В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Елена Зелинская: `Индустрия СМИ: направление реформ` Назад
Елена Зелинская: `Индустрия СМИ: направление реформ`
Игорь Малов (ведущий программы)

Как всегда по пятницам, мы рассказываем о самых главных темах, которые заняли достойные места на первых полосах российских газет на минувшей неделе. Елена Константиновна Зелинская, вице-президент Медиасоюза, у нас в гостях.

- Главную тему объявлять не надо, она очевидна - это выборы в Государственную Думу. И первый вопрос тоже напрашивается сам собой. Как, на ваш взгляд, с точки зрения медиа, прошла кампания, какую роль сыграли медиа, какие уроки медиа в конце концов должны извлечь из этой кампании? Это же некоторым образом подведение итогов, причем не итогов года, а итогов фактически четырех лет.

ЗЕЛИНСКАЯ: Вы знаете, после этих выборов возникла такая, может быть, необычная мысль, что роль медиа в выборах несколько преувеличена, как и вообще роль любых технологий.

- Сильное заявление. Обоснуйте, пожалуйста.

ЗЕЛИНСКАЯ: Потому что результаты выборов настолько ошеломили всех, что стало очевидно, что те, кто их предсказывал - я имею в виду политтехнологов, - те, кто делал прогнозы, сильно ошиблись. И, очевидно, те усилия, которые были предприняты в прессе, они тоже были очень сильно скорректированы теми, кто, собственно говоря, голосовал. Так что очевидно напрашивается такой вывод: общественное мнение и мнение избирателей, оно, оказывается, намного сильнее, чем нам казалось.

- Понятно. То есть дурить народ на самом деле так уж сильно не удается.

ЗЕЛИНСКАЯ: Да. И на самом деле, с другой стороны, это, в общем, тоже наша заслуга. То есть за последние 10 лет мы сумели сделать так, что вот эта, как раньше говорили, выборная культура...

- Политическая культура.

ЗЕЛИНСКАЯ: Политическая культура настолько, видимо, уже стала естественным состоянием тех, кто ходит на выборы (я ужасно не люблю слово "электорат"), что наше с вами сиюминутное влияние и использование технологий уже не оказывает такого определяющего влияния, как это было на предыдущих выборах.

- Мне хотелось бы переключиться с Государственной Думы на наши цеховые дела, потому что достаточно важные вещи произошли на этой неделе в медиа. Я имею в виду конкурс на право быть главным измерителем телеаудитории и радиоаудитории в России, который был объявлен Медиакомитетом и который, увы, провалился. То есть ни одна из компаний, а там участвовало шесть компаний, в том числе "Геллап-медиа", не смогла набрать необходимые три четверти голосов для того, чтобы получить такой сногсшибательный генеральный контракт, контракт на измерение этой аудитории. Вроде бы вещь достаточно специфическая, а между тем она в ближайшие полгода - новый конкурс назначен через полгода - будет во многом определять и лицо той телерекламы, как минимум, которую мы сейчас видим каждый день по основным телеканалам. Как вы думаете, это объективная ситуация, у нас действительно нет компании, которая могла бы на должном уровне производить эти измерения? Или этому мешают субъективные факторы, так сказать, разногласия между основными каналами, между самими игроками?

