В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Закон выходит на связь Назад
Закон выходит на связь
Вопросы правового регулирования бурно развивающегося отечественного телекоммуникационного рынка остаются в центре внимания как специалистов в сфере информационных технологий, так и российских парламентариев.

Как известно, новый Федеральный закон "О связи" - базовый правовой акт, регулирующий отношения в этой сфере, - был принят еще летом прошлого года, а с января вступил в действие. Однако по-прежнему то и дело можно услышать критику тех или иных его положений.

По мнению экспертов, недовольны прежде всего те, кто стремится к возврату к прежней непрозрачной системе государственного регулирования отрасли, когда "договориться" с чиновником было проще, чем выполнить четко прописанные требования. Как подтверждение этому звучат даже такие экзотичные предложения, как отмена нового Закона и возврат к прежнему, действовавшему с 1995 года. Подобные предложения и с правовой, и с практической точки зрения иначе как спекулятивными не назовешь.

О том, почему невозможен возврат к прежней системе правового регулирования телекоммуникаций, что закон реально даст для развития рынка, как будут выполняться заложенные в нем механизмы, "РГ" рассказал первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи Владимир ГОРБАЧЕВ.

- Владимир Лукич, как вы считаете, новый Закон "О связи" имеет большую социальную ориентацию или деловую?

- И ту и другую в равной степени. Это очень сбалансированный законодательный акт, отвечающий интересам граждан, бизнеса и государства. И, что крайне важно в нынешних условиях, этот документ на качественно ином, экономически заданном уровне обеспечивает реализацию конституционных прав граждан.

Прежде всего Закон предлагает экономический механизм решения проблемы так называемого цифрового разрыва - разницы в доступности услуг связи в крупных городах и отдаленных населенных пунктов, в том числе в сельской местности.

Благодаря прописанной в законе системе универсального обслуживания эти проблемы удастся решить. Так, в каждом поселении должен быть установлен не менее чем один таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам. Удаленность этого таксофона от пользователя не должна превышать одного часа пути без использования транспорта. В поселениях с населением не менее чем пятьсот человек должен быть создан не менее чем один пункт коллективного доступа к сети Интернет.

Огромный шаг вперед благодаря закону делается в вопросах защиты прав пользователей услуг связи. В настоящее время разрабатываются Правила оказания услуг не только местной, внутризоновой междугородной и международной телефонной связи, но и Правила оказания услуг телеграфной и подвижной связи, передачи данных и телематических служб. Закон гарантирует гражданам сохранение прежнего телефонного номера при переезде на новое место жительства, предоставляет право выбора формы оплаты за телефонные услуги (абонентская плата или "повременка") и так далее.

Для развития рынка в сфере связи закон также дает много нового и полезного. Упрощаются, становятся более прозрачными механизмы сертификации, на законодательном уровне устанавливается порядок распределения ограниченных ресурсов, таких как радиочастотный спектр и нумерация. Закон детализирует механизм недискриминационного доступа к сетям электрической связи, решает одну из наиболее острых проблем телекоммуникационной отрасли- лицензирование деятельности в области связи.

- Но, несмотря на все это, недавно было предложено отменить новый Закон и вернуться к "старому" закону "О связи", принятому в 1995 году. Как вы прокомментируете эту ситуацию?

- Подобные предложения абсурдны! Необходимость в разработке новой редакции закона диктовались явным несоответствием старого закона нормам гражданского, земельного, административного и иного законодательства, в том числе в области технического регулирования. Нынешняя редакция закона органично вписывается в действующее законодательство и одновременно закладывает нормы, способствующие дальнейшему поступательному развитию отрасли.

В подготовке новой редакции Закона принимали участие как сами участники рынка, в том числе и крупнейшие операторские компании, так и ученые, эксперты, депутаты обеих палат Федерального Собрания РФ. Процесс прохождения Закона в парламенте был непростым, в него было внесено несколько сотен изменений, более четко прописанными стали многие механизмы. В итоге и Госдума, и Совет Федерации подавляющим большинством голосов приняли Закон и его подписал президент России. А теперь отдельные горячие головы предлагают по сути отменить закон, не дав ему возможности в полном объеме заработать. При этом никаких мотивированных объяснений мы не слышим. Я считаю подобные предложения безответственными, ведущими к хаосу на рынке.

