В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Пресс-конференция Назад
Пресс-конференция
Перед журналистами выступили президент РАБИП И.В.Горбулина, вице-президент Медиасоюза, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации Е.К.Зелинская, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам социального развития, член Президиума Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике А.В.Очирова, депутат Московской городской Думы, Депутат Государственной Думы ФС РФ, координатор партии "Единая Россия" по национальным проектам Л.В.Пепеляева, председатель Комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Т.А.Портнова. Они рассказали о подготовке Всероссийского форума "Женщины в национальных проектах", участии женщин в реализации национальных проектов, стратегии продвижения женщин в политику и органы государственного управления.

"Как показали наши реформы, партии не могут управлять страной, - сказала Александра Очирова. - Власть - это очень высокая категория, когда общество наделяет людей полномочиями по решению своих проблем. Власть должна делать то, что хочет общество, - профессионально и ответственно. Наша власть, к сожалению, не профессиональна и не ответственна в течение уже очень многих лет. Для нас это не вопрос естественного выбора: идти в профессию или рожать детей? В Совете Федерации, в Государственной Думе должны присутствовать женщины, чтобы вместе с мужчинами решать общие проблемы. В России много ответственных и профессиональных женщин, способных это делать. Поэтому мы обращаемся к партиям, чтобы они пропустили вперед иногда более оперативно мыслящих женщин. И квоты, которые предлагаются, - это временная технология, чтобы дать возможность женщине, которая дает поколениям жизнь, наделяет их духовностью, самой принимать решения за себя и свое будущее".

Всероссийский форум "Женщины в национальных проектах: стратегический ресурс нации"

Всероссийский форум "Женщины в национальных проектах: стратегический ресурс нации", организованный Общероссийской общественной организацией "Российская Академия бизнеса и предпринимательства", прошел 1 марта 2007 года в конференц-зале Администрации Президента РФ в Москве. Он стал пятым мероприятием в серии ежегодных конференций и форумов, проводимых в рамках общенациональной программы "Женщины - лидеры новой России".

В форуме участвовало более трехсот делегатов, представляющих 53 субъекта Российской Федерации. Было прочитано 17 докладов, посвященных участию женщин, женских движений и организаций в четырех приоритетных национальных проектах, определенных президентом РФ в 2005 г. (здравоохранение, образование, жилье, агропромышленный комплекс), а также темам социальной безопасности, демографической стабильности России, месту женщин в современной российской политике и экономике.

"На наших форумах мы говорили об экономической безопасности страны, об инвестиционной привлекательности России, о социальной ответственности бизнеса, а сегодня поднимаем несколько неожиданную тему: женщина в национальных проектах, женщины - стратегический ресурс нации, - сказала, открывая форум, Ирина Горбулина. - Журналисты говорят, модненькая тема. Это здорово, что она стала модной. Потому что, говоря на наших форумах о социальных проблемах, мы не были услышаны. Более того, человек с его насущными проблемами, такими как семья, здоровье и то, что делает уровень жизни высоким, оставались за бортом государственного внимания. И, наконец, это случилось - пришло понимание. Без качества человеческой жизни невозможны ни экономические, ни международные достижения.

Политическое значение национальных проектов понятно всем. Они охватывают те сферы, в которых традиционно работаем мы, женщины. Нация столкнулась с такими вызовами, ответ на которые может быть дан только сообща: государством, обществом, бизнесом".

Выступление Александры Очировой было посвящено демографическим проблемам. "Статистика дает нам далеко не радостные цифры. В 2005 г. в России родилось 1,5 млн. человек, умерло 2,3 млн. Средняя продолжительность жизни россиян - 65,5 лет, при этом средняя продолжительность жизни мужчины на 15 лет меньше, чем у женщины. С 1991 года потери России составили 11 млн. человек. Ежегодно мы теряем 0,5 % населения, что составляет приблизительно 700 тыс. человек. Страшные цифры - это область или даже крупный город. К сожалению, эта тема не рассматривалась в нашей социальной политике. 2007 год имеет все шансы стать переломным, поскольку проблема из обсуждаемых перешла в статус решаемых. Страна долго развивалась без стратегии социальной политики. И вот она повернулась лицом к человеку, к его благосостоянию и здоровью, а это значит, что и лицом к женщине, потому что долгое время все социальные проблемы в России имели женское лицо.

