В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Техническая политика в танкостроении перед второй мировой войной Назад
Техническая политика в танкостроении перед второй мировой войной
В ходе полемики вокруг военно-технической политики перед второй мировой войной некоторые участники предлагают не критиковать "неприкасаемые" образцы - Ил-2, ЗИС-3, Т-34. Возможно, что они и правы - дело не в отдельных образцах, а в самой технической политике. А если быть точным - в ее натуральном отсутствии. Попробуем показать это на примере танкостроения.

Легкие танки.

Основу танкового парка советских ВС перед войной составляли машины Т-26 и БТ. Лицензии на их производство в СССР были закуплены в начале 30-х годов.

Т-26 принят на вооружение 13 февраля 1931 г., а с осени началось серийное производство на ленинградском заводе им. Ворошилова] Первый вариант имел, как и прототип, две пулеметные башни. Но боевая масса его возросла до 8 т против 5,4 т у британской машины. Бронирование было противопульное, недифференцированное (лоб, борт, корма - 15 мм). С августа 1933 г. на танк ставили 45-мм пушку в цилиндрической башне и пулемет 7,62 мм. Экипаж составлял 3 человека. Боевая масса возросла до 10,3 т, а двигатель остался прежний, мощностью 90 л. с. Энерговооруженность была явно недостаточной. С февраля 1939 г. выпускалась последняя модификация Т-26 с наклонным расположением бронелистов подбашенной коробки. А во время Финской войны Т-26 оснастили экранной броней на лобовых листах корпуса. Всего за 1931-1940 гг. выпустили более 11000 машин 23 модификаций. Это была крупнейшая предвоенная серия танков в мире.

Проблемы с энерговооруженностью и общая политика в танкостроении повлекли разработку взамен Т-26 конструкторами завода танка Т-50, который предполагалось сделать самым массовым в процессе перевооружения армии. Он имел новую конструкцию корпуса и башни с оптимальным наклоном бронелистов толщиной до 37 мм. Новый дизельный двигатель В-4 мощностью 200 л.с. мог обеспечить танку массой 14,5 т скорость до 50 км/час. Пушка 45 мм. Новая конструкция корпуса, двигателя, трансмиссии привели в итоге к неудаче с отработкой Т-50. Да и начало войны сыграло свою роль. А, главное, ставка на легкий танк со слабым вооружением и вовсе была порочной.

Правильнее было заниматься модернизацией Т-26, повышая эффективность за счет экранирования, форсирования двигателя, увеличения огневой мощи. Особенно важным было последнее направление. Только переход к подкалиберным боеприпасам повышал бронепробиваемость на 30-40%. Возможен был вариант перехода к более мощным новым системам с переоборудованием танков в самоходные артиллерийские установки. Парк танков Т-26 был очень большим, производство их отлажено, конструкция отработана. И создание САУ на их базе было бы весьма рационально. Снятие с производства танка Т-26 и отказ от его модернизации было просчетом. Тем более что во время войны выпускались легкие танки, сопоставимые по боевой эффективности с Т-26.

Еще в 1933 г. на вооружение приняли малый плавающий танк Т-37 на базе агрегатов автомобиля ГАЗ-А, а затем его модификации (в 1936 г. - Т-38, в 1940 г. - Т-40). У Т-40 бронирование достигало 13 мм. Вооружался двумя пулеметами калибра 12,7 и 7,62 мм. Двигатель мощностью 85 л.с. обеспечивал танку массой 5,5 т скорость до 45 км/ч. С августа 1941 г. в серию вышел Т-60 с лобовым бронированием до 25-35 мм и автоматической авиационной пушкой ШВАК-20. Двигатель мощностью 70 л.с. обеспечивал скорость до 40 км/час при массе 6,4 т. Эта машина боевой ценности не представляла и существенно уступала по огневой мощи Т-26. Но было принято решение запустить ее сразу на трех крупных заводах - Московском танковом, Харьковском No183, Горьковском автомобильном. Ход военных действии нарушил эти планы, но все же в течение года изготовили 4800 машин. В декабре 1941 г. появился опытный образец Т-70, у которого при боевой массе 9,2 т лобовое бронирование корпуса достигало 45 мм. Стояла пушка 45-мм. Энергетическая установка состояла из двух двигателей по 70 л.с., соединенных в единый агрегат. В апреле 1942 г. началось серийное производство и до сентября 1943 г. их было выпущено 8200 ед. А в конце 1943 г. стал выпускаться танк Т-80. Как видим, процесс совершенствования легкого танка шел достаточно логично, целесообразно. За малым исключением - в Германии уже в начале 1942 г. выпуск легких танков резко сократился. А, кроме того, не проще ли было подобную процедуру проделывать над Т-26? Вспоминая про идею САУ на базе Т-26, можно напомнить, что в 1943 г. появилась самоходка СУ-76 на шасси Т-70 с пушкой ЗИС-3.

Танк БТ предназначался для комплектования самостоятельных механизированных и крупных танковых соединений. Основные модификации - БТ-2 (1931 г.), БТ-5 (1932 г.), БТ-7 (1935 г.), БТ-7М (1938 г.) Первые три танка БТ-2 были выпущены в сентябре 1931 г., а 7 ноября 1931 г. они участвовали в праздничном параде. Главной конструктивной особенностью танка был колесно-гусеничный движитель с индивидуальной подвеской катков. Двигатель М17Т, номинальной мощностью 400 л.с. при боевой массе танка 11 т обеспечивал максимальную скорость на колесах 70 км/час, на гусеницах - 50 км/час. Бронирование мало отличалось от Т-26 (лоб, борт корпуса, башня - 13 мм). Корпус имел скошенные сверху и с боков лобовые броневые листы. Башня - цилиндрической формы. БТ превосходил Т-26 по энерговооруженности, запасу хода, скорости. Не уступал по бронированию и вооружению. Уже с 1932 г. на БТ-5 стояла 45-мм пушка с дублированным оптическим прицелом. Наиболее многочисленной была модификация БТ-7. Спроектировали новый главный фрикцион и существенно усилили коробку передач. Ввели ленточные плавающие тормоза. Башня вначале была цилиндрической формы, а затем конической. Толщину лобовой брони корпуса увеличили до 20 мм, башни - до 15 мм, т.е. появились элементы дифференцированного бронирования. Боевая масса танка достигла 13,8 т. Расчетная максимальная скорость движения на гусеницах составляла 53,4 км/час, на колесах- 73 км/час. В 1939 г. М-17Т стали заменять на дизель В-2, апробированный ранее на танках БТ-5. Производство танков БТ закончилось весной 1940 г.

