В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Горбачев: `Сегодня в России существует большой потенциал для дальнейшего развития мобильной связи...` Назад
Владимир Горбачев: `Сегодня в России существует большой потенциал для дальнейшего развития мобильной связи...`
МТ: Уважаемый Владимир Лукич, как вы оцениваете перспективы развития телекоммуникаций в российских регионах? С технологической и с экономической точки зрения.
Владимир Горбачев: 16 февраля 2006 г. в Нижнем Новгороде Президент РФ провел заседание президиума Госсовета "Об информационных и коммуникационных технологиях в Российской Федерации". Владимир Путин назвал развитие высоких технологий стратегической задачей России, призванной способствовать диверсификации и модернизации ее экономики.
Президент высказал убеждение, что высокие технологии обязаны стать в России мощной опорой и для роста экономики, и для модернизации управления, а также должны стать предметом повышенного потребительского спроса.
В России отрасль связи и информационных технологий по темпам развития опережает все остальные отрасли экономики.
Наиболее динамично развивается подвижная сотовая связь. Постоянно увеличивается территория охвата мобильной связью, монтируются антенно-мачтовые сооружения для размещения базовых станций.
Этот сектор в первую очередь развивается сегодня в регионах, что позволяет выравнивать обеспеченность граждан современными услугами. На 1 января 2006 г. количество мобильных телефонов в России составило 120 млн - это 84 телефона на 100 жителей. При этом в крупных городах, таких как Санкт-Петербург и Москва, количество мобильных телефонов на 100 жителей уже превысило цифру 100. В Москве на 100 жителей приходится 132 телефонных аппарата, а в Санкт-Петербурге на 100 жителей - 115 аппаратов. Это хороший европейский уровень распространения мобильной связи.
Сегодня в России существует достаточно большой потенциал для дальнейшего развития и мобильной связи, и других услуг, в частности Интернета.
Рывок в динамике развития интернет-рынка продемонстрировал и один из молодых сегментов рынка - мобильный Интернет. Это наиболее быст ро развивающийся сегмент дополнительных услуг в сетях сотовой связи в России. Пользователями GPRS уже являются более 5 млн абонентов.
Объем рынка услуг связи в 2005 г., по предварительным данным, составил 710 млрд руб., или 131,4% по отношению к 2004 г., что более чем в 5 раз превышает общие темпы роста экономики РФ. В настоящее время важность отрасли связи для российской экономики в том, что именно она может сыграть одну из ключевых ролей в существенном росте валового внутреннего продукта страны.
Информационно-коммуникационные технологии должны стать в России одним из определяющих факторов экономического роста.
МТ: Может ли Государственная Дума РФ помочь в развитии региональным операторам? Как вы оцениваете саму необходимость существования самостоятельных региональных компаний связи? Может, лучше было бы присутствие везде только федеральных операторов?
В. Г.: Мы открыты для принятия поправок в существующее законодательство. Комитет по энергетике, транспорту и связи готов рассмотреть законодательные инициативы, которые учитывают растущий спрос населения на качественные услуги связи, обеспечение органов государственной власти надежными средствами связи и информационными технологиями в целях безопасности и охраны правопорядка государства.
Что касается необходимости существования самостоятельных региональных компаний связи, то если региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании лицензии, абоненты, проживающие в регионе, довольны его услугами, эта деятельность приносит доход, следовательно, предприятие платит налоги, обеспечивает работой людей, значит необходимость такая есть. Спрос рождает предложение. Напротив, депутаты призваны законодательно поддержать развитие эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи, способствующей появлению новых видов услуг, повышению качества этих услуг и снижению тарифов на эти услуги.
МТ: Какова роль Комитета по энергетике, транспорту и связи и Государственной Думы в целом в развитии телекоммуникационной отрасли в России?
В.Г.: Быстрые темпы развития отрасли связи, активное внедрение информационных технологий, высокая конкуренция на рынке услуг требуют постоянного обсуждения вопросов, связанных с проблемами правового регулирования отрасли, и совершенствования существующей законодательной базы. Зачастую действующее законодательство не может быть применимо к новым отношениям, возникающим на рынке услуг связи, а в ряде случаев тормозит развитие отрасли в целом. Поэтому вопросы правового регулирования бурно развивающегося отечественного телекоммуникационного рынка остаются в центре внимания российских парламентариев.
В связи с этим Комитет по энергетике, транспорту и связи Государственной Думы РФ своей задачей видит совершенствование законодательной базы ради создания условий для обеспечения граждан возможностью доступа к самому широкому спектру информационно-коммуникационных услуг, а также для развития экспортного потенциала России, благоприятного инвестиционного климата и высокой деловой активности.