Это очень сложно делать в условиях неудавшихся реформ. Но важно, что обозначено целеполагание. В стране около 20 млн. человек находится за чертой бедности. Из них 66 % - работающее население, то есть люди, которые на зарплату не могут содержать свою семью. Среди них очень много женщин. И то, что 85 % получает меньше половины совокупного дохода v это страшная цифра, и нужно задуматься о дополнительных технологиях, как решать эти задачи.

Очень сложная проблема - разработка социальных стандартов качества жизни. К сожалению, в стране нет минимальных социальных стандартов. Закон, принятый в первом чтении, отлеживается в одном из министерств. Эти стандарты касаются безопасности жизни, здоровья, здравоохранения, правопорядка, образования и культуры, социальной безопасности стариков, детей и инвалидов.

Хотя в национальных проектах очень многие женщины ощутили повышение зарплат, но все еще присутствует дискриминация по пенсионному обеспечению - они получают 40-45 % от пенсий мужчин. Заработная плата должна стать достойной, чтобы рождение ребенка не скатывало семью за черту бедности. Она должна быть не менее двух прожиточных минимумов - взрослого и ребенка. Средства, которые выделяются федеральным бюджетом на семейную и демографическую политику, были в районе 2,2 % от ВВП. Эту позицию мы рекомендовали президенту.

До сих пор в национальных проектах не было прописано положение детей-отказников. Нам удалось добиться, чтобы их право на жилище было прописано отдельной статьей федерального бюджета. Общественная палата привлекла внимание к детям-отказникам в больницах, где они проживают до 3-4 лет".

Александра Очирова подчеркнула необходимость присутствия женщин во власти: "Когда в парламенте находится менее 30% женщин, нет лоббирования детских проблем, нет положительных женских решений. Женщина - это стратегический запас любой нации. О цивилизованности государства судят именно по отношению к женщине".

Тема продвижения женщин в структуры власти была подробно развита в выступлении президента Консорциума женских неправительственных общественных организаций Елены Ершовой: "Наша организация анализировала две последние избирательные кампании и обнаружила, что у нас просто нарушается пассивное избирательное право. Есть право активное - мы все голосуем, и есть право пассивное - когда нас выдвигают. Если вы не выдвинуты кандидатом, как вы станете депутатом? У нас около 10 % женских имен в списке депутатов - и 8,9 % женщин в Государственной Думе. Это позор. Это 80-е место в мире. Впереди нас не только европейские страны, впереди нас страны Африки и Латинской Америки. Стыдно. Но этот вопрос имеет еще и прагматическую сторону. Правильно говорила Александра Васильевна [Очирова], что все наши социальные проблемы имеют женское лицо. Я искренне рада, что наш президент наконец обернулся к ним лицом. Но что удивительно? Президент, мужчина, обернулся, а вовсе не наша законодательная власть, не Государственная Дума со своими 8,9 % женщин.

В связи с этим Консорциум, в котором я состою, принял обращение к политическим партиям России. Он обращает внимание, что в этом году выборы у нас будут идти по совершенно новому законодательству, по пропорциональной системе. То есть все кандидаты в депутаты выдвигаются политическими партиями. Это значит, что роль политических партий в формировании законодательной власти сильно возрастает - и их ответственность за то, кого мы будем иметь в Думе. С другой стороны, у нас есть полная законодательная база, для того чтобы включить большую долю женщин в эти списки. Я уж не говорю про Конституцию, этот закон прямого действия исполняется у нас крайне плохо. Но есть закон о политических партиях, в котором статья 8, пункт 4 говорит о том, что мужчины и женщины должны быть представлены равно как в руководящих органах, так и в списках на выборах. Это первое. Второе. В законе о выборах в Госудуму есть пункт: в эти списки партия может включать не только своих членов. Значит, партия может активных сознательных женщин, которые готовы сотрудничать с ней, в частности в реализации национальных проектов. Мы приняли такое обращение - оно утверждено как обращение Совета Общественной палаты, опубликовано в СМИ и направлено лидерам всех политических партий, которые будут участвовать в выборах.

