В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Отношения России и Грузии. Беседа с А. Миграняном Назад
Отношения России и Грузии. Беседа с А. Миграняном
В: Стоило ли Александру Коваленко именно сейчас возвращаться на проспект Чавчавадзе и чья сторона может после этого возвращения праздновать дипломатическую победу. Все эти вопросы я решила задать политологу, председателю комиссии Общественной палаты по вопросам национальных стратегий развития Андронику Миграняну. В понедельник он был гостем студии "25 часа".

В: Андроник Мавсисович, добрый вечер. Итак, мы вас сегодня позвали не только как известного политолога, но и как представителя Общественной палаты, в функции которой, как известно, входит экспертиза важнейших государственных решений. Вот давайте в эфире такую экспертизу и проведем. Возвращение посла в Грузию - это, с вашей точки зрения, наша дипломатическая победа или, наоборот, признание того, что санкции оказались несостоятельны.

А. МИГРАНЯН: Я думаю, что это и не победа, и не поражение. Это просто признание того факта, что мы

недостаточно продуманно приняли некие акции по отношению к Грузии. Не просчитав последствия и очередность ходов, потому что в принципе можно было бы пойти намного дальше.

В: Т.е. свет отключить, газ, например.

А. МИГРАНЯН: И свет, и газ, и, собственно, в конце концов, признать независимость Абхазии и Южной Осетии, кстати, грузинская сторона больше всего этого и боялась. Но думаю, что, видимо, в Москве посчитали, что общий фон международный недостаточно благоприятен для того, чтобы пойти дальше в этом направлении и, можно сказать, что это такой брейк, это шаг назад.

В: Ну а почему тогда сейчас, когда мы уже поняли, что мы что-то не просчитали, тот же газ отключить тоже нельзя, потому что за Грузией Армения, наш главный союзник там пока еще. Ну ладно, раз уж мы поняли, что что-то не так, почему мы сейчас опять на этих полумерах останавливаемся. Уж возвращаем посла, но почему он опять огородами через Ереван пробирается в Тбилиси. Ну уж вернули бы тогда и транспортное сообщение.

А. МИГРАНЯН: Возвращение посла - это полумера. Приостановка увеличения давления на Грузию - это значит некий сигнал Грузии, что на данном этапе российская сторона останавливается вот на этих рубежах и с грузинской стороны потребуется определенные шаги.

В: Ну хорошо. Если Грузия этих сигналов не услышит, вот, например, буквально незадолго перед тем, как мы вернули посла, они задержали, явно показательно задержали, российское рыболовецкое судно. Ну и что, вот если они вот сейчас, например, устроят какой-нибудь показательный суд или еще что-нибудь сделают в духе вот, как они осенью задерживали наших офицеров, ну что, нам обратно этого посла забирать? И он такой несчастный и будет туда-сюда кататься?

А. МИГРАНЯН: Я думаю, что, конечно, отзыв посла это крайняя мера. Потому что после этого только объявляют еще и о разрыве дипотношений, там, об объявлении каких-то там очень серьезных мер и прочее и прочее, я думаю, что вряд ли сейчас грузинская сторона будет устраивать какой-то судебный процесс. Скорее всего, тот факт, что грузинская сторона не настаивает на обсуждении этого вопроса и в ПАСЕ говорит о том, что грузинская сторона со своей стороны как бы рада тому, что Россия готова пойти на смягчение сложившейся ситуации.

В: А будут ли какие внутриполитические последствия? Ну вот, например, тот же министр обороны в свое время очень активно призывал именно к жестким санкциям, именно к тому, о чем вы говорите, идти до конца. Вот уже отозвали посла, следующим шагом должно было быть ну как минимум разрыв дипотношений.

И вот теперь, когда посла вернули, то, что это значит, рейтинг Сергея Иванова пойдет вниз?

А. МИГРАНЯН: Я не думаю, что рейтинг Сергея Иванова пойдет вниз, потому что все-таки принимают решение об отзыве посла и о возвращении не министра обороны. В каком-то смысле компенсация для Сергея Иванова это то, что его визави в Грузии был снят с работы.

В.: Уже сейчас, так завершая разговор, давайте о внешнеполитическом фоне. Вот та же Эстония сейчас, глядя на Грузию, может ли продолжать дальше гнуть свою линию по поводу тех же памятников военных, видя, что.. Ну санкции против Грузии были введены и что? Они кончились ничем. Не будет ли это использовано как такой дурной пример?

А. МИГРАНЯН: Будет использовано, к сожалению. Я думаю, что эстонские власти очень ясно и четко дали понять, что они защищены, за их спиной Вашингтон и Брюссель. Мне кажется, для российских политиков и дипломатов очень важен вот этот урок.

Для нас становится очевидно, что эти стандарты весьма расплывчатые и каждому случаю эти стандарты применяются в зависимости от интересов.

В.: Надо не стесняться себя и быть жестче во внешней политике.

А. МИГРАНЯН: Да, это правда.

В.: Спасибо.



"ТВЦ", 23/01/2007

Док. 292461
Перв. публик.: 23.01.07
Последн. ред.: 10.04.07
Число обращений: 391

  • Мигранян Андраник Мовсесович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``