В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Борисов. Выступление на Форуме ОПОРЫ РОССИИ `Малое предпринимательство в развитии промышленности и технологий` 28 февраля 2007 года Назад
Сергей Борисов. Выступление на Форуме ОПОРЫ РОССИИ `Малое предпринимательство в развитии промышленности и технологий` 28 февраля 2007 года
своем выступлении 19 февраля с.г. на заседании президиума Государственного Совета в Волгограде Президент России обозначил приоритетные и амбициозные задачи по развитию промышленности.

Для нас и нашего Форума принципиально важным является посыл о необходимости создания новой модели организации промышленности, ключевыми инструментами которой станут: реструктуризация промышленных гигантов, развитие системы поставщиков, разработчиков, сервисных предприятии.

По сути, Президент поставил задачу приоритетного развития малого и среднего предпринимательства в промышленности, перехода к новым, кластерным подходам промышленного развития.

Картина дня

А теперь давайте посмотрим на картину сегодняшнего дня. Мы достаточно схематично обрисовали - что такое малый бизнес в промышленности и технологиях сегодня.

Он существует сам по себе. Связи с якорными предприятиями - счастливое исключение из правила.

Наука, в том числе, в части инновационных разработок существует ради науки. Мы гордимся нашими научными достижениями, но так и не научились применять их на практике. Слишком часто между созданием инновации и ее промышленным внедрением проходит столько времени, что инновационная составляющая утрачивается.

Образование, подготовка кадров - также существуют вне стратегии развития промышленности, вне запросов рынка, вне прогнозов развития предпринимательства в нашей стране.

Из инфраструктурных достижений в сфере поддержки малого бизнеса можно пока говорить только о бизнес-инкубаторах. Но это - не промышленность. Это площадки для стартующего бизнеса. Помогать ему необходимо, но успешный старт, увы, - не гарантия дальнейшего развития бизнеса. Особенно, в производственной и инновационной сферах. Дефицит производственной инфраструктуры обостряется.

Малого предпринимательства в промышленности мало. В отраслевой структуре Росстата - его 13% - то есть, примерно, 150 тысяч компаний. Для сравнения в США - почти в 10 раз больше.

Вот ориентир, к которому необходимо стремиться.

Существуют две взаимосвязанные задачи. Первая - удвоение ВВП. Но эта задача неподъемна без решения второй задачи - увеличения доли малого бизнеса в структуре внутреннего валового продукта до 40-50%. Это признается ведущими экспертами и Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф разделяет эту точку зрения.

Важность предпринимательства, малого и среднего бизнеса в промышленности

Мировой опыт показывает, что недостаточно говорить только о малом и среднем бизнесе - так, или иначе, это уже существующие компании. Важнее - предпринимательская активность населения, создание новых компаний. Отсутствие такой активности ограничивает ресурс развития малого бизнеса.

Но сегодня предпринимательская активность населения России находится на низком уровне.

Малые и средние компании играют важную роль в современной промышленности и в инновационной экономике.

Эффективная модель организации производства существует в конкурентной среде и ориентирована на развитие кооперационных связей.

Крупные, "якорные" предприятия более конкурентоспособны, когда вокруг них формируется эффективная система поставщиков из малых и средних компаний - производственных, инновационных, сервисных, предприятий, предлагающие юридические и консалтинговые услуги и т.д.

Таким образом формируется целостный отраслевой кластер.

Почему важны кооперация и конкуренция?

Только в таких условиях повышается гибкость головного предприятия. Оно становится более приспособленным к быстрым изменениям требований рынка к конечной продукции. Такой подход позволяет повысить скорость внедрения инноваций, повышает качество конечного продукта и дает множество других преимуществ.

Создание такой модели позволит устранить структурный дисбаланс. Так, например, вклад малого бизнеса в занятость в промышленности в развитых странах выше, чем в России. Для сбалансированного развития необходимо исправлять такое структурное искажение.

Факторы конкурентоспособности

На развитие малого и среднего бизнеса в промышленности влияют различные факторы, которые можно сгруппировать в 7 основных групп. Развитие МСБ зависит от "здоровья" всей "системы факторов".

Наличие административных барьеров является важной, но далеко не единственной проблемой для развития МСБ.

Серьезное влияние оказывают доступ к рынку и конкуренция. Речь о сбыте и сырье. Есть целый ряд вопросов без ответов.

Конкуренция - добросовестная или нет? Рыночная или административная? Каким человеческим капиталом располагает производственный малый бизнес? Насколько эффективны для малого бизнеса предлагаемые сегодня рынком финансовые инструменты? Что предлагается стартующим компаниям? Какие возможности есть сегодня у малого предприятий по приобретению современного высокотехнологичного оборудования?

Другими ключевыми факторами являются потребность "головной" компании в поставщиках и практика их взаимодействия.

