В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Караганов. Несвоевременные итоги Назад
Сергей Караганов. Несвоевременные итоги
Полугодиям, особенно во внешней политике, итоги обычно не подводят. Но скоро, думаю, эту традицию придется ломать. Ситуация в мире развивается столь быстро и непредсказуемо, что год идет за два, а полгода - за год. В этой ситуации растущей динамичности, хаотичности возрастает роль стратегического планирования для внешней политики. Увеличивается возможность терять цель, быть влекомыми событиями и не замечать этого. Но
пока со стратегией у нас не все ясно, нужно, по крайней мере, отчетливо понимать, "куда влечет нас рок событий". Думаю, что настает момент, когда государственным органам и экспертам придется переходить к двухмесячным или даже ежемесячным оценкам внешнеполитических позиций страны, чтобы вносить соответствующие коррективы в ее оперативные и стратегические планы, если, разумеется, таковые имеются.

А сейчас сделаю попытку подвести итоги первому полугодию с точки зрения внешнеполитических позиций России. Они в балансе укрепились, хотя многие явления вызывают тревогу.

Политическим поражением США в Ираке Россия решила не только не воспользоваться, но даже демонстративно протянула руку помощи американской администрации (заявив, что мы знали и сообщали о программе создания Хусейном оружия массового поражения). В результате укрепили доверительные отношения с нынешней администрацией. При этом содействовали возвращению иракского вопроса в ООН, укрепив престиж этой организации, получили обещание провести международную конференцию по Ираку.

Нам по-прежнему "везет". Экономический подъем в США, мощный экономический рост в Восточной Азии, особенно в Китае, нерешенность иракской проблемы, дальнейшая дестабилизация всего "расширенного Ближнего Востока", близкая к катастрофической, развитие палестино-израильского конфликта не только поддерживают высокие цены на нефть, дают огромные нефтяные доходы, но и резко увеличили геополитический вес нашей страны. Это происходит из-за роста влияния энергетического фактора в мировой политике, из-за увеличения в ней роли и удельного веса проблем безопасности. А здесь мы, несмотря на слабость, все равно сильнее и важнее подавляющего большинства мировых игроков (кроме США).

Обозначившееся ценностное и политическое долговременное расхождение и рост экономической конкуренции между США и традиционной Западной Европой объективно усиливают позиции России и ставят ее в ряде ситуаций в положение разыгрывающего. Ирония судьбы заключается в том, что к такому положению стремилась советская Москва. И не получала его. Мы частично получаем, хотя и не стремимся и даже опасаемся такого положения. Разногласия между западными союзниками ослабляют единый фронт в борьбе против общих новых угроз.

Были и небольшие локальные победы. Все активнее действует ЕврАзЭС - экономическое объединение России и части бывших советских государств. Зримо выходит из спячки ОДКБ - оборонительный союз большинства стран СНГ. Удалось двинуть вперед и так динамично развивавшиеся отношения с Казахстаном и менее динамично развивавшиеся отношения с Узбекистаном. Удалось, в связи с долгожданной сменой руководства в Тбилиси, повернуть отношения с этой страной от негативного игнорирования к позитивному вовлечению. Руководство Грузии, устав бороться внутри страны за вытягивание ее из положения несостоявшегося государства, может не использовать предоставленный ему историей шанс стать снова дружественным России государством, вернуться к риторике шеварднадзевских времен и к попыткам силой вернуть убежавшие от Гамсахурдиа, Шеварднадзе и нищеты провинции. Это будет и историческое поражение Грузии, которое, скорее всего, на обозримое будущее оставит ее в списке несостоявшихся государств, и внешнеполитическая неприятность для России.

За последнее время проявились другие беспокоящие тенденции. Расширение Евросоюза привело к довольно жестким обменам требованиями и контртребованиями. Еще раз выяснилось, что у России до сих пор практически отсутствует эффективный механизм воздействия на принятие решений в ЕС. Кроме того, в Москве начало нарастать понимание того, что, несмотря на интенсифицировавшийся диалог, широковещательные заявления о создании "совместных пространств" в культуре, экономике, безопасности и т.д., дальше риторики дело особенно не идет, а сама риторика призвана прикрывать весьма жесткое давление на Россию там, где затрагиваются минимальные экономические и иные интересы Евросоюза. Наконец нарастает ощущение, что сконцентрировавшийся на расширении Евросоюз второй раз за последние полтора десятилетия отставляет Россию на "дальнюю горелку" и что большой проект совместного с Россией "общеевропейского геоэкономического и геостратегического дома" откладывается на неопределенное время. Нынешний вектор внутриполитического и экономического развития России также не способствует ценностному сближению с Европой.

Достаточно очевидно и то, что предел, достигнутый на нынешнем этапе в сближении с Европой, общая динамичность международных отношений толкает нас геополитически к многовекторной политике, нацеленной, в том числе, на сближение с азиатскими странами. Начатая в конце 1999 - начале 2000 гг. очередная попытка сделать свою политику европоцентричной не прошла частично из-за объективных обстоятельств, частично из-за нашей несистематичности, еще больше - из-за еэсовской замкнутости, растущей неспособности проводить активную политику в отношении внешнего мира.

Проблемой внешней политики становится и тускнение образа России. Возвращение к традиционализму, к перераспределению собственности прервало повышательную, связанную прежде всего с деятельностью президента тенденцию к увеличению привлекательности России, ее "мягкой мощи" - способности привлекать на свою сторону.

Но ничего сверхопасного пока не произошло. В нас нуждаются как в геостратегическом партнере, не ждут уже многого как от подававшего надежды демократического государства.

Единственное, что беспокоит по-настоящему: отсутствие долгосрочной стратегии развития, созвучной позитивным вызовам новейшего века. Не видно стратегии развития человеческого капитала, образования, не прослеживается инновационной стратегии, использования свалившихся "нефтяных" денег для качественного рывка в науке и технологиях. Если такой стратегии не появится, то скоро снова выяснится, что доля России в мировом ВНП по-прежнему сокращается, а большие глобальные проблемы будут решать другие игроки, которые продолжают быстро накачивать себя в соответствии с принятыми и выполняемыми стратегиями. Но этот тревожный прогноз - за пределами темы данной статьи. Последние же шесть месяцев мы гораздо больше выиграли, нежели упустили, и пока можем испытывать чувство удовлетворения.

28.07.2004
http://www.sovetpamfilova.ru/text/412/?parent=52

Док. 293490
Перв. публик.: 28.07.04
Последн. ред.: 12.04.07
Число обращений: 469

  • Караганов Сергей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``