В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Информационная поддержка инновационных проектов Назад
Информационная поддержка инновационных проектов
Проблемы реализации инновационных проектов, создания новых технологий весьма актуальны для любой растущей экономики.

Существует технология управления инновационными проектами, которые относятся к категории весьма рискованных (или рисковых).

Цели и назначения рисковых капитальных вложений отличаются тем, что деньги ищутся под перспективную идею, и не оговариваются гарантии их обязательного возвращения за счет имущества, фондов или прочих активов фирмы.

Более того, с самого начала допускается возможность потери вложенных средств, если проект не принесет ожидаемых результатов. Интерес представляет участие в будущих доходах, право на использование новой технологии, новой продукции или значительный пакет акций новой компании. Инвесторы в определенный момент получают возможность сбыть полученные ранее по льготной цене акции и получить прибыль, значительно превышающую банковский процент. Именно сверхприбыль, извлекаемая из разницы между льготной и курсовой стоимостью акций, служит главной целью инвесторов.

Это, скажем так, классическая схема, ценность которой для российской экономики минимальна, поскольку фактически рынка ценных бумаг у нас так и не появилось. Но подход к организации финансирования инновационных проектов интересен с точки зрения информационного обеспечения подобных проектов в рамках крупных бизнес-структур, на стадии поглощения той или иной компании, либо своевременного вмешательства в процесс управления акционерными компаниями.

Процедура принятия решения о рисковом финансировании.

Основой для анализа является формальное предложение со стороны заинтересованной компании (бизнес-план).

Почему это предложение называют формальным?

Рассмотрим требования к нему на примере МФК.

Международная финансовая корпорация (входящая в структуру Всемирного банка) представляет собой частный банк со вкладами почти 150 стран. Придерживается в своей деятельности принципов рыночного риска и не требует правительственных гарантий. Кредитует до 25% стоимости новых инвестиционных проектов, а также до 40% стоимости проектов по модернизации.

Новые проекты более рискованны, нежели модернизационные. Меньше информационная обеспеченность. Меньше "прозрачность".

МФК настаивает на том, чтобы часть готовой продукции фирмы продавалась на экспорт.

Это служит бесспорным доказательством конкурентоспособности изделий.

Сведения, предоставляемые в МФК заявителем на кредит должны включать информацию о предприятии (собственность, персонал, оборудование, продукция, объемы выпуска, финансы), проекте (описание, цели, стоимость, объемы выпуска), рынке (размер, потенциал роста, клиенты, конкуренты, цены), технологии (уровень, перспективы развития, количество и квалификация персонала, инфраструктура, источники сырья, себестоимость), финансах (каналы сбыта, срок окупаемости, ).

Основной упор при оценке бизнес-плана делается на состав команды управляющих и их предыдущие заслуги.

Предпочтение отдается тем, кто имеет продолжительный опыт руководства подобными проектами.

Далее по степени важности идут экономические критерии: норма прибыли, рыночные цели с высоким потенциалом роста.

Техническая сторона проекта не вызывает большого интереса. Это объясняется доверием инвесторов к компетенции инициаторов проекта.

Для большинства проектов оценка экономической эффективности в условиях нестабильной рыночной и политической ситуации является чрезвычайно сложной задачей. Фактически дело сводится к расчетам с весьма и весьма грубыми допущениями в сторону ухудшения оценки. Расчеты зачастую требуют настоящего искусства, поскольку проходят в атмосфере полнейшей неопределенности - рынок, спрос, действия конкурентов. Во всяком случае, устанавливается соответствие эффективности проекта сложившейся норме прибыли.

Важным фактором считается глубина проработки проекта, формы его представления и подачи.

Многие специалисты отмечают склонность инвесторов, вынужденных принимать решения на основании не до конца ясной информации, полагаться на свои представления о людях, предлагающих тот или иной путь решения, и не пытаться самим оценивать альтернативные варианты. Обсуждение в таких случаях концентрируется на оценке авторитета защитников проекта, на их прошлых заслугах или неудачах в аналогичных случаях.

Авторитет вырастает на базе прошлых успехов, единства слова и дела, удачи в делах.

