В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Яковлева: За три моря в аптеку Назад
Татьяна Яковлева: За три моря в аптеку
Минздрав знает, как помочь сельчанам, но никому не говорит

"Показатели здоровья российского населения значительно хуже европейских, констатирует председатель комитета ГД по охране здоровья Татьяна ЯКОВЛЕВА . А уж на селе тем паче". Между тем 70% сельских жителей, имеющих право на льготное обеспечение лекарствами, от этих льгот отказались. Странно? Но никакого феномена здесь искать не следует. Причины отказа в пользу "живых денег" отнюдь не легкомыслие россиян, а опыт жизни. А он подсказывает: льготы (пусть замечательные, превосходные!) могут быть предусмотрены законом, однако это вовсе не означает, что ими легко воспользоваться.

На расширенном заседании комитета ГД по охране здоровья ранее уже рассматривалось, как в нашей стране осуществляется "дополнительное лекарственное обеспечение льготных категорий граждан". Иными словами, доступны ли для льготника бесплатные лекарства? Тогда говорилось о ценообразовании, об ассортименте, о том, что необходимо сделать, чтобы человек, пришедший в аптеку с льготным рецептом, не ушел из нее с пустыми руками. Было признано, что особенно много нареканий вызывает система обеспечения на селе. По словам председателя комитета Татьяны Яковлевой , сельское здравоохранение "носит черты еще большего упадка, чем российское здравоохранение в целом". Проблема настолько серьезная, что комитет решил посвятить ей отдельное заседание, которое и состоялось на минувшей неделе.

Чиновники Минздрава в очередной раз подчеркнули общеизвестное: сельская медицина страдает из-за нищей материально-технической базы и отсутствия квалифицированного медперсонала.

Во многих селах нет не только врачей, но даже фельдшеров. Плюс удаленность сел от районных и областных центров, плохое состояние дорог, недостаточное развитие аптечной сети... Вот и льготное обеспечение лекарственными препаратами оставляет желать лучшего. Все это для законодателей не новость.

Потому-то и идут массовые отказы сельских льготников от соцпакета. Две трети предпочитают вместо бесплатных лекарств получать деньги. Пусть небольшие, но чтобы были они в руках. А вот лекарство пойди его получи. Намучаешься!

Но ведь еще в прошлом году правом на бесплатное лекарственное обеспечение хотели пользоваться 81% сельчан! Куда пропал энтузиазм? Как радовала своими масштабами программа Минздрава "по реализации дополнительного лекарственного обеспечения в 2005 году"! В ней участвовало 12 914 аптечных учреждений, 6 тысяч из которых, между прочим, находятся в сельской местности, причем более 2,5 тыс. при фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП).

Однако в деревнях врачей раз-два и обчелся, а фельдшеру не разрешается выписывать льготные рецепты. Да и не везде есть ФАПы. А что это означает для больного-льготника? Проблемы. Сначала нужно доехать до ближайшей амбулатории, где выписать такой рецепт имеют право. Получив его, снова в путь до аптечного пункта. Как правило, в райцентр. Автобусы не в каждом селе ходят. Если живешь в глухомани, добирайся до аптеки пешком или на перекладных как повезет. Но и добравшись наконец до места, можно услышать: "Такого лекарства у нас нет". Вот тебе и право на льготы! Нужно оно такое, если транспортные расходы на поездку за лекарством могут превысить его стоимость?

Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Елена Тельнова соглашается: пока не удается решить главные проблемы сельского здравоохранения, село получает медицинской помощи меньше, чем предусмотрено государственными нормативами. И снова объяснения: преобладание в структуре маломощных лечебно-профилактических учреждений, в том числе ФАПов, неукомплектованность кадрами, недостаточная квалификация медицинских специалистов, значительная удаленность населенных пунктов, отсутствие нужного количества медицинского транспорта, преобладание населения с низким уровнем доходов, недостаточная оснащенность лечебно-профилактических учреждений оборудованием и прочее, прочее, прочее...

Все эти проблемы, твердят в Минздраве, сказываются и на лекарственном обеспечении. Попробуй, имея плохую телефонную связь, оперативно заказать лекарственные средства. Да и условия для их хранения есть далеко не везде.

Депутаты Госдумы возражают: когда принимался 122-й закон, предусматривалось, что лекарства сельским жителям будут приносить почтальоны. Почему на практике такого нет? Почему массово не работает система передвижных бригад врачей? Когда врач едет к пациенту-хронику, он знает, какие лекарственные препараты и в каком количестве нужно взять. Ситуацию могли бы облегчить и передвижные аптечные предприятия, так называемые аптеки на колесах.

В Москве их множество. Почему такие не могут разъезжать по селам?

Но и здесь, оказывается, не все так просто: необходимость передвижных аптечных пунктов действительно огромна, но отсутствует нормативная база, без которой они оказываются вне закона. Те "аптечные машины", которые мы видим в Москве, работают лишь по эксперименту, объявленному московским правительством. Да и не выполняют они функции передвижных аптечных предприятий, а стационарно находятся на определенных точках. И цели преследуют чисто коммерческие не более. При отсутствии нормативно-правовой базы они не смогут перелицензироваться. "Так что, уважаемые депутаты, призывали на заседании министерские чиновники, нужны изменения в законе "О лекарственных средствах". Ведь даже самого понятия "передвижное аптечное предприятие" в российском законодательстве пока не существует".

Но если необходимы поправки в закон, почему вы их не сформулируете и не предложите в парламент? недоумевают в комитете ГД по охране здоровья. Дайте нам эти поправки!..

Министерство здравоохранения и социального развития РФ поправок не предлагает. И молчит. Нет у него ни самих поправок, ни ответа, почему оно медлит.



Единая Россия, Город: Москва
Дата: 24 Апреля 2006



Док. 293036
Перв. публик.: 24.04.06
Последн. ред.: 11.04.07
Число обращений: 460

  • Яковлева Татьяна Владимировна
  • Татьяна Яковлева: За три моря в аптеку

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``