В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Реализация закона о местном самоуправлении Назад
Реализация закона о местном самоуправлении
В: Реализация закона о местном самоуправлении, напомню, он был принят еще в 2003 году, находится под пристальным вниманием парламентариев уже не первый год. Фактически он должен был вступить в силу уже с января этого года, но в нем предусматривался и ряд переходных положений. В прошлом году в качестве эксперимента он был апробирован в Новосибирской области и Ставропольском крае. Теперь закон действует на всей территории России, но как. В Свердловскую область отправилась наша съемочная группа. Репортаж Павла Рязанцева и Максима Красичкова.

КОР: Депутаты Госдумы приехали в Свердловскую область, крупный промышленный регион, чтобы посмотреть, как там идет реализация 131 закона о общих принципах организации местного самоуправления. Основной вопрос поездки, как добиться, чтобы процесс разграничения полномочий между уровнями власти привел к положительным изменениям жизни людей, каждого конкретного муниципального образования и способствовал реализации национальных проектов, предложенных президентом Владимиром Путиным. Работа над национальными проектами идет. Муниципалитеты создают современные, оснащенные по последнему слову техники пункты общей врачебной практики. Люди с удовольствием ходят к семейным врачам.

- Вы знаете каждую семью?

СВЕТЛАНА РАКИТОВА (врач пункта общей врачебной практики пос. Красное Свердловской области): Да, я здесь работаю 18 лет.

- Оборудование прибавилось?

СВЕТЛАНА РАКИТОВА: Оборудование прибавилось, возможности увеличились.

- Чисто технические возможности?

СВЕТЛАНА РАКИТОВА: Да, намного больше стали.

- А машины есть?

- СВЕТЛАНА РАКИТОВА: Да, есть машины.

КОР: Первый этап муниципальной реформы здесь завершен. Граница муниципальных образований установлены, любой житель, как и прописано в законе, может дойти пешком до приемной главы за считанные минуты.

Свердловская область - один из немногих регионов, где инициатива муниципалитетов по улучшению жизни людей поддерживается через программу развития муниципальных образований. Однако до реального разграничения полномочий еще далеко. У всех муниципальных образований одна общая проблема - где взять деньги на ремонт теплосетей, на образование и медицину. Центр наделил их весьма серьезными обязанностями, но не дал достаточно финансовых ресурсов, чтобы пополнять свой бюджет.

Городской округ Верхняя Пышма лишился в 2006 году каждого пятого рубля в своем бюджете и вынужден свернуть программу реконструкции коммунальных сетей частных домовладельцев.

ЮРИЙ ЯКОВЛЕВ (глава городского округа Верхняя Пышма Свердловской области): Самое это существенное - налог на прибыль, которым именно в нашем городском округе это была самая собираемая и самая большая строка в нашем бюджете, и ее у нас изъяли.

КОР: То есть 50, половину вы потеряли?

ЮРИЙ ЯКОВЛЕВ (глава городского округа Верхняя Пышма Свердловской области): Нет, не половину, где-то, ну, 15-20 процентов.

КОР: Губернатор Свердловской области Эдуард Россель именно в этом видит главную трудность в реформе местного самоуправления. И об этом он говорил на научно-практической конференции "Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований. Правовая и экономическая основа". Фактически в основе местного самоуправления остается лишь крайне трудно собираемый налог на недвижимость.

ЭДУАРД РОССЕЛЬ (губернатор Свердловской области): В Государственной думе в первом чтении принят соответствующий закон, согласно которому этот налог должен заменить два местных налога на землю и на имущество физических лиц. В пояснительной записке к законопроекту написано, что поступления могут вырасти в 50-70 раз.

- На сегодня, по всей вероятности, наверное, это невозможно - увеличить наши доходные и расходные части за счет каких-либо предпринятых нами мер.

В. МОКРЫЙ (председатель Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления): Межбюджетные отношения, я полагаю, что должны меняться, прежде всего, между РФ и субъектами. И, безусловно, должны быть больше самостоятельных доходных источников для муниципальных образований. Давать собственные доходные источники муниципалам, те, которые само государство не может собрать - а это земельный налог и налог на имущество физических лиц - по меньшей мере, просто нечестно.

КОР: Члены делегации Госдумы говорили, что раз Центр забрал у муниципалитетов основные источники доходов, то он и должен взять на себя капитальное строительство объектов инфраструктуры и ЖКХ. А сами муниципалитеты должны развивать местный бизнес, который и будет им платить налоги. Депутат Георгий Голиков именно за эту схему разграничения полномочий.

Г. ГОЛИКОВ (член Комитета по вопросам местного самоуправления): Это развитие местной налогооблагающей базы, а также поддержание из федерального центра тех проблем местного самоуправления, которые сегодня нельзя решить, прежде всего, строительство мощных очистных сооружений, строительство мощных водозаборов, это дороги, это объекты, которые обеспечивают жизнедеятельность органов местного самоуправления.

КОР: Еще одни выход, который депутатам Госдумы предлагали на Урале, во время конференции встреч и круглых столов. Учитывая, что на государстве лежит задача - обеспечить граждан минимальными социальными стандартами, то выяснить - сколько стоят эти стандарты в расчете на каждого жителя. Исходя из численности населения каждого муниципалитета определить нормативы бюджетной обеспеченности и решать, какие налоги отдать местным самоуправлениям, исходя из этих нормативов. Полномасштабная реформа местного самоуправления начнется в 2009 году. К этому моменту депутаты изучат опыт не только свердловский, но и других областей. Определят наиболее приемлемую схему исполнения 131 закона.


РТР Парламентский Час. Москва.

5 марта 2006 г.


Док. 291633
Перв. публик.: 05.03.06
Последн. ред.: 06.04.07
Число обращений: 358

  • Голиков Георгий Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``