В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Борисов. С чем пришли? Назад
Сергей Борисов. С чем пришли?
На 1 июля 2004 года в России было зарегистрировано около 950 тысяч малых предприятий. В малом бизнесе занято 17% трудоспособного населения (в США и Западной Европе - 50-75%). Мы часто говорим о том, что малый бизнес, по определению, - самый массовый. Но российская статистика этого пока, увы, не подтверждает.

Нельзя назвать позитивной и отраслевую структуру отечественного малого предпринимательства, где доминирует торговля. Доля малых предприятий, связанных с высокими технологиями и производственной сферой, пока явно недостаточна. Это и неудивительно. Любое производство требует серьезных финансовых вложений, тогда как с торговлей дело обстоит намного проще. Между тем, именно малый бизнес "работает" на качество российской экономики, на ее диверсификацию. Потому что мобилен, предпочитает индивидуальный подход к решению задач, нацелен на завоевание и открытие новых ниш, на разработку новых направлений.

Малое предпринимательство развивается очень неравномерно и в территориальном отношении. Если в среднем по России на каждую тысячу жителей приходится 6 малых предприятий (один из самых низких показателей в мире), то в Москве и Санкт-Петербурге - более 20 (что, впрочем, тоже не соответствует "мировым стандартам"). На эти два города приходится свыше 25% малых предприятий, существующих в нашей стране.

Тем временем в Китае число малых и средних предприятий превышает 10 миллионов, что составляет 99% всех зарегистрированных предприятий. Малый бизнес в этой стране обеспечивает почти три четверти совокупной занятости, а в Корее - 83,9% внутренней занятости населения.

Об административной реформе
Исследование "Рейтинговая карта нарушений прав предпринимателей", проведенное нашей организацией в 2004 году, помогло, в частности, выяснить, что среднестатистическое предприятие из 20 человек фактически вынуждено содержать в "штате" одного специалиста по преодолению барьеров. Тревожит, что поддержка со стороны высшего руководства страны не оказывает решительно никакого влияния на отношение к малому бизнесу в регионах и на местах, а коррупция стала обычным делом.

Предприниматели приветствовали административную реформу, возможно, как никто другой. В начале этого года мы даже посвятили данной теме ежегодный Форум "ОПОРЫ РОССИИ". Но, к сожалению, пока реформа так и не затронула интересов региональной и муниципальной властей. А ведь когда у среднестатистического россиянина возникают претензии к власти, то связаны они, скорее всего, не с работой министерства или ведомства, а с деятельностью конкретного чиновника низового уровня. Была надежда на то, что функционеры сделают для себя верные выводы, но она не оправдалась.

Нормой взаимоотношений с предпринимателями местные и региональные власти выбирают "принудительную благотворительность". Вот лишь один из "свежих" сигналов, поступающих от наших отделений. Мэром Волгограда Евгением Ищенко создан Фонд социально-экономического развития города, формирующийся за счет добровольно-принудительных взносов местных предпринимателей. В районных администрациях с представителей малого бизнеса требуют "справки об оказании социальной помощи", а при ее отсутствии - пожертвований во внебюджетный фонд. Без этого невозможно ни продлить срок действия лицензии, ни получить разрешение на аренду земельного участка или другого муниципального имущества.

И хотя есть несомненные успехи, например, упразднение хлебной инспекции, за которое мы долго боролись вместе с Гильдией пекарей и кондитеров, необходимость устранить дублирование функций контролирующих органов сохраняется. По мысли авторов административной реформы, контрольные полномочия, согласно ее принципам, должны находиться только в ведении соответствующих федеральных служб. И мы это поддерживаем. Но почему-то создаются новые инспекционные процедуры, например, в сфере таможенного регулирования - предотгрузочные инспекции. А ведь их введение сопряжено с замедлением обработки товаров, увеличением накладных расходов и вызывает рост цен на импорт. К слову, Белоруссия, Казахстан, Молдова, Грузия отказались от них через несколько месяцев после начала использования.

И все-таки благодаря деятельности Комиссии по административной реформе предпринимателям удалось достигнуть позитивных сдвигов по одному из самых болезненных вопросов - о контрольной деятельности милиции. Расплывчатые нормы п. 25 ст. 11 ФЗ "О милиции" обрели более конкретное содержание. Отныне определены основания для проверки, лица, обладающие правом проверять, перечень действий и сроки их выполнения. Это явно положительный результат. Однако запрета на проверки милиции по информации об административных правонарушениях еще только предстоит добиться.

