В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Борисов. Малый бизнес. Стать хозяином Назад
Сергей Борисов. Малый бизнес. Стать хозяином
Есть мнение, что закрома Отчизны как цилиндр фокусника, из которого при желании можно вытащить что угодно - от яйца до зайца или, скажем, от земельного участка до свечного заводика.

Но, к сожалению, государство - не фокусник, а скорее товаровед. У которого, как хочется верить, все сосчитано и зафиксировано. Начиная от давно приватизированного и до пока еще государственного. Иной раз кажется, что стоит товароведу только захотеть, как под прилавком обязательно найдется десяток-другой квадратных метров, на которых можно развернуть любой вид бизнеса. Малого бизнеса. Потому что в нашей стране только крупный и средний бизнес являются или, по крайней мере, в какой-то части ощущают себя собственниками. Участь же малого предпринимателя - ожидание и ропот. Ропот и ожидание. Правда, жива еще и надежда на то, что уж подвалы-то малому бизнесу вот-вот отдадут. Она, как известно, умирает последней.

В принципе, ни морально-этические, ни какие-либо иные принципы не должны были бы сдерживать добрую волю государства. Если бы претворением воли в жизнь не занялись чиновники. А это настоящие мастера своего дела. Беспричинная бескомпромиссность и удивительная гибкость сочетаются в них самым невероятным образом. Они лучше, чем кто-либо другой, освоили игру "в хорошего и плохого следователя". Может быть, именно поэтому управу на одного чиновника мы традиционно ищем у другого. Чиновники стали частью системы взаимоотношений, которая искусственно поддерживает статус чиновника как более высокий по отношению к "рядовому" гражданину. Статус единственно законного защитника государства и всего его движимого и недвижимого имущества. Вопрос лишь в том, от кого и что защищать?

Свои и чужие

Очевидно, что самые лакомые куски госсобственности ушли в индивидуально-частные руки еще в ходе приватизации. Безусловно, кое-что осталось. Подвалы. Первые этажи новостроек. То, на что всерьез рассчитывает малый бизнес. Вот только и малый бизнес бывает разный. "Проверенный" в виде карманных, аффилированных структур - порождение административно-коммерческих спаек и конгломератов. И "непроверенный", у которого и возможности-то провериться нет. Вот почему процесс распределения собственности между "своими" и "чужими" столь предсказуем. Вот почему поиск уголка для торгового павильона превращается в хождение по инстанциям и сбор бумаг, которые сами по себе успешного решения дела отнюдь не гарантируют. Фактически предпринимателя лишают возможности предпринимать, возможности реализовывать себя и свое конституционное право. А это уже не шутки.

Диапазон отношения власти к малому бизнесу колеблется от полного игнорирования его нужд до чрезмерно пристального внимания. Положение предпринимателя только усугубляется развернутой войной против колхозных и контейнерных рынков. Наблюдается явная тенденция выдавливания частников с торговых мест. На торгующих навешиваются ярлыки от "жулика" до "наркоторговца", что в общем-то дело совсем не чиновников, а специальных служб. Уничтожается экономическая основа выживания большого пласта российских граждан, которых обрекают на поиски альтернативных торговых мест. Впрочем, и их найти будет крайне сложно, если вообще возможно. Последний и очень показательный пример - ситуация, сложившаяся во Всероссийском выставочном центре, где выброшенными на улицу оказались не менее 2000 человек.

Губители малого бизнеса

Интересный факт. Если сопоставить тенденции закрытия рынков с показателями роста преступности, то связь очевидна. А ведь социальная ответственность бизнеса, о которой так любят рассуждать политики, заложена в малом предпринимательстве изначально. Создание новых рабочих мест, решение проблемы бедности, уменьшение общей социальной напряженности в обществе - прожекты, которым в современных условиях, увы, не суждено стать реализованными проектами.

