В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Яковлева: `История болезни`. Назад
Татьяна Яковлева: `История болезни`.
ДЕФИЦИТ
Скандалы из поликлиник, где врачи отказывают в выписке рецептов, и из аптек, где пропали льготные лекарства, грозят выплеснуться на улицы. Власти озадачены тем, как взять ситуацию под контроль
На прошлой неделе депутаты Госдумы РФ на расширенном заседании Комитета по охране здоровья подводили первые итоги нового порядка обеспечения льготников лекарствами, который был введен в рамках закона о монетизации льгот. В отличие, например, от транспортной льготы лекарственная не компенсируется живыми деньгами. И это вроде бы должно обрадовать пенсионеров и всех тех, кто имеет право на бесплатные, то есть оплаченные государством, медикаменты. Однако именно в системе расчета за лекарства для льготников произошли принципиальные перемены. Главная из них - финансирование большей части расходов на лекарства из федерального бюджета, тогда как раньше медикаменты для этой группы населения оплачивали в основном регионы. Никто, конечно, не апробировал заранее механизм изменения финансового потока, а потому буквально сразу новый порядок закупки льготных лекарств стал давать сбои. И хотя деньги на лекарства из госбюджета выделены, причем в большем, чем когда-либо, объеме, по разным причинам они часто не доходят до регионов. В результате прилавки аптек опустели. В Кировской области, например, обеспеченность льготными лекарствами сегодня составляет лишь 15 процентов от необходимого, в Камчатской - 36, в Вологодской - менее 50. Скандалы из поликлиник, где врачи уже отказывают в выписке рецептов, и из аптек, где провизоры не отпускают товар по причине его отсутствия, грозят выплеснуться на улицы. Все последние заявления и действия руководства страны, выступления на правительстве министра здравоохранения и соцразвития Михаила Зурабова говорят о том, что власти озадачены тем, как взять ситуацию под контроль и объяснить населению, что трудности с лекарствами - временные. О том, кто и как собирается бороться с этими проблемами, "Итогам" рассказывает председатель Комитета Государственной думы РФ по охране здоровья Татьяна Яковлева .
- Татьяна Владимировна, насколько я понимаю, депутаты собирались, чтобы исправить засбоивший механизм. Как вы считаете, это возможно?
- На свое заседание мы пригласили представителей всех структур, имеющих отношение к реализации нового порядка льготного обеспечения лекарствами, - и антимонопольного ведомства, и фирм-дистрибьюторов, и тех, кто ведает тарифами, и страховых компаний, и, конечно, представителей департаментов Минздравсоцразвития. Все вместе мы признали, что сбои есть. Это уже очень важный результат, позволяющий искать конструктивные пути решения. На следующий день я говорила о тех же проблемах на заседании президиума генерального совета партии "Единая Россия", где присутствовал Михаил Зурабов. Хочу подчеркнуть: новый закон необходим и важен, я лично - за адресную помощь. Но нужно, чтобы деньги обязательно дошли до реального потребителя. А для этого необходимо отработать реальные механизмы предоставления помощи. Мы договорились с министром, что будем встречаться раз в неделю и обмениваться информацией.
- На заседании комитета много говорилось о неразберихе в списках льготников. По данным компании "РОСНО", половины людей, которым выписаны рецепты, нет в федеральном регистре.
- Полностью навести порядок с льготным предоставлением лекарств можно, только введя компьютеризацию и создав единую базу данных. Однако до сих пор было непонятно, кто должен платить за компьютеры. Страховые компании кивают на фармацевтические фирмы, те тоже не горят желанием выкладывать за это деньги. Сейчас в Минздравсоцразвития обещают, что эту обязанность возьмет на себя федеральный бюджет. Правда, и здесь надо будет думать, откуда взять деньги.
- Есть претензии и к списку льготных лекарств, но и те, что в списке, фирмы-дистрибьюторы доставляют с задержками. С этим можно бороться?
- К этому перечню действительно много претензий. В нем нет некоторых необходимых препаратов для лечения онкобольных и пациентов, страдающих психическими расстройствами. Его надо корректировать. Вопрос по поводу задержек отпуска лекарств я задавала прокуратуре. Проблема в том, что за задержки поставок никто не отвечает - спросить просто не с кого. Вы знаете, если посмотреть договор, который заключает страховая компания с лечебным учреждением, там на бедных врачей такие штрафные санкции возложены. Вот это контроль! Доктор вертится как уж на сковородке: подумает десять раз, прежде чем нарушить свои обязательства. Почему бы так не сделать с фармацевтическими компаниями? Я задавала вопрос: а вообще иски в прокуратуру есть по поводу непоставки лекарств? Мы уже обратились в правительство с просьбой разработать ряд мероприятий по введению мер ответственности за нарушение сроков поставок.
