В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Качество услуг и доступные цены Назад
Качество услуг и доступные цены
"Такой должна быть цель реформы ЖКХ" - статья Явлинского в "Российской газете", 19 февраля 2003 года (авторская версия без редакционных купюр)

В январе граждане России в очередной раз убедились, что положение ЖКХ в нашей стране очень плохое. Зима, нагрянувшая как всегда совершенно неожиданно для чиновников и коммунальных служб, снова показала, что коммунальные сети находятся в аварийном состоянии. На мой взгляд, ответственность за это безобразие несут не погода и не стрелочники - кочегары или даже мэры отдельных городов, на которых кивают федеральные чиновники. Она - на правительстве России, которое с 1997 года проводит абсолютно неверную политику в жилищно-коммунальной сфере.

Основная цель правительственной политики - доведение до 100% оплаты жилищно-коммунальных услуг населением. Если бы речь шла об услугах нормального качества, предоставляемых в полном объеме по доступным и стабильным ценам, то пресловутые 100% спокойно заплатила бы вся страна. Именно такой подход в свое время был разработан в программе "Нижегородский пролог", предусматривавшей включение в доходы граждан (зарплаты, пенсии и другие выплаты), всех бюджетных дотаций, которые в то время были на порядок выше, чем в настоящее время. Правительство же подготовило в 1997 году, а сегодня продавливает через Думу прямо противоположное: платить 100% за все то, что есть сегодня, т. е. за услуги крайне низкого качества, поставляемые не в полном объеме (а иногда и просто отсутствующие), по ценам, которые не только недоступны для большинства населения, но и постоянно растут.

Чем опасна такая политика? При полном отсутствии конкуренции, контроля за монополиями и счетчиков на потребляемые ресурсы 100% - это не реальная стоимость услуг, а цена, произвольно определяемая монополистом. Аппетиты монополистов (от РАО ЕЭС до водоканалов и теплосетей) утолить невозможно, поэтому каждый квартал они вынуждают чиновников принимать решения о новом повышении тарифов. Все это приводит к тому, что люди просто перестают платить, денег у коммунальщиков становится не больше, а меньше. Нет денег на подготовку к зиме, к отопительному сезону. В результате лопаются трубы, происходят аварии на теплосетях. Десятки тысяч квартир остаются без отопления: температура опускается ниже нуля. А в сотнях тысяч или даже миллионах квартир, больниц, школ и детских садов аварий вроде бы не происходит, но температура держится на уровне 15 градусов. От холода люди болеют. В прошлом году замерзало 6 регионов. В этом - уже 20. Если правительство не одумается, что будет через 2-3 года? Дожидаться сложа руки не стоит.

Фракция "ЯБЛОКО" требует от правительства немедленно принять меры, направленные на прекращение гонки тарифов, а также отказаться от идеи форсированного перехода к так называемой "стопроцентной" оплате коммунальных услуг, при которой право на субсидии получит только 10 % семей.

Перевод дотаций в адресные субсидии - идея в общем правильная. Но главный вопрос: как это делать? Во-первых, происходить этот процесс должен постепенно, так как в нынешних условиях они являются единственным средством смягчения последствий постоянного повышения тарифов. Во-вторых, необходимо учитывать особенности каждого региона. "ЯБЛОКО" считает необходимым отказаться от так называемого федерального стандарта оплаты коммунальных услуг населением, который уже сегодня вынуждает большинство регионов перейти к 90 % оплаты. В место этой уравниловки мы предлагаем установить для каждого региона индивидуальные стандарты, учитывающие климатические, географические условия, платежеспособность населения, уровень зарплат и пенсий. В-третьих, если подходить к этому проценту с умом, то дотации можно превратить в инструмент для структурных реформ в коммунальном комплексе. Вообще, представление о том, что реформа ЖКХ - "удовольствие" бесплатное, не только ошибочно, но и вредно. Эффективную реформу без дополнительных средств провести невозможно. Однако деньги надо направлять в коммуналку не "просто так" как сегодня, а целевым образом для решения структурных задач.

