвращения незаконного использования инсайдерской информации. II.2 В ближайшие три года необходимо реализовать основные намеченные (это - электроэнергетика, железнодорожный транспорт, связь) и разрабатываемые (рынок газа) реформы инфраструктурных монополий. Первый этап реформирования железнодорожного транспорта и электроэнергетики, предусматривающий формирование новой инфраструктуры, следует осуществить еще в этом году. II.3 Сегодня российская финансовая система в значительной мере удовлетворяет потребности экономики в краткосрочных ресурсах, но пока не способна предоставлять в достаточной мере ресурсы долгосрочного характера Данную проблему можно решить только путем развития банковского сектора, повышения его капитализации, развития рынка долговых ценных бумаг. Необходимо создать благоприятные условия для рынка ипотечных услуг, лизинга, инвестиционных банков и организованных рынков товаров и производных от них финансовых инструментов. Государство должно осуществить ряд практических шагов в этом направлении, в том числе, с 2004 года начать осуществлять переход в кредитных организациях на международные стандарты финансовой отчетности с завершением этого процесса до 2007 года. II.3 Необходимо создать максимально благоприятные условия для деятельности основных поставщиков долгосрочных инвестиций - институциональных инвесторов: инвестиционных фондов (в том числе индексных), негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний. Деятельность институциональных инвесторов сможет мобилизовать свободные средства граждан и предприятий, что будет являться мощным внутренним фактором роста. III. Улучшение качества человеческой жизни является целью деятельности государства. В свою очередь, только конкурентоспособный человеческий потенциал может обеспечить устойчивый экономический рост. Улучшение качества человеческой жизни обеспечивается: - увеличением продолжительности жизни и улучшением здоровья человека; - получением образования, позволяющего наиболее полно раскрыть творческий потенциал граждан; - социальными гарантиями для тех категорий граждан, которые в силу обстоятельств имеют ограниченные возможности развития (инвалиды, вынужденные переселенцы, пострадавшие от ЧС и др.) - гарантиями достойной жизни в старости, прежде всего, эффективной пенсионной системой. Главная направленность реформ в социальной сфере - переход от патерналистской к субсидиарной модели обеспечения социальных гарантий, внедрение новых экономических механизмов, прежде всего страхования, индивидуализация поддержки каждого гражданина России в зависимости от результатов его труда или положенных по закону льгот. Некоторые аспекты экономических реформ в этом направлении приведены на слайде. Об ожидаемых результатах. Реализация этих мер позволит включить новый механизм устойчивого роста российской экономики, основанный на последовательной диверсификации ее структуры. Базовым фактором этого процесса станет повышение привлекательности секторов с высокой долей добавленной стоимости для долгосрочных инвестиционных вложений. Будут обеспечены показатели макроэкономической стабильности, присущие странам с инвестиционным рейтингом, что будет основой устойчивости экономического развития в целом Реформирование инфраструктурных монополий и сбалансированное повышение цен (тарифов) на энергоносители будут стимулировать процесс энергосбережения. Удельная энергоемкость ВВП снизится в 2003-2005 гг. на 12-13%. Повышение энергоэффективности станет одним из главных рычагов диверсификации российской экономики и ухода от ее сырьевой специализации. С 2004 г. инвестиции в основной капитал будут нарастать темпами 7-9% в год, доходы населения будут увеличиваться на 6-8% в год, расходы консолидированного бюджета будут снижаться в % от ВВП темпами более 1% в год. Все наши предложения нашли отражение в проекте программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), текст которой размещен на интернет- сайте Минэкономразвития России. Желаю участникам форума плодотворной работы. Успехов вам !

2003-12-08
Источник: МЭРиТ


Док. 293696
Перв. публик.: 08.12.03
Последн. ред.: 13.04.07
Число обращений: 560

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``