Я обращаюсь к вам с призывом, поскольку эти списки составляются у нас не только на федеральном, но и на региональном уровне. Мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы в этих списках оказалось больше женщин, чем было до сих пор. Чтобы кончилось дискриминация в пассивном избирательном праве. Чтобы как можно больше женщин прошло в Государственную думу и стало союзниками всех тех, кто искренне хочет, чтобы национальные проекты были реализованы. Чтобы в нас пропали проблемы сиротства, массовой бедности. Разве дело, что у нас 57 % семей относится к разряду бедных? Разве дело, что у нас появился термин "новые бедные", то есть люди, которые работают, но не могут выбраться из состояния бедности? Из рук вон плохо, что национальные проекты у нас делает исполнительная власть, а не Государственная Дума. Давайте ее менять".

В этот же день на форуме Елене Николаевне Ершовой была вручена премия "Олимп" в номинации "Интеграция" - "за поддержку женских общественных инициатив".

Одним из наиболее ярких событий форума стало выступление председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам здравоохранения, президента Международного благотворительного общественного фонда помощи детям при катастрофах и войнах, директора НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонида Рошаля, говорившего о проблемах реализации национальной программы здравоохранения. "Прошло судьбоносное пленарное заседание Общественной палаты, очень бурное, по вопросам здравоохранения России. На нем было признано, что состояние здравоохранения в России неудовлетворительно. Было признано, что оно не отвечает Конституции РФ Были определены системные ошибки в работе Минздравсоцразвития. Было сказано, что в 2 раза имеется недофинансирование здравоохранения. Было обращение к президенту и президентской администрации с тем, чтобы раз в год президент выступал с посланием к народу о здоровье народа. Были конкретные предложения в адрес правительства и министерств на 18 страницах. Такого документа здравоохранение не знало. И для нас сейчас важно, как мы живем? Мы что, живем, чтобы писать бумажки, которые потому будут выбрасывать в мусорный ящик? Или должен быть отклик правительства, президентской администрации на нашу работу?"

Министерство здравоохранения и социального развития, возглавляемое М.Ю.Зурабовым, Л. Рошаль назвал "министерством лакокрасочной промышленности" - "оно показывает не то, что есть". "Зурабов здесь не при чем. Какие бы нам песни не пело Министерство финансов, Минсоцразвития - они недопонимают социальные вопросы. Они недопонимают роль здоровья нации - это сегодня наша огромная беда. Может быть, они не чувствуют эту боль, не знают ее".

Самым содержательным и актуальным выступлением на форуме нам показался доклад заведующей Кафедрой социологии Финансовой академии при правительстве РФ Галины Силласте "Феминизация городов и ее возможные последствия". Приведем его почти полностью, поскольку в нем наиболее концептуально увязаны "женские аспекты" демографии, социологии, экономики и политики. Это не только глубоко фундированный научный доклад, но и блестящая, на наш взгляд, политическая речь.

"Что практически всегда характеризует женские форумы, последних лет особенно? Система двух "к". Есть всем известная немецкая система трех "к" (Kinder, Kuche, Kirche - ребенок, кухня, церковь). Я считаю, что существует российская система двух "к". Наши женщин характеризуют конструктивизм и консерватизм в хорошем понимании слова, как элемент традиционализма. Это практически то единственное, что позволяло России в течение всех этих тяжелейших лет сохранять стабильное состояние. Женщина служила сдерживающим и конструктивным фактором, и ее стремление к самосохранению, к обеспечению безопасности самых близких людей помогало власти сохранить относительную стабильность там, где ситуация могла взорваться значительно сильней.