Вместо этого власть очень активно поддерживает создание в российских городах супер- и гипермаркетов, которые на Западе давно прозвали "убийцами малого бизнеса". Но если в Европе их деятельность строго ограничивается муниципалитетами, то в России она, как правило, муниципальными же структурами и поощряется. Особенно преуспела в этом Москва, которая, как и прежде, остается ориентиром для российских регионов. "Гипермаркетомания", словно эпидемия охватывающая нашу страну, набирает обороты. И происходит это невзирая на многочисленные предупреждения аналитиков, экономистов, предпринимателей о том, что объятия, в которые мы так настойчиво стремимся, могут оказаться для нас смертельными. Ассортимент товаров в подобного рода магазинах на 90-95% состоит из импорта. Причем импорта, произведенного в Китае и других странах, известных дешевой рабочей силой. Зато лозунг "поддержим отечественного производителя" сохраняет свою актуальность. А стало быть, переживет еще не одну выборную кампанию.

Пример соседа

Чиновник устанавливает правила игры, основным условием которой является тотальный контроль над самой активной частью населения - предпринимателями. В этом смысле малый бизнес наиболее удобная мишень. Объект шантажа. Кормушка. Но ведь может быть и по-другому.

Приводить в качестве примера опыт в области имущественной поддержки малого бизнеса ведущими экономическими державами мира не стану. Он слишком очевиден. Другое дело - Казахстан, республика, которая, как казалось после распада СССР, откатилась далеко назад в своем социально-экономическом развитии. Во всяком случае, дальше России. Это заблуждение. И заслуга этого принадлежит бурно развивающемуся малому бизнесу. Который, в свою очередь, прогрессирует благодаря правильному к нему отношению местного чиновника. И проблем с площадями у казахских предпринимателей нет. Практически все первые этажи, полуподвальные и подвальные помещения передаются малым предприятиям. В республике действует разрешение использовать жилую площадь для осуществления предпринимательской деятельности (при соблюдении, разумеется, норм санитарно-гигиенического характера). Попробуйте сделать подобное в России. Вас обязательно заставят за очередной откуп перевести жилое помещение в нежилой фонд. Хотя в российском законодательстве не существует запрета на использование жилой площади в иных целях. А как известно, что не запрещено - разрешено. Другой вопрос - как это положение трактуется чиновником.

Доступ к собственности

Безусловно, ожидания малого бизнеса связаны с процедурами открытого доступа к имуществу. Связаны они и с возможностью прямого выкупа арендованного имущества. С решением вопроса покупки-продажи земельных участков. С изменением Жилищного кодекса и многими другими моментами.

Принципиально важным является вопрос правоприменения существующих нормативно-правовых актов чиновниками различных уровней и ветвей власти. И если существует, к примеру, указ президента РФ "О свободе торговли", то и свобода должна существовать.

Малое предпринимательство не должно идти путем, прокладываемым и регулируемым в соответствии с пожеланиями чиновника. У россиян должен быть выбор. У предпринимателей. У потребителей. У людей.

Конечно, малый бизнес не панацея от всех бед и проблем, терзающих нашу страну. Но решить большую часть из них ему по силам. Эффективность и конкурентоспособность российских товаров и экономики в целом буквально лежат у нас под ногами. Скептики скажут, что между востребованностью и реализацией потенциала россиян и мощностью насосов в нефтяных скважинах нельзя поставить знак равенства. Это верно. Как верно и то, что повышение показателей ВВП за счет увеличения добычи природных ресурсов и изготовления алюминиевых чушек не позволит побороть бедность. Нужно лишь дать человеку кусочек собственности и возможность стать хозяином своей судьбы. Все. Больше ничего не нужно.

18.06.2004
http://www.sovetpamfilova.ru/text/823/?parent=46

Док. 293449
Перв. публик.: 18.06.04
Последн. ред.: 12.04.07
Число обращений: 287

  • Борисов Сергей Ренатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``