В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
По каждой мелочи Москву что беспокоить Назад
По каждой мелочи Москву что беспокоить
На вопросы "Российской газеты" отвечает губернатор Кемеровской области Аман ТУЛЕЕВ

- В своем выступлении Минтимер Шаймиев заметил, что Совет Федерации в губернаторском составе решал острые проблемы и многие из них остаются открытыми. Какие из них, на ваш взгляд, являются первостепенными?

- Я считаю формальное ограничение работы СФ законодательным процессом сужением его функций. Присутствие губернаторов позволяло ставить перед законодателями конкретные цели, приближало их к реальным проблемам страны. Это, в свою очередь, означало, что мы гибко реагировали на экономическую и социальную ситуацию, держали руку на пульсе времени, а не просто утверждали спустя один-два года продукты громоздкой и несовершенной машины парламентского законодательства.

- Известно, что вы, с одной стороны, сторонник вертикально интегрированной системы власти, а с другой - активный инициатор региональных актов и норм. Нет ли здесь противоречия?

- Противоречие кроется не в действиях отдельных губернаторов, а в недостаточно полном разграничении полномочий центра и регионов. Посмотрите, в каком положении мы находимся. Есть совместные полномочия федеральной и региональной властей, и есть остаточные полномочия, которые распространяются на вопросы, не урегулированные федеральным законом. Как вы думаете, сколько таких "неотрегулированных" проблем встречает губернатор каждый день? А ведь нужно еще "утрясти" их с местными самоуправлениями, которые тоже претендуют на свое самостоятельное право. Так что местные законы принимаются не из сепаратистских амбиций, а от суровой необходимости, там где федеральные органы бездействуют. И как только вступает в силу соответствующий федеральный акт, он автоматически отменяет действие закона субъекта Федерации. Так что противоречие во многом специально раздуто.

- И все же проблемы остаются?

- Исполнительной власти нужна оперативность. Вот, например, наши таможенные тарифы с Монголией - они в два раза выше, чем с Европой, а торгуем мы с нашим восточным соседом с большой пользой для себя. Много совместных предприятий, так что и речи не может быть об ущемлении отечественного производителя. Так почему бы не снизить тариф? Причем можно было бы сделать это оперативно, не дожидаясь очередной поездки Президента и подписания протокола о намерениях. И примеров такой нерасторопности нашей законодательной и исполнительной власти великое множество. Как говорится, Москва далеко...

- Вы сказали, что считаете первоочередной задачей контроль за бюджетным процессом.

- Это от необходимости. Ведь из всех своих функций федералы охотнее всего делятся с регионами и муниципалитетами "социалкой". А чем оплачивать "оказанную честь"? Вот и становишься финансистом поневоле. После тесного общения с Минфином, казначейством и Банком России можно смело сдавать на бакалавра экономики.

- Очевидно, два срока губернаторства позволили выработать свою схему работы с центром?

- У каждого губернатора свои методы получения причитающихся ему по закону субвенций, трансфертов и субсидий. Но главное для региона - иметь свои собственные средства помимо тех, что дотирует центр. А для этого нужен рост производства. Тогда можно рассчитывать на бездефицитный бюджет.

- Центр считает, что регионы вполне могли бы обеспечить себя за счет повышения собираемости налогов. Говоря о поддержке производства, вы имеете в виду "культивирование" потенциальных крупных налогоплательщиков?

- Тот, кто утверждает, что региональные власти не усердствуют на фискальном поприще: дескать, и так получат причитающиеся субвенции, - тот лукавит. Но мы не можем давить предприятия непосильным налоговым бременем. Наоборот, налоговая пауза - это те же инвестиции. Поэтому нужно осторожно вводить дополнительный местный налог на прибыль. Нужно тщательно отслеживать все дела о банкротстве, особенно крупных промышленных предприятий, - за этим порой стоит не только прекращение выплат в бюджет, но и нечистоплотный процесс смены собственника, да еще с последующей перерегистрацией в другом районе. Наконец, власть должна помогать предприятиям устанавливать надежные связи с поставщиками и потребителями, интегрировать их в крупные холдинги (даже жертвуя бюджетными поступлениями от НДС!).

- Вы довольны своей "командой"?

- Когда за тебя отдают голоса 94 процента избирателей региона - это означает одно: между народом и властью нет пропасти. Люди обращаются к нам со своими проблемами. Потому что знают, что они будут решены. Можно долго говорить о квалификации и опыте каждого члена администрации, но людей беспокоит другое - не будет ли разрушен отлаженный механизм при смене губернатора?


Олег ЗАЙЧЕВСКИЙ
Российская газета
1998-2001

viperson.ru

Док. 292173
Перв. публик.: 09.04.01
Последн. ред.: 14.03.12
Число обращений: 456

  • Тулеев Аман-Гельды Молдагазыевич (Аман Гумирович)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``