В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Горбачев: Российским инновациям - государственную поддержку! Назад
Владимир Горбачев: Российским инновациям - государственную поддержку!
23 мая 2006 года в Государственной Думе под председательством первого заместителя председателя комитета по энергетике, транспорту и связи В.Л.Горбачева состоялся круглый стол "О законодательном обеспечении создания технопарков и развития высокотехнологичных производств в Российской Федерации", в котором приняли участие более 120 представителей органов законодательной и исполнительной власти, общественных организаций, телекоммуникационных компаний, научно-исследовательских и производственных предприятий, СМИ.
Во вступительном слове В. Л. Горбачев информировал участников о ходе реализации законодательных инициатив в области построения в России инновационной экономики. В частности, подготовлен и прошел первое чтение законопроект о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ, направленный на создание более привлекательного режима налогообложения предприятий и производств в сфере высоких технологий. Введение специального налогового режима, по мнению авторов законопроекта, позволит осуществить комплексное решение вопросов налогообложения и урегулировать проблемы налогового администрирования.
С сообщением о ходе реализации государственной программы по развитию ИКТ выступил директор Департамента госпрограмм, развития инфраструктуры Министерства РФ по связи и информатизации М. И. Шадаев. В 7 регионах РФ ведутся работы по созданию технопарков, которые предполагается реализовать в форме государственно-частного партнерства. М.И.Шадаев подчеркнул важность решения задач подготовки высококвалифицированных кадров, а также необходимость применения льготного налогового и таможенного режима. В министерстве формируется система управления технопарками и взаимодействия с внешними инвесторами, а также идут работы по созданию специального венчурного фонда.
Президент СПП ОСС Н. И. Исмаилов выступил с докладом "О состоянии с производством и применением отечественных инфокоммуникационных технологий и предложения по законодательной поддержке развития российских высокотехнологичных производств". Как отметил докладчик, несмотря на все трудности последних десяти _ пятнадцати лет, удалось организовать в России производство современного технологического оборудования средств связи как путем реанимации промышленности средств связи, так и путем создания новых предприятий, в том числе с иностранными партнерами. Однако небольшие по объему производства российские предприятия не в состоянии обеспечивать даже проведение опытно конструкторских работ, не говоря уже о разработке новых технологий или внесении определенных корректив в действующие технологии. Актуальным вопросом является создание вертикально-интегрированных объединений, холдингов, способных сконцентрировать ресурсы для выполнения крупных заказов, а также обеспечивать техническое и технологическое сопровождение оборудования в течение его жизненного цикла. В качестве примера можно привести создание отечественного вертикально интегрированного концерна Sitronics (АФК "Система"), который концентрирует внутренние и зарубежные ресурсы для выполнения крупных заказов по производству инфокоммуникационного оборудования и электронных комплектующих изделий. Н. И. Исмаилов отметил ряд пробелов в области государственного регулирования производства средств связи. Так, при реорганизации органов власти в 2004 году вопросы разработки и производства перспективных наукоемких технологий связи гражданского назначения исключены из функций и Минпромэнерго РФ и Мининформсвязи РФ; из текстов вновь принимаемых нормативных документов "Положения о защите интересов отечественного производителя" изъяты; параграфы о преференциях отечественным производителям ИКТ не попали в новую редакцию Федерального закона "О связи", вступившего в силу с 1 января 2004 г. Концепции о развитии услуг связи и о развитии производства оборудования связи потеряли актуальность, а современная концепция развития инфокоммуникационных технологий в Российской Федерации вообще не затрагивает проблематику развития отечественной телекоммуникационной индустрии. Как отметил Н. И. Исмаилов, в ходе подготовки вступления в ВТО все сложившиеся за последние десять лет правила регулирования рынка телекоммуникационного оборудования отменены, а нормативные документы, создающие одинаковые с иностранными производителями условия производства, не приняты. Административные связи оказались разрушенными, а полноценные рыночные условия не созданы. Как