Первый сюжет, на который я хочу обратить ваше внимание. Мы сегодня страна удивительная, уникальная уже по одному показателю, который еще долго будет нас отличать от любой страны Западной Европы. Мы традиционно, последовательно после Великой Отечественной войны феминизируем структуру своего населения. Мы имеем постоянный рост женского населения, и с 2004 года у нас в структуре населения страны 54 % женщин. То есть разница между мужчинами и женщинам сегодня в России составляет 8 %. К 2015 году по демографическому прогнозу эта разница составит 10 % как минимум, а к 2030-му - 15 %. Вы только задумайтесь! Значит сама постановка всех проблем, которые касаются жизни населения, детей, женщин, исходит из того, что вся траектория развития России будет связана с ростом количества женщин в структуре населения.

У нас всего три страны в мире, где сегодня мужчин больше, чем женщин. Две страны в мире, где почти паритетная структура населения - США и Япония, где 51 % женщин. Но там эти процессы феминизации не отличаются интенсивностью.

Поэтому первое, на что я хочу обратить внимание, касается всех регионов и законодательной власти. Нельзя рассматривать социальные проекты сами по себе. Это объекты так динамично развивающиеся, что мы сегодня говорим о феминизации российского общества, и это феминизация всех институтов, которые Россия создает. И это надо осознать, ибо это имеет очень дальнего плана последствия.

Что из этого вытекает уже на сегодняшний день? Во- первых, на сегодняшний день мы вынуждены фиксировать принципиальные изменения структуры рынка труда, занятости, профессий. Он феминизируется, мы к этому не готовы. Мы сегодня меняем целый ряд программ образовательного плана потому, что на рынок профессий мы выдаем большое количество женщин, которые не всегда адаптивны к этому рынку. Мы сегодня имеем систему здравоохранения, которая исходит из того, что количество женщин, которые заводят семьи, сокращается. Но тем не менее у нас в России 3-4 млн.семей. Поэтому, мне кажется, со стороны любой власти - муниципальной, региональной, тем паче федеральной - должно быть соединение этой тенденции со всеми социальными программами, которые обществу предлагают. На долгие годы и всерьез государство должно поставить вопрос о социально ответственной политике. Не о социальной ответственности бизнеса я сейчас буду говорить, а о социальной ответственности государства за те необычайные тенденции, которые сегодня проходят в нашем обществе.

С этой точки зрения, смотрите, какие сильные изменения. Мы уже имеем сегодня сокращение количества семей, рождающих детей. Мы имеем количество вдов в России. Увеличение разводящихся и уже разведенных. Увеличение одиноких женщин. И, наконец, вся наша пенсионная структура никак не связана с фактом того, что структура пенсионеров в России имеет три уровня, из которых доминантным стал женский уровень. И основная проблема пенсионного обеспечения, которое охватывает возраст 58 лет и старше, это неуклонный рост количества женщин в этой структуре.

Есть ли у нас связь сегодня с той политикой, которую ведет государство, и с тем, что требует учитывать подобный факт? Я думаю, первый вывод, который отсюда напрашивается: нужно ставить проблему долгосрочной стратегии социальной политики государства. Национальные проекты - прекрасно. Но сегодня основная функция, которую, как получается, они выполняет, это по существу функция скорой помощи. Это еще не цельная социальная политика.

Второй момент - связь между феминизацией России и национальными проектами, возможностью их воплощения.

Четыре проекта. Все четыре связаны с одной очень важной проблемой - реализации социальных прав личности. Мы очень лихо говорим о проблеме женских политических прав. А сегодня не она актуальная проблема. Каким образом национальные проекты дают возможности реализовать социальные права личности? На жизнь, на жилье, на образование, на труд, на доступный отдых?

С одной стороны, я безусловно приветствую то, что хотя бы на уровне социальных проектов государство дало возможность многим из наших нуждающихся семей то, что они давно должны были получить. С другой стороны, посмотрите, а кто реализует эти национальные проекты? Я специально сделала анализ данных, чтобы посмотреть, какими силами государство сегодня реализует национальные проекты. Получается картина весьма своеобразная.

У нас сегодня в России: - в образовании - 4 800 тыс. женщин и 1 160 тыс. мужчин, то есть почти в 4 раза меньше; уровень образования - женщин остается выше мужского; - в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении - 3 800 тыс. женщин и 880 тыс. мужчин; - в строительстве - 1 200 тыс. женщин и 4 000 тыс. мужчин; - в сельском хозяйстве - 2 600 тыс. женщин и 4 300 тыс. мужчин.