Авторитет позволяет считать, что прогнозы и цифры, которые приводит его обладатель, верны, и, более того, что он обладает достаточным опытом, чтобы воплотить эти прогнозы, даже если обстоятельства будут достаточно сложными.

· Механизм поэтапного финансирования.

Этот механизм позволяет снизить риск и уменьшить дефицит информации.

· Достартовое финансирование.

На первом этапе предприниматель нуждается в финансовой поддержке для проведения работ по теоретическому и практическому обоснованию коммерческой значимости идеи, исследованию рынка, разработке бизнес-планов. Длится этот этап до 1 года и в среднем требует до 300 тысяч долларов, по американской практике. Для российских условий стоимость этого этапа, как и других, ниже практически на порядок.

Это наиболее рискованные инвестиции, поскольку достоверная информация, позволяющая определить жизнеспособность предлагаемого проекта, практически отсутствует. Снижение информационной недостаточности возможно путем применения прогностических методов, привлечение квалифицированных независимых экспертов.

· Стартовое финансирование.

Практически завершается работа по организации новой фирмы, подбору основных сотрудников, близится к завершению разработка и испытания образцов продукции, изучение возможностей рынка.

Руководство фирмы располагает формальным планом деятельности, который служит основой для переговоров с инвесторами. Новая фирма нуждается в финансовых средствах для того, чтобы приступить к выпуску и реализации своей продукции. В некоторых случаях необходимы расходы на дополнительные исследования и разработки.

Этот этап может длиться до 1 года и потребовать до $1 млн.

На этом этапе дефицит информации в значительной степени может быть преодолен. Однако неудача может постигнуть из-за проблем с управлением проектом.

· Начальное расширение.

Переход к практической деятельности по коммерческому освоению нового вида продукции.

Фирма нуждается в рекламе, укреплении репутации у потребителей, преодолении конкуренции, создании сети сбыта товарной продукции, организации и совершенствовании управления производством.

Прибыль от реализации продукции еще не обеспечивает на этом этапе финансовых возможностей для дальнейшего роста, уплаты текущих расходов и создания оборотных фондов. В то же время имеющиеся активы не служат надежной гарантией для получения кредитов от банков. Этап может занять несколько лет и требует для нормальной деятельности нескольких миллионов долларов.

· Этап быстрого расширения.

Необходимы значительные средства для увеличения производственных мощностей, оборотного капитала, улучшения системы сбыта, совершенствования выпускаемой продукции. Фирма начинает приносить прибыль. Она может пользоваться значительными средствами из традиционных источников.

Если суммировать по срокам и стоимости, то от возникновения идеи до ее воплощения в действующий проект необходимо достаточно много времени, и достаточно много денег. Поэтому напрасно некоторые несведущие люди удивляются якобы замедленным темпам технического перевооружения российской промышленности. Нужны десятилетия. И очень много работы. И денег.

q Участие инвесторов в управлении фирмой.

Непосредственное участие инвесторов в управлении есть один из важных моментов преодоления информационного дефицита и снижения степени риска.

На достартовом этапе инвесторы лишены каких-либо достоверных сведений, за исключением общей идеи и биографических данных об учредителях фирмы. Возможности вмешательства в процессе развития проекта ограничены.

На стартовом этапе в Совет директоров фирмы обычно вводится представитель инвестора, получающий доступ к достоверной информации о положении дел.

На этапе начального расширения инвесторы участвуют в комплектовании штата сотрудников, организации и совершенствовании производства, формировании репутации новой фирмы, выработке мер по преодолению конкуренции.

На этапе быстрого расширения инвесторы содействуют укреплению репутации фирмы, привлекают дополнительные средства для увеличения производственных мощностей и оборотных капиталов, улучшению системы сбыта, совершенствованию выпускаемой продукции.

Опыт, связи и прочие возможности менеджеров инвестора используются фирмой за определенные компенсации - в частности, дополнительные льготные акции. Широкими возможностями для оказания помощи в управлении располагают крупные инвесторы. Они оказывают помощь в установлении связей с надежными банками и юридическими конторами; предоставлении лабораторного оборудования для НИОКР; подборе квалифицированных менеджеров; выделении специальных "ноу-хау" по увеличению масштабов производства.