Всего за 10 лет было выпущено 8000 машин. Был ли резон в прекращении производства БТ? Думается, что сейчас на этот вопрос следовало бы ответить отрицательно. Во-первых, можно было существенно повысить броневую защиту за счет экранирования. А во-вторых, повысить огневую мощь. Напомним, что опытный образец пушки В.Г.Грабина Ф-32 калибра 76 мм успешно испытывался на танке БТ-5. Пушкой Ф-32 вооружались первые образцы танков КВ. Опытный образец более мощной пушки того же КБ Ф-34 успешно испытали на танке БТ-7. Пушка Ф-34 (опытный образец) имела мощность 180 тм., а штатная пушка калибра 45 мм - 42 тм. Пушкой Ф-34 в течение двух лет войны вооружались танки Т-34. На лафет пушки Ф-34 перед войной наложили ствол 57-мм пушки ЗИС-2 и получили пушку ЗИС-4. Стрельба и ходовые испытания танка Т-34 с пушкой ЗИС-4 были удовлетворительны. Техническая документация на ЗИС-4 была отработана. Вот такой пушки недоставало танку БТ-7М.

В Германии первым серийным танком стал образец фирмы "Крупп" Т-IА, выпускавшийся с 1934 г. и также имевший прототипом танк "Виккерс". При боевой массе 5,4 т и мощности двигателя 60 л.с. максимальная скорость по шоссе достигала 37 км/час. Бронирование танка было противопульным, недифференцированным (лоб, борт корпуса, башня - 13 мм). Вооружение - два пулемета калибра 7,9 мм. С 1935 по 1938 гг. фирмой "Хеншель" выпускался танк Т-IБ с карбюраторным двигателем мощностью 90 л.с.

Всего было выпущено 1445 танков Т-I. Шасси танков Т-I выпускались после 1938 г. и использовались для производства самоходных установок с чешской противотанковой пушкой калибра 47 мм. Это обстоятельство очень важно подчеркнуть, а именно: использование шасси танков для создания самоходных артиллерийских установок было распространено в германской армии в годы войны. На шасси Т-I выпускались также командирские танки с прямоугольной надстройкой вместо башни.

В 1936 г. были начаты войсковые испытания танка Т-II фирмы "МАН"(75 машин). В 1937 г. их дополнила вторая серия - 25 машин, с некоторыми изменениями в моторной группе. Испытания показали, что двигатель танка имел недостаточную мощность и в следующей серии ставился двигатель мощностью 140 л.с. Танки имели массу 8,9 т и развивали максимальную скорость по шоссе до 40 км/час. Бронирование было недифференцированное (лоб, борт корпуса, башня - 14,5 мм). Пушка 20 мм, пулемет. В 1937-1938 гг. выпускались модификации танка Т-IIА,Б,Ц. В 1938-1939 гг. было построено несколько десятков танков Т-IIД,Е с ходовой частью типа Кристи: по четыре больших опорных катка без поддерживающих роликов. В 1940 г. производство танков Т-II несколько снизилось, но в 1941 г. вновь возросло. В конце 1941 г. началось переоборудование Т-II под противотанковое штурмовое орудие. К маю 1942 г. выпустили 150 машин модификаций Д,Е под советскую трофейную пушку Ф-22. До июля 1943 г. выпущено 576 ед. штурмовых орудий на шасси Т-II с германской противотанковой пушкой калибра 75 мм ПАК-39. С февраля 1943 г. по июль 1944 г. - 776 самоходных гаубиц калибра 105 мм. В 1943-1944 гг. - 975 штурмовых орудий на шасси Т-II с 75-мм противотанковой пушкой ПАК-40. Масса этих систем составляла 10,5-10,8 т. Бронирование корпуса - до 50 мм. То есть шасси Т-II в серии шли восемь лет, постоянно совершенствуясь.

На вооружение германской армии стояли и чехословацкие танки, захваченные в качестве трофея, или выпускавшиеся уже по германскому заказу на чешских заводах после оккупации страны.

Германская промышленность весьма рационально подошла к проблеме модернизации легких танков. А в СССР накапливали перед войной огромные запасы устаревающих машин. Затем сняли легкие танки с производства, не попытавшись модернизировать. Но в ходе войны почему-то стали выпускать вновь легкие танки, морально к тому времени устаревшие и в боевых условиях неэффективные.

Средние танки.

На последних сериях танка БТ-7 устанавливались дизельные двигатели В-2. Их разработка начиналась одновременно с освоением БТ. Однако только в апреле-мае 1938 г. В-2 смог проработать на стенде 100 часов, а на танке отказ наступил через 50 часов. Между тем М-17Т на танке БТ-7 имел моторесурс 250 часов. И все же именно В-2 решили применить на новом танке, предназначавшемся для замены БТ. Задание на разработку танка А-20 было получено харьковским заводом No 183 в октябре 1937 г. А в декабре организовали специальное КБ под руководством М.И. Кошкина. В задании речь шла о колесно-гусеничном танке с защитой от крупнокалиберного пулемета и с пушкой калибра 45 мм. Новая машина мало в чем могла превзойти серийную и проще было заняться модернизацией БТ. 4 мая 1938 г. технический проект А-20 обсуждался Комитетом Обороны. Кошкин сообщил, что танк отличается увеличенным в размерах корпусом с наклонными от вертикали бортовыми листами и тремя ведущими парами колес вместо одной у прототипа. На совещании обсуждался вопрос о создании гусеничного танка с более мощным бронированием. В августе того же года на Главном военном совете были доложены результаты заводских испытаний А-20 и технический проект гусеничного А-32. Сталин предложил изготовить опытный образец А-32 и провести совместные испытания двух новых машин. Такие испытания (вначале заводские, затем государственные) прошли в апреле-августе 1939 г. Председатель Государственной комиссии полковник В.Н. Черняев признал обе машины выдержавшими испытания. В сентябре, по итогам показа танковой техники нарком обороны Ворошилов отдал предпочтение А-32. При этом было предложено усилить бронирование корпуса и башни с 30 до 45 мм и установить потолок массы 30 т (против 19 т у опытного образца). Столь заметное увеличение массы впоследствии привело к серьезным проблемам с ресурсом ходовой части. А, кроме того, бронирование увеличивалось равномерно - и фронтальное, и бортовое. Это было грубой ошибкой, поскольку при резком росте массы машины живучесть ее увеличивалась не столь заметно. Бронирование, как показал опыт войны, должно быть более дифференцированным с учетом вероятности обстрела танка в бою в зависимости от направления движения. Кроме бронирования, было обращено внимание и на вооружение - потребовали увеличить калибр и мощность пушки.