1 января 2006 г. исполнилось два года со дня вступления в силу закона "О связи", в соответствии с которым устанавливаются правовые основы деятельности в области связи, полностью обновляется система регулирования отрасли, способствующая дальнейшей либерализации отрасли и динамичному развитию рынка телекоммуникационных услуг.
В настоящее время можно утверждать, что благодаря качественному скачку в развитии ин-фокоммуникационных технологий и наличию базового закона, отвечающего современным требованиям, России удалось преодолеть отставание в развитии отрасли и вплотную приблизиться к развитым странам.
Необходимо отметить, что закон "О связи" - это сбалансированный законодательный акт, который отвечает интересам граждан, бизнеса и государства и помимо задачи экономического развития имеет серьезную социальную составляющую.
Нынешняя редакция закона органично вписывается в действующее законодательство и одновременно закладывает нормы, способствующие дальнейшему поступательному развитию отрасли.
Идея универсального обслуживания, представленная в законе "О связи", позволяет на практике реализовать конституци онное право граждан на доступ к информации. Государство гарантирует каждому на территории РФ оказание определенных услуг связи независимо от того, где проживает пользователь: в крупных городах или отдаленных населенных пунктах, в том числе в сельской местности.
В конце апреля депутатом Комитета М. Л. Коробовым был внесен проект федерального закона No 162135-4 "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи"". Законопроектом предлагалось дополнить ст. 54 закона "О связи" положением об отмене тарификации входящих вызовов абоненту-гражданину. Поправки дополняют закон распространенной во всем мире нормой - "платит звонящий" (СРР - Calling Party Pays), т. е. оплату телефонного соединения осуществляет только вызывающий абонент.
Здесь необходимо сказать, что данная поправка не совсем отвечает интересам операторов сотовой связи. Тем не менее этот шаг был необходим. Так государство способствует обеспечению баланса между заинтересованностью в получении прибыли операторами и интересами пользователей услуг связи.
Такой принцип оплаты представляется более справедливым для большинства пользователей услугами телефонной связи. Кроме того, эта мера повысит доступность услуг телефонной связи для населения, люди станут охотнее откликаться на звонки.
8 февраля 2006 г. закон был принят в третьем чтении, 22 февраля одобрен Советом Федерации и отправлен Президенту РФ на подписание.
Норма бесплатности входящих звонков вступает в силу с 1 июля 2006 г. За оставшееся время операторы связи должны подготовиться к работе с соблюдением принципа "платит звонящий".
Развитие рынка услуг связи повлекло за собой и ряд негативных последствий. Так, в последние годы во всех регионах России отмечается значительный рост числа преступлений, связанных с сотовыми телефонами.
Проблема похищенных мобильных телефонов актуальна, и решение ее на законодательном уровне сегодня необходимо. В связи с этим Комитет ГД по энергетике, транспорту и связи рассматривает предложения субъектов права законодательной инициативы, направленные на снижение количества преступлений, вызванных бурным развитием мобильной сотовой связи.
Так, Законодательным Собранием Пермской области 11 апреля 2004 г. был внесен проект федерального закона No 159989-4 "О внесении изменений и дополнений в федеральные законы "О связи", "Об оперативно-розыскной деятельности" и Уголовный кодекс Российской Федерации".
Законопроектом предлагается внесение в указанные законодательные акты поправок, предусматривающих создание силами органов внутренних дел РФ всероссийского реестра похищенных мобильных телефонов. Предлагается обязать сотовых операторов отключать похищенные телефоны, объявить незаконным изменение идентификационного номера телефона и наказывать за это заключением на срок до пяти лет.
А 10 января 2006 г. в Государственную Думу поступил альтернативный законопроект No 256257-4 "О внесении изменений в статьи 2 и 46 Федерального закона "О связи" (в части контроля утраченных и незаконно ввозимых средств сотовой связи)", внесенный Законодательным Собранием Свердловской области.
В целях профилактики указанных преступлений авторы предлагают обязать операторов связи осуществлять определение установленного производителем идентификационного номера средств сотовой связи и проводить сверку этих номеров с данными двух Федеральных реестров, реестра утраченных средств сотовой связи и таможенного реестра средств сотовой связи. С учетом результатов этой сверки предусмотрены основания для приостановления оказания услуг связи абоненту. Кроме того, оператору вменяется обязательство передачи данных об абонентах в органы внутренних дел.
Еще одной проблемой является переполнение российского рынка мобильных телефонов "серыми" трубками, которые запрещены к применению в Европе, наносят вред здоровью человека и экологически опасны. В настоящее время доля "серого" рынка в сегменте бытовой техники и мобильных телефонов достигает 8596!