ЗЕЛИНСКАЯ: Вы сейчас, как западные журналисты, в свой вопрос вложили ответ. И я не буду отвечать "да" или "нет", я выскажу свое мнение, оно совсем другое. Мне кажется, что это абсолютно объективная ситуация, более того, ситуация, которая должна была произойти, и хорошо, что произошла сейчас, потому что никто не должен быть, как вы говорите, ведущим игроком, никто не должен монополизировать рынок. А рынок измерителей у нас застыл в последние несколько лет. И как вы правильно сказали, от него зависит лицо рекламы. Но не только лицо рекламы. Все прекрасно знают, что рейтинги, измерения диктуют, собственно говоря, и расстановку сил среди основных компаний, они диктуют расстановку передач, программ внутри каждого канала. И роль измерения здесь, как ни удивительно, определяющая. И рекламодатель, который практически диктует сейчас состояние внутри каждого канала и расстановку, расклад внутри любого канала, рекламодатель должен наконец задуматься, а точную ли картину он имеет и правильно ли он вкладывает свои деньги. Точно так же это важно и для зрителя, потому что надо понять: может быть, и мы с вами имеем не ту картину, которую нам диктуют, может быть, те передачи, которые нам предлагаются как самые популярные, на самом деле мы с вами давно не хотим смотреть? Поэтому роль измерителя радикально важная. И то, что медийная индустрия за последние три года так сильно и серьезно задумалась обо всех аспектах своей деятельности, это очень важно. Я считаю, здесь, кстати говоря, очень важна роль того, что в последние два года у нас очень усилилась работа общественных организаций внутри индустрии, и роль самого Медиакомитета очень серьезна в этом смысле. И индустрия продумывает, прочищает все направления своей деятельности. Я считаю, это событие очень важное. И, может быть, лучше взять тайм-аут на полгода и лучше все это обдумать, подготовиться, и компаниям измерительным лучше подготовиться, и тогда, может быть, сделать важный и решающий выбор.

- Традиция нашей программы - рассказ о новостях компании, которую представляет главный редактор или руководитель, в данном случае вице-президент. Каковы итоги этого года? Каковы первые итоги для Медиасоюза, что сделано? Я знаю, что в ближайшее время будут подведены итоги одного из конкурсов. Расскажите.

ЗЕЛИНСКАЯ: Вы знаете, год для нас был очень хороший, полноценный, мы очень многое успели. И самое главное, если мы об организации как о компании говорим, что бренд компании был широко продвинут, и сейчас, пожалуй, нет уже такого издания в стране, которое бы не знало как минимум, что такое Медиасоюз. Я думаю, уже и зрители, и слушатели, и читатели точно знают это. Было сделано очень много интересного, на мой взгляд, и полезного - и конкурсы, и образовательные программы, и многое другое. На следующей неделе мы будем подводить итоги очень симпатичного, небольшого, но полезного конкурса - конкурса на освещение программы "Электронная Россия". И самое главное даже не итоги, а то, что мы строим сейчас очень большие планы на следующий год. И, в частности, буквально на днях будем объявлять, и я с удовольствием объявлю у вас первых, что начинается второй этап конкурса "Золотой глагол", он проводился в прошлом году. Это конкурс для иностранных журналистов, в котором приняли активное участие в прошлом году около тысячи журналистов со всего мира. Большей частью, конечно, это были наши бывшие соотечественники - журналисты, которые пишут на русском языке, в странах СНГ, в Прибалтике и в европейских странах. Конкурс получил такой успех, что в этом году мы его проводим еще более широко и постараемся включить еще больше разных стран.

- Как представитель радиомира, хочу спросить о судьбе конкурса "Радиомания", который два года подряд проводился Медиасоюзом. Что будет в этом году? Будет ли "Радиомания", и как это будет выглядеть, приняты ли уже какие-то решения?

ЗЕЛИНСКАЯ: Конечно, никуда мы от этого не денемся. В этом году "Радиомания" будет проводиться в Москве. И думаю, что "Маяк" не только примет активное участие, но и наверняка, как юбиляр, в этом году еще что-нибудь получит. "Радиомания" растет, развивается до такой степени, что мы надеемся, что в следующем году она тоже примет европейский размах, и мы будем привлекать к этому конкурсу, так или иначе, участников из других стран.

- Спасибо. Маленький комментарий. Я почему-то уверен, что "Маяк" получит что-нибудь не как юбиляр, а как действующий игрок.

ЗЕЛИНСКАЯ: Нет, это будет что-то специальное, связанное именно с юбилеем.

- Заинтриговали, заинтриговали. У нас осталось несколько минут, и мне хочется использовать их, чтобы еще поговорить о Медиасоюзе. Эту организацию называли и лоббистским кружком, и рукой Кремля в медиа, - не буду перечислять. На самом деле что это? Это профсоюз, это лоббистская организация? Куда идет развитие организации Медиасоюз? Мы видим, что сегодня эта организация как минимум сопоставима с Союзом журналистов России, с Международной конфедерацией журналистских союзов по влиятельности, по численности.

