В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Эффективней, чем война Назад
Эффективней, чем война
Борьба с терроризмом не может попирать базовые европейские ценности

В статье лидер "Яблока" предлагает свой взгляд на место России в новой Европе, "конвергенцию" диктаторских режимов и "полезность" великодержавной роли Америки.

Внимание ! К сожалению, в ходе редакторской правки, произведенной газетой, отдельные положения статьи были вычеркнуты, изменились некоторые важные акценты. Об этой правке автору известно не было. Надеемся, что недоразумение больше не повторится. Ниже приводится полный текст статьи. Места, которые претерпели изменения, выделены жирным шрифтом. Ред. сайта.

Россия - Европа

Сегодня в России трудно найти политика, который не говорил бы о необходимости "вхождения России в Европу". Однако в элитах оно в большинстве случаев понимается как возможность пить кофе с круассаном на Елисейских полях, иметь счет в швейцарском банке и виллу в Испании. Когда же речь заходит о ценностях, принципах, о защите прав человека (например, на Северном Кавказе), представители России заявляют, и что в "наши" дела не надо вмешиваться, и что вообще на Западе не понимают "таинственную русскую душу".

В действительности, Россия - европейская страна. Для признания этого факта не нужно чьего-то специального решения. Частью Европы нашу страну сделали Ломоносов, Пушкин, Достоевский, Толстой, Чайковский, Менделеев, другие люди, без которых невозможно представить европейскую культуру и науку. У нас европейская политическая система. Даже коммунизм мы заимствовали из Европы.

Я уверен, что если события будут развиваться по оптимистичному сценарию, то через 10-15 лет Россия станет членом всех европейских политических, экономических, оборонных структур. В большинстве случаев это будут не сегодняшние, а качественно новые организации.

Но главное не в соблюдении формальностей, а в создании как в нашей стране, так и в Европе условий для глубокого взаимодействия по всем вопросам - как внутриевропейским, так и глобального масштаба.

Мы должны двигаться к взаимному открытию рынков России и Евросоюза, формированию зоны свободной торговли, а затем - зоны свободного перемещения капиталов и рабочей силы, работать над созданием системы общей безопасности, решать ряд проблем отраслевого характера - в энергетике, транспорте, других сферах.

Конкретные шаги в этих направлениях могут и должны быть сделаны уже в этом году. Необходимо составить график событий, которые будут способствовать российско-европейскому сближению. Новые возможности открывает намеченный на май саммит Россия - ЕС в Петербурге.

Там можно сделать первый, для начала на уровне деклараций, шаг к уничтожению разделяющих единое европейское пространство визовых барьеров. Несмотря на все сложности перестройки системы работы российского МИДа, таможни, иммиграционных властей, служб безопасности и, несмотря на непонимание даже таких традиционно дружественно настроенных по отношению к России стран как Финляндия, мы не можем не ставить этот вопрос уже сегодня. Как это ни парадоксально, но с расширением Евросоюза возрастает опасность изоляции России, вокруг которой возникают новые барьеры.

Должна активизироваться работа по созданию российско-европейской системы противоракетной обороны, уже начатая в рамках двадцатки Россия - НАТО. Это направление вместе с сотрудничеством по созданию транспортных средств стратегической мобильности может стать очень существенным в совместной деятельности в области безопасности. Оно, в отличие от таких программ как "Партнерство во имя мира", во-первых, решает одну из важнейших проблем европейской безопасности, а во-вторых, помогает улучшению ситуации в нашей стране. Российско-европейская система противоракетной обороны - это и рабочие места для граждан России, и новый ориентир для российских военных, реально помогающий преодолеть стереотипы холодной войны, выстроить новую систему координат.

Конечно, для реализации этих планов предстоит многое сделать. В области трудового законодательства, социальной политики, защиты прав потребителей к кооперации с Европой Россия пока не готова. Но начинать движение нужно уже сейчас и препятствия здесь не только в России, но и в сопротивлении европейской бюрократии, не желающей смотреть на вещи стратегически.

Нельзя не видеть, что границы Европы, отделяющие ее от самых нестабильных и самых опасных регионов мира, проходят по границам России. Их защита - общеевропейская задача. Кроме того, слабая и нестабильная Россия станет постоянным источником террористической опасности для всех.

В глобальной экономической конкуренции участвовать на равных с Северной Америкой и Юго-Восточной Азией может только Большая Европа, в полной мере использующая территориальный, ресурсный, интеллектуальный потенциал России и других бывших республик СССР.

Афганистан, Ирак, Корея: Кто следующий?

По большому счету, Границы Европы проходят там, где по ту сторону нет выстраданных на протяжении всего XX века либерально-демократических ценностей, основа которых - права человека. Тот, кто поддерживает эти принципы, кодифицированные после Второй Мировой войны Рене Кассеном в Декларации о правах человека и Робером Шуманом в Декларации об объединении свободных наций Европы, тот и является европейцем. Те, страны, где эти ценности не поддерживаются - вне Европы.

