В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Станислав Говорухин: `Кино снимают дети богатеньких родителей, не видевшие жизни` Назад
Станислав Говорухин: `Кино снимают дети богатеньких родителей, не видевшие жизни`
На XII Фестивале "Литература и кино" в Гатчине, соучредителем которого является газета "Культура", Гран-при "Гранатовый браслет" получила картина Станислава Говорухина "Не хлебом единым" по одноименной книге Дудинцева. Жюри отметило также исполнителя одной из ролей Виктора Сухорукова и оператора Юрия Клименко. Мы беседуем с кинорежиссером Станиславом Говорухиным.
- Станислав Сергеевич, что вы думаете по поводу заявления одного из гостей форума, что мы с вами присутствуем на старомодном фестивале старомодного кино?
- Недаром же говорят, что новое - это хорошо забытое старое. Сегодня общество выздоравливает, и естественно, что параллельно с этим возрастает интерес к хорошей литературе. Возможно, мы присутствуем на фестивале модного кино. Очевидно, что в тени смутных лет общественный вкус вывернут наизнанку. К сожалению, впереди этого безумия стоит армия критиков. Бездарности выдаются за талант, а талант за бездарность. Ко входу в храм искусства, который так защищают искусствоведы, проскальзывают только джинсовые мальчики с произведениями, названия которых мы быстро забываем.
Я в свое время работал ассистентом у Сергея Бондарчука на фильме "Война и мир". Прихожу как-то, а он какой-то особенный. Спрашиваю, в чем дело, а он отвечает: "Только сегодня понял, что такое искусство, прочитав статью Толстого "Что такое искусство?". Я тут же отправился в библиотеку, прочитал ее и ничего не понял. И вот начались эти окаянные дни, и года три назад я снова взял статью Толстого. И наконец понял. Он говорит, что всякое оцененное критиками ложное искусство - это та дверь, в которую немедленно хлынут все лицемеры искусства. Мы как раз переживаем этот период, когда бездарность становится талантом в глазах общества. Благодаря критикам в основном. Просто некому крикнуть, что мальчик-то голый. Фильмы о жизни сегодня снимают дети богатеньких родителей, не видевшие этой жизни. Фильм про армию - 20-летний пацан, а Родину защищают дети нищих родителей, рабочих и крестьян. Снимают ложь, вредную ложь.
- А вы согласны с утверждением, что в кино существует только одна профессия - режиссер?
- Нет. Расскажу свой любимый киношный анекдот. Оператора спрашивают: "Ты после стакана водки сможешь снимать кино?" - "Смогу", - отвечает. "А после двух?" - "Наверное". - "А после бутылки?" - "Смогу, но уже как режиссер". Главная профессия в кино - это автор. Сегодня без него никуда. А когда говорят, что операторское искусство достигло у нас таких высот, что способно прикрыть режиссерские просчеты и непрофессионализм, с этим тоже не соглашусь. Так, как снимали 30 - 40 лет назад, как делали это Урусевский и Юсов, мы еще не научились.
- Что вы думаете о прокате своего фильма и картин коллег, скажем, "Русских денег" Игоря Масленникова, которые наряду с "Не хлебом единым" участвовали в конкурсе Гатчинского фестиваля?
- В кинотеатрах сидят сегодня тинейджеры и абсолютная дурь. Эта публика кардинально отличается от той, которая пришла на мой показ в Гатчине. Там была наша публика. В кинотеатрах дети ничего не поймут из наших с Масленниковым фильмов. Им нужны компьютерные сказки, "Дозоры". Кого, вы думаете, встречают пионеры в "Орленке" и "Артеке" как героев-космонавтов? Четверых артистов, изображавших отморозков в фильме "Бумер". Вот какое кино сегодня востребовано в кинотеатрах, к сожалению.
Читали ли вы воспоминания Феллини? Так он там говорит, как любил один кинотеатр и как однажды увидел в нем единