В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
11 апреля мировая общественность отметила Международный день освобождения узников фашистских лагерей Назад
11 апреля мировая общественность отметила Международный день освобождения узников фашистских лагерей
Судьба
Из каждых десяти угнанных в неволю детей уцелел только один. Из 22 тысячи живут в Московской области


Наша память хранит немало горьких и скорбных событий. Одно из них, масштабы и последствия которого еще предстоит оценить историкам, социологам и психологам, - это трагедия людей, оказавшихся во время Великой Отечественной войны за колючей проволокой фашистских концентрационных лагерей. Долгие годы в нашем обществе господствовало мнение, навязанное советской идеологией, что мирное население на оккупированной территории в основном боролось с захватчиками, уходя в партизаны или распространяя листовки. О том, что часть населения была вывезена в Германию, попала в концлагеря и была там уничтожена, говорилось без упоминания о том, что вывезены были миллионы, что концлагеря - это не только места уничтожения людей, но часть стройной и развернутой системы принуждения людей к рабскому труду. Современное российское общество - в отличие от немецкого - чрезвычайно мало знает о жизни этих людей. А это значит, что и отношение к ним, эмоциональные оценки их судеб, различны. Если для немецкого народа, для молодых немцев важна тема покаяния, то для российского общественного сознания более значимой была тема предательства тех, кто работал на немцев. Наше общество словно забыло, что у населения, оказавшегося на оккупированной территории, не было выбора: идти в концентрационный лагерь или нет.
Не было выбора и у детей, ставших несовершеннолетними узниками фашизма. Их тоже угоняли и увозили миллионами. Из каждых десяти угнанных в неволю детей уцелел только один - остальные, прослужив сколько могли биологическим материалом для сохранения жизни немецких солдат и офицеров, были сожжены в лагерных печах, а прах их был переработан в удобрения. Оставшихся в живых навек объединила одна судьба, одна страшная строка в самом начале биографии. Они и теперь живут среди нас - скромные, не требующие к себе повышенного внимания. Каждый из них живет за себя и за тех девятерых сожженных, словно извиняясь, что именно он уцелел в этой мясорубке.
- Это очень высокие и сильные духом люди, как мне пришлось убедиться, - рассказывает председатель Комитета по труду и социальным вопросам Московской областной Думы Сергей Тараненко. - Очень стойкие и ...спокойные. Они не стучат касками о мостовую, не перекрывают железнодорожные пути. Но каждое доброе слово, простой знак внимания вызывает у них положительную реакцию. Так, одна из бывших несовершеннолетних узниц фашизма, прочитав приветствие Губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова с Международным днем освобождения узников фашистских лагерей, сказала: "Нас помнят. Теперь я могу умереть спокойно". Они с пониманием относятся к попыткам правительства Германии выплатить им материальную компенсацию, но не понимают, как можно требовать от них расписку, что они не имеют никаких претензий к Германии. Как депутат Московской областной Думы я в свое время был одним из участников реализации в России проекта по материальной компенсации бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, которую добровольно взяло на себя правительство ФРГ. Помню, что тогда было немало попыток заадминистрировать этот вопрос, насадить чиновников над управлением этими денежными потоками, навязать определенные банковские проводки, участие различных коммерческих структур. Чтобы навести порядок, мне пришлось обращаться во многие инстанции - вплоть до вице-премьера Правительства РФ. И я очень рад, что все проблемы, которые тогда возникали, сегодня решены с точки зрения оказания помощи тем, кому она и предназначалась - бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей.
К сожалению, и сегодня проблемы этих людей не всегда встречают понимание и поддержку. А они им очень нужны. По подсчетам Московской областной общественной организации бывших несовершеннолетних узников фашизма, их в Подмосковье в настоящее время проживает около 22 тысяч. Практически все нуждаются в медицинской помощи, и - что, может быть, более важно - в социальной адаптации. В признании права рассказать о своей исковерканной судьбе, о том, что такое обыкновенный фашизм.
Газету с таким названием - "Судьба" - выпускает в городе Улан-Удэ талантливый журналист и редактор Леонид Кириллович Синегрибов - сам бывший несовершеннолетний узник фашизма. Но в Улан-Удэ проживают только 58 узников фашизма, а 500 тысяч узников, проживающих в России, Белоруссии, Украине, Литве и других бывших советских республиках, мечтают, чтобы редакция газеты, сама газета были бы ближе к ним - в Московской области.
Они очень этого ждут. Они терпеливы: они знают о жизни то, что неизвестно нам, они прошли более страшное, более серьезное испытание, чем то, что им приходится переживать сегодня.

Любовь Портнова,

Пресс-служба Московской областной Думы

Док. 292700
Перв. публик.: 05.05.04
Последн. ред.: 11.04.07
Число обращений: 337

  • Синегрибов Леонид Кириллович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``