- Почему из всего комплекса проблем, которые охватывает Закон "О связи", самую оживленную дискуссию вызывает сегодня тема универсального обслуживания?

- Универсальное обслуживание - это гарантированный государством минимальный набор услуг связи для населения в виде телефонной связи через таксофон и доступа в Интернет. То есть речь в данном случае идет о реализации права граждан на доступ к информации. В подавляющем большинстве стран, переживающих процесс демонополизации рынка связи, это право реализуется именно через механизм универсального обслуживания населения. Законом декларируется перечень конкретных универсальный услуг, предоставление которых гарантируется государством на текущем этапе своего развития.

Как я уже говорил ранее, в России приоритет отдается телефонизации и интернетизации населенных пунктов, в которых услуги связи до сих пор отсутствует. А таких населенных пунктов в нашей стране более 45 тысяч. Кроме того, предложен механизм их финансирования с помощью резерва универсального обслуживания, который формируется за счет отчислений всех операторов связи, носящих неналоговый характер. Подобный механизм, достаточно распространенный в мире, призван решить важную социальную проблему без излишней нагрузки на федеральный бюджет.

На каком основании некоторые парламентарии требуют изъять из Закона главы, касающиеся универсального обслуживания, то есть перечеркнуть этот механизм? Ведь это означает, что миллионы россиян еще не скоро смогут реализовать свое конституционное право на доступ к информации. Могу предположить, что они действуют в интересах тех операторов, которые просто не хотят отчислять средства в резерв универсального обслуживания.

Уверен, что подобные поправки не найдут поддержки в Федеральном Собрании.

Недавно в Совете Федерации выступил министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман. Выслушав его, сенаторы заявили о своей поддержке концептуальных положений нового Закона "О связи", в том числе и системы универсального обслуживания. Не много желающих менять только что принятый Закон найдется и в Госдуме.

- Как вы оцениваете ход работ по принятию нормативных актов к закону? Не слишком ли медленно ведется эта работа?

- Прежде всего я хотел бы отметить, что Закон содержит значительное число норм прямого действия, не требующих какого-либо развития в подзаконных нормативных актах. Кстати, нормативная база "старого" закона включала тысячи различных документов, в том числе и постановлений правительства. Многие нормы приходилось все время корректировать, так как они входили в явное противоречие с теми реальными тенденциями развития, которые были на рынке и в отрасли в целом. Поэтому новый закон - это огромный шаг вперед.

Когда закон принимался, было понятно, что всего в него не запишешь, например, тех же правил оказания услуг связи. Эти документы должны приниматься дополнительно на уровне правительства. Был разработан и утвержден соответствующий график.

Но на каком-то этапе получилось отставание, прежде всего из-за того, что проходила административная реформа и даже разрабатывать проекты постановлений было некому.

Не думаю, что принятый график будет существенно нарушен по итогам года: большая часть нормативных актов, по информации, которую я имею, разработана и внесена в правительство. Надеюсь, что правительство выпустит соответствующие постановления в сжатые сроки.

- Будет ли в будущем корректироваться Закон "О связи"? Например, можно ли рассчитывать на то, что расширится список универсальных услуг связи?

- Развитие рынка, появление новых технологий и услуг побуждают вносить коррективы даже в те законы, которые на бумаге считались идеальными. Что касается перечня универсальных услуг, то сейчас он определен исходя из минимального принципа. Конечно, настанет время, и этого будет уже недостаточно.

Зарубежный опыт, в частности, показывает, что к универсальным услугам связи могут быть отнесены и многие своевременные высокотехнологичные услуги - такие, как видеотелефонная связь, цифровое телевидение и многие другие.



Российская Газета. Москва.

24 Ноября 2004 г.


Док. 292542
Перв. публик.: 24.11.04
Последн. ред.: 10.04.07
Число обращений: 270

  • Горбачев Владимир Лукич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``