О налоговой политике
Развитию малого бизнеса по-прежнему мешает высокий уровень налоговой нагрузки. Никто не сомневается в том, что введение упрощенных режимов - абсолютно верное решение. Но и здесь не все так просто. Современные критерии УСН не соответствуют нынешним потребностям малого бизнеса. Порог в 15 миллионов рублей (и даже в 18 миллионов, как предлагает Минфин) не позволяет малому предприятию развиваться. Ведь в эту сумму должны уместиться и сам налог, и аренда помещения или земли, и производственные расходы! Расчеты показывают, что для "усредненного" малого предприятия теоретически предельно возможная численность работников - 20-30 человек. Вот и выходит, что "упрощенка" ориентирована исключительно на микробизнес и торговый сектор, но не на производство.

Для того чтобы стимулировать развитие малого бизнеса в производственном секторе, необходимо в 5-6 раз (до 50 или более миллионов рублей) увеличить максимальный уровень годового дохода для УСН.

С 1 января 2005 года вступят в силу изменения Налогового кодекса РФ о ЕНВД. Ставку базовой доходности увеличили в 1,5 раза для всех видов деятельности, облагаемых этим налогом. А определение величины коэффициента (так называемого К2) находится в ведении субъектов Федерации, которые не торопятся снижать его. Это приведет многие малые предприятия-плательщики ЕНВД к банкротству. И такая ситуация стала для них настоящим шоком. Необходимо отсрочить, как минимум, на год вступление в силу изменений в НК. И стоит ли вновь говорить о том, что по-прежнему необходимо упростить для плательщиков ЕНВД бухучет и внести в НК положения о моратории на увеличение значений базовой доходности по ЕНВД в течение следующих 3-х лет!

Финансово-имущественные ресурсы
По статистике, не более 1% предпринимателей получает банковские кредиты. Все очень просто: сегодня у банков нет стимулов для того, чтобы активно работать с малыми предпринимателями. Есть, конечно, положительный опыт - Сбербанк, Внешторгбанк. Но вот РосБР, который, по идее, должен был стать источником кредитов для малых предпринимателей, так и не получил денег на Программу, одобренную Правительством РФ в прошлом году, хотя все требования выполнил и еще в июне этого года отправил в Минфин РФ заявку на получение госгарантии.

Имущественный вопрос так и не позволил малому бизнесу стать классом собственников. Малый предприниматель по-прежнему зависит от воли чиновника, для которого вопрос аренды остается одним из самых сильных инструментов управления деловой активностью населения. Доходит до смешного. Управы начинают диктовать предпринимателям ассортиментный минимум товаров, которыми те могут торговать, словно и нет в Конституции России положения о свободе осуществления предпринимательской деятельности.

Государственная политика
Пока государство предпочитает ограничиваться только оперативными мерами, но на практике изменения политики в отношении малого бизнеса не происходит.

Министр финансов России Алексей Кудрин в одном из своих недавних интервью заявил, что малому бизнесу господдержка не нужна - дескать, бизнес должен сам пробиваться. Так ведь сквозь асфальт пробиваются только лопухи! А нам необходимо культивировать иные растения.

Недавно президент Путин во время поездки в Индию посетил Бангалор - аналог "Силиконовой долины", где в одной из бесед заявил, что Россия будет конкурировать с индийскими высокотехнологичными предприятиями. Но мировой практикой доказано, что инновации и высокие технологии - это как раз сфера малого бизнеса.

Господдержка господдержке рознь. Речь ни в коем случае не ведется о "раздаче слонов и подарков". Требуется рабочая система с четким распределением "зон ответственности" за развитие малого бизнеса.

Мы считаем, что необходимо нормативное наполнение этой системы в рамках новой трехзвенной структуры федеральной исполнительной власти. Она обязана функционировать как единый механизм. Пусть министерства совершенствуют законодательную базу в сфере своей ответственности, федеральные службы - оптимизируют надзор, агентства же занимаются конкретными программами. Координатором всей этой деятельности должен стать МЭРТ. И еще. Каждой из вышеперечисленных структур надлежит ежегодно отчитываться по результатам своей работы. На основе этих данных можно будет подготовить доклад правительства о состоянии малого бизнеса, который станет основой программы развития малого бизнеса на каждый новый календарный год.

Работа по созданию Концепции государственной политики в отношении развития малого бизнеса уже ведется в Администрации президента, в Совете Федерации, в Госдуме. А основными принципами, на которых будет строиться концепция, должны стать упрощение регулирования деятельности малых предпринимателей, стабильность и предсказуемость нормативно-правовой базы, равенство в конкурентных условиях с субъектами крупного бизнеса и отсутствие фискального интереса государства.

21.12.2004
http://www.sovetpamfilova.ru/text/819/?parent=46

Док. 293450
Перв. публик.: 21.12.04
Последн. ред.: 12.04.07
Число обращений: 312

  • Борисов Сергей Ренатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``