В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр ЧЕПУРИН: По масштабам массового безгражданства Латвия и Эстония могут претендовать на место в Книге рекордов Гиннесса Назад
Александр ЧЕПУРИН: По масштабам массового безгражданства Латвия и Эстония могут претендовать на место в Книге рекордов Гиннесса
Директор Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД России Александр Чепурин рассказывает "Интерфаксу" о деятельности в сфере защиты прав наших соотечественников за рубежом, поддержки НПО (неправительственных организаций) и о вкладе внешнеполитического ведомства в реализацию госпрограммы переселения наших соотечественников.

- Александр Васильевич, каковы основные направления деятельности МИД РФ по защите наших соотечественников за рубежом, в каких странах приходится сталкиваться с наибольшими трудностями?

- К сожалению, в ряде стран Балтии и СНГ состояние дел с правами и социально-экономическим статусом наших соотечественников вызывает беспокойство. Ясно, что двух мнений здесь быть не может: Россия не должна оставаться в стороне, когда речь идет о нарушении прав и свобод человека. Это и наш моральный долг перед соотечественниками, и вопрос престижа и жизненных интересов самого государства.

Защита прав и законных интересов россиян за рубежом поставлена во главу угла деятельности МИД России на направлении "соотечественники за рубежом". К этому побуждает и наша приверженность международно признанному принципу универсальности прав человека, гласящему, что соблюдение прав человека, включая права лиц, относящихся к национальным меньшинствам, не является исключительно внутренним делом любого государства.

СПРАВКА

По данным Министерства иностранных дел РФ, в Латвии проживают около 800 тыс. этнических русских, что составляет около 34 проц. всего населения этой страны. Почти половина из них - около 400 тыс. - не имеют латвийского гражданства. В Эстонии проживают около 406 тыс. человек русскоязычного населения, составляющие около 30 проц. всей численности населения страны. Из них не имеют российского гражданства 130 тыс. человек.

В начале 1990-х гг. Латвия и Эстония де-юре восстановили государственность, существовавшую до 1940 года. Гражданство было предоставлено только гражданам, имевшим этот статус до 1940 г. и их прямым потомкам, остальных обязали проходить процедуру натурализации.

Был создан особый статус, отличающийся от статуса лиц без гражданства, - неграждане. Они получили паспорта постоянных жителей, не являющихся гражданами, - фиолетовые в Латвии (с записью "не гражданин") и серые в Эстонии (с записью "иностранец").

Неграждане не принимают участия в общенациональных выборах (в Эстонии они допущены к муниципальным выборам, в Латвии - нет), не служат в армии, не могут занимать государственные посты. Кроме того, неграждане ущемлены в правах в социально-экономической и гуманитарной сферах. Так, в латвийском законодательстве эксперты насчитывают до 70 различий такого рода для граждан и неграждан государства.

Для получения гражданства в Эстонии или Латвии в порядке натурализации негражданам необходимо иметь статус постоянного жителя республики на протяжении не менее 5 лет и сдать экзамен на знание языка (требуется понимать устную речь, уметь беседовать и читать), Конституции, истории и культуры страны. Многие прежние ограничения (например, для тех, кто родился за пределами данной республики) сняты, отменены существовавшие ранее квоты ("окна натурализации"), для людей старше 65 лет сделаны некоторые послабления.

Дети неграждан, родившиеся после 21 августа 1991 г. в Латвии и после 26 февраля 1992 г. в Эстонии, получают по достижении совершеннолетия гражданство почти автоматически. В Латвии, правда, для этого требуется заявление от обоих родителей с обещанием "способствовать интеграции ребенка в латвийское общество, изучению им латышского языка, воспитывать в нем доверие к Латвийской Республике". Кроме того, любой ребенок из семьи апатридов (неграждан и лиц без гражданства) по достижении совершеннолетия может стать гражданином по упрощенной процедуре - без сдачи экзамена, - если предъявит документ о среднем образовании с латышским (эстонским) языком обучения или другой документ, удостоверяющий знание языка на уровне, необходимом для натурализации.

К примеру, взять проблему массового безгражданства. Без преувеличения, современные правительства Латвии и Эстонии могут претендовать на запись в Книге рекордов Гиннесса за свое новаторство в создании этой проблемы, в результате чего там образовалось около 600 тыс. так называемых неграждан, т.е. людей второго, третьего сорта.

Это уникальная по своему пренебрежению к основополагающим правам человека ситуация. Между тем обеими странами ратифицирована Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств, но с поправками. Эти-то поправки и сводят на нет декларации властей об обеспечении равных прав для всех проживающих в этих странах лиц.

Россия активно действует через международные и европейские механизмы - Европейский суд по правам человека, Совет Европы, ОБСЕ, Евросоюз. Вопросы соблюдения прав человека ставятся по политическим и дипломатическим каналам. Надеемся, что эти усилия не пропадут даром и подтолкнут власти Латвии и Эстонии к тому, чтобы жить по европейским стандартам.

В поле нашего зрения находятся и проблемы вытеснения русского языка, дискриминации ветеранов Великой Отечественной войны, подвергающихся преследованиям в Латвии и Эстонии, и многие др. Считаем, что в вопросе обеспечения и защиты интересов соотечественников не может быть мелочей.