Возьмем, например, одно из предложений "ЯБЛОКА" - временно снизить тарифы для товариществ-собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), молодежных-жилищных кооперативов (МЖК), любых жилищных кооперативов, которые способны контролировать коммунальные службы эффективные, чем отдельные плательщики. Через 2-3 года такие кооперативы будут охватывать не 3%, а 93% жилого фонда страны. Это чрезвычайно важно. Коллективный потребитель может в полной мере контролировать работу коммунальных служб, выбирать из них самые эффективные и выгодные для кошелька жителей.

Другое наше предложение заключается в том, что меньше должны платить и граждане, установившие в своих домах счетчики расходования газа, воды. Сегодня мы реально не знаем, сколько потребляем, а потребляем мы намного меньше, чем нас заставляют оплачивать монополисты.

Конечно, такой подход к стимулированию объединений жильцов потребует вложения в реформу дополнительных средств. Но эти затраты окупятся с лихвой уже через 2 - 3 года. Массовое создание кооперативов и установка счетчиков года приведет к снижению издержек коммунальных служб, что, в свою очередь станет естественной экономией для бюджетов. Снижение издержек произойдет за счет резкого усиления контроля коллективных потребителей за монополиями. В том числе и такими могущественными как РАО ЕЭС, которая вносит наибольший вклад в рост тарифов на тепловую энергию.

Эти инициативы вызвали нервозность у монополистов и обслуживающих их политических партий. В нескольких газетах одновременно появилась статья о том, что все надо оставить как есть, а те, кто что-то предлагает, просто хотят заморозить страну.

Когда наши оппоненты говорят о том, что низкие налоги и платежи это льготы, которые являются злом, то это неправда. Налоговые освобождения и пониженные платежи нужны для того, чтобы задышали те или иные нужные стране категории хозяйствующих субъектов, - это не льготы, а стимулы экономического развития. Примером такой политики является предоставление налоговых освобождений малым предприятиям на период до достижения ими самоокупаемости, практикуемое, кстати, во всех развитых странах.

Именно такой механизм "ЯБЛОКО" предлагает запустить с целью вывода из кризиса коммунального хозяйства. Наше принципиальное расхождение с Правительством заключается в следующем: мы считаем, что экономическим стимулом должна стать не полная оплата коммунальных услуг населением, а налоговые освобождения для частного немонопольного бизнеса, работающего исключительно по обслуживанию жилого фонда и инженерных коммуникаций. Подобные освобождения вообще не нуждаются ни в каких компенсациях из бюджета, так как сегодня частного бизнеса в ЖКХ просто нет. Денег в бюджете станет даже больше, ведь работники новых предприятий будут платить подоходный налог. Здесь, кстати, крайне важно предусмотреть, чтобы эти доходы направлялись в местные бюджеты, которые должны быть укреплены также путем передачи им части федеральных и региональных налогов.

Оставлять потребителя один на один с монополистом неправильно не только потому, что значительная часть населения неплатежеспособна. Не менее важно то, что в условиях тотального диктата в ЖКХ монополий бесконечная гонка тарифов является развращением монополистов. Тезис о "стопроцентной оплате" опасен именно тем, что за 100% принимается не реальная стоимость услуг, которую невозможно определить без рынка и конкуренции, контроля и счетчиков, а именно жадность монополистов. Заплати им 100% или 200%, - эффективность их работы не улучшится ни на "йоту", а качество услуг будет только хуже.

Налоговые освобождения малому и среднему бизнесу, работающему исключительно в ЖКХ - это такая альтернатива 100% оплате, которая ведет одновременно к росту эффективности коммунального комплекса и к замедлению роста тарифов. Будучи освобождены от налогов, частные фирмы будут заинтересованы в том, чтобы предложить жителям взять на обслуживание квартиру, подъезд, провести текущий и капитальный ремонт. За ту же плату, которую сегодня взимают монополисты, они сделают все гораздо лучше, быстрее и обойдутся при этом без всяких дотаций. Если таких фирм будет много, цена коммунальных услуг может даже пойти на снижение.