То есть роль женщин в осуществлении национальных проектов чрезвычайно высока.

И учитывая, что во многих муниципальных органах очень высокая доля женщин, говорить, что у нас сегодня женщины не представлены в политике, значило бы лукавить. Практически нигде, как в сферах реализации социальных проектов, женщины в таком количестве не участвуют. Огромное спасибо тем женщинам, которые сегодня заняты реальной политикой малых дел, потому что она позволяет жить и выживать России сегодня.

И, наконец, третий вытекающий отсюда вопрос, который касается того, как идут сегодня в России национальные проекты и как они воспринимаются населением? Сократ великолепно говорил: "Политик (сегодня мы сказали бы - управленец) должен спрашивать себя: все ли у нас хорошо, как нам кажется, или так плохо, как утверждают некоторые?"

Судите сами.

По результатам опросов общественного мнения о работе больниц, поликлиник, 41 % россиян считает, что их положение за последние годы только ухудшилось, а 40 % считает, что каким оно было, таким и осталось.

39 % россиян постоянно отказывается от лечения и восстановления своего здоровья, так как просто не хватает денег.

77 % российского населения не одобряет ликвидацию районных и детских поликлиник, переквалификацию врачей- педиатров на семейных врачей и общую профилактику и общую практику, которую они проходят.

87 % российского населения против ликвидации женских консультаций.

60 % возражает против сокращения времени пребывания в больницах, на обследованиях, при лечении и после операций.

Каждый второй российский респондент сегодня считает, что дополнительные дохоы, размещенные в стабилизационном фонде, можно и следует направить на развитие собственной экономики и создание рабочих мест. Столько же, 50 %, придерживается мнения, что эти деньги нужно использовать на социальные нужды, на помощь малоимущим и низко оплачиваемым категориям людей.

И последний вопрос: "что делать?" Хочется этот вопрос Чернышевского дополнить вопросом Добролюбова: "когда же придет настоящий день?" Мне кажется рассчитывать на то, что мы сможем решить эти вопросы, можно только при одном условии: что будет поднят реальный сектор экономики России. Только когда будет поднята национальная промышленность России, заработает производство, лишь тогда многие вопросы, которые мы сегодня ставим, будут решаться за счет национальных финансовых ресурсов.

Что бы мне конкретно хотелось предложить? Мне думается, нужно выступать более активно, чтобы у нас была принята государственная долгосрочная политика, частью которой должна стать доктрина государственной семейной политики. Иначе все эти вещи получаются разорванными. И третье, что бы я предложила, касается системы работы Министерства здравоохранения и социального развития (хотя я понимаю, что социологу, наверное, не стоит лезть в политические вопросы). Я бы предложила принять вотум недоверия тому, как оно проводит, и тому стилю, как оно проводит в жизнь решение социальных проблем, потому что многие вещи, начиная с хорошо известной монетизации, можно было бы сделать разумнее, осторожнее и продуктивнее.

И последнее мое предложение. Это проблема муниципального уровня. Сегодня участие муниципалитетов в реализации национальных проектов должно быть подкреплено действующим законодательством. Налоговый кодекс, 131-й Федеральный закон не предусматривают прямого участия муниципальных властей в национальных проектах. Тем более что доходная часть муниципального бюджета составлена так, что там находится земельный налог, а чтобы его можно было эффективно изымать - надо принимать ряд законодательных мер.

В заключение я хотела бы отойти от этих конкретных пожеланий и вспомнить, что у Бомарше есть прекрасное пожелание женщинам. Хотя он жил очень давно, оно звучит очень свежо. Он говорил так: "Женщина, будь красивой - если хочешь; умной - если можешь; но благоразумной ты должна быть непременно". Я думаю, что мы с вами великолепно способны соединить все эти три составляющие и то, что можно сделать, можно сделать в России даже лучше, чем за рубежом".

www.factvideo.ru

Док. 293231
Перв. публик.: 01.03.07
Последн. ред.: 12.04.07
Число обращений: 273

  • Зелинская Елена Константиновна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``