В короткие сроки провели испытания опытного образца А-32 с нагружением до 24 т. А 19 декабря 1939 г. вышло постановление Правительства об изготовлении опытных образцов гусеничного танка Т-34 с броней до 45 мм и пушкой калибра 76 мм на базе танка А-32. В марте 1940 г. две опытные машины собственным ходом пришли в Москву и приняли участие в смотре танковой техники. По свидетельствам очевидцев, Т-34 очень понравились Сталину. 31 марта был подписан протокол о постановке новой машины на серийное производство взамен БТ-7М на заводе No 183. Факт весьма и весьма красноречивый - решение принимается без сколько-нибудь серьезных испытаний, как в промышленности, так и в войсках. Лишь в июне 1940 г. группа из трех танков прошла около 2500 км по маршруту Харьков-Москва-Смоленск-Киев-Харьков. Кроме того, были проведены полигонные испытания и испытания на линии "Маннергейма". Отчет об испытаниях, подписанный Черняевым, содержал большое количество замечаний по работе двигателя, главного фрикциона, коробки перемены передач (КПП), гусениц. Отмечалось несовершенство приборов наблюдения, плохой обзор местности. Большие претензии были из-за стесненности боевого отделения (особенно башни), неудобства пользования боекомплектом и т.д., и т.п. Что и говорить, весьма серьезная критика. Поэтому, когда заместитель наркома обороны маршал Кулик утвердил отчет комиссии Черняева, то было поставлено по сомнение выполнение решения Политбюро ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 5 июня 1940 г. о производстве уже в этом году 600 танков Т-34 (из них 500 в Харькове и 100 - в Сталинграде). Военные настаивали на выпуске БТ-7М.

В очень сложное положение попал завод - производство БТ-7М прекращалось, очень интенсивно велась подготовка к выпуску новой машины и вдруг прекращение приемки. Естественно, что создатели Т-34 искали возможности повлиять на его судьбу. И они обратились за помощью в Наркомат среднего машиностроения, к своему руководству, заручившись одновременно и поддержкой некоторых специалистов Главного Автобронетанкового управления Красной Армии. Суть их предложений состояла в том, чтобы продолжить производство Т-34 с некоторыми исправлениями и доработками, но с сокращенным до 1000 км против требуемых 2000 км гарантийным пробегом. Два заместителя Председателя СНК СССР - В.А. Малышев (нарком среднего машиностроения) и Ворошилов (недавний нарком обороны) поддержали завод, но потребовали немедленно начать разработку нового танка Т-34М с повышенным ресурсом узлов и деталей, пятискоростной (вместо четырехскоростной) КПП, усиленным лобовым бронированием, с защитой подвески фальшбортом, более мощной пушкой Ф-34 вместо Л-11 того же калибра. В этих требованиях не все замечания военных учитывались (прежде всего те, которые касались стесненности боевого отделения, удобства, обзора). Но и в таком виде работа предстояла большая. Возникает вполне резонный вопрос - зачем же осваивать производство Т-34 и консервировать его недостатки, не проще ли устранить их сразу?

Кошкин предлагал использовать форсированный дизель, разместив его поперек корпуса. Это позволяло увеличить боевое отделение машины и одновременно до 100 мм усилить лобовое бронирование. После его скоропостижной смерти осенью 1940 г. работу над Т-34М возглавил А.А. Морозов. Предполагалось использовать теперь уже восьмискоростную КПП, заменить пружинную подвеску на торсионную (чтобы повысить её надежность и отказаться от фальшборта). В ходовой части вместо опорных катков большого диаметра (БТ-7, Т-34) решили установить шесть опорных и три поддерживающих катка (германский Т-III , тяжелый КВ-1). А вот лобовое бронирование - только 60 мм. В апреле 1941г. была закончена разработка документации на Т-34М. В мае 1941 г. ход работ над Т-34М обсуждался на совещании в Комитете Обороны. Военные вновь настаивали на снятии Т-34 с производства и ускорении создания танка с лобовым бронированием корпуса и башни 60 мм; торсионной подвеской; увеличенным диаметром погона башни; с установленной на башне командирской башенкой с круговым обзором; вертикально установленными бортовыми листами корпуса, равнопрочными бронированию толщиной 40 мм и наклоном 45 градусов. Итак, до мая 1941 г. машина остается практически неизменной (и порочной) - вновь требуется увеличить боевое отделение, улучшить обзор, усилить бронирование, повысить ресурс и т.д. Но запущенный маховик массового производства остановить уже весьма сложно, да и времени просто нет. Поэтому на совещании принимается решение о выпуске в 1941 г. 2800 танков Т-34, из них 1800 - на харьковском заводе (в 1940 г. выпущено всего 116 машин против планировавшихся 600, а в первой половине 1941 г. - 1100 машин). Освоение массового производства Т-34 оказалось весьма непростым делом по причине новизны конструкции и технологических и организационных проблем. В частности, не отличался стабильностью техпроцесс электросварки корпуса (часто возникали трещины шва). Никак не удавалось уложиться в нормативы по кучности стрельбы - не хватало опыта обработки погона на карусельных станках, отсутствовали необходимые подшипники. С огромным трудом моторесурс дизеля на стенде довели до 150 часов. Ставился вопрос о возвращении к двигателю М-17Т. Подлинным бедствием было изготовление топливной аппаратуры - клапаны, форсунки, иглы приходилось притирать вручную. Камнем преткновения стала и башня танка - военные потребовали для увеличения прочности заменить сварную башню на штампованную. Штамповать из бронелиста могли только два завода - Южный броневой и Уралмаш. Чертежи передали на Южный завод и только через семь месяцев получили пять башен с вертикальными бортами толщиной 50 мм и наклонным 60-мм лобовым листом. Начало войны остановило эти работы. И вскоре башня стала литой с толщиной стенок 56 мм. Фактически до начала войны смогли решить только проблему замены пушки Л-11 на Ф-34 (длина ствола выросла с 30,5 до 40,5 калибров). Приказом Малышева все работы по Т-34М с 22 июня 1941 г. были прекращены. Но недостатки серийных танков остались - из войск посыпались жалобы на ненадежность КПП, дизеля, ходовой части. Лишь 5 июля 1942 г. Госкомитет Обороны распорядился модернизировать Т-34 - установить командирскую башенку кругового обзора, пятискоростную КПП, дополнительные топливные баки; требовалось также усовершенствовать воздушные фильтры и систему смазки. Эти доработки были в основном осуществлены. Кроме того, в апреле 1943 г. в боекомплект пушки Ф-34 ввели подкалиберные выстрелы, что заметно увеличило бронепробиваемость системы. В 1942-1943 гг. велись работы над танком Т-43 с торсионной подвеской, усиленным лобовым бронированием (корпус до 75 мм, башня - до 90 мм). Но по ряду причин эта разработка не получила развития. В октябре 1943 г. стали заниматься проблемой повышения огневой мощи Т-34. Для установки 85-мм пушки С-53 КБ Грабина (разработчик Ф-34) предложило увеличить башню и расширить ее погон. Также компоновалась 85-мм пушка КБ Ф.Ф. Петрова. Был создан совместный образец ЗИС-С-53, установленный в новой башне с усиленным бронированием (лоб - 90 мм, борт - 75 мм). Выпуск этой машины под обозначением Т-34-85 начался в марте 1944 г. Попытку радикального усовершенствования Т-34 предприняли в 1945 г., с началом выпуска Т-44, который при равной с Т-34-85 боевой массе (31,5 т) имел лобовое бронирование корпуса 120 мм. Бронирование башни не изменилось, но ее сместили наконец-то к центру корпуса, одновременно увеличив в размерах. Тем самым постарались улучшить условия деятельности экипажа, как в бою, так и на марше (стало просторнее и уменьшилась укачиваемость). Повысилась маневренность и проходимость машины с длинноствольной пушкой (длина ствола - 50,1 калибра). Этому же способствовало использование торсионной подвески и планетарного механизма поворота. Увеличение бронирования и боевого отделения стало возможным при установке двигателя поперек корпуса. Сравним теперь наш танк с германскими соперниками. Т-III разрабатывался фирмой "Даймлер-Бенц" и выпускался серийно с 1938 г. Оснащался карбюраторным "Майбахом" мощностью 230-300 л.с. и по удельной энерговооруженности не уступал Т-34. Бронирование поначалу было противопульным, но уже в 1939 г. оно возросло до 30 мм. С середины 1940 г. танки имели бронирование 50 мм (башня и лобовой лист корпуса) и пушку калибра 50 мм, которая по бронепробиваемости на дистанциях до 500 м не уступала пушке Л-11 (при стрельбе подкалиберным выстрелом). В боекомплекте Т-34, напомним, такие выстрелы появились только в 1943 г. С лета 1941 г. преимущество в вооружении постепенно перешло к нашему танку, когда на него стали устанавливать Ф-34 (с сентября этого года машины выпускались только с такой пушкой). Поэтому с декабря 1941 г. на германский танк установили 50-мм пушку с длиной ствола 60 калибров. В 1942 г. танк Т-III по бронепробиваемости на дистанциях до 700 м превосходил Т-34 с пушкой Ф-34. Бронирование их было примерно одинаковым. Дефицит вольфрама для сердечников подкалиберных выстрелов заставил выпускать в 1942 и 1943 гг. некоторое количество танков Т-III с короткоствольной 75-мм пушкой, стрелявшей по танкам кумулятивной гранатой. При неплохой бронепробиваемости (до 70 мм) эти системы могли эффективно применяться на малых дистанциях. В 1942 г. начался массовый выпуск штурмовых орудий на шасси Т-III с пушками калибра 75 мм и длиной ствола 43 и 48 калибров, которые по бронепробиваемости имели большое превосходство перед пушкой Ф-34. Эти самоходные установки стали весьма эффективным средством боевой поддержки наиболее массового германского танка Т-IV. Машина фирмы "Крупп" выпускалась с 1938 г. и оснащалась таким же двигателем, что и Т-III. Сварной корпус простой конфигурации разделялся внутренними перегородками на три отделения для повышения живучести. В переднем отделении находились механик-водитель и стрелок-радист. В боевом отделении с башней многогранной формы (размещавшейся по центру танка) находились командир, наводчик и заряжающий. На башне стояла командирская башенка с пятью смотровыми приборами с броневыми заслонками. В Т-IV по сравнению с Т-34 не было такой стесненности, намного лучше был обзор. Бронирование и вооружение выпускавшихся массовой серией в 1941 г. Т-IV примерно соответствовало показателям первых серий Т-34 с пушкой Л-11. Поэтому во второй половине 1941 и в начале 1942 гг. германский танк стал уступать в боевом единоборстве Т-34. Но уже с марта 1942 г. начался выпуск Т-IV с пушкой калибра 75 мм и длиной ствола 43 калибра. В 1943 и 1944 гг. крупными сериями выпускались танки Т-IV с еще более мощными 75-мм пушками (длина ствола 48 калибров) и бронированием лобовым корпуса до 85 мм. Вместе со штурмовыми орудиями на шасси Т-III и T-IV c таким же бронированием и вооружением они превосходили советские средние танки вплоть до середины 1944 г., когда в массовых количествах стал выпускаться Т-34-85. При отработке и принятии на вооружение танка Т-34 было проигнорировано мнение военных. Не проведены в полном объеме испытания. В итоге в конструкции машины были законсервированы очень существенные недостатки. Поэтому некоторое превосходство Т-34 над серийными германскими танками Т-III и Т-IV быстро было утеряно и восстановилось лишь к середине 1944г. (причем только по мощности пушки, а не по условиям обитания экипажа).