Поэтому одна из главных задач Европы и России сегодня - борьба с диктаторскими режимами. Пока международное сообщество бороться с диктатурами не умеет. Оно идет по пути изоляции тех стран, в которых появляются признаки политической диктатуры. Это неправильно, так как ведет к накоплению диктатурами сил и не решает никаких проблем. Благородная цель ликвидации диктаторского режима Саддама Хусейна ограничена. Не будет Хусейна - возникнет кто-то другой в другом месте. Уже есть Ким Чен Ир, Ниязов, Лукашенко и другие. Технологии борьбы с подобными образованиями и предотвращения их появления нет.

И в этом отношении очень важна роль России и то, остается ли она вместе с Европой.

Согласованные действия России и Евросоюза могут стать ключевым элементом решения наиболее актуального вопроса самого ближайшего времени - проблемы Ирака. Обсуждение этой темы в большинстве случаев ограничивается рассуждениями о том, будет или нет война и нужна ли она.

Понятно, что война - это абсолютное зло. Цена войны - это не только деньги, но и неизбежное убийство мирных людей, колоссальные страдания гражданского населения, по мнению очень многих специалистов - резкий всплеск терроризма по всему миру, рекрутирование в ряды террористических организаций и привлечение к различным экстремистским акциям молодых людей, это маргинализация ООН, новые попытки распространения оружия массового поражения.

К тому же, если речь в отношении Ирака идет уже не просто о поисках оружия массового поражения, а о смене режима, то возникает вопрос о том, как быть с другими потенциально опасными диктатурами. Уже есть Балканы, Афганистан, приближается Ирак, а потом Корея: И так далее по всему миру? Кто будет ликвидировать неизбежные гуманитарные последствия, содержать побежденную страну? Есть ли для этого политические и экономические ресурсы?

Не нужно забывать также, что есть целая плеяда стран с "хорошими" диктаторскими режимами, которые в силу той или иной конъюнктуры сегодня либо пока не замечаются, либо даже поддерживаются. Нет сомнений, что двуличие добром не кончится.

Нужно сделать максимум возможного для того, чтобы войны избежать. Но обеспечение безопасности и изменение иракского режима остается целью, которую обязательно надо достичь. Нельзя мириться с режимом, уничтожающим собственных граждан, непредсказуемой диктатурой, представляющей угрозу всему региону.

Выступать против войны в Ираке, не предлагая альтернативный способ изменения иракского режима, может быть и красиво, но неумно. А еще - опасно. Иракский кризис уже привел к углублению раскола между США и Европой, а также к расколу самого европейского сообщества, обострению противостояния Франции и Германии с одной стороны и Великобритании, Испании и других стран, поддерживающих США - с другой. Это серьезное достижение противников антитеррористической коалиции.

В действительности, никто не испытывает симпатий к иракскому режиму. Опасения людей связаны совсем не с сочувствием к диктатуре. Пугает непредсказуемость последствий непродуманной силовой акции. Поэтому задача США не в том, чтобы убедить кого-либо в опасности режима Хусейна, а в том, чтобы объяснить, что, как и для чего они собираются делать. Но уж точно, задача тех, кто считает себя союзником США, не пытаться заигрывать с Саддамом, используя слабости американцев.

К сожалению, особенности и характерные черты режима Хусейна, которые требуют особого отношения, сейчас остаются за рамками дискуссии. Между тем, это редкий для исламской страны случай господства светской, а не религиозной власти. Более того, это во многих отношениях - советский режим. Опыт Советского Союза показывает, что и без войны в том смысле, в котором о ней говорят сейчас, возможна эрозия такого режима, его реконструкция.

Кстати, следует иметь в виду, что с Хусейном или без, смена системы власти в Ираке возможна только до некоторой степени, потому что она во многом основана на культуре, исторических традициях, религии, самом образе жизни. Но определенные изменения возможны, и добиться их можно попытаться без войны.

Для этого следует разместить в регионе на длительный период большой международный контингент вооруженных сил. При этом Хусейн должен понимать - если будет принято политическое решение, военные акции последуют незамедлительно. Также необходимо лишить иракский режим возможности маневрировать.

По соотношению цена-результат такие действия оказываются намного более эффективным, чем война. Добиваться, в том числе и путем военного давления и постоянной работы большой группы инспекторов, эрозии и реконструкции режима настолько, насколько это вообще возможно, - путь более продуктивный. В случае успеха он может быть использован в отношении других диктаторских режимов.

Всемогущество США?

Помочь США осознать эффективность и продуктивность такой модели действий - достойная цель как для России, так и для Европы в целом. Отстаивание такой позиции гораздо важнее и нужнее бесплодного противостояния с США по поводу необходимости военной операции без предложения альтернативного войне способа смены иракского режима.

Тема единоличного лидерства США в мире после крушения СССР и, в особенности, после 11 сентября обычно обсуждается с критических позиций, как некое новое препятствие, которое необходимо преодолевать. Однако, что было бы, если бы Америка оказалась слабой? Неужели это привело бы к повышению уровня безопасности, например, в Европе? Нет. Американская беспомощность - гораздо большая угроза стабильности и безопасности во всем мире.