· Коммерческий технологический обмен.

Одной из важных форм развития инновационных проектов, снижения технических и финансовых рисков является коммерческий технологический обмен, широко используемый в мировой практике (рис. 1).

Ё Закупки образцов новой техники используются для проведения сравнительных тестовых испытаний с отечественными образцами с целью улучшения последних. Но не все виды оборудования можно закупить (в силу политических, экономических, технических и прочих обстоятельств).

Ё Практика закупок изделий для последующего копирования малоэффективна. Приходится вновь проводить весь цикл НИОКР, причем особые трудности возникают при отработке и освоении технологии. Часто скопированное изделие уступает прототипу по важнейшим технико-экономическим показателям. Существует опасность возникновения патентных претензий.

Ё Импорт серийной новой техники обеспечивает получение и использование передовой технологии для решения острых производственных проблем. Однако это требует значительных расходов. Новая техника достаточно быстро морально устаревает. Возникает зависимость от страны-импортера (новые закупки, проблемы запасных частей, комплектующих, сырья и т.п.). Снижается стимулирование собственных исследований и разработок в данной области.

Ё Весьма широко в международном технологическом обмене распространены закупки лицензий. Лицензии предоставляются на научно-технические достижения, охраняемые законом, неохраняемые законом, а также товарные знаки.

? Законом охраняются изобретения, на которые выданы патенты. За исключением специально оговоренных случаев никто не имеет права использовать изобретение без разрешения владельца патента, объем прав которого определяется законодательством страны, выдавшей патент. Законом охраняются изобретения, на которые поданы или предполагается подать заявки (с учетом системы отсроченной экспертизы).

? Законом охраняются промышленные образцы (внешнее оформление изделий, на которое выдано свидетельство или так называемый "малый патент").

? Не пользуются правовой охраной секреты производства, технический опыт, правила эксплуатации, производственные навыки, оптимальные режимы работы, рецепты, технологические и монтажные схемы, температурные режимы и иная ценная научно-техническая информация ("ноу-хау"), то есть общая сумма еще не разглашенных технических знаний или другой ценной информации, необходимой для быстрого налаживания производства.

? В качестве "ноу-хау" могут выступать и изобретения, которые по тем или иным причинам не были запатентованы (скажем, автор полагает лучшим способом предохранения от воспроизведения третьим лицом сохранение изобретения в секрете). Предметом лицензионного договора на "ноу-хау" в ряде случаев являются и несекретные данные, которые, будучи систематизированы, приобретают значительную техническую ценность.

? По законодательству большинства стран предметом лицензионного договора является товарный знак, главное назначение которого - выделение товара из массы сходных. Товарный знак выполняет важнейшие рекламные функции; часто определяет качество изделий, поскольку при продаже лицензии на товарный знак продавец оговаривает условие сохранения качества продукции, выпускаемой под данным товарным знаком.

Ё Инжиниринговые услуги выполняются обычно специализированными фирмами, являющимися, как правило, самостоятельными организациями, либо дочерними предприятиями более крупных фирм. В число таких услуг входят:

· оценка технологических или экономических возможностей организации соответствующего производства;

· проектирование оборудования и помещений, включая проведение исследований, ОКР и испытаний;

· составление спецификаций;

· изготовление опытных образцов и т.д.;

· составление смет,

· проведения переговоров и заключения контрактов,

· контроль расходов;

· надзор за строительством;

· помощь в техническом управлении производством;

· обучение персонала и передача "ноу-хау";

· консультации по эксплуатации оборудования; организация сбыта и т.п.

Услуги типа "инжиниринг" часто сопровождаются предоставлением лицензий.

Ё При строительстве завода "под ключ" передающая сторона берет на себя обязанность генподрядчика и принимает ответственность за весь цикл строительства, включая предпроектные изыскания, проектирование, предоставление лицензий и "ноу-хау", разработку технологических цепочек, поставку комплектного оборудования и т.д. Эта форма передачи технологии весьма эффективна с точки зрения сроков внедрения технических новшеств и ликвидации отставания в определенных областях техники. Недостаток ее - разовый характер, большие расходы, известная консервация отставания в НИОКР.