Тяжелые танки.

В начале февраля 1932 г. ленинградский завод "Красный путиловец" приступил к освоению серийного производства танка Т-28, разработанного коллективом опытного конструкторско-механического отдела (ОКМО) завода "Большевик". К 1 мая 1933 г. были выпущены первые 12 танков Т-28. Максимальная скорость танка с боевой массой 28 т достигала 37 км/час. На нем стоял двигатель М-17Т. Имелась механическая коробка передач, бортовые фрикционы. Подвеска сблокированная, на четыре катка. Главная башня имела цилиндрическую форму. Почти сразу в ней стали устанавливать пушку калибра 76 мм с длиной ствола 16,5 калибров. Перед главной башней по обе стороны "будки" водителя размещались пулеметные башенки с сектором обстрела до 220 градусов у каждой. Всего на танке устанавливали до четырех пулеметов. Обеспечивал боевую деятельность танка экипаж из шести человек. Достаточно продуманной и мощной для своего времени была схема бронирования танка. Лобовой лист корпуса-30 мм, бортовой-20 мм. Башня бронировалась 20-мм листом. Подвеска закрывалась броневым фальшбортом. В 1938 г. на танк стали ставить 76-мм пушку Л-10 с длиной ствола 26 калибров. Башня приобрела коническую форму, более снарядостойкую. В ходе боев на Карельском перешейке в декабре 1939 г. выявилась недостаточность бронезащиты и танки стали оборудовать экранами из листов толщиной 30-50 мм. Бронирование лобовое корпуса и башни возросло до 50-80 мм, борта и кормы - до 40 мм. Боевая масса увеличилась до 32 т. В процессе отработки, производства и эксплуатации в течение шести с лишним лет танк Т-28 превратился в надежную, достаточно эффективную боевую машину. Имелись возможности дальнейшего повышения энерговооруженности, оптимизации бронезащиты, огневой мощи. Последнее обстоятельство, очень важное с точки зрения перспектив использования танка Т-28 войсками, подтвердил весной 1940 г. коллектив КБ Грабина. На серийный Т-28 установили опытный образец пушки Ф-39 калибра 85 мм. Дульная энергия пушки составляла 300 тм., т.е. втрое превышала показатели Л-10. Бронепробиваемость также увеличилась почти втрое. Испытания прошли успешно. Но танк сняли с производства еще в декабре 1939 г. Этот шаг представляется несколько поспешным. Ведь завод выпустил 523 машины. И мог их выпускать дальше, модернизируя и улучшая. Войска накопили опыт эксплуатации, технического обслуживания и ремонта Т-28. Особенно привлекательным было то, что машина имела надежный двигатель, трансмиссию. И без ухудшения показателей безотказности существенно можно было повысить боевую эффективность за счет установки новой пушки и экранной брони.