Автаркия - концентрация больших предприятий под одной крышей, включающих в себя всю производственную цепочку - отражение существующей модели организации промышленного производства. Эта модель появилась в начале ХХ века на заводах Форда. И... благополучно существует в России до сих пор. И литье, и дизайн и конечная сборка - все "за одним забором".

С одной стороны архаичная модель - проблема компетентности руководителей компаний. Замкнутый производственный цикл для большинства российских заводов уже давно не конкурентное преимущество.

Но и государственная политика в России не стимулирует аутсорсинг. Таким образом, одна из фундаментальных (ключевых) проблем для развития малого и среднего бизнеса заключена в низкой конкурентоспособности и устаревшей системе организация производства в крупных машиностроительных компаниях.

Острый недостаток производственных площадей, отвечающих современным требованиям - еще один серьезный фактор.

Абсолютное большинство малых и средних производственных предприятий существуют на старых мощностях, которые изношены и морально устарели, не соответствуют современным требованиям.

Возможности по созданию новых современных производств на устаревшей материально-технической базе обанкротившихся предприятий сильно преувеличены. Практически во всех регионах остро ощущается дефицит производственной инфраструктуры.

Наши динамично развивающиеся соседи-"конкуренты", понимая важность этого фактора, строят в избытке и промышленные парки и технопрки.

Полтора года назад эта тема - по инициативе ОПОРЫ РОССИИ - обсуждалась на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству. Было принято решение о необходимости разработки концепции кластерной политики - принципиально нового подхода к организации, территориальному размещению и кооперации предприятий, а также о разработке программы создания промышленных парков.

За прошедшее время практически ничего не сделано. Вместо программы строительства промышленных парков - проект плана ее разработки. Не определены важнейшие вопросы особого порядка выделения земли, финансирования строительства промышленных и техно- парков, взаимодействия органов власти различных уровней, управляющей компании и компаний-резидентов. Пилотные проекты в зачаточном состоянии. Концепция кластерной политики разработана, но пока широко не обсуждалась и лежит в МЭРТе без каких либо попыток ее запустить.

Следующий фактор - налоговая политика.

Налоговая система не стимулирует развитие конкурентоспособности. Дело даже не в ставках налогов, хотя, например, в развивающемся Казахстане ставки налогов для МП ниже, чем в России (4-5% от оборота и снизят в 2007 до 3%). Во всем мире налогами облагается потребление, а не производство. После отмены инвестиционной льготы наши развивающиеся предприятия на 24% менее конкурентоспособны, чем большинство их зарубежных конкурентов.

Примеры из пилотных регионов

За февраль этого года в рамках реализации нашего проекта "Малое и среднее предпринимательство в развитии промышленности и технологий", подробное описание которого вы можете посмотреть в раздатке, уже проведена существенные работа в трех пилотных регионах.

Так, например, для лесопереработки в Архангельской области в числе важнейших проблем развития выявлены:

Недостаток промышленных зданий и помещений. Предприниматели отмечают, что невозможно арендовать ни землю, ни готовое помещение. Решением должно стать строительство специализированного промышленного парка.

Существенно осложняет бизнес плохое состояние автомобильных дорог, плохо развитая сеть лесных.

В числе конкурентных проблем - дискриминационная практика распределения лотов на вырубку.

Для агро-пищевого кластера Краснодарского Края специфическими проблемами являются:

Плохое развитие инфраструктуры сбыта создает ситуацию, когда посреднические компании присваивают большую часть потенциальной прибыли независимых мелких товаропроизводителей (фермерских хозяйств). Одним из решений могло бы быть развитие кооперации (потребкооперации) в регионе.

Важной проблемой является вынужденная конкуренция добросовестных местных производителей на региональном рынке с продукцией, произведенной из низкокачественного импортного сырья. Например, зеленого горошка, выращенного и засушенного в Канаде (!), а потом размоченного и законсервированного в Краснодарском крае. Решением могло бы стать требование о размещении соответствующей информации для потребителя на упаковке.

Завершая обзор факторов, определяющих развитие малого и среднего бизнеса в промышленности, хочу подчеркнуть: нельзя ожидать результатов, решив выборочно некоторые, даже и очень важные проблемы. Здоровье зависит от всей "системы факторов". И политика должна быть комплексной.

Примеры из мировой практики

Мировая практика дает хорошие ориентиры. Одна из наиболее успешных политик по развитию малого предпринимательства реализуется сегодня в Корее.

Эта страна добилась за последнее время впечатляющих успехов в стимулировании предпринимательства и в развитии малого и среднего бизнеса в промышленности.

Здесь создана целостная система государственной политики по развития малого и среднего бизнеса.

Этими вопросами занимаются специальные государственные ведомства, название одного из которых можно перевести как - "Министерство малого и среднего бизнеса". Создана система промышленных и техно- парков, специальная программа направляет 5% бюджета НИОКР на развитие технологического потенциала МСБ, над снижением барьеров работает специальный комитет по реформе регулирования МСБ при премьер-министре, и т.д. Развитие малого бизнеса обозначено национальным приоритетом для Кореи.