показывает реальное производство, стоимость единицы готовой продукции на российских предприятиях, в том числе и на предприятиях, созданных совместно с иностранными фирмами, на 15-20% выше, чем при завозе готовой продукции из_за границы, а при завозе из Китая, разница доходит до 40% по причинам инфляции в экономике страны 15-20%, кредитных ставок банков 15-20%, включения НДС в стоимость с момента закупки комплектующих изделий и др. Зарубежные государства используют скрытые формы субсидирования экспорта, предоставляя возможность экспортерам оборудования связи получать кредит от собственных банков на льготных условиях - 2-3% годовых на срок до 5 лет под гарантии государственных экспортных агентств Эксим-банка и Гермес. В то же время отечественные производители могут брать кредиты в российских банках на условиях выплаты в течение 1_3 лет под 14_18% годовых. В государственной программе "О создании технопарков..." основное внимание уделяется развитию информационных технологий, а вопросы развития коммуникационных технологий не рассматриваются. Назрела необходимость разработки комплексной программы развития инфокоммуникационных технологий в нашей стране, с включением в нее вопросов развития и совершенствования информационных, коммуникационных технологий, электрической связи, цифровизации телерадиовещания и - как одного из важнейших разделов, на котором будет базироваться выполнение вышеназванных программ, раздела развития производства высокотехнологичных средств для ИКТ. Принятие комплексной программы развития ИКТ предполагает также совершенствование законодательства в сфере ИКТ и формирование новых основ развития отрасли. Как отметил Н.И.Исмаилов, отечественная промышленность оборудования средств связи при активной государственной поддержке готова защитить свои позиции в обеспечении потребности развития ИКТ российским высокотехнологичным оборудованием связи.
Директор ЛОНИИС В. В. Макаров в своем выступлении подробно остановился на деятельности технопарка, который создан и функционирует в ЛОНИИС с 1997 г. В России широко внедряется новейшее оборудование, в то же время актуальной задачей является эксплуатация уже имеющегося. Кроме того, возможность проведения глубокой экспертизы на базе распределенной тестовой среды технопарка открывает путь для выполнения комплексных работ по выработке рекомендаций операторам связи и контролирующим органам для обеспечения устойчивости и безопасности ЕСЭ РФ. Содержание и развитие такой тестовой среды требует гарантированного финансирования, которое может быть обеспечено на законодательном уровне путем установки обязательных отчислений из прибыли основных поставщиков телекоммуникационного оборудования. Разработанные и апробированные в процессе деятельности ЛОНИИС программы и методики испытаний, концепции модернизации оборудования для миграции к NGN, методы оценки и анализа стратегий внедрения оборудования способствуют привлечению внимания к Гостехнопарку различных фирм, разрабатывающих телекоммуникационное оборудование для поставок на сети связи России и СНГ. В новых условиях Государственный технопарк оборудования электросвязи, созданный при ЛОНИИС по инициативе Минсвязи России в 1997 г., а позднее и при ЦНИИС, для обеспечения поддержки процесса адаптации, сертификации, внедрения и эксплуатации сложного оборудования электросвязи на ЕСЭ России, становится все более востребованным фирмами-производителями и операторами связи. При этом "Требования к системе эксплуатационной поддержки оборудования электросвязи, применяемого на ВСС РФ" (Приложение к приказу Минсвязи и МАП России от 15.01.2001 No2/23), и роль технопарка как элемента минимальной гарантии обеспечения эксплуатационной поддержки, особенно для оборудования зарубежного производства, не теряют свою актуальность и должны быть подтверждены законодательно. На законодательном уровне должны быть созданы механизмы реализации государственной протекционистской политики по поддержке и технологическому контролю всего жизненного цикла ИКТ от разработки и внедрения до постгарантийного обслуживания. Ключевыми элементами в этой системе должны быть отраслевые НИИ и созданные на их базе технопарки. Ректор МТУСИ А. С. Аджемов рассказал об опыте взаимодействия МТУСИ с зарубежными поставщиками оборудования. В МТУСИ за последние 10 лет сложилась устойчивая практика взаимодействия с ведущими зарубежными телекоммуникационными компаниями на основе создания совместных тренинг-центров и договоров о сотрудничестве, позволяющих обеспечить доступ студентов и слушателей к самому современному оборудованию и методическим материалам.
