В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новый год в путинской России (А Наррy Nеw Yеаr fоr Рutin`s Russiа?) Назад
Новый год в путинской России (А Наррy Nеw Yеаr fоr Рutin`s Russiа?)
Главным содержанием в области политики, экономики и государственного строительства в 2004 году были весьма энергичные усилия президента и правительства по реализации курса так называемой авторитарной модернизации.

Концепция "авторитарной модернизации" в исполнении Владимира Путина преследует цель "укрепления государственности и ускорения экономического развития". Однако эти, возможно, благородные цели реализуются достаточно противоречивыми средствами.

Итак, каковы основные составные компоненты политики Путина?

В 2004 году власти продолжили наступление на свободу слова и оказали серьезное давление на СМИ. В результате в стране не осталось ни одной политической программы, идущей в прямом эфире, существуют прямые запреты на обсуждения наиболее серьезных тем, например, Беслан или Юганскнефтегаз.

Свобода политического выбора в России все больше и больше ограничивается. Для политических партий созданы невыносимые условия существования, абсурдные требования к численности, требование регистрации каждого члена в государственных органах (с сообщением адреса), государство ввело надежный запрет на политические дебаты, когда избиратель может оценивать разные точки зрения, и, наконец, вообще отменило выборы губернаторов. Минимальные предпосылки для того, чтобы считать выборы честными - независимое от администрации президента финансирование политических партий, независимые СМИ, независимая судебная система - в России больше не существуют.

Схожим образом в 2004 году власти приняли ряд законов, цель которых подавить даже признаки гражданского сопротивления и маргинализировать всех политических оппонентов с помощью цензуры. Эти законы поощряют цензуру и не позволяют нормально функционировать независимым политическим и гражданским организациям. Политика ограничения свободы слова и деятельности независимых политических и гражданских организаций максимально деполитизирует политическое общественное мнение и приводит к промыванию мозгов населения. Телевидение все больше и больше навязывает людям дремучие политические стереотипы из далекого прошлого России.

Подавляя всякую критику и влияние извне, власти все больше игнорируют принцип разделения властей, подчинив cебе парламент, суд, правительство, а также прессу, гражданские организации и даже бизнес. Какой бы то ни было внешний контроль их деятельности, какая бы то ни было система сдержек и противовесов не рассматриваются как необходимые. Это означает, что мы имеем дело с полной непрозрачностью силовых структур, правоохранительных органов и спецслужб. Подобная непрозрачность в свою очередь диктует необходимость максимальной централизации власти, что подрывает принцип федерализма.

В 2004 году, впервые за последние 20 лет, власти использовали реальные и мнимые угрозы для создания при любой возможности обстановки чрезвычайщины, назначая политических оппонентов врагами, "пятыми колоннами", предателями и постоянно заявляя о каких-то неназываемых внешних силах, которые угрожают России. Эти угрозы извне служат оправданием имперской политики России в ближнем зарубежье.

В экономической сфере власти установили клановый псевдогосударственний тотальный контроль за бизнесом и частной инициативой, сохранив для этого полукриминальную олигархическую экономическую систему с крайне нестабильными и абсолютно непрозрачными правами собственности, созданную в середине 90-х годов. Подобная система допускает волюнтаристское, силовое преследование, включая селективное применение судебных и политических репрессий, перераспределение собственности (как это произошло, например, с ЮКОСом и жульнической продажей "Юганскнефтегаза").

Одновременно государство приняло комплекс мер по ограничению притока иностранных инвестиций в Россию, полагая, что политическая независимость достигается экономической изоляцией.

В 2004 году российские власти стремились создавать имидж современной страны, достойного партнера наиболее развитых стран путем санкционирования некоторым членам правительства и отдельным работникам администрации отдельных несогласий с генеральной линией при сохранении их на официальных должностях.

Вот в этом и состоит путинский авторитаризм в многополярном мире. Российская бюрократия, которую сейчас принято назначать главной виновницей всех бед, на самом деле лишь добросовестно, может быть с некоторым избыточным рвением, исполняет указания президента и реализует его политический курс.

Президент и его люди предполагают, что такими методами они смогут сохранить единство и обеспечить безопасность страны, вывести экономику на современный уровень, осуществить с опорой на собственные силы технологический прорыв в области конкурентоспособных наукоемких технологий, создать современные эффективные вооруженные силы и спецслужбы. Однако добиться этого подобными методами невозможно.

2004 год, когда эта авторитарная система действовала практически в полном объеме, показал ее неспособность решить ни одну из задач, стоящих перед страной. Наоборот, положение по всем основным направлениям ухудшилось: в экономике и в бизнесе, в социальной и внутриполитической сфере, в области безопасности и внешней политики. В целом по качеству жизни в 2004 году Россия заняла 105 место из 111 стран.

2004 год убедительно показал, что политический курс, реализуемый президентом Путиным, привел к серьезной внутренней нестабильности, сопровождающейся очевидными провалами во внутренней и внешней политике, дезориентацией элит, отсутствием идей и людей, которые могут их генерировать и реализовывать. Усилилась парализующая атмосфера неуверенности и страха. Авторитаризм пришел в непримиримое противоречие с задачами модернизации.

Более того, примерно те же тенденции привели не так давно к распаду Советского Союза. Их искусственное возобновление создает предпосылки продолжения процесса распада. Власти игнорируют его возможные последствия.

Это не ошибки, не недопонимание, не злоупотребления бюрократии, не отдельные эксцессы на пути "укрепления государственности". Это сознательный, продуманный политический курс.

Итог 2004 года: усиление авторитаризма и демодернизация. Выход из нынешнего положения может быть достигнут последовательным соблюдением нашей собственной конституции. Заставить властную группировку это делать может только народ.