Политика по развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса

По данным наших опросов сегодня только 10-15 % производственных предприятий имеют доступ к различным региональным программам поддержки.

Примерно такой же показатель информированности о программах Минэкономразвития, стимулирующих регионы. Но эти показатели следствие, а не причина.

Динамично развивающиеся страны имеют не только специальную политику, но целостную систему стимулирования предпринимательства и развития малого и среднего бизнеса . Нужно выделить три важных аспекта:

наличие национальных приоритетов и надминистерской координирующей структуры;

наличие четкой стратегии и специальных ведомств, ее реализующих,

механизмы для постоянного независимого мониторинга ситуации, оценки эффективности политики и достигнутых результатов.

Если сравнивать Россию по наличию подобной системы, то можно говорить об отсутствии целых блоков и наличии проблем с эффективностью существующих инструментов и реализуемых мер.

Стимулирование предпринимательства и развитие малого и среднего бизнеса должно стать инструментом достижения общенациональных целей: диверсификации экономики и развития инновационного потенциала.

Но для использования этого потенциала необходимы существенные шаги:

Это, во-первых, формирование отдельной, самостоятельной, целостной политики развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Развитие предпринимательства (предпринимательской активности) и формирование "предпринимательского общества" должно стать одним из национальных приоритетов. Этот вопрос становится критическим в условиях все большей открытости российской экономики и усиления конкуренции с другими странами и регионами.

Во-вторых, это разработка ведомственных программ развития малого и среднего бизнеса в отдельных отраслях и секторах экономики. Развитие малого и среднего бизнеса должно стать одним из приоритетов отраслевых министерств (например, требования к развитию системы поставщиков в рамках государственного заказа, в том числе оборонного).

Для преодоления межведомственных разногласий и координации усилий необходим (орган) надминистерской координации - эффективность такого инструмента многократно подтверждена международной практикой.

Необходимо решение ряда специфических вопросов, например, улучшения системы статистических наблюдений в секторе малого и среднего бизнеса.

Все возрастающую роль в развитии малого и среднего предпринимательства могут играть региональные и муниципальные власти. Именно они основные носители политики на местах.

В Минэкономразвития уже третий год реализуется программа стимулирования региональных проектов по поддержке малого предпринимательства. Малого предпринимательства вообще. В самом ближайшем будущем это должно дать результаты. Стимулы работают. Например, Московская область в этом году в четыре раза увеличила бюджет программы по развитию малого предпринимательства.

Сегодня при реализации нашего проекта в регионах мы столкнулись с той же проблемой межведомственной координации. В Минэкономразвития занимаются малым бизнесом, но не промышленным развитием, а в Минпроме - наоборот.

Свои задачи и роль в этой системе есть у бизнес-собщества. Это не только мониторинг. Бизнес-ассоциации это институты партнерства - инициаторы создания паритетных консультативно-совещательных органов, определяющих стратегические задачи и программу мер по развитию кластеров, в том числе промышленных.

Одним из важных инструментов может стать создание специальной корпорации по реализации политики развития МСП.

Варианты могут быть разными. Но.

Развитие малого предпринимательства и особенно в промышленности - это сфера, где интересы государства и крупного бизнеса совпадают. Поэтому наиболее амбициозным вариантом может стать создание такой специализированной "корпорации" в форме частно-государственного партнерства, причем, на условиях, когда крупный бизнес может не только участвовать в выработке стратегии и делать экспертизу ключевых проектов, но и софинансировать и участвовать в управлении.

Задача проекта и форума

Задача нашего Форума, равно, как и проекта, - предметно определить факторы, тормозящие развитие производственного малого бизнеса, предложить инструменты государственной политики, эффективно стимулирующие его развитие.

Для федерального уровня подходят одни возможности и инструменты, для регионального - другие. Соответствующим образом будет выстроено обсуждение на Форуме.

Однако, не только о структуры и органы государственной власти являются участниками этой политики. Это вызов и бизнес-сообществу, и конкретным компаниям.

Форум - промежуточный итог проекта, о котором я уже говорил ранее.

Нам еще предстоит провести работы в нескольких регионах. Исходная информация подготовлена уже в Татарстане и Нижегородской области - автомобилестроение. Инновационный кластер - биотехнологии будет проанализирован в Санкт Петербурге. Проявили интерес к нашему проекту в Томской области (IT) и республике Чувашия (легкая промышленность).

Нам предстоят еще обсуждения на Совете по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ, в Общественной палате, планируем вынести сегодняшнюю тему на 11 Петербуржский экономический форум.

В результате, будет подготовлен отчет по исследовательской части и практические рекомендации различным уровням власти.

28.02.2007
http://www.sovetpamfilova.ru/text/3209/?parent=46

Док. 293460
Перв. публик.: 28.02.07
Последн. ред.: 12.04.07
Число обращений: 345

  • Борисов Сергей Ренатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``