Помимо этого разрабатываются программы аутсорсинга образовательной деятельности университета и создания совместных распределенных научных лабораторий, участниками совместной деятельности являются как отдельные организации, так и совместные центры. А.С.Аджемов предложил рассмотреть законодательную инициативу по предоставлению налоговых льгот юридическим лицам, инвестирующим в науку и образование, аналогично практике вычетов для физических лиц.
Президент НП РУССОФТ В.Л.Макаров представил доклад "Проблемы роста высокотехнологичного производства в области ИТ-технологий и предлагаемые меры их разрешения", подготовленный на основе опроса руководителей инновационных компаний. В.Л.Макаров подчеркнул, что российские компанииразработчики ПО возникли самостоятельно, не используя ресурсов государства и не участвуя в приватизации государственной собственности. Однако по мере развития сектора очевидна стала взаимозависимость ИТ отрасли и государства. Для развития конкурентоспособной ИТ индустрии требуется обеспечить выравнивание условий ведения конкурентной борьбы для Российской ИТ индустрии в сравнении с зарубежными конкурентами, т.е. инструмент вытеснения индустрии из теневого сектора в легальный сектор экономики и повышения его инвестиционной привлекательности; создание сети ИТ-парков и ИТ-Фонда как инструментов стимулирования инновационной деятельности и ускорения коммерциализации инноваций; адаптация системы подготовки кадров для ИТ-индустрии к требованиям индустрии (абсолютно необходимое условие поддержания конкурентоспособности ИТ-индустрии); создание Федерального Агентства поддержки высокотехнологичного экспорта как инструмента повышения конкурентоспособности ИТ индустрии на мировом рынке; снижение административных барьеров. Решить перечисленные задачи можно путем реального диалога между Государством и профессиональными Ассоциациями инновационного бизнеса; поддержки принятия Закона об упрощенном налогообложении компаний-экспортеров в сфере ИТ; привлечения ИТ-Ассоциаций (АПКИТ и РУССОФТ) к подготовке и реализации проекта создания ИТ-Фонда и сети ИТ-парков в России. Предложения НП РУССОФТ переданы в комитет ГД по энергетике, транспорту и связи.
Вице-президент АО"Телеком" К.И.Кукк в своем докладе представил анализ остояния и перспектив развития и модернизации систем телерадиовещания. По мнению докладчика, для развития отечественного производства телевизионной техники необходимо принятие ряда протекционистских мер.
1. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной таможенной службе обеспечить реализацию мероприятий по государственной поддержке отечественных предприятий, задействованных в рамках Федеральной программы производства средств связи, с этой целью начиная с 2006 года:
а) установить беспошлинный ввоз (или сниженные ввозные пошлины до величины не более 3%) на комплектующие изделия (микроэлектроника, мощные транзисторы с повышенной линейностью, современные экраны для телевизоров и мониторов), сырье и материалы, не имеющие аналогов в России;
б) установить беспошлинный ввоз на высокоэффективное технологическое оборудование для массового производства бытовой радиоэлектронной аппаратуры и электронной компонентной базы (ЭКБ), а также для развития научно-производственной базы предприятий промышленности средств связи и электронной промышленности;
в) установить повышенные дифференцированные таможенные пошлины в пределах до 25_35% на ввозимые из других стран средства связи и оборудование для телерадиовещания, имеющие аналоги в России, в том числе на телевизоры, цифровые приставки и аналогичное бытовое оборудование;
г) запретить импорт профессионального и бытового радиотелевизионного оборудования, бывшего в употреблении.
2. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации подготовить материалы законодательного и нормативно-правового характера и обеспечить реализацию мероприятий по оптимизации системы налогообложения предприятий и организаций, производящих и использующих наукоемкие телекоммуникационные и информационные технологии, для чего начиная с 2006 года:
а) освободить национальных и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в развитие наукоемких и сложных производств средств связи и телерадиовещания, от уплаты налога на прибыль в течение первых 3_х лет от начала выпуска изделий, поставленных на производство в результате этих инвестиций;
б) ввести механизм поэтапного, дифференцированного по годам обложения налогом на прибыль предприятий-операторов связи, использующих национальное и приравненное к нему оборудование, с освобождением их от уплаты налога в первый год эксплуатации такого оборудования, с оплатой 40% от нормативной ставки налога во 2-й год и 60% - в 3-й год;
в) снизить единый социальный налог для высокотехнологичных компаний (при затратах на зарплату более 50%), занимающихся оффшорным программированием, аутсорсингом и др.;
г) ввести отсрочку уплаты НДС, начисляемого при закупке комплектующих изделий до реализации продукции;
д) отнести затраты на разработку нового телекоммуникационного и телерадиовещательного оборудования в себестоимость и не облагать их налогами.
Как отметил К.И.Кукк, экономическое будущее нашей страны однозначно связано с развитием отечественных высоких технологий, которые должны пронизывать все отрасли народного хозяйства, и цифровое телевидение является только одним показательным примером сегодняшнего дня.
По итогам проведения круглого стола были приняты рекомендации. Участники совещания отметили опыт успешного взаимодействия Министерства информационных технологий и связи с профессиональными Ассоциациями, в результате которого была подготовлена Концепция развития рынка ИТ в России, одобренная Правительством РФ в ноябре 2004 года. В ходе реализации этой Концепции в 2005 году был принят ряд мер, направленных на устранение административных барьеров на пути экспорта, снижение налоговой нагрузки на экспортеров и поддержку международного маркетинга. В то же время участники "круглого стола" считают необходимым отметить важную роль государства в решении проблем, препятствующих дальнейшему росту экспорта ИТ-услуг и продуктов из России, а именно:
- недостаток квалифицированного персонала, отсутствие системы образования подготовки кадров необходимого качества и в необходимом количестве для индустрии;
- чрезмерное налоговое бремя (повышающее расходы на персонал и не позволяющее инвестировать в НИР);
- отсутствие государственной поддержки международного маркетинга компаний экспортеров и информационной поддержки и продвижения российских ИТ-услуг и продуктов на зарубежных рынках;
- значительная доля "серых схем" ведения бизнеса, связанная с неравными условиями по налогообложению по сравнению со странами-конкурентами, а также с высокими административными барьерами.
Экономический рост и модернизация отраслей экономики Российской Федерации в короткие сроки возможны только в случае увеличения темпов развития высокотехнологичных отраслей, для обеспечения которых необходимо проведение государственной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности указанных отраслей экономики, поддержку российских производителей высокотехнологичной продукции и услуг, содействие продвижению этой продукции как на внутреннем, так и на мировом рынках, развитие интеллектуального потенциала в сфере высоких технологий.
Государственная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", утвержденная Правительством РФ в марте 2006 года, направлена на развитие высокотехнологичных отраслей экономики и создание технопарков в сфере высоких технологий. В этом случае обеспечивается территориальная концентрация финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики.
Вместе с тем участники "круглого стола" отметили, что в Программе не предусмотрены меры по развитию отечественного производства высоких технологий. Без внимания оказались вопросы развития ИКТ, столь необходимые для реализации национальных проектов в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства и в жилищном строительстве.
Учитывая роль и место ИКТ в скорейшем подъеме экономики страны, необходимо обеспечить государственную поддержку в первую очередь научно-исследовательских работ по проектированию и организации производства новейших технологий. При этом государственная политика в области информационных и коммуникационных технологий должна быть увязана с общегосударственной задачей сохранения промышленного потенциала России и обеспечения экономической и информационной безопасности страны.
Так, например, переход телевизионного вещания на цифровой формат DVB приведет к формированию рынка приемной и передающей аппаратуры нового поколения объемом в десятки млрд. долларов США. Поэтому в мероприятиях по внедрению цифрового телевидения в России помимо развития передающей сети и ее перехода на новые цифровые технологии необходимо предусмотреть реализацию целого ряда организационных и правовых мероприятий, стимулирующих освоение в производстве отечественной промышленностью широкой номенклатуры приемопередающей аппаратуры. В связи с тем, что цифровые приемники являются самым массовым элементом системы цифрового вещания, организация производства отечественных цифровых приставок и цифровых телевизоров является стратегически важной задачей для российской радиоэлектронной промышленности.