Ё Под лизингом понимается арендный договор, в соответствии с которым арендатор по истечении установленного договором срока имеет право на покупку взятого в аренду оборудования. Договор о лизинге связан с соглашением о техническом обслуживании сданного в аренду оборудования со стороны специалистов арендодателя. Часто лизинговые операции проводятся при посредничестве третьих лиц (лизинговых компаний), которые на определенных условиях покупают оборудование у фирмы-продавца и сдают его в аренду конечному потребителю.

Одним из преимуществ лизинга является обеспечение финансирования сделки - арендные платежи, как правило, начинают взиматься только с того времени, когда оборудование установлено и начинает функционировать. Важным преимуществом такой формы соглашения является и то, что арендатор получает постоянную техническую помощь со стороны специалистов арендодателя в виде обслуживания, консультаций, что позволяет ему иметь длительный доступ к новой технологии и создает благоприятные возможности для внесения улучшений в эксплуатацию соответствующих машин и для замены арендуемого оборудования новым без значительных затрат.

К недостаткам лизинга относят то, что долгосрочная аренда почти всегда обходится дороже, чем затраты на их закупку. Лизинг выгоден при кратко- и среднесрочной аренде, а также при аренде уникального, дорогостоящего оборудования.

Ё Совместные НИР по решению технических проблем предполагают длительное сотрудничество сторон в решении конкретной технической задачи. Стороны на фиксированных возмездных условиях обмениваются конфиденциальной научно-технической информацией, производственными "ноу-хау", лицензиями на изобретения, патентами, создают проблемные группы и коллективы. В договоре предусматриваются возможности реализации научно-технических результатов.

Ё Совместные НИОКР с доведением до стадии промышленного внедрения предполагают весь цикл ОКР и начало серийного производства. Это более сложная форма сотрудничества, чем рассмотренные выше. Как правило, каждая из сторон опирается на свой задел (в научной или конструкторско-производственной сфере), используя достижения партнера в других областях.

Ё Промышленная кооперация и совместное производство. Это одна из наиболее перспективных и высокоэффективных форм переноса технологии. Важнейшей чертой такого сотрудничества является объединение научно-технических потенциалов участников. Промышленная кооперация на основе совместных исследований и разделения труда в производстве отдельных деталей, узлов, компонентов с последующими поставками, совместным сбытом продукции при сохранении юридической независимости сторон - это так называемый контрактный "джойнт венчур". Партнеры, сохраняя свою юридическую независимость, вступают в длительные и устойчивые отношения. Целью этих отношений может быть разработка новых технологий, обмен научно-технической информацией, производство и (или) сбыт товаров. По соглашению о кооперации организуется совместное производство, при котором каждый участник специализируется либо на изготовлении отдельных компонентов, либо определенной части готового изделия, которое в дальнейшем обменивается таким образом, что каждый партнер получает полную номенклатуру товаров. Одновременно партнеры могут организовать сбыт готовых изделий либо через свои сбытовые организации, либо через сбытовую сеть одного из участников. В соглашении о промышленной кооперации партнеры могут предусмотреть расчеты на компенсационной основе.

Промышленная кооперация является особенно эффективной формой передачи технологии, так как здесь имеет место сотрудничество на всех этапах создания, внедрения и коммерческой реализации новой техники (совсем свежий пример - соглашение между корпорацией "Иркут", созданной на базе Иркутского авиационного производственного объединения и индийской государственной авиастроительной корпорацией "HAL" о совместном производстве военной и гражданской авиатехники).

v Маркетинг по организации совместного производства

Специфика маркетинга по организации совместного производства (научно-технической кооперации) в том, что реальная коммерческая ценность технологии может быть установлена лишь в процессе эксплуатации товара, продукта, производимого по данной технологии. Поэтому процедура проведения маркетинга становится достаточно сложной и состоит из следующих этапов:

· анализ имеющейся технологии, степени разработки, защиты патентами, возможный набор поставок оборудования, представления услуг и т.п.;

· формулирование финансовых, производственных и иных целей компании;

· определение пакета или возможных вариантов предложений по организации совместного производства;

· определение потенциальных партнеров по совместному производству;

· определение возможностей потенциальных партнеров по налаживанию совместного производства;

· проведение переговоров по соглашению.

q Оценка уровня разработки технологии.