Несколько слов следует сказать и о тяжелом танке Т-35, который в 1935-1939 гг. выпускался на Харьковском заводе малыми сериями. Спроектирован он был вместе с Т-28 в ОКМО, возглавлявшемся в тот период Н.В. Барыковым (позднее ОКМО был преобразован в Ленинградский завод опытного машиностроения) и имел много унифицированных узлов с Т-28. Боевая масса составляла вначале 42 т, а по мере выпуска возросла до 50т. С двигателем М-17Т скорость едва достигала 20 км/час. Бронирование корпуса вначале не превышало 30 мм, а затем увеличивалось за счет экранов. Танк Т-35 с экипажем из одиннадцати человек, тремя пушками (одна Л-10 и две 45-мм) и пятью пулеметами был анахронизмом. На его фоне лучше видны достоинства Т-28 - оптимальное сочетание маневренности, огневой мощи и бронезащиты.

Интенсивные работы над новыми образцами тяжелых танков начались в 1938 г. Многобашенные (Т-100, СМК) не пошли в серию, а вот однобашенный КВ удостоился такой чести. Созданные на Кировском заводе опытные образцы даже приняли участие в боевых действиях на Карельском перешейке. 19 декабря 1939 г. Комитет Обороны постановил принять на вооружение танк КВ и организовать его производство на Кировском заводе. Этим же постановлением сняли с производства Т-28. знак особых заслуг в создании КВ директор завода И.М. Зальцман и начальник СКБ-2 Ж.Я. Котин были удостоены звания Героя Социалистического труда. КВ коренным образом отличался от Т-28. Новой стала конструкция корпуса и башни. При боевой массе танка 42 т лобовое бронирование корпуса составляло 75 мм, борта - 60 мм, башни - 75 мм. Несмотря на новую конструкцию, идея бронирования была архаичной, без дифференциации. Проектировался танк под танковый дизель В-2К - очень ненадежный. Оригинальной была конструкция подвески. Вместо листовых рессор спроектировали торсионную независимую подвеску. Были и другие новинки. Экипаж по сравнению с Т-28 уменьшился до пяти человек. Самое удивительное в истории с КВ - это подход к его вооружению. Казалось бы, новый танк должен нести существенно более мощное вооружение, чем его предшественник. Но нет! На КВ-1 установили 76 мм пушку Л-11 Кировского завода. При длине ствола 30 калибров бронепробиваемость ее на дистанции 500 м едва достигала 50 мм при угле встречи 30 градусов от нормали. Следовательно, КВ-1 не мог поразить равный по бронированию танк даже на дистанции 500 м. Положения не исправило и постановление Комитета Обороны от 26 января 1940 г., предписывавшее вооружать КВ-1 пушкой Ф-32 КБ Грабина. Смысл замены состоял отнюдь не в повышении бронепробиваемости, а в повышении безотказности вооружения (Л-11 имела серьезный конструктивный дефект). Прототипом Ф-32 стала дивизионная пушка Ф-22 того же КБ (качающаяся часть, за исключением тормоза отката). Ф-32 начали выпускать на Кировском заводе для вооружения КВ-1. Развитием Ф-32 стала пушка Ф-34. Увеличили на 1,5 м ствол, что позволило повысить мощность орудия до 180 тм, соответственно бронепробиваемость возросла до 80 мм на дистанции 1000 м. Однако специалисты из ГАУ и ГАБТУ посчитали, что такая пушка будет мешать танку двигаться по пересеченной местности, в лесу и т.п. Можно напомнить, что в 1944 г. на танк Т-34 установили пушку ЗИС-С-53 с длиной ствола на 0,5 м больше, чем у опытного образца пушки Ф-34. Тем не менее, решили ограничиться увеличением длины ствола на 0,75 м. Ф-34 имела мощность 144 тм и обеспечивала бронепробиваемость 67 мм на дистанции 500 м под углом 30 градусов от нормали. Наложением ствола пушки Ф-22 УСВ на лафет Ф-34 получили пушку ЗИС-5, которой и заменили Ф-32 на танке КВ. Произошло это перед самой войной. ЗИС-5 была для тяжелого танка также слаба.

Еще одно удивительное обстоятельство: к моменту принятия на вооружение КВ-1 не имел ни одного испытательного пробега. И только в мае - июне 1940 г. их провели по настоянию заказчика. В ходе интенсивных, по 12-14 часов в сутки, испытаний на полигоне под Ленинградом двух танков КВ-1 и одного КВ-2 (вооружавшегося гаубицей - пушкой МЛ-20 Ф.Ф.Петрова калибра 152 мм) обнаружилась низкая надежность новой машины. Основные отказы: поломки катков, торсионов, коробки передач, двигателя - важнейших узлов и агрегатов. С 1 по 10 октября 1940 г. работала вторая комиссия по поводу конструктивной недоработанности КВ. В акте комиссии отмечалось, что танк не прошел гарантированного километража вследствие выхода из строя коробки передач, бортовых фрикционов, траков, неудовлетворительной работы системы охлаждения. Между тем происходило форсированное внедрение танка КВ в серийное производство. В 1940 г. было выпущено 243 ед., в первом полугодии 1941 - 391 ед. С июня 1941 г. танки КВ-1 стали выпускаться с усиленным бронированием. На лобовые и бортовые листы башни и лобовые листы корпуса установили экраны из броневого листа толщиной 30 мм. Бронирование возросло до 105 мм, боевая масса - до 47,5 т. Это привело к снижению скоростных и маневренных показателей. А оружие осталось тем же.

С началом войны производство танка КВ-1 освоили на ЧТЗ. За первое военное полугодие было выпущено 933 танка КВ-1 в Ленинграде и Челябинске. Боевые действия в 1941 г. показали, что германские танки и штурмовые орудия не могли поражать КВ-1 при фронтальном обстреле. Германские танки могли поражать КВ при обстреле сбоку или сзади на дистанциях до 500 м. Противотанковые пушки калибра 50 мм, имевшие более высокие показатели бронепробиваемости (до 100 мм подкалиберным выстрелом на дистанции 500 м), также предпочтительнее было использовать для бокового обстрела. Имевшиеся на вооружении германских сухопутных войск полевые пушки калибра 105 мм и зенитные пушки калибра 88 и 105 мм могли расстреливать КВ-1 с предельных дальностей (свыше 1000 м). В этом случае бортовое оружие КВ-1 оказывалось не очень эффективным для борьбы с противотанковой обороной. Так или иначе, танки КВ-1 на поле боя во второй половине 1941 г. могли чувствовать себя фаворитами и создавали серьезные проблемы для противотанковой обороны (если не вспоминать о ресурсе, безотказности и огневой мощи). Однако уже к концу 1941 г. ситуация стала меняться. На танк Т-III установили 50-мм пушку с длиной ствола 60 калибров. Бронепробиваемость возросла до 115 мм на дистанции 500 м подкалиберным снарядом. В начале 1942 г. более мощные пушки калибра 75 мм получили танки Т-IV и штурмовые орудия - примерно соответствовавшие пушке КВ-1 и даже превосходившие ее. Эти системы при обстреле танков КВ подкалиберными выстрелами могли поражать их довольно успешно. И вот в середине 1942 г. на заседании ГКО танк КВ-1 подвергся резкой критике со стороны Сталина за низкую надежность и недостаточную боевую эффективность.