ЗЕЛИНСКАЯ: Вы знаете, мне кажется, что Медиасоюз тем отличается от других организаций, что это развивающаяся структура, и мы всегда готовы к переменам. И основа всего этого - это совершенно новый, я бы сказала, сетевой тип развития. У нас нет такого плотного членства, когда у тебя есть членский билет, ты платишь взносы, ты ходишь на собрание. Вот такой структуры, которая связывается больше с такими организациями, как Союз журналистов, например, более классического образца. Наша организация скорее основана на интересах, на том, что у нас, помимо членов, участников, членов правления, руководителей и так далее, существует огромное количество людей, которые участвуют в проектах. Мы их называем союзники, сторонники, просто участники. И для нас самое важное, что то, что мы делаем, те проекты, которые мы проводим, они представляют интерес для журналистов в том городе, в котором происходят. Могу привести пример. Буквально на той неделе мы проводили конференцию "СМИ и бизнес. Взаимные ожидания" в Ленинградской области. И собирали, помимо руководителей региональных отделений со всей страны, журналистов и Петербурга, и Ленинградской области, в этой конференции участвовали и руководители области, и представители крупного бизнеса. Надо сказать, что в Ленинградской области очень крупный бизнес, там очень много западных инвесторов. И текущая обстановка была такова, что было что обсудить. Это была, собственно говоря, конференция руководителей правлений региональных отделений. Но просто подъезжали, участвовали журналисты, которые не состоят в Медиасоюзе, и огромное количество участников, большой интерес к этой конференции. Вот таким образом, собственно говоря, мы и существуем.

- И какие новые гильдии, какие новые проекты предполагаются в этом году? Откройте тайну: есть ли какие-то принципиально новые проекты, принципиально новые конкурсы? Я знаю, что конкурсов было довольно много, может быть, вы расскажете, как это будет дальше развиваться.

ЗЕЛИНСКАЯ: Во-первых, мы будем продолжать то, о чем мы уже говорили. Очень большой интерес вызвал маленький и скромный конкурс по "Электронной России". И мы в этом году будем очень сильно продвигать именно эту тему. Будем продолжать "Золотой глагол". И мы готовим большую программу, связанную с образованием молодых журналистов. Несколько курсов, которые будут проходить в Москве, в частности, - новая для нас тема, - мы уже начали вместе с МГИМО делать курсы для журналистов-международников.

- Это очень интересно. На самом деле в последнее время, пожалуй, не очень развивалось это направление журналистики.

ЗЕЛИНСКАЯ: Прямо скажем, совсем не развивалось. А может быть, не было большой потребности. А вот за последнее время она возникла.

- А откуда она взялась? 15 лет не было - и вдруг... Общество изменилось?

ЗЕЛИНСКАЯ: Очевидно, нужно давать адекватный ответ тем журналистам западным, которые живут еще представлениями, может быть, пяти-, десятилетней давности, и нам нужно своими силами создавать имидж нашей страны. Мы ее знаем явно лучше, чем западные журналисты, и явно по-другому к ней относимся. Поэтому надо, чтобы представление о нас создавалось нами. И вот именно от этого возникла эта идея. И мы собираемся собрать журналистов, которые уже пишут на эту тему, в Москве, в Петербурге, может быть, пригласим несколько студентов старшего курса МГИМО, преподавателей, опытных журналистов, а надо сказать, у нас ведь большая когорта журналистов-международников, которые в свое время были чуть ли не властителями дум, такие как Бовин, Герасимов, Овчинников. Они по-прежнему в силе, они по-прежнему где-то работают, они располагают колоссальным опытом, бесценным опытом, и глупо его терять. Вот мы как раз очень хотим их привлечь, уже привлекали, мы проводили с ними небольшой семинар, и, собственно говоря, из этого возникла идея сделать постоянные курсы.

Спасибо. Я напомню, что у нас в гостях была Елена Константиновна Зелинская, вице-президент Медиасоюза. Программу провел Игорь Малов.

old.radiomayak.ru










Док. 292594
Перв. публик.: 19.12.03
Последн. ред.: 10.04.07
Число обращений: 301

  • Зелинская Елена Константиновна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``