Что касается водоканалов и теплосетей, то ими должны управлять не нынешние бесконтрольные начальники, сидящие в своих креслах независимо от результатов своей работы, а компании, выигравшие конкурс. Та компания, которая предоставляет лучшие условия - ниже тарифы для населения, больше отремонтированных труб, меньше перебоев с горячей и холодной водой -получает право на управление. Не выполнила условия конкурса - договор расторгается. А для того, чтобы выяснить, как выполняются условия договора, необходима официальная ежегодная бухгалтерская проверка монополий - с обязательной публикацией его результатов в открытой печати.

А что касается предложений правительства о приватизации коммунальных сетей, то мы считаем их неправильными. Все скупят сегодняшние коммунальные монополисты. Тогда с ними точно никто не сможет справиться.

Необходим также обязательный возврат денег гражданам за услуги низкого качества либо за те услуги, которые вообще не предоставлены. Каждое лето у нас отключают горячую воду, а мы продолжаем за нее платить. В некоторых домах горячей воды и тепла не бывает 10 месяцев в году, а людей заставляют платить. Где-то температура зимой 10 градусов тепла, а людей все равно заставляют платить полностью.

Это неправильно. Если коммунальные службы не справляются с предоставлением услуг, они должны возвращать заплаченные деньги. "ЯБЛОКО" требует от правительства установить специальные стандарты качества. Если они не выполняются, любой житель может получить компенсацию.

Значительное количество граждан России живет в домах ("хрущевках", общежитиях, бараках и т.д.), к которым вообще нельзя применять понятие "жилье". В них нет воды, газа, часто отключают электроэнергию, часто отсутствуют элементарные удобства. В таких случаях вообще не за что платить. Государство в соответствии с Конституцией обязано предоставить этим людям жилище в приемлемые сроки, для чего необходимо приступить к реализации крупномасштабной программы массового жилищного строительства, применив для этого экономические инструменты, многократно опробованные в мировой практике.

Предлагаемые принципы жилищно-коммунальной реформы в целом были выработаны еще в 1992 году в рамках программы "Нижегородский пролог". В городе Арзамас Нижегородской области, возглавляемом членом партии "ЯБЛОКО" Анатолием Мигуновым, часть идей "Нижегородского пролога" была реализована. В результате 67% муниципального жилого фонда обслуживается частными предприятиями, либо на конкурсной основе. Половина населения в состоянии оплачивать их услуги, но никакого социального напряжения нет, так как доля семей, получающих субсидии на услуги ЖКХ в муниципальном жилом фонде доведена до 50%.

Возникает вопрос: почему же во всей стране нельзя сделать так как в Арзамасе, Череповце, г. Бор той же Нижегородской области и некоторых других городах? Потому что в данном случае мы имеем дело с исключениями которые подтверждают правило. А правило заключается в том при проведении правительственной политики нормальная реформа без издевательства над людьми проходит только в 0,001 городов России. Редкие успехи достигаются не благодаря, а вопреки этой политике.

К сожалению, ни одной из приведенных выше жизненно важных мер нет в правительственном законопроекте по реформе ЖКХ, внесенном в Думу в ноябре прошлого года. Единственная цель проекта - подвести законодательную базу под фискальные мероприятия, непосильные для большинства населения и разрушительные для российского коммунального хозяйства. Принятие закона может закончиться только одним - массовыми неплатежами и замерзанием все новых и новых регионов.

"ЯБЛОКО" будет бороться за то, чтобы закон о реформе ЖКХ, поддержанный "Единой Россией" и СПС, был либо отклонен, либо в корне переработан на основе наших поправок. Если наши поправки не будут приняты, то мы сделаем все от нас зависящее, чтобы этот закон не вступил в силу.

Надеюсь все-таки, что разум возобладает, правительство сможет пересмотреть свои подходы к реформе ЖКХ и она будет проводиться в интересах потребителей, т.е. жителей, граждан России, а не в интересах недобросовестных чиновников и коммунальных начальников. Мы уверены, что главной целью должно стать не повышение тарифов для населения, а рост эффективности коммунального комплекса и качества предоставляемых им услуг.


Источник: Григорий Явлинский: Качество услуг и доступные цены. "Российская газета", 19 февраля 2003 года.



Док. 293366
Перв. публик.: 19.02.03
Последн. ред.: 12.04.07
Число обращений: 553

  • Явлинский Григорий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``