Было решено модернизировать танк КВ-1. К чему же свелась модернизация? Броневую защиту снизили до показателей КВ-1 первых серий: лоб корпуса - до 70 мм, борт корпуса - до 60 мм. Снизилась до 42,5 т. боевая масса. На башню танка установили командирскую башенку. Была усовершенствована трансмиссия. Спроектировали новый главный фрикцион. Усовершенствовали систему смазки и охлаждения. Коренным образом модернизировали коробку передач. Скорость КВ-1С возросла до 42 км/час. Снижение броневой защиты отчасти компенсировалось введением в боекомплект подкалиберных выстрелов. Однако компенсация была явно недостаточной. Выпускавшийся с августа 1942 г. КВ-1С мало в чем превосходил по своему вооружению и бронезащите серийные германские средние танки и уж никак не мог сравниться с новыми германскими тяжелыми танками, вышедшими в серию в 1943 г. Взамен КВ-1С был разработан танк КВ-85 ( или ИС-85 ), серийное производство которого началось в конце 1943 г. В новой литой башне установили пушку Д-2Т калибра 85 мм Ф.Ф. Петрова. Установка этой пушки потребовала увеличения диаметра шарового погона, сокращения экипажа до четырех человек. Новой стала конструкция корпуса. Бронирование примерно соответствовало показателям КВ-1 с экранированием. Боевая масса составила 46 т. Эта машина ни по мощности вооружения, ни по бронированию не превосходила германские тяжелые танки.

Еще в начале 1943 г. разгорелась дискуссия по поводу существенного повышения боевой эффективности тяжелых танков. Столкнулись две позиции:

1)установить на КВ-85 пушку Грабина калибра 100 мм;

2)создать новый танк с использованием узлов КВ-1С; Т-34, повышенной маневренности, с рациональным бронированием. Вооружить его пушкой калибра 122 мм.

Первый вариант поддерживали нарком танкостроения Зальцман, начальник КБ Н.Л. Духов, главный инженер ЧКЗ (Челябинский Кировский завод) С.Н. Махонин, Грабин. Последний полагал, что его 100-мм пушка легко могла быть установлена на КВ-85. Она имела вдвое большую скорострельность, на 100 м/сек большую начальную скорость снаряда и обеспечивала при равной со 122-мм пушкой дальности стрельбы повышение боевой эффективности танка. Наконец, пушка калибра 100 мм имела унитарное заряжение, а 122-мм - раздельное. Кроме того, установка 100-мм пушки на КВ-85 позволила бы обеспечить выпуск нового тяжелого танка в самые короткие сроки и при обеспечении требуемой безотказности машины. Все же победило второе направление, поддержанное заместителем Председателя СНК СССР Малышевым и главным конструктором Котиным. Пришлось вновь преодолевать трудности создания новой машины.

Серийное производство танка ИС-2 началось в 1944 г. Он отличался более компактными агрегатами, в частности, планетарным механизмом поворота. Усовершенствовалась силовая передача. Бронирование башни возросло до 100 мм. Лобовой лист корпуса имел толщину 120 мм, бортовой - 90 мм. Более рациональными по сравнению с КВ-1 стали формы башни и корпуса. С дизелем В-2К скорость не превышала 37 км/час. При всех претензиях к пушке танка, его надежности можно все-таки признать ИС-2 достаточно грозной боевой машиной, вполне отвечавшей названию "тяжелый танк" - солидное бронирование, мощная пушка. Но следует также признать, что появление ИС-2 в 1944 г. - это уже отчасти запоздавшее событие. Да и ко всему прочему, ИС-2 уступал германским тяжелым танкам по некоторым важнейшим характеристикам.

А между тем еще в 1940 г. шли разговоры об усилении вооружения тяжелых танков. Нарком вооружений Ванников был сторонником установки на КВ серийных зенитных систем калибров 76 и 85 мм, обеспечивавших бронепробиваемость свыше 80 мм на дистанции 1000 м . Ему возражал Грабин, убежденный, что необходимо специально разработанное орудие, позволяющее сочетать боевую эффективность с удобством работы экипажа. Но боеприпасы использовать от штатных систем, что резко сократит сроки проектирования артиллерийского вооружения. Уверенность Грабина подкреплялась тем, что коллектив КБ в инициативном порядке уже работал над пушками калибров 85 и 107 мм для танков. О пушке Ф-39 уже упоминалось. Опытный образец ее успешно прошел испытания на танке КВ-1. Но никакого отклика у заказчика это не вызвало. Котин отказался вести переговоры с Грабиным об установке пушки Ф-39 на танк КВ-1. В итоге тяжелый танк воевал два года с пушкой, слабой даже для среднего танка. В 1940 г. Грабин начал проектировать 107-мм пушку для тяжелого танка. Предполагалось, что для нее можно будет использовать большие запасы выстрелов для полевых систем калибра 107 мм. Пушка Ф-42 была спроектирована и испытана с хорошими результатами. Но вновь реакции со стороны ГАУ и ГАБТУ не последовало. О 107-мм пушке для тяжелого танка неожиданно вспомнили в марте 1941 г., причем на самом высоком уровне. По воспоминаниям Ванникова, в начале 1941 г. начальник ГАУ маршал Кулик сообщил ему, что германские бронетанковые войска в ускоренном порядке перевооружаются машинами с усиленным бронированием. И артиллерия калибров 45-75 мм окажется неэффективной. Более того, германские танки будут иметь пушки калибра 100 мм. Сейчас очевидно, что информация оказалась дезинформацией. Но, основываясь на ней, Кулик предлагал прекратить производство пушек калибра 45-75 мм всех видов. Освободившиеся мощности следовало загрузить производством пушек калибра 107 мм, в первую очередь в танковом варианте. Вскоре Ванникова вызвал Сталин по поводу докладной записки Кулика. Нарком предположил, что не может быть и речи о столь быстром перевооружении германских бронетанковых войск, имевших в 1940 г. танки с броней не более 40 мм и пушками калибров 37-75 мм. Повышение бронепробиваемости массовых систем калибра 76 мм должно обеспечиваться повышением начальных скоростей снарядов. Переход к большим калибрам следует начинать не со 107-мм пушек, а с 85-мм. Для этого целесообразно взять готовую качающуюся часть зенитной пушки калибра 85 мм с высокой начальной скоростью. Эта система стоит на вооружении и выпускается серийно. Cталин распорядился создать комиссию с участием Кулика, Ванникова, П.Н.Горемыкина (нарком боеприпасов). В процессе подготовки к работе комиссии были проведены совещания с руководителями артиллерийских заводов. Директора и

Главные конструкторы заводов посчитали идею Кулика опасной. Однако Сталин не согласился с этими доводами и подписал постановление в духе предложений Кулика. В марте 1941 г. он позвонил в Ленинград Грабину, где тот читал лекции на курсах по скоростному проектированию артиллерийских систем. Был задан вопрос, достаточна ли для КВ-1 мощность пушки Ф-32? Грабин ответил отрицательно. Он полагал, что для тяжелого танка необходима пушка, способная поражать равный по классу танк на дистанции 1000 м. Такой могла стать пушка Ф-42 калибра 107 мм, уже готовая в металле и испытанная на танке КВ-2.

