В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Степашин: `Президента трудно шокировать цифрами` Назад
Сергей Степашин: `Президента трудно шокировать цифрами`
СЧЕТНАЯ палата и Генеральная прокуратура сегодня у всех на устах. Едва ли не каждый день мы узнаем о новых громких делах, о высокопоставленных подозреваемых. Сегодня на вопросы отвечает председатель Счетной палаты РФ Сергей СТЕПАШИН. Напомним, что его ведомство проверяет правильность расходования огромных бюджетных средств.

- СЕРГЕЙ Вадимович, на прошлой неделе президент подписал указ о создании финансовой разведки. Здесь не будет дублирования Счетной палаты?

- Это не финансовая разведка, а группа финансового мониторинга. Я прекрасно знаю ее руководителя Виктора Зубкова. Его служба будет отслеживать конкретные операции в банковской сфере, в том числе и в коммерческих банках. А Счетная палата, по закону, может работать только в тех банках, где есть бюджетные средства. Поэтому они займут нишу, которая сегодня не освоена. Но, я думаю, мы будем действовать сообща, проведем совместную коллегию. Зафиксируем наши взаимоотношения так же, как с МВД, ФСБ, Генпрокуратурой и налоговой полицией.

Срок давности


- БОЛЬШИНСТВО нынешних руководителей в начале 90-х играли по тем правилам, которые были тогда: если не ухватишь собственность, то ее приватизируют другие. Дело В. Головлева из Госдумы примерно из той же "оперы". Но так можно привлечь к ответственности почти любого человека, вплоть до "самого-самого". Не сажать же в самом деле всех начальников?! Кто у нас страной-то управлять будет?!

- Гражданским кодексом определен срок в 10 лет, после которого вопросы деприватизации не рассматриваются. Остался один год. Поэтому никакая амнистия не нужна. Да, многие вещи проводились в то время по подзаконным актам, имелись большие дыры в законодательстве. Но даже то законодательство, что было, иногда грубо нарушалось. Здесь никакая презумпция невиновности действовать не должна. Если человек в то время просто нагло украл, нарушая закон или указ, он должен отвечать. Это первое.

И второе. Раньше мы контролировали правильность уже проведенной приватизации. Сотни наших материалов направлялись в Генпрокуратуру. Мы договорились также с Минимуществом работать вместе по новой схеме. Предположим, некий объект выносится на приватизацию. Мы предварительно изучаем, как должен проводиться конкурс, какова стоимость объекта. Скажем, по компании "ОНАКО" (Оренбургская нефтяная компания) благодаря совместной работе с Минимуществом была дана четкая оценка того, сколько она может стоить. Разница получилась такая: предварительно одна из коммерческих структур хотела купить "ОНАКО" за 380 млн. долл., в конечном счете ТНК приобрела ее за 1 млрд. 118 млн. долл. Вот сколько получил дополнительно бюджет страны.

От закона никто не отвертится - СКОЛЬКО злоупотреблений, связанных с бюджетными средствами, удалось обнаружить и сколько сумели вернуть?

- 4 млрд. руб. возвращено в бюджет. А всего найдено 64 млрд. Это не только злоупотребления, но и неэффективное расходование средств бюджета и их "нецелевое использование". 64 млрд. включают все три компонента. Там, где "нецелевое", все 4 млрд. были возвращены государству по предписаниям Счетной палаты. Это закон, и никто тут не отвертится.

Что касается "неэффективного использования", это решает правительство с точки зрения либо регулирования законодательства, либо привлечения людей к административной, а возможно, и к уголовной ответственности.

- Сергей Вадимович, в своем предыдущем интервью "АиФ" вы говорили о том, что Счетная палата сама должна направлять дела в суд. Ваша точка зрения изменилась с той поры?

- Нет, хотя на сегодняшний день у нас нет проблем с реализацией наших материалов, особенно через Генеральную прокуратуру. За последнее время страна смогла в этом убедиться. А что касается защиты Счетной палатой интересов государства в суде, то для этого нужна поправка в законе. Депутаты Госдумы поддерживают эту идею двумя руками. В свое время я говорил об этом и с президентом страны В. Путиным. Он меня тоже поддержал. А вообще у нас создана серьезная юридическая служба. Есть опытные юристы, которые могли бы действительно защищать интересы государства напрямую. В рамках компетенции Счетной палаты, конечно.

- Вы говорили и о том, что было бы неплохо переподчинить Счетную палату не парламенту, а напрямую президенту?

- Мы и так часто встречаемся. Я регулярно ему докладываю. На мой взгляд, здесь нет проблемы.

- Часто приходится шокировать его какими-нибудь цифрами?

- Президента трудно шокировать, он все-таки пришел на пост премьер-министра с должности директора ФСБ. На многие вопросы, которые мы ставим, он реагирует быстро и резко. Так в свое время было по госкомпании "Росвооружение". Так было по проверке "Газпрома", по ряду других ведомств. По нашим предложениям президент дает достаточно жесткие поручения. Это как раз то, чего не хватало долгое время Счетной палате. До того как президентом стал В. Путин, исполнительная власть к Счетной палате относилась как к органу, который мешает. К нему мало прислушивались.

Привет Аксененко?

- ТАК называемое "дело Аксененко" и МПС. Есть мнение, что это ваш "привет" после отстранения вас от должности премьера 9 августа 1999 г. Николай Емельянович, как известно, приложил к этому руку. Это похоже на правду?

- Что касается привета, я его уже передал во время прощального заседания того правительства.

А если серьезно, то, конечно, это глупость. Потому что обо всех материалах Счетной палаты Николай Емельянович знал. Он присутствовал на коллегии. Со всеми нашими выводами, в том числе по вопросам, связанным с неэффективностью расходования фондов (кстати, незаконно созданных в МПС), он согласился.

Но самая главная проблема, которая существует в МПС, то, что в этом ведомстве сочетаются две функции: коммерческая и административная. Их будут разводить. Потому что сочетание в одном лице, в одной организации, в одном министре двух этих функций - серьезная база для злоупотреблений. Главная задача реформы в МПС, утвержденной правительством и президентом, - это разделение двух функций. Кстати, в этом ключе и были сформулированы выводы комиссии Счетной палаты. Так они были доложены и президенту, и Михаилу Касьянову.

- Вопрос про Якутию. Она сейчас в центре политического скандала. Там Счетная палата работает?

- Да, 15 наиболее подготовленных инспекторов. Туда вылетел аудитор Михаил Сурков. По Якутии очень много вопросов, связанных с эффективностью расходования средств, выделенных на восстановление Ленска.

- Какие еще проверки намечает Счетная палата? За кем придут?

- У нас огромный план работы на этот и на следующий год. Если брать по объектам, сейчас завершается проверка в Дагестане. Предстоит серьезная работа, связанная с деятельностью рыбного комплекса. Продолжается анализ того, как Министерство финансов исполняло бюджет 2000 года. Количество объектов не сокращается. Будем работать, как и раньше. Но я хочу подчеркнуть: мы не действуем под заказ и под конъюнктуру. Это плановая работа. Кстати, мы совершенно открыты. План работы утверждается на год.

- То есть для коррупционеров наступают тяжелые времена?

- Я, по крайней мере, надеюсь. Тем более что есть то, что долго искали в нашей стране, - политическая воля.


Андрей УГЛАНОВ
"Аргументы и факты - Интернет
7 ноября 2001 г.


Док. 291958
Перв. публик.: 09.04.02
Последн. ред.: 09.04.07
Число обращений: 469

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``