В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Э. А. Памфилова: `Обществу дан шанс` Назад
Э. А. Памфилова: `Обществу дан шанс`
Элла Памфилова, председатель Комиссии по правам человека при президенте РФ:

- На прошедшей неделе состоялась встреча В.Путина с представителями НПО. Вы были организатором этого мероприятия. Поделитесь своими впечатлениями.



- У меня создалось очень хорошее впечатление от встречи представителей НПО с Владимиром Путиным. Каждый год проходят подобные мероприятия, и я могу сравнивать, поскольку с июля 2002 года возглавляю сначала комиссию по правам человека при президенте РФ, а позже по нашей инициативе комиссия была преобразована в Совет по правам человека при главе государства. Как всегда эта встреча проходила в атмосфере открытого и прямого диалога.

К встрече мы с коллегами по Совету готовились очень серьезно: выделяли наиболее актуальные и острые проблемы, внимательно изучали их и во время встречи не просто заваливали президента проблемами, но и предлагаем способы их решения. Иногда при обсуждении какого-то вопроса мы даем дополнительную, а порой и альтернативную информацию, отличную от той, которую высказывают различные государственные структуры и ведомства.



- И как реагирует на это президент?



- На встречах с представителями неправительственных общественных организаций не бывает закрытых и запретных тем. Я помню, например, в 2002 году очень актуальной была проблема чеченских беженцев, которых хотели выдворить из Ингушетии. Тогда наш Комитет выступил в их защиту и ситуация была сначала максимально смягчена, а позднее и решена.

Мы также принимали активное участие в решении проблемы предоставления гражданства России. В свое время был принят абсолютно неприемлемый, с точки зрения прав человека, просто драконовский закон о гражданстве. И в том, что удалось этот закон пересмотреть, мы видим и свою заслугу. Встречи с президентом всегда проходят в очень доброжелательной атмосфере, даже если приходится обсуждать острые и неприятные проблемы, и у присутствующих по этим вопросам самые разные, порой противоположные позиции. Путина очень интересуют проблемы гражданского общества и прав человека. Он открыто высказывает свою позицию. Разговор проходит в очень откровенном ключе. Если президент в чем-то не уверен или с чем-то не согласен, то он объясняет свою точку зрения, с ним можно спорить, убеждать.



- О примерах расскажите?



- У нас была одна достаточно длинная встреча в этом формате, когда мы обсуждали проблемы взаимодействия с правоохранительными органами, поднимали тему общественного контроля за их деятельностью. На встречу тогда были приглашены руководители силовых ведомств, председатели судов. Получился продуктивный разговор, который помог прояснить позиции присутствующих, найти решение многих проблем. Конечно, после одного откровенного обмена мнениями сразу все проблемы решить нельзя, но результаты той встречи я вижу: постепенно, может быть более медленно, чем хотелось бы, но проблемы в правоохранительных органах все-таки решаются.

Нынешняя встреча даже перекрыла прежний рекорд, она длилась более четырех часов. Обсуждался широкий спектр вопросов, но все они были в единой логике развития институтов гражданского общества, поддержки общественных организаций. Президент четко выразил свою политическую волю и намерение делать все необходимое со стороны государства для их поддержки и развития, с учетом введения в действие закона об НКО. Вы знаете, что я была одним из ярых противников, оппонентов, критиков, особенно первого, проекта этого закона. Наш Совет много сделал для того, чтобы документ был существенно изменен. Путин прислушался к нашей позиции. Сейчас мы ведем мониторинг ситуации, и о результатах доложили президенту. Нами было предложено упростить громоздкие подзаконные акты и как минимум рассмотреть вопрос о внесении в закон поправок.



- На встрече с президентом РФ рассматривался вопрос о состоянии судебной системы. Что нового в этом направлении удалось сформулировать?



- Сейчас нас особенно волнуют проблемы состояния судебной системы, и поэтому мы сформулировали вопрос о необходимости ведения общественного контроля над содержанием заключенных в тюрьмах.



- Рассматривались на встрече проблемы молодежи?



- В нашем поле зрения ситуация с правами детей и молодежи. Глава государства поддержал предложение о необходимости создания молодежных медицинских центров. Ряд последних случаев в армии, когда на службу призываются молодые люди, о болезнях которых становится известно только в ходе военной службы, подтверждает наше убеждение, что здоровьем юношей допризывного возраста никто всерьез не занимается. Сейчас много говорится о генетическом потенциале и генофонде нашей страны, но пока еще не выработан системный подход к этой проблеме.



- Большой блок вопросов, который обсуждался на встрече с президентом, связан с политическими правами и гражданскими свободами граждан России.



- Эта тема широко поднимается в связи с предстоящими парламентскими и президентскими выборами. Мы выдвинули инициативу повсеместного создания общественных наблюдателей, которые должны обеспечивать контроль со стороны общественности в избирательном процессе. Именно общественные организации, которые сами не участвуют в выборах, не поддерживают никакие партии, действительно заинтересованы в том, чтобы выборы проходили честно, и чтобы люди имели возможность высказать свою гражданскую позицию. Путин предложил Совету взять на себя функции координатора этого процесса, то есть, собрать все заинтересованные общественные организации, которые неравнодушны к тому, как у нас функционирует избирательная система.



- Элла Александровна, скажите, по вашему опыту, насколько власть прислушивается к мнению представителей гражданского общества?



