В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Обсуждаем закон о дипломатической службе Назад
Обсуждаем закон о дипломатической службе
В нашем журнале No 3-4 за этот год мы опубликовали статью заместителя министра иностранных дел России Ю.А.ЗУБАКОВА о проекте Закона "О дипломатической службе". Редакция получила отклики на эту публикацию от дипломатов, политиков и законодателей и публикует те из них, которые, на наш взгляд, представляют интерес для читателей нашего журнала.

Законодательно закрепить обязанности и права дипломатов

Дипломатическая служба, относящаяся к системе федеральной государственной службы, имеет свои особенности, что и обусловливает необходимость посвященного ей специального федерального закона.

Прежде всего, в соответствии с Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации от 14 марта 1995 г., этот орган исполнительной власти осуществляет государственное управление в области отношений России с иностранными государствами и международными организациями. Данное обстоятельство определяет способы и методы деятельности дипломатов. Они должны владеть иностранными языками, знать историю и экономику соответствующей страны или региона, особенности их правовых систем. Более того, межгосударственные отношения регулируются особой юридической системой - международным правом, в рамках которого отношения строятся на основе полного равноправия и суверенности. При таких условиях дипломат должен обладать "набором" некоторых особых качеств, что нашло отражение в проекте Федерального закона о дипломатической службе.

Дипломатическому персоналу каждого государства присваиваются особые служебные звания - ранги. Система дипломатических рангов устанавливается внутренним законодательством. У нас такое законодательство в форме указов Президиума Верховного Совета СССР принималось еще в начале 40-х годов и не во всем соответствует современной . практике. Новый закон призван восполнить этот пробел, а также установить соответствие каждого ранга классному чину федерального государственного служащего.

Из истории международных отношений известно, что деловые и личные качества лица, ведущего дипломатические переговоры, подчас весьма серьезно влияют на межгосударственные отношения, а иногда и на международный климат в более широких масштабах. Отсюда - необходимость законодательного закрепления прав и обязанностей дипломата, ограничений, связанных с дипломатической службой, требований для занятия должности дипломатического служащего и т.п. Дипломатический персонал заграничной службы (посольств и представительств при международных организациях) пользуется в стране пребывания неприкосновенностью и иммунитетом в сферах уголовной, гражданской и административной юрисдикции. Иначе говоря, дипломат не может подлежать задержанию, аресту, принудительной доставке в суд и т.д. Эти правила, содержащиеся в Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., оказались приемлемыми для международного сообщества потому, в частности, что за поведение дипломата за границей несет всю ответственность посылающее его государство. Именно поэтому законом необходимо установить ответственность дипломата перед своим государством.

От четкой организации дипломатической службы (а именно эту цель преследует проект федерального закона) зависит состояние договорных отношений России как на двусторонней, так и на многосторонней основе, авторитет страны в международных организациях, участницей которых наша страна является, и, в конечном итоге, состояние международного мира и безопасности, а также уровень развития дружественных отношений и сотрудничества между народами.


А.ТОРКУНОВ,
ректор МГИМО МИД РФ,
председатель Российской ассоциации содействия ООН,
Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ


Док. 292128
Опублик.: 09.04.07
Число обращений: 718

  • Торкунов Анатолий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``