Для законодательного решения этой проблемы мной и председателем Комитета В. А. Язевым внесена новая редакция общего технического регламента об электромагнитной совместимости.
Комитетом как соисполнителем были подготовлены 14 заключений по законопроектам, в соответствии с которыми восемь законопроектов были рекомендованы к принятию в первом чтении и шесть - к отклонению.
В целом, могу сказать, что деятельность Комитета в сфере информационных технологий и связи отличается активностью, и мы не собираемся снижать ее и в дальнейшем.
МТ: Есть ли специфика работы регионального оператора связи в существующем сегодня правовом поле?
В. Г.: Давайте обратимся к нашему базовому закону "О связи". Согласно тексту закона, оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии. Как видите, никаких ограничений исключительно для регионального оператора нет.
Оператор универсального обслуживания - оператор связи, который оказывает услуги связи в сети связи общего пользования и на которого в порядке, предусмотренном Федеральным законом, возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи.
На территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством РФ. Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей,ответственность сторон.
Как видим, с юридической точки зрения какой-то специфики работы регионального оператора не существует.
МТ: Какой бы вы хотели видеть телекоммуникационную отрасль России в ближайшей перспективе? В чем может помочь Государственная Дума в реализации этих идей?
В. Г.: Законодательное обеспечение, совершенствование правовой базы:
ради создания единого информационного пространства, цивилизованного рынка информационно-коммуникационных услуг как необходимой основы для развития экономики и общества, повышения качества жизни населения;
использования информационно-коммуникационных технологий в реализации приоритетных национальных проектов на территории России;
развития телекоммуникационной инфраструктуры;
осуществления согласованных действий по защите потребительского рынка от использования несертифициро-ванного оборудования, некачественных или нелицензиро-ванных телекоммуникационных услуг, в данном случае речь идет о разработке технических регламентов, предусмотренных законом "О техническом регулировании".
Это то, что для развития отрасли могут сделать и делают сегодня парламентарии.
МТ: Вы долгое время проработали генеральным директором одной из ведущих российских операторских компаний. Кем тяжелее работать - руководителем операторской компании или заместителем председателя комитета Госдумы РФ?
В. Г.: И там, и там большая работа и огромная ответственность. Вся моя трудовая деятельность связана с отраслью связи: общий трудовой стаж составляет 38 лет, из них в отрасли связи - 30 лет.
Я был назначен начальником Государственного предприятия связи и информатики "Россвязь-информ" Краснодарского края в июне 1987 г., участвовал в преобразовании госпредприятия в ОАО "Кубаньэлектро-связь", а в 2001 г. возглавил уже объединенную компанию ЮТК (ОАО "Южная телекоммуникационная компания").
Работы было много: в ноябре 2002 г. завершился процесс присоединения к ОАО "ЮТК" крупнейших операторов электросвязи Южного федерального округа (ЮФО). К базовому ОАО "ЮТК" были присоединены 10 операторов электросвязи ЮФО. В результате проведенной реорганизации повысилась эффективность и прозрачность управления бизнесом компании, возросло качество предоставляемых услуг, что привело к усилению конкурентных преимуществ на рынке ЮФО и концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях. В соответствии с планом развития ОАО "ЮТК" за три года (2001 - -2003 гг.) в Южном федеральном округе вводится почти столько же телефонных номеров, сколько за всю многолетнюю историю электросвязи Юга России, и постепенно понятие очереди на телефон уходит в историю. По уровню телефонизации сельских населенных пунктов Кубань заняла первое место в России.
Управлять крупной компанией - это еще и работать с людьми, уметь руководить огромным коллективом. Во время выборов в Государственную Думу IV созыва в 2003 г. я был выдвинут кандидатом в депутаты по Динскому одномандатному избирательному округу No 41, и избиратели оказали мне высокое доверие, поддержав большинством голосов.
В качестве депутата я продолжаю работу в Государственной Думе. А это работа и законодателя, и депутата-одномандатника. Ответственность и перед своими избирателями, работе с которыми я уделяю много времени и сил, и перед всем населением России, ведь жизнь и благополучие людей, укрепление экономической стабильности и международного авторитета нашего государства во многом зависят от работы депутатов ГД.

01.03.2006
"Мобильные телекоммуникации", No2 / 2006

Док. 293324
Перв. публик.: 01.03.06
Последн. ред.: 12.04.07
Число обращений: 281

  • Горбачев Владимир Лукич
  • Владимир Горбачев: `Сегодня в России существует большой потенциал для дальнейшего развития мобильной связи...`

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``