- В связи с тем, что Совет по правам человека создан при президенте России, и мы работаем на общественных началах, нашей задачей является, прежде всего, помощь президенту. Мы используем свою возможность выхода на президента для того, чтобы ставить все острые проблемы, которые волнуют рядовых граждан нашей страны. И благодаря поддержке главы государства, многие задачи удается решить с достаточно высоким КПД. Однако не могу припомнить, чтобы какие-то вопросы решались легко. Несмотря на поддержку, иногда очень трудно продвигать решения в правительстве, в каких-то бюрократических структурах. Например, закон об общественном контроле в тюрьмах пришлось "продавливать" в течение трех лет. Мы были вынуждены неоднократно обращаться к Путину с просьбой о помощи в решении этого вопроса. Также тяжело было решать вопрос пенсионного обеспечения военнослужащих. Два с половиной года мы добивались для них достойной пенсии.

В настоящее время очень много сил мы отдаем созданию ювенальной юстиции. Возникла острая необходимость специализированных судов для несовершеннолетних, где основной акцент делается на профилактику. До сих пор законопроект, принятый в первом чтении, где-то лежит у законодателей. И без поддержки президента добиться принятия этого закона будет очень сложно. Нужно отдать должное Владимиру Владимировичу Путину, он никогда не дает пустых обещаний. Если нам удается убедить его в нашей правоте, то он всегда помогает решить вопросы. Но если Путин сомневается, то в этом случае требует конкретные аргументы, он спорит, выдвигает контраргументы. В тех случаях, когда Владимир Владимирович не поддерживает какие-то наши инициативы, он обязательно объясняет свое решение, честно обозначает свою позицию. Он никогда нам не морочит голову несбыточными обещаниями, и мы это ценим.



- Как Вы лично оцениваете состояние гражданского общества в России на сегодняшний день? Что можно сделать с его помощью? Может быть, действительно не все обязательно решать президенту?



- Конечно, гражданское общество в нашей стране развивается, это один из самых живых секторов в нашей системе, не вытоптанное поле, в отличие от политического. За прошедшие десять лет подавляющее большинство организаций, которые возникли более десяти лет назад, сохранились и активно работают. Но новых организаций, к сожалению, возникает не так много, как хотелось бы. Это проблема существует, и перед нами стоит задача создавать условия для их организации и развития.

Я полагаю, что у России здесь огромный не реализованный потенциал. Общественные организации граждан разной направленности будут возникать более активно, когда мы создадим средний класс. У людей экономически независимых от государства появляется больше возможностей для самоорганизации. И мы это уже наблюдаем.



- А кто наиболее социально активен?



- Наиболее грамотно и эффективно защищают свои права автомобилисты, вкладчики, инвесторы жилья - это люди небедные, которые могут нанять квалифицированных юристов, это образованные люди и они умеют правильно формулировать свои претензии. Этим людям уже есть что терять. Может быть, пока еще не так заметно, но происходит изменение социального качества населения, которое естественно ведет к самоорганизации людей. В Европе гражданские институты общества формировались на протяжении длительного времени, а у нас преобразования происходят только пятнадцать лет. Я помню, когда в начале 90-х годов фактически 95% населения просто стали нищими. Я, как министр социальной защиты, помню эту катастрофу, состояние людей, нашей технической интеллигенции, врачей, учителей, то есть новых бедных. Конечно, люди очень много пережили, и сейчас еще очень много бедных, еще очень большой разрыв между бедными и богатыми, очень много социальной несправедливости, правовой, экономической и так далее. И поскольку нерешенных проблем очень много, мы не можем просто полагаться только на общественные законы развития, нашему обществу необходима политическая воля и поддержка государства. В частности, мы приветствуем решение выделить гранты отдельным некоммерческим организациям, которые распределяла Общественная палата и аппарат уполномоченных в 2006 году. В этом году также будет выделена значительная сумма. Однако еще не выработан механизм распределения этих грантов. Пока распределение финансовой помощи непрозрачно, трудно объяснимо. Ну распределила Общественная палата, как могла и распределила, но отлаженных принципов пока нет. И теперь предстоит разработать понятные для всех механизмы.

И очень важная вещь, на которую обратил внимание президент - при том, что могут существовать различные формы финансовой поддержки (конкурсы, гранты, социальный заказ, иностранная помощь), НПО должны оставаться независимыми, а не обслуживать, скажем, чиновников, криминал, бизнес-структуры. Они могут конкурировать между собой, но должны сохранять свою независимость. Это очень важно. Я считаю, что пока для такой огромной России общественных организаций недостаточно. У нас в этом направлении огромный потенциал и огромные перспективы. Сейчас, наверное, главный процесс, который пойдет - это общественные дискуссии: осознание себя как народа, своего места в современном мире, своей перспективы, своей стратегии развития. Это, естественно, будет порождать общественные инициативы и общественную активность. А как следствие, несомненно, станет выздоравливать общество и страна. Во всяком случае, наша деятельность направлена именно на это. Что и означает укрепление демократических институтов. Развитое гражданское общество - залог демократического развития. Мы будем работать в этом направлении, пока есть заинтересованность и поддержка со стороны главы государства. Нам дан шанс - к нам прислушиваются.

17.01.2007
http://www.kreml.org/interview/139543598

Док. 292764
Перв. публик.: 17.01.07
Последн. ред.: 11.04.07
Число обращений: 656

  • Памфилова Элла Александровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``