В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Яковлева: Деньги есть. Станем ли здоровее? Назад
Татьяна Яковлева: Деньги есть. Станем ли здоровее?
Об этом мы писали не раз: население России сокращается. Только за последние десять лет число россиян уменьшилось почти на 9 миллионов человек. Общий показатель смертности с 1999-го по 2004 год увеличился на 16 процентов. Чтобы гражданам нашей страны не угрожала судьба динозавров, в число приоритетных национальных проектов был включен проект "Здоровье".

В том, что этот проект первый среди равных, убеждать никого не надо: ведь программа нацелена на улучшение демографической ситуации в стране. Но вот как реализовывать пока изложенные лишь на бумаге предложения? Над этим размышляли участники парламентских слушаний, организованных думским комитетом по охране здоровья совместно с Комитетом по труду и социальной политике. Столь актуальный вопрос собрал на слушания более 300 человек из 39 субъектов Федерации.

Причина столь неутешительных статистических данных, по словам председателя Комитета по охране здоровья Татьяны Яковлевой , в том, что "отечественное здравоохранение не в полной мере обеспечивает население качественной медицинской помощью".

"В то же время в докладе рабочей группы президиума Госсовета по вопросу повышения доступности и качества медицинской помощи обозначены следующие пути модернизации здравоохранения. Во-первых, обеспечение приоритетного развития медико-санитарной помощи. Во-вторых, укрепление материально-технической базы медицинских организаций. В-третьих, усиление профилактической направленности здравоохранения. В-четвертых, удовлетворение потребностей населения в высокотехнологичной медицинской помощи", - перечислила депутат, добавив, что для реализации этих направлений и разработан масштабный национальный проект.

Это случается нечасто, но в этот раз благие цели подкреплены вполне конкретными денежными суммами. В федеральном бюджете-2006 на реализацию проекта предусмотрено 57,9 миллиарда рублей. Дополнительно в здравоохранение будет направлено 19,4 миллиарда рублей из бюджета Фонда социального страхования и еще 4,7 миллиарда из федерального бюджета (с 1 июля будущего года). Всего в отрасль поступит 88,4 миллиарда рублей. "Никогда еще в здравоохранение таких значительных средств не поступало", - заметила Татьяна Яковлева .

В то же время депутат обратила внимание собравшихся на то, что целевые показатели проекта - такие, как снижение смертности, инвалидности, заболеваемости, - носят слишком общий, схематичный характер. "На наш взгляд, проект должен предлагать более четкий критерий оценки своей эффективности. Такими критериями могут быть ожидаемая продолжительность жизни, младенческая или материнская смертность, смертность от болезней системы кровообращения, охват населения прививками против гриппа, доля посещений врачей, сделанных с профилактической целью", - предложила глава Комитета по охране здоровья.

Особо подчеркнула Татьяна Яковлева то обстоятельство, что приоритетом проекта "Здоровье" является развитие первичной медицинской помощи. "Большое значение придается мероприятиям, направленным на усиление профилактической направленности здравоохранения. Такая работа дает наиболее значимый социальный и экономический эффект. Сохранение здоровья людей - это потенциал страны. Однако ранее это не находило отражения в тарифах на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования, не подкреплялось финансированием из других источников. Впервые от слов перешли к делу. На выполнение мероприятий профилактической направленности в 2006 году выделяется в общей сложности 18,6 миллиарда рублей", - сообщила депутат.

Еще одна насущная проблема - подготовка и переподготовка медицинских работников. "При разработке механизма и программ массовой переподготовки врачей общей практики и медицинского персонала надо учитывать, что в России половина территорий не имеет медицинских вузов, на базе которых и проводится переподготовка специалистов. В этой ситуации для первичного медико-санитарного звена целесообразна дистанционная форма обучения. К сожалению, сегодня во многих поликлиниках на 2-3 кабинета врачей приходится одна медицинская сестра. При расчете суммы денежных выплат участковым врачам и медсестрам принималось соотношение 1 к 1, но для усиления профилактической направленности первичной медико-санитарной помощи необходимо менять это соотношение и проводить дополнительную подготовку медицинских сестер", - озвучила предложение своего комитета Татьяна Яковлева .