В данном случае речь идет о том, является ли разработанная технология принципиально новым изобретением или усовершенствованием уже имеющейся. Следует объективно оценить ее преимущества по сравнению с аналогичными разработками, степенью готовности к внедрению в производство, патентную защищенность.

Наиболее успешно продается промышленно освоенная технология, по которой начато серийное производство. Владелец технологии должен иметь патенты и товарные знаки, обеспечивающие ее правовую защиту, располагать производственным опытом, "ноу-хау", квалифицированным персоналом, способным оказать техническую помощь покупателю (партнеру). Очень важно реально оценить возможность поставки сырья, деталей, узлов для налаживания производства.

Ценность технологии в значительной мере зависит от прочной правовой защиты в стране покупателя (партнера). В ряде случаев целесообразно перенести усилия в юридическом обеспечении интересов покупателя (партнера) за счет соответствующего товарного знака. Если наибольшую значимость для изготовления лицензируемого продукта имеет технический опыт и секреты производства, именно они должны лежать в основе соглашения об организации совместного производства или лицензировании. Существенное значение имеет реальная оценка технической помощи, которую продавец технологии (соучредитель совместного производства) может оказать покупателю. В понятие технической помощи входит, в частности, обучение персонала покупателя на предприятии продавца технологии и командирование специалистов продавца на фирму покупателя. Сроки обучения и командировок должны быть оптимальными и гарантировать полную передачу всех необходимых навыков и знаний.

Ё Формулировка целей организации совместного предприятия.

Главным фактором маркетинга технологии, не воплощенной в готовых изделиях, выступает использование возможностей получения прибыли от ее реализации в качестве товарной продукции, выпускаемой фирмой или предприятием покупателя лицензии. Необходимо решить вопрос о том, следует ли создавать совместное предприятие с получателем лицензии на базе новой технологии или предоставить ему право на ее самостоятельное использование, избегая при этом риска, неизбежно возникающего с учреждением новой фирмы.

Принятие решения диктуется реальными экономическими условиями. Новая технология предоставляется независимым иностранным фирмам только в том случае, если прибыль от этой сделки будет выше, чем от создания филиала или совместного предприятия, то есть от прямых капиталовложений за границу. Причины создания совместных предприятий или продажи лицензий достаточно разнообразны (рис.2)

Наиболее распространенными вариантами пакетов предложений на организацию совместного производства на базе новой технологии или продажу лицензий в международной практике являются следующие:

q предлагается создать совместное предприятие по производству товаров с применением новой технологии. Фирма-разработчик обязуется в качестве взноса в совместную фирму предоставить соответствующую технологию, принадлежащие ей патенты, товарные знаки, "ноу-хау", налаживать на ней производство, включая техническую помощь по проектированию новых производственных площадей и мощностей, обучать персонал, а также оказывать управленческие и иные услуги. Организация совместной фирмы оформляется в соответствии с рядом основных и дополнительных соглашений. Особо оговариваются доли сторон в капитале вновь созданной фирмы, порядок распределения прибылей и т. д.

q Продается лицензия на право применения новой технологии. При этом продавец лицензии обязуется поставлять исходное сырье, полуфабрикаты, основные технологические линии и узлы, запасные части, оказывать техническую помощь в изготовлении предмета лицензии, обучать персонал. По мере освоения производства поставки полуфабрикатов и комплектующих узлов и деталей снижаются. Покупатель лицензии может быстро приступить к производству продукции, продавец - экспортировать в течение довольно длительного времени в страну полуфабрикаты и комплектующие изделия.

q Предоставление лицензии с оказанием широкой технической помощи в налаживании производства.

q Продается лицензия с частичной или полной оплатой ее стоимости поставками произведенных по лицензии изделий.

q Предоставляется лицензия на условиях, при которых продавец обязуется оказывать содействие в сбыте изготовленной продукции через свою сбытовую сеть в третьих странах.