- Как объяснить, что при оптовых льготных поставках цены на лекарства для льготников оказались выше, чем в свободной продаже? Многие говорят о картельном сговоре компаний, а ведь Михаил Зурабов заверял, что цены упадут на 30-40 процентов...
- Мы предложили антимонопольной службе в ближайшее время разработать механизм тендеров на право поставки льготных лекарств фармацевтическими компаниями-дистрибьюторами. Ведь госзаказ такого объема - лакомый кусок для всех. Однако от компаний-претендентов потребуется соответствие многочисленным и очень жестким критериям. И поскольку планируется установить строгий контроль за деятельностью тех, кто выйдет на этот рынок, картельные сговоры станут куда менее вероятными. То, что тендеры будут обязательно, подтвердил и Зурабов. Но я понимаю, почему они не были проведены раньше. Если бы сейчас объявили конкурсы, на фармрынке начались бы серьезные изменения, что привело бы к дестабилизации, нежелательной в период любой реформы. На переправе коней не меняют. Однако через год-другой компании должны выбираться государством только через систему конкурсов. Представители Минздравсоцразвития пообещали нам, что тогда цены действительно будут снижаться и все заработает так, как обещал министр.
- Сейчас лекарства поставляются в счет будущей оплаты. Между тем многие высказывают опасения, что страховые компании просто не смогут перевести деньги и это обстоятельство способно дестабилизировать ситуацию со льготными лекарствами. С чем это связано?
- Проблема в том, что у компаний, которые сейчас занимаются этим делом, нет лицензий на лекарственное страхование. Так что здесь действительно может быть сбой. Им выдали дополнительные лицензии, но это лишь лицензии по дополнительному медицинскому страхованию. Ведь в законе такого вида медицинского страхования, как лекарственное, пока просто нет. Да, в условиях добровольного медицинского страхования есть пункт о том, что страховые компании имеют право оказывать лекарственное обеспечение. Но подумайте, мы ведь не можем бюджетные деньги отдать по лицензии добровольного страхования. Оно частное, а не государственное. Вот в чем проблема. Из-за этого, я думаю, сейчас даже легче выбросить из системы льготного лекарственного обеспечения страховые компании, чтобы не нарушать законодательство. Или срочно вводить поправки в закон.
- Многое из того, что вы говорите, предусмотрено в новой редакции закона об обязательном медицинском страховании, который все еще не принят. Получается, что, проводя реформу льготного обеспечения лекарствами, по идее нужно было бы параллельно принимать и этот закон? Тогда проблем было бы меньше?
- Да. Вы правильно сказали. Если бы мы приняли новый закон об обязательном медицинском страховании вовремя, многих вопросов, о которых мы говорили, не возникало бы. Ведь в этом законе все уже прописано - и лекарственное страхование, и многое другое. Так что сейчас главная проблема в том, что закон о льготном обеспечении просто опередил закон об обязательном медицинском страховании. Конечно, нельзя сказать, что в противном случае проблем бы не было. Они всегда есть, даже когда мы делаем в доме ремонт. А здесь глобальная социальная реформа, которой у нас на памяти еще не было. Так что мы, конечно, будем критиковать Минздравсоцразвития, будем постоянно указывать на недостатки, будем показывать реальную информацию с мест. Но еще и будем ему помогать. Я уверена, что это в интересах наших избирателей.
Подпись к фото
Председатель Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья Татьяна Яковлева считает, что новый порядок льготного лекарственного обеспечения нужен и важен. Но если не внести ясность в механизм реализации льгот, то выделенные из федерального бюджета деньги так и не дойдут до потребителей. Бесплатных лекарств им тогда не видать



Итоги, Город: Москва
Дата: 8 Февраля 2005

Док. 292789
Перв. публик.: 08.02.05
Последн. ред.: 11.04.07
Число обращений: 346

  • Яковлева Татьяна Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``