В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Важно, что при подготовке Послания президент побеседовал со всем спектром экономической науки - и с левыми, и с правыми Назад
Важно, что при подготовке Послания президент побеседовал со всем спектром экономической науки - и с левыми, и с правыми
Глава Счетной палаты, выступая накануне в Финансовом пресс-клубе, рассказал о подготовке президентского Послания.

Сергей Степашин, председатель Счетной палаты:

"Мы (я имею в виду коллегию Счетной палаты) подготовили несколько предложений президенту для Федерального Послания. Мы просили президента обратить внимание на три позиции.

Первое - обозначить необходимость выработки единой концепции финансового контроля в стране. У нас сегодня слишком много контролирующих органов, которые работают часто бессистемно. Задергали не только мелкого и среднего предпринимателя, но и крупный бизнес. Поэтому мы предложили президенту обозначить эту тему, эту позицию. Есть Минфин, есть казначейство, Счетная палата, есть налоговая полиция, есть контролеры в округах, есть контролеры в регионах - да еще и с разными методиками. Нет единой системы учета. Возможностями контроля и отсутствием системы пользуются все кому не лень, причем подчас неграмотные люди.

Поэтому мы предложили президенту эту первую позицию как-то обозначить. Мы, Счетная палата, представили свой проект концепции финансового контроля. Правительство пока своей концепции не представило - оно прислало критику нашей концепции.

Второе - это необходимость подготовки закона о государственных минимальных социальных стандартах. Об этом говорится уже десять лет. От социальных стандартов и надо плясать, когда формируется бюджет. Необходимо подготовить нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг. Нужны единые методологические основы расчета минимальной бюджетной обеспеченности в стране.

И третье - мы предложили президенту внимательнейшим образом проанализировать ситуацию с межбюджетными отношениями в России, которые пока далеки от совершенства. В межбюджетных отношениях сейчас борются две тенденции. Одна: берите сколько хотите суверенитета, а по суверенитету и всего остального. Вторая тенденция - чисто унитарная: все заберем сюда, в Москву, и потом будем делить. Нам нужно определить понятие бюджетного федерализма и его придерживаться. Иначе пострадают те, кто живет, как говорят в таких случаях, "на земле". У нас люди живут все-таки в регионах, а не внутри Садового кольца. Отсюда - и вспышки недовольства в Воронеже, которых не было у нас с 1998 года, отсюда - особая ситуация в Красноярске со школами. Тоже давненько такого не было. Вот те вопросы, которые мы предлагали решить президенту. Поэтому я очень бы хотел услышать что-то из того, что мы предложили.

Кроме того, я думаю, что основа основ Послания Президента будет посвящена стратегии экономической политики. Путину многое удалось сделать, ему удалось стабилизировать политическую ситуацию: сегодня нет противоречий между представительной и исполнительной властью, многие важные законы удалось провести. Поэтому сейчас важно серьезно посмотреть на экономическую стратегию. Здесь показательна ситуация с попыткой смены власти в Венесуэле. Три дня наша страна была на самом деле напряжена. Я даже вспоминаю трагические нотки, что страна стояла чуть ли не накануне дефолта. Я думаю, что это, конечно, не так. Но то, что у нас пока еще остается серьезная зависимость от нефти, от нефтедолларов - это факт. Мы очень серьезно зависим от ситуации в нефтедобывающих странах. На 80% наши макроэкономические показатели, показатели дохода бюджета зиждутся на этом нефтяном источнике. И это плохо. Об этом критически говорит президент - и говорит правильно.

Ведь есть резервы в стране на самом деле: есть налоговые резервы, есть резервы в эффективном использовании госсобственности. Но самое главное в определении экономических приоритетов страны - в необходимости создания нормального инвестиционного климата через налоговое законодательство.

И без государственного в хорошем смысле слова патронажа в экономике мы не обойдемся. Посмотрите, что сейчас делают власти в США. В наглую (я не боюсь этого слова), в открытую спокойно занимаются государственной поддержкой собственного - не всегда эффективного - производства. Это и есть государственное вмешательство, это и есть необходимый патронаж государства в экономике. И ничего в этом плохого нет. Поэтому я думаю, что вот эти позиции должны быть высказаны президентом. И я думаю, что они будут им сказаны.

А что президент скажет, я, естественно, не знаю. Я знаю только, что Владимир Владимирович сам работает над Посланием, и работает серьезно. Я знаю, что он несколько раз Послание переделывал. По-моему очень важно, что президент побеседовал со всем спектром экономической науки, и с левыми, и с правыми, и с экономистами, и с политиками. Хотелось, чтобы ему достойно помогало и правительство, и Госдума с Советом Федерации и Счетная палата тоже".


Сергеев Михаил
Страна.Ru
08.04.02



Док. 291947
Перв. публик.: 09.04.02
Последн. ред.: 09.04.07
Число обращений: 474

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``