Государственная поддержка развития отечественного производства может заключаться также в организации и проведении открытых государственных тендеров по закупкам массовых партий технологического оборудования, предназначенных для использования на единой сети связи страны на определенный период развития. Это создает для товаропроизводителей условия для организации массового производства, удешевление стоимости единицы продукции и уверенность в ее реализации. Важное значение для успешного развития ИКТ имеет объединение научно-технического потенциала страны по проектированию и производству современных высокотехнологических производств. Для этого необходимо по примеру западных компаний по инициативе государства объединить научно-исследовательские институты, производственные предприятия в вертикально-интегрированные объединения по направлениям деятельности отрасли. Только крупные объединения смогут конкурировать с такими крупнейшими мировыми компаниями, как Сименс, Эрикссон, Алкатель и др.
На основании проведенного обсуждения и принимая, что успешному продвижению к построению информационного пространства России должна способствовать соответствующая правовая база, участники "круглого стола" рекомендуют Комитету Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи следующее.
В целях обеспечения роста экспорта ИТ-услуг и продуктов из России:
- начать реальный диалог между Государством и профессиональными Ассоциациями и Союзами инновационного бизнеса, направленный на подготовку законодательных инициатив и административных решений в направлении поддержки инновационной деятельности;
- поддержать принятие Закона об упрощенном налогообложении компаний-экспортеров в сфере ИТ;
- привлечь ИТ-Ассоциации (АПКИТ и РУССОФТ) к подготовке и реализации проекта создания ИТ-Фонда и сети ИТ-парков в России;
- инициировать в Государственной Думе запрос в Правительство РФ о проработке предложений НП РУССОФТ по совершенствованию системы подготовки кадров для сферы ИТ;
- инициировать в Государственной Думе запрос в Правительство РФ о создании Федерального Агентства по поддержке высокотехнологичного экспорта.
В целях развития высокотехнологичного производства разработать государственную комплексную программу развития инфокоммуникационных технологий страны, включив в нее вопросы развития и совершенствования электрической связи, цифровизации телерадиовещания и развития производства высокотехнологических средств ИКТ; совершенствовать законодательство в сфере ИКТ и формировать новые основы развития отрасли:
- совершенствовать налоговое и таможенное законодательство по вопросам упрощения процедуры возврата экспортного НДС, а также оптимизации системы налогообложения предприятий и организаций, производящих и использующих наукоемкие телекоммуникационные и информационные технологии;
- совершенствовать правовые нормативные документы.
Совершенствовать системы стандартов, порядок выдачи и получения сертификатов; снизить таможенные пошлины на комплектующие изделия, недоступные по технологическим возможностям отечественным производителям, технологическое оборудование; предусмотреть меры по поддержке российских производителей комплектующих для оборудования; разработать программу по защите российских производителей оборудования при вступлении России в ВТО; обеспечить государственную поддержку отечественным фундаментальным и прикладным исследованиям в сферах информатизации, телекоммуникации и связи; страхование внешнеэкономических сделок государственными страховыми агентствами; создать постоянно действующую опытную зону модели ЕСЭ РФ на базе ресурсов технопарков ведущих отраслевых НИИ (ЛОНИИС, ЦНИИС, НИИР) для апробирования новых системно-сетевых решений перед их внедрением на сети связи; на законодательном уровне создать механизмы реализации государственной протекционистской политики по поддержке и технологическому контролю всего жизненного цикла ИКТ от разработки и внедрения до постгарантийного обслуживания. Ключевыми элементами в этой системе должны быть отраслевые НИИ и созданные на их базе технопарки.

01.11.2006
Техника связи No2 / 2006

Док. 293342
Перв. публик.: 01.11.06
Последн. ред.: 12.04.07
Число обращений: 284

  • Горбачев Владимир Лукич
  • Владимир Горбачев: Российским инновациям - государственную поддержку!

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``