Депутатам фракции "Единая Россия" удалось добиться от Правительства повышения заработной платы медперсоналу, фельдшерско-акушерским пунктам, работникам "Скорой помощи". На эти цели в будущем году планируется выделить дополнительно примерно 4,7 миллиарда рублей. Эти средства уже распределены по субъектам Федерации. "К сожалению, пока не проработан механизм доведения этих средств до муниципального уровня, - сразу же обозначила еще одну проблему руководитель Комитета по охране здоровья. - Наиболее важной сейчас представляется подготовка организации денежных выплат участковым и медицинским сестрам с февраля 2006 года. Предлагаемая схема пока достаточно громоздкая, потребует дополнительных материальных затрат и штатных единиц медучреждений. Нас волнует, что несвоевременность выплаты средств и их нерегулярность может вызвать дополнительную социальную напряженность. Рассчитываем, что в постановлении Правительства, которое определит порядок денежных выплат, эти моменты будут детализированы и учтены. Мы считаем, что повышение заработной платы врачам общей практики, участковым терапевтам, педиатрам, медсестрам - это первый этап, на котором устанавливается тот уровень зарплаты, ниже которого мы не имеем права опускаться. Было впервые сказано, какой должна быть зарплата врачей: 15-20 тысяч и не ниже. Значит, такой же уровень должен быть и у специалистов".

Однако, по мнению Татьяны Яковлевой , восполнить недостаток числа врачей первичного звена только материальной заинтересованностью не удастся. "Для современной молодежи есть другие, более привлекательные в материальном плане виды деятельности. И пока мы не видим правовых и психологических механизмов закрепления молодых специалистов в первичном звене. А если расходы на образование отдельных категорий студентов оплачиваются государством, оно вправе предложить выпускнику медицинского вуза несколько форм отработки своего рода кредита, который поступил от государства. Важно уделить внимание контрактной форме подготовки молодых специалистов, особенно юридической стороне этого вопроса. Если упустить это звено, то, несмотря на принимаемые меры, вряд ли удастся ликвидировать диспропорции между первичной и специализированной медпомощью", - заявила парламентарий.

Заместитель министра здравоохранения и социального развития Владимир Стародубов в своем докладе тоже сделал упор на решение демографической проблемы. Он сообщил, что к началу 2007 года Минздравсоцразвития сформулирует требования к работе роддомов и женских консультаций, что позволит добиться увеличения объема и качества оказываемой помощи. "Мы проведем аккредитацию всех родовспомогательных учреждений. Если учреждение ее не получит, оно не будет работать в системе родовых сертификатов", - подчеркнул Владимир Стародубов. Также замминистра заметил, что со второй половины будущего года право на получение бесплатных лекарств будут иметь дети до трех лет и беременные женщины. "Мы готовим соответствующие предложения Правительства, по которым на эти цели из федерального бюджета будет выделено 7-8 миллиардов рублей", - сказал замминистра. В настоящее время обеспечение этих категорий граждан лекарствами является обязанностью субъектов Федерации, однако региональные власти не всегда "щедры" и крайне "забывчивы". А вот выделенные на эти цели кабинетом министров средства будут иметь строго целевой характер и не могут расходоваться субъектами Федерации на что-то иное.

Дабы избежать возможных недоразумений, директор Федерального фонда обязательного медицинского страхования Андрей Таранов еще раз повторил: все средства, которые будут выделяться в рамках национального проекта "Здоровье", являются дополнительной помощью и ни в коей мере не должны провоцировать сокращение текущих расходов региональных администраций на содержание сферы здравоохранения и зарплаты медикам.

В свою очередь заместитель председателя Комитета по охране здоровья Николай Герасименко заметил, что два года, отведенных на реализацию проекта, "пролетят очень быстро". "Большое дело начато. У населения формируются сверхожидания, что все будет быстро и хорошо, а через два года может наступить отрезвление. Процесс вывода здравоохранения из кризиса должен длиться не два года, а гораздо дольше. Надо ориентировать людей, что меры и средства, предусмотренные в проекте, - только начало процесса", - определил ориентиры парламентарий. Более того, Николай Герасименко взглянул на проблему шире и заметил, что необходимо принять единый закон о системе здравоохранения.

По мнению участников слушаний, осуществление национального проекта "Здоровье" позволит существенно улучшить ситуацию в отечественном здравоохранении, создаст условия для повышения качества и доступности бесплатной медицинской помощи населению. Но вот насколько способен излечить саму медицину готовый к старту проект, все мы увидим не через запланированные два года, а уже в ближайшие месяцы.



Парламентская Газета, Город: Москва
Дата: 23 Декабря 2005



Док. 292901
Перв. публик.: 23.12.05
Последн. ред.: 11.04.07
Число обращений: 420

  • Яковлева Татьяна Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``