Как видим, Грабин не принял во внимание позицию Ванникова и даже отказался от своей же пушки Ф-39. По всей вероятности, он просто угадал желание Сталина. Дело в том, что этот звонок последовал во время совещания с участием Молотова, Ворошилова, Жданова, Кулика, а также Зальцмана, Котина, Федоренко именно по вопросу вооружения тяжелого танка 107-мм пушкой. Сталин настаивал на положительном решении вопроса, ему в меру сил возражали представители Кировского завода и ГАБТУ. 5 апреля 1941 г. на совещании у Жданова Грабин предложил использовать выстрел от 107-мм пушки М-60 мощностью 450 тм, но за счет удлинения ствола увеличить мощность системы до 550 тм. Прототипом новой пушки ЗИС-6 стала пушка Ф-42. Мощность ее составила 530 тм. Создана ЗИС-6 была за 38 дней - от начала проектирования до начала испытаний опытного образца. Конструктивно она напоминала пушку Ф-34. Было освоено даже серийное производство ЗИС-6 и выпущено около 800 орудий. Однако танков для них не нашлось. Не смогли даже создать самоходную артиллерийскую установку с пушкой ЗИС-6.

Представляется, что на серийные, модифицированные КВ-1 следовало установить пушку Ф-39. Пушка Ф-39 была вдвое мощнее Ф-34, ЗИС-5. Танк КВ с пушкой Ф-39 господствовал бы на поле боя по меньшей мере первые два года войны. Новый танк с пушкой ЗИС-6 можно было более тщательно отработать. Он мог сменить танк КВ с пушкой Ф-39 при условии обретения требуемых характеристик боевой эффективности, безотказности. Между тем все происходило отнюдь не так. Уже 5 мая 1940 г. было выдано задание на разработку танка КВ-3. И это в то время, когда КВ-1, КВ-2 страдали не просто "детскими", а "младенческими" болезнями. Требовалось создать танк боевой массой до 68 т, с мощным бронированием (лоб корпуса до 120 мм, борт корпуса до 90 мм, башня - 115 мм). Двигатель - дизель мощностью 850 л.с. Экипаж - шесть человек. Пушка калибра 107 мм с начальной скоростью снаряда 800 м/сек.

В апреле 1941 г. по приказу НКТП должно было начаться проектирование танка КВ-4, первый образец которого должен был появиться к сентябрю 1941 г. Лобовое бронирование корпуса не менее 150 мм, борт - 120 мм, башня - 140 мм. Пушка ЗИС-6.

К сентябрю 1941 г. надлежало спроектировать, а к ноябрю - изготовить стотонный танк КВ-5. Бронирование лобовое корпуса и башни - 170 мм, борт - 140 мм. Пушка ЗИС-6. Дизель мощностью 1200 л.с. Когда же было доводить "до ума" танк КВ-1, если силы распылялись на подобную глупую, вредную работу?

В Германии проектирование 35-тонных танков взамен среднего Т-IV начиналось в 1937 г. Были построены опытные единичные образцы. Однако все эти машины не отвечали поставленным требованиям, особенно по мощи вооружения. В июле 1941 г. фирме "Рейнметалл" был дан заказ на срочную разработку мощной танковой пушки. В ноябре 1941 г. были выданы задания фирмам "Даймлер-Бенц" и "МАН" разработать новый танк, с учетом опыта боевого применения советских танков Т-34 и КВ. В мае 1942 г. были рассмотрены оба проекта. Фирма "Даймлер-Бенц" предлагала танк традиционной компоновки: моторно-трансмиссионное отделение в задней части, башня сдвинута вперед. Корпус с наклонным расположением бронелистов. Двигатель дизельный. Система управления гидравлическая. Катки большого диаметра, сблокированные по два, располагались в шахматном порядке. Подвеска на листовых рессорах. Проект фирмы "МАН" предусматривал расположение двигателя сзади, колесно-планетарной передачи впереди. Башню фирмы "Рейнметалл" с 75-мм пушкой с длиной ствола 70 калибров сместили назад.

Проект фирмы "MAН" был принят. В сентябре 1942 г. начались испытания, а установочная серия вышла в ноябре 1942 г. Серийное производство Т-VДI - с января 1943 г., т.е. почти на три года позднее КВ. Модификация Т-VЦ с боевой массой 44,8 т и карбюраторным двигателем мощностью 700 л.с. по удельной энерговооруженности существенно превосходила КВ-1, КВ-85. Скорость достигала 50км/час. Двигатель отличался надежностью и выпускался серийно. Живучесть машины обеспечивалась системой отсеков и рациональной броневой защитой. Верхний лобовой лист корпуса имел толщину 80 мм, нижний - 60 мм. Борт корпуса - 50 мм. Лоб башни - до 110 мм. Броневые листы имели оптимальные углы наклона относительно вертикали. На бронелисты устанавливали также антикумулятивные экраны. Бронирование было дифференцированным. Кроме всего прочего, защищенность экипажа увеличивалась за счет размещения в переднем отсеке узлов колесно-планетарной передачи. На танках Т-V устанавливался надежный, отработанный многорадиусный планетарный механизм с синхронизатором, позволявший осуществлять повороты с различными радиусами. Танк мог разворачиваться на месте, давая одной гусенице ход вперед, а другой - назад. Гидравлическое управление тормозами облегчало работу водителя. Шахматное расположение катков в сочетании с индивидуальной торсионной подвеской обеспечивало плавность хода и надежность движителя. При проектировании танка основным требованием было максимальное обеспечение эффективности использования оружия и удобств работы экипажа. Башня вращалась гидроприводом. Пушка имела электроспуск. Ствол с продувкой после выстрела. Пушка обеспечивала бронепробиваемость на дистанциях 1000 и 1500 м при угле встречи 30 градусов от нормали полнокалиберным снарядом соответственно 111 и 99 мм. Подкалиберный снаряд пробивал 135 мм на дистанции 1000 м под углом 30 градусов и по нормали - 160 мм. Эти показатели значительно лучше, чем у пушки танка ИС-2. Выбор сравнительно небольшого калибра пушки позволял получить высокую практическую скорострельность и увеличить боекомплект до 79 выстрелов. Высокого качества были оптические прицелы и смотровые приборы. В командирской башенке было семь бронированных перископов. Т-V мог вести бой с танками противника на дистанциях до 1500 м. Однако практически наиболее часто поражение танков происходило на дистанциях около 1000 м. Если учитывать вдвое более высокую скорострельность, высокую настильность стрельбы, прекрасные приборы управления огнем и высокую бронепробиваемость, то вооружение Т-V следует оценить как более высокоэффективное, нежели у ИС-2. В данном случае способность Т-V успешно бороться с танками на дистанциях свыше 1000 м компенсировала известную слабость броневой защиты по сравнению, скажем, с ИС-2, у которого бронирование корпуса было мощнее. Вдобавок Т-V имел более высокую маневренность. В серию Т-V вышел по меньшей мере на год раньше, нежели ИС-2. А ведь тяжелые танки у нас появились на три года раньше, чем в Германии. Но то, что у нас называлось тяжелым танком (КВ-1, КВ-85, КВ-1С), ни в какое сравнение не могут идти с Т-V. Более того, в течение первых двух лет войны танки КВ не встречались на поле боя с тяжелыми танками противника и тем не менее несли большие потери. Всего за войну было выпущено около 6000 танков Т-V, которые германские специалисты называли лучшим танком второй мировой войны. Больше было выпущено только средних танков Т-IV.