Прогноз - оптимистичен? Да, но не на этот год.


"Moscow Times", 26 января 2005 года.

Перевод - ИноСМИ.Ру
Адрес статьи на ИноСМИ.Ру: http://www.inosmi.ru/print/216614.html

* * *

Whether we look at politics, economics or the structure of the state, the main thrust in 2004 was to strengthen the president and the government in pursuit of so-called authoritarian modernization. Authoritarian modernization, as President Vladimir Putin is implementing it, aims to reinforce the state and speed up economic development. Yet these perhaps noble goals are being pursued in very contradictory ways.

So what are the main components of Putin"s policy?

In 2004, the authorities continued to clamp down on freedom of speech and apply significant political pressure to the media. As a result, not a single live political television program is left on Russia"s airwaves, and serious discussion of topics like the terrorist attack in Beslan or the Yuganskneftegaz auction is explicitly prohibited.

Russians have also been increasingly deprived of their freedom to make political choices. The authorities have created intolerable conditions for political parties, made absurd membership demands and insisted that every member of every political party be registered with various government organizations -- and that these members give their passport details and home addresses to authorities. The state has effectively banned live political debates that would help voters evaluate various candidates" points of view. Finally, the government has done away with direct election of governors. The minimum requirements for fair elections -- political party financing that is independent of the presidential administration, independent media and an independent judicial system -- no longer exist in Russia.

On a similar note, the authorities in 2004 continued passing laws that stomp out even the first signs of civil protest and marginalize any political opposition. These laws, as mentioned above, encourage censorship and do not allow independent political and civil organizations to function properly. The movement to limit freedom of speech on one hand and the activities of these organizations on the other encourages the depoliticization of the public discourse and results in the brainwashing of the public. Television programs now increasingly show the fuzzy political stereotypes of Russia"s remote past.

While smothering any outside criticism or influence, the authorities in 2004 have increasingly rejected the notion of the division of power. The president has made the parliament, the judiciary, the entire executive branch and even the business community beholden to his influence and put them under his administration"s strict control. All outside monitoring or checks and balances are out of the question. This means state security organizations, law enforcement agencies and the secret service can completely abandon any pretence of transparency. It furthermore demands that power be centralized as much as possible, which is undermining federalism.

In 2004, for the first time in the past 20 years, the authorities used threats, both real and fictional, to create states of emergency whenever possible and declare their political opponents enemies, "fifth columns" or traitors. At the same time, they constantly alluded to mysterious unnamed foreign powers threatening Russia. These external threats are one of the justifications for the government"s imperialist policy in the near-abroad.

In the economic sphere, the government has set up clannish, pseudo-state-owned absolute control over business and private initiative. At the same time, the authorities have maintained Russia"s semi-criminal oligarchic economic system with the same extremely unstable and completely nontransparent property rights that have existed since the mid-1990s. This system allows the state to persecute businesspeople and selectively apply methods of legal and political repression to redistribute property. This is exactly what happened with Yukos and the fraudulent sale of its main production unit, Yuganskneftegaz.

Meanwhile, the government has also implemented a series of measures to limit the influx of foreign investment. The authorities seem convinced that their political independence can only be protected by means of economic isolation.

Yet the Russian government in 2004 strove to create an image of Russia abroad as a modern nation and a worthy partner for developed countries. They have also permitted a handful of government officials and individuals in the presidential administration to express disagreement with the president"s general line. As proof of the pluralism within the government, these critics were allowed to keep their jobs.

These goals and actions make up Putin"s brand of authoritarianism in today"s multipolar world. The Russian bureaucracy, commonly blamed for all the nation"s woes, is in truth only sincerely, if perhaps a bit too enthusiastically, carrying out the president"s decrees and making his political plans a reality.

The president and his men believe that they will be able to keep Russia safe and whole using these methods. They think they will be able to create a modern economy and launch an economic breakthrough based on Russian resources in advanced and highly competitive technologies. Finally, they are convinced they will succeed in creating an up-to-date and efficient military and strong intelligence organizations. It will never happen with such a policy.

Yet 2004, the year when the authoritarian system began to function in all its glory, demonstrated that the system has not been able to address any of the problems confronting Russia today. On the contrary, matters have gotten worse on almost all fronts: the economy and business, social and domestic politics and security and foreign policy. All in all, according to a study by the Economist Intelligence Unit, the quality of life declined in 2004. Russia now ranks 105th out of 111 countries.

Furthermore, last year demonstrated beyond a doubt that the political direction implemented by Putin has led to serious internal instability, accompanied by obvious failures in both domestic and foreign policy, a disoriented elite and a lack of ideas and people who can come up with and implement good ideas. The paralyzing atmosphere of insecurity and fear has intensified. Authoritarianism has come into irreconcilable conflict with 21st-century modernization.

Similar tendencies brought the Soviet Union crashing down only recently. The artificial restoration and reinforcement of these tendencies is creating the preconditions for continuing this process of collapse. The authorities do not see such possible consequences.

Yet the elements of the policy of the current administration are not mistakes or misunderstandings. These are not bureaucrats abusing the system or individual incidences of excess on the path to a "stronger state." They are part of a conscious and thought-out political plan.

Thus, the bottom line for 2004 was increased authoritarianism and demodernization. Russia could get out of this mess by abiding consistently by its own constitution. The only force capable of making the clique in power do so is the people.

Am I optimistic? Yes, but not this year.


27.01.2005, The Moscow Times, January 26, 2005

The Moscow Times:
http://www.moscowtimes.ru/stories/2005/01/26/006.html


Док. 293462
Перв. публик.: 26.01.05
Последн. ред.: 12.04.07
Число обращений: 572

  • Явлинский Григорий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``