Те же самые люди, которые критикуют американское высокомерие, жалуются на отсутствие прогресса в развязывании балканского и ближневосточного узлов - проблем, которыми американцы занимаются сейчас не так активно.

Безусловно, вызов всемогущества исключительно сложен. С таким вызовом ни одна страна в мире до сих пор не сталкивалась. США первые в мире по военной силе, экономической мощи, политическому влиянию. Даже больше, чем первые - они заняли не одно, а десять первых мест.

Надежда на то, что Соединенные Штаты вынесут это бремя, есть. Америка -страна, которая очень много дала миру с точки зрения свободы, защиты прав человека, уважения человеческого достоинства. За свою историю американцы сумели преодолеть самые серьезные проблемы и вызовы - рабство, расизм и сегрегацию, бедность.

Испытание медными трубами самое тяжелое, и пока руководство Соединенных Штатов не может справиться с тем, какой стала их страна. Признавая историческую роль США, мы вовсе не обязаны соглашаться со всеми решениями и действиями американских политиков. Но и Россия и вся Европа обязаны помочь США мудро использовать их возможности для общей пользы.

Эта помощь просто необходима Соединенным Штатам, несмотря на то, что им самим пока никто кроме Бога равным и нужным не кажется. Дело в том, что все показатели всемогущества США имеют безусловную ценность только в системе координат прошлого, XX века. В XXI веке мир встретился с новыми реалиями. Они требуют иных средств и методов в политике.

Гигантскую военную мощь США можно сравнить с оружием для охоты на крупных зверей - медведей, тигров, слонов. Она предназначалась для противостояния таким потенциальным противникам как СССР или Китай. Главной опасностью сегодня стал распыленный по всему миру терроризм - ядовитые комары, против которых большие ружья и мощные капканы бессмысленны.

Американцы еще не осознают перемену до конца. Недавно я привел аналогию с охотой в разговоре с высокопоставленным американским политиком. Он, подумав, ответил: "мы будем уничтожать гнезда комаров". Но у комаров нет гнезд. Чтобы бороться с ними, нужно осушить болото, на котором они живут, то есть, предпринять нечто принципиально иное, чем привычная пальба из орудий и бомбометание.

Сегодняшние вызовы требуют прежде всего международной кооперации, оперативного обмена информацией, согласованной работы спецслужб и разведок, совместных дипломатических усилий, интеллектуальной взаимопомощи.

Особенно важно международное сотрудничество и единство в тех случаях, когда речь идет о превентивных ударах. Использование в борьбе с представляющими опасность для мира режимами превентивных ударов по определенным причинам и при определенных условиях возможно. Однако согласованные действия и общие усилия в таком случае обязательны.

И все это только для борьбы с непосредственными угрозами.

Корни терроризма очень глубоки. Существующее направление развития мировой экономики ведет к росту разрыва между бедными и богатыми странами, а следовательно увеличивает потенциальные возможности терроризма.

Конечно, террор не имеет оправданий, его причина - не бедность, а подлость. Социальные и религиозные мотивы он использует только как прикрытие, приманку для рекрутирования молодежи. И все же, без действий в гуманитарной, социальной сфере, без постановки более масштабных задач, чем выявление и ликвидация отдельных террористических центров, вести борьбу с терроризмом бессмысленно.

Необходимо уже сейчас разрабатывать глобальные гуманитарные программы, направленные на ослабление питательной среды терроризма. Серьезной мерой, предотвращающей вовлечение молодежи в террористическую машину, может стать специальная программа, которая предоставила бы каждому ребенку в мире возможность равного доступа к бесплатному начальному образованию.

Нельзя забывать о давних "горячих точках", очагах напряжения, являющихся питательной средой для новых угроз. Израильско-палестинский конфликт - ключевой фактор и для решения иракского вопроса и для борьбы с террористической опасностью в целом.

Еще одна важная задача международного сообщества - не допустить использование борьбы с терроризмом как предлога для решения внутренних политических проблем тех или иных правительств. Сейчас администрации слишком многих стран используют лозунг борьбы с терроризмом для решения своих внутренних проблем. Между тем, борьба с терроризмом не может вестись таким образом, чтобы размывать, а то и попирать базовые европейские ценности, нарушать права человека. В таком случае она становится просто бессмысленной.

Справиться с этими проблемами в одиночку не под силу ни одной державе, какой бы военной, финансовой и иной мощью она ни обладала.

Сверхзадача Европы в самом широком смысле и России как ее неотъемлемой части - минимизировать террористическую угрозу и решать проблему диктаторских режимов, не подрывая базовые европейские ценности.

Решить эту задачу можно только объединив мудрость Старого и мощь Нового Света, которые с точки зрения уважения к правам человека были и должны оставаться единым целым.


Источник: Григорий Явлинский. Борьба с терроризмом не может попирать базовые европейские ценности. "Известия", 9 февраля 2003 года.



Док. 293361
Перв. публик.: 09.02.03
Последн. ред.: 12.04.07
Число обращений: 585

  • Явлинский Григорий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``