В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Горбачев: Все веселей звонит телефон Назад
Владимир Горбачев: Все веселей звонит телефон
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Владимир Горбачев - законодатель с большим производственным стажем. За его плечами огромный опыт деятельности в области связи. Выпускник Новосибирского электротехнического института связи, кандидат экономических наук, заслуженный связист РФ прошел трудовой путь от мастера передвижной механизированной колонны до генерального директора крупнейшей телекоммуникационной компании. Не случайно именно ему предстоит совершенствовать законодательную базу в сфере телекоммуникаций.
Наша беседа началась с базового Закона "О связи", который вступил в силу с января этого года. Хотелось услышать оценку профессионала-практика о действии этого правового документа в жизни.
- Замечу, что в новом законе по сравнению с прежним более детально проработаны практически все вопросы в области связи, - сразу же подчеркнул Владимир Горбачев. - Достаточно обратить внимание на количество его статей, которые касаются, например, лицензирования или использования радиочастотного спектра. По сравнению с прежней редакцией оно возросло в несколько раз. Закон содержит также принципиально новые положения, например такие, как участие саморегулируемых организаций в разработке нормативно-правовых актов.
В качестве новации можно рассмотреть включение в закон положений о предоставлении конкретных услуг телефонной связи населению. Законодатели посчитали важным на уровне правового акта предоставить абоненту право выбора оплаты за услуги телефонной связи - фиксированной или повременной. Решен вопрос о приоритете наследников в получении доступа к телефонной связи. Как известно, раньше телефон принадлежал скорее месту жительства, а не тем, кто жил в квартире. Вне зависимости от места жительства бесплатно и круглосуточно предоставляется право вызова экстренных служб.
Актуальным является положение об обязанностях оператора связи обеспечить защиту сетей связи от несанкционированного доступа.
Сколько судебных разбирательств позволяет избежать реализация положения о присоединении сетей связи и взаимодействии! Этому вопросу посвящена целая глава, что, несомненно, сказывается на эффективности деятельности операторов.
В документе регламентируется и контролируется процедура выделения и присвоения радиочастот. Необходимость таких шагов уже давно обсуждалась связистами, так как много нареканий вызывает чрезмерная самостоятельность в вопросе присвоения радиочастот коммерческими организациями.
Нельзя не остановиться на еще одной новации - универсальное обслуживание, которому посвящена отдельная глава. С помощью этого инструмента предлагается осуществить в кратчайшие сроки телефонизацию страны как в городах, так и на селе, в удаленных районах. Для решения столь грандиозной задачи предлагается использовать внебюджетное финансирование, в котором должны принять участие все операторы, оказывающие услуги телефонной связи.
- Отражает ли это положение качественные изменения на рынке услуг связи?
- Вы имеете в виду появление в стране абонентов сотовой связи. Да, эта ситуация нашла свое отражение в нормативе. Сегодня рост доходов предприятий связи возрос на 30-40 процентов в год за счет использования населением новых видов телефонной связи. Рост числа ее абонентов составляет 13 процентов в год, а количества пользователей традиционных телефонов - всего лишь 4 процента. По прогнозам специалистов, в нынешнем году число абонентов сотовой связи возрастет до 40 миллионов, а рынок мобильных телефонных услуг составит где-то 12 млрд. долларов.
- В новом законе установлена платная основа выделения нумерации и радиочастотного ресурса. При этом не делается исключений ни для каких категорий пользователей, в том числе и для государственных структур. Позволит ли введение этой нормы выявлять и перераспределять неиспользуемые указанные ресурсы?
- Косвенно да, так как платность использования РЧС распространяется в том числе и на военные ведомства. В соответствии с положениями этого закона Правительством дополнительно будет подготовлен порядок установления размеров разовой и ежегодной оплаты, а также организация ее взимания, распределения и использования. При этом принимаются во внимание диапазон используемых частот, их количество и применяемые технологии. Предполагается, что в документ войдут положения, учитывающие при оплате степень использования частот. Соответственно, чтобы выяснить это, предусмотрены контрольные проверки со стороны государства. Таким образом, закон позволит отрегулировать и навести порядок в зонах использования радиочастот. Положение затронет и военные ведомства, которым выделено огромное эфирное пространство, но, увы, оно не используется в полной мере, потому что в финансах военные ограничены.
Получается любопытная картина. У военных в наличии огромные частотные ресурсы, но денег на их использование нет. Тем не менее они частоты никому не дают и никого к ним не подпускают. Так вот закон обяжет их поделиться своими неэффективно используемыми ресурсами. Это в равной степени относится и к другим ведомствам, которые, как говорится, права имеют, но не имеют возможностей. Словом, ситуация меняется в корне, что позволит расширить круг пользователей.
- Как вы говорили, определена роль и саморегулируемых организаций в области связи и предписано учитывать общепринятую практику их деятельности. Какой эффект ожидается от реализации этой нормы?
- Прежде чем говорить об ожидаемом эффекте, следует заметить, что до настоящего времени не принят закон о саморегулируемых организациях. В Госдуме находится только проект на стадии подготовки ко второму чтению. Таким образом, статус этих организаций до сих пор не определен. В случае их официальной "прописки" следует ожидать положительного эффекта не только в развитии глобальных сетей Интернета, где традиционно общественным организациям предоставлены широкие полномочия, но и в других видах деятельности в области связи.
- Каковы же, на ваш взгляд, недостатки нового закона?
- О недостатках, тем более существенных, давайте поговорим позже, когда появится более широкая практика применения его норм. Более того, поскольку до сих пор не подготовлены подзаконные акты для реализации закона, какие-либо выводы делать рано. Административная реформа, начавшаяся в марте, отодвинула сроки окончания их разработок на неопределенный срок.
- Тем не менее уже сегодня высказываются предложения о необходимости немедленной корректировки закона.
- Известно, что закон не догма, а руководство к действию. Сама жизнь вносит коррективы в любой закон. Высказывания о необходимости изменения редакции закона, его ревизии появились давно. Сразу же, как только проект попал в Госдуму. В процессе его подготовки, например во втором чтении, было учтено более 200 поправок. А так считаю, что время покажет, какие положения следует изменить, исключить или дополнить. Прежде всего изменения могут быть связаны с появлением новейших технологий, конвергенцией видов связи. При этом возникнут иные отношения между операторами, появятся новые виды услуг связи, возрастут запросы и требования потребителей к качеству связи. Конструкция закона позволяет вносить эти изменения и дополнения. Со временем часть функций государственного регулирования перейдет в ведение общественных организаций. А в связи с административной реформой, на мой взгляд, в законе появятся коррективы и уточнения регулирования самой деятельности в области связи.

20.04.2004
"Парламентская газета", Василий Тресков


Док. 293185
Перв. публик.: 20.04.04
Последн. ред.: 13.04.07
Число обращений: 259

  • Горбачев Владимир Лукич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``