При подготовке проектов предложений об организации совместных предприятий в них включаются подробные и максимально убедительные по содержанию и форме технико-экономические обоснования рентабельности применения новой технологии, ее преимущества по сравнению с аналогичными или альтернативными технологиями. Предложения сопровождаются расчетами, содержат необходимый минимум технических данных, соответствующие чертежи, графики, схемы и т.п.

Проект предложения составляется таким образом, чтобы наглядно, технически и экономически мотивированно показать потенциальному партнеру выгодность приобретения новой технологии. В предложении обязательно указывается правовой статус соответствующей технологии (наличие патентной защиты, зарегистрированных товарных знаков, поданных заявок на получение охранных документов и т.д.).

Ё Определение потенциальных партнеров по совместному производству

Центральным вопросом при организации совместного производства или заключении лицензионного соглашения является правильный выбор партнера. Как первый, так и второй вид сотрудничества отличается от обычной сделки купли-продажи и ряда других коммерческих сделок тем, что они не носят разового характера. Устанавливаются длительные отношения. Лицензионные соглашения действуют не менее 5 лет, не говоря уже о сроке функционирования совместного предприятия, организованного на солидной основе.

Обычно о потенциальных партнерах на предполагаемом рынке сведения получают из ряда источников с тщательной проверкой их достоверности (рис. 3).

При анализе полученной информации особое внимание обращается на следующие обстоятельства:

· Правовое положение контрагента (рис.4);

· Финансовое положение контрагента (рис.7);

· Научно-технический уровень(рис.5);

· Коммерческое положение (рис.6);

· Вопросы налогообложения (рис.8).

Ё Определение возможностей потенциальных партнеров по освоению производства (рис.9)

Успех реализации маркетинговой стратегии продавца лицензии, учитывая деятельность складывающихся между сторонами отношений, во многом зависит от надлежащей оговорки расчета за предоставление лицензий. В том числе и от того, как и в какой мере будут производиться лицензионные платежи.

Широко распространена практика выплаты части лицензионного вознаграждения в виде аванса. В тексте договора специально оговаривается, что он вступает в силу только после выплаты аванса. Должно быть оговорено, где и через какие отрезки времени выплачивается лицензионное вознаграждение, в какой валюте, по какому курсу, кто несет расходы, связанные с переводом денежных сумм, уплатой местных налогов и сборов, штрафные санкции за несвоевременную выплату лицензионного вознаграждения, форма компенсации в случае девальвации валюты.

Оговаривается срок освоения технологии и срок начала выплаты процентных отчислений с объема продаж.

Важным обстоятельством является учет антимонопольных законов тех или иных стран, в которых действуют покупатели или продавцы. Нарушение этих законов может привести к ограничению коммерческой деятельности покупателя лицензии только территорией собственной страны или необходимости сообщения продавцу лицензии об иностранных заказах; увеличению затрат на экспорт; выдвижения требования приобретения сырья, комплектующих только через продавца лицензии, требования выполнения сборки изделий при участии представителя фирмы-продавца лицензии; принуждение к информации о выполнении НИОКР; соглашение о ценах и т.п.

Очень важное значение имеет процедура окончательных переговоров. Целью их является согласование оставшихся спорных вопросов, а также детализация положений, по которым уже достигнуты принципиальные решения.

Важность этой процедуры обусловлена тем, что отдельные неясности, разночтения, ошибочное понимание намерений друг друга могут привести к острым спорам впоследствии или стать предлогом к невыполнению договора.

Необходимо четко отработать текст статей договора, касающихся права требовать от покупателя лицензии периодических отчетов в установленные сроки с освещением элементов производственных и сбытовых расходов при изготовлении и продаже продукции, объема и стоимости продукции на складах. Данные эти должны удостоверяться независимыми аудиторами. Следует оговорить право продавца лицензии в любое время осуществлять проверку отчетных данных и бухгалтерских счетов покупателя лицензии, касающихся производства и сбыта лицензионной продукции.

Изложенные методы информационного обеспечения инновационных проектов могут помочь в снижении рисков и успешном решении задач обеспечения конкурентоспособности компании.

Спасибо В.И.
19-11-2002

viperson.ru

Док. 291904
Перв. публик.: 09.04.07
Последн. ред.: 27.10.10
Число обращений: 620

  • Спасибо Владимир Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``