В октябре 1942 г. был выдан заказ на противотанковую самоходную установку с 88-мм пушкой с длиной ствола 71 калибр на шасси Т-V. Производство началось в январе 1944 г. Выпущено 392 машины. При боевой массе 46 т бронирование лобовое корпуса составляло 80 мм, бортовое - 50 мм. Лобовой лист устанавливался с большим наклоном от вертикали. На дистанции 2000 м полнокалиберный снаряд пробивал 132 мм брони при угле встречи 30 градусов от нормали, подкалиберный - 176 мм. Просторное боевое отделение облегчало работу экипажа. Ствол - с продувкой после выстрела. Низкий корпус удачной конфигурации, хорошая проходимость, очень мощное вооружение делали эту машину сильнейшим противотанковым средством второй мировой войны.

Тяжелый танк T-VI разрабатывался с лета 1941 г., однако еще в 1938-1940 гг. в Германии велись подобные разработки. В частности, Гальдер отмечал, что в начале 1940 г. на совещании в ставке ОКВ Гитлер требовал ускорения работ по созданию 60-тонного танка. Первый прототип танка был представлен в марте 1942 г. фирмой "Хеншель". Эта машина была признана лучшей, чем разработка Ф.Порше. Она и была запущена в серийное производство в августе 1942 г. под маркой Т-VI "Тигр". При боевой массе 55 т карбюраторный двигатель обеспечивал скорость до 38 км/час. Бронирование: лоб корпуса - 100 мм, башня - 100 мм, борт корпуса - 80 мм. Броневые листы - сварные, установленные вертикально. Привод башни гидравлический. Опорные катки - большого диаметра, расположенные в шахматном порядке. 88-мм пушка с длиной ствола 56 калибров обеспечивала бронепробиваемость полнокалиберным снарядом 115 мм по нормали на расстоянии 1000 м. Выпущено Т-VI было 1350 машин с августа 1942 по август 1944 г.

В январе 1944 г. началось производство танка Т-VIБ "Королевский тигр". Его боевая масса составляла 68 т. Лобовая броня корпуса-150 мм, башни - 180 мм. Броневые листы с оптимальным наклоном. 88-мм пушка с длиной ствола 71 калибр. Этот танк по некоторым параметрам напоминает проект КВ-4. Идея также утопическая и выпускался танк в небольших объемах.

Итак, тяжелые танки в СССР были приняты на вооружение значительно раньше, чем в Германии. Но подошли к процессу отработки машин поспешно, необдуманно. Техническая политика не отличалась последовательностью, планомерностью. Вместо доведения серийных машин до совершенства с точки зрения ресурса, боевых характеристик увлеклись экзотическими проектами супертяжелых танков. И в ходе войны довольно быстро первенство перешло к германским танкам.

Можно констатировать, что техническая политика в танкостроении в СССР перед второй мировой войной не отличалась последовательностью и оптимальностью. Вместо модернизации серийных образцов и тщательной отработки новых машин наблюдалось распыление усилий по многим проектам. Слабым местом было вооружение, а также ходовая часть. В итоге во время войны наша бронетехника уступала германской.

Источники

1.Астров И. А. Показ танка в Хамовниках.//3а рулем -1989 -No8
2.Бахметьев А., Кондрашин Г.,Спасибухов Ю. Из истории испытаний танка Т-34// Техника и вооружения -1999-No 2
3.Ванников Б. Л. Записки наркома.//Знамя -1988 -No2
4.Ветров А. А. Незабываемая "тридцатьчетверка".//Вопросы истории -1982 -No5
5.Ветров А. А. Так и было. -М.: Воениздат , 1982 -376 с.
6.Вишняков В. А. Танк на пьедестале. -М.: Воениздат, 1970 -280
7.Грабин В. Г. Оружие победы. - М.: Политиздат, 1989 -620 с.
8.Грянкин С. Т-44.//Техника Молодежи -1990 -No1
9.Ибрагимов П. С. Противоборство. -М.: ДОСААФ, 1989 -481 с.
10.Известия ЦК КПСС -1990 -No2
11.Конструктор боевых машин./Под ред. Н. С. Попова, -М.: Воениздат, 1988 -382 с.
12.Листровой В., Слободкин К. Конструктор Морозов. -М.: Политиздат, 1983 -180
13.Максарев Ю. Е. Так ковалась Победа.//Вопросы изобретательства, 1985 -No5
14.Мостовенко В. Д. Танки. Очерк истории зарождения и развития бронетанковой техники. -М.: Воениздат, 1958 -189 с.
15.Оружие Победы./ Под общ. ред. В. Н. Новикова. Изд. 2-ое. -М.: Машиностроение,1987 -671 с.
16.Уланов Р.Н. Переходный вариант// Техника и вооружения-1999-No4
17.Шмелев И. И. Танки в бою. -М.: Молодая гвардия, 1983 -229 с
18.Шмелев Н. Танк Победы.//Техника и оружие -1998 -ноябрь-декабрь.
19.Hahn E. Waffen und Geheimwaffen das deutschen Heeres. 1933-1945 jj. Bd. 2- Koblenz: Bernard & Grafe Verlag, 1987-670 p.
20.Hoffschmidt E. J.,Tantum W. H. German tank and antitank.- Old Greenwich, Connecticut, 1972- 450 p.


Спасибо В.И.
19-11-2002


viperson.ru

Док. 291909
Перв. публик.: 09.04.07
Последн. ред.: 27.10.10
Число обращений: 1179

  • Спасибо Владимир Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``