- Какую роль Москва отводит неправительственным организациям за рубежом в усилиях по защите прав и интересов наших соотечественников? Намерена ли российская сторона расширять поддержку, в том числе финансовую, русскоязычным НПО за рубежом?

- Что касается неправительственных организаций, то они имеют немалые возможности для развертывания различных форм деятельности в интересах укрепления связей с исторической Родиной и защиты прав, политических, социально-экономических и культурных свобод наших соотечественников. Москва готова и дальше наращивать поддержку тем организациям, которые на деле стремятся к сохранению русскоязычного пространства и ограждению законных прав и интересов русскоязычного населения.

К сожалению, почти повсеместно существуют десятки, а то и сотни НПО соотечественников, слабо связанных и конкурирующих друг с другом. С таким положением вещей нельзя мириться. Консолидация российских диаспор - непременное условие конструирования русскоязычного пространства за рубежом в современной международной обстановке и с учетом возрастающей роли России в мире. Повышение веса и авторитета НПО наших соотечественников поможет, в свою очередь, решению многих насущных проблем, которые тяготят российские диаспоры в различных странах.

Составной частью процесса консолидации должно стать и сближение НПО с религиозными общинами, которые вносят достойный вклад в возрождение духовного единства российских соотечественников.

Есть уверенность в том, что прошедший в конце октября нынешнего года Всемирный конгресс соотечественников станет важной вехой на пути укрепления многонациональной русской культуры, русского языка и русских духовных традиций и на этой основе - укрепления сплоченности русской диаспоры в самом широком смысле этого слова.

- В России принята масштабная программа переселения наших соотечественников. Какой вклад МИД России вносит в ее реализацию?

- Действительно, в июне президент РФ утвердил своим Указом Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в Россию. Она тщательно готовилась, прорабатывалась в течение нескольких месяцев всеми заинтересованными ведомствами, в том числе МИД России. Головным российским ведомством, отвечающим за реализацию программы, назначена, по понятным причинам, Федеральная миграционная служба России (ФМС), обладающая для этого необходимыми ресурсами и опытом.

В документе процесс переселения рассматривается системно и последовательно, проанализирован миграционный потенциал различных регионов России. Потребность в выработке программы во многом вызвана и проблемной демографической ситуацией в России. Мы заинтересованы в притоке дополнительных людских ресурсов, естественно, с акцентом на соотечественников, то есть тех, кто воспитан в традициях российской культуры и истории, говорит на русском и сможет легче интегрироваться в российское общество.

Задачи, которые призван решать в связи с уже фактически запущенным процессом реализации программы МИД России - самостоятельно или в тесной координации с ФМС России, Минобразования России, Общественной палатой, регионами страны и др., - многообразны и во многом являются новыми для внешнеполитического ведомства. В схематическом виде их можно свести к разъяснению соотечественникам содержания и направленности программы через российские загранпредставительства и информационные каналы; оказанию содействия соотечественникам, желающим изменить место жительства, в повышении уровня владения русским языком, установлении связей с региональными властями России, работодателями, инвесторами, общественными организациями; налаживанию взаимодействия с организациями соотечественников за рубежом по вопросам реализации программы; анализу существующих проблем и мониторингу процесса переселения.

Фактически на МИД, вернее - на его загранучреждения, ложится на данном этапе основная работа с соотечественниками за рубежом, ведь у ФМС России пока что есть представители только в пяти государствах СНГ. Образно говоря, российские дипломатические и консульские представительства окажутся на переднем крае всего процесса реализации Государственной программы, оказания соотечественникам реальной помощи в решении вопросов, задевающих их судьбы.

Готовиться к этому мы начали загодя - все обращения соотечественников по вопросам участия в Государственной программе берутся на учет, с тем чтобы с начала следующего года, когда начнется практическое осуществление намеченных в ней мер, организованно приступить к этой сложной, но с политической и человеческой точек зрения очень ответственной работе.

Другой важный аспект деятельности МИДа - работа с официальными властями государств проживания соотечественников с акцентом на право каждого человека покидать любую страну, закрепленное в Международном пакте о гражданских и политических правах. Многие государства мира осуществляют активные мероприятия по привлечению мигрантов - среди них можно назвать США, Канаду, Австралию, Израиль и др. И в этом смысле Россия не открывает какую-то новую страницу в международных отношениях и не создает новые нормы в международном праве.

- В СМИ сообщалось, что данная программа вызвала неоднозначную реакцию в странах ближнего зарубежья. Так ли это и приходится ли МИДу улаживать трения с некоторыми нашими соседями в связи с осуществлением программы?

- Верно, в отдельных странах СНГ раздавались голоса с опасениями, что российская программа будет способствовать оттоку квалифицированных кадров. Подобного рода обеспокоенность потребовала со стороны российских представителей определенных усилий по разъяснению существующей международной практики и реально складывающегося положения с соотечественниками в отдельных странах СНГ. Необходимо, однако, отметить, что эта работа неизменно проводилась в дружеском ключе и никогда не приводила к трениям.

01.11.2006
Интерфакс

Док. 293020
Перв. публик.: 01.11.06
Последн. ред.: 11.04.07
Число обращений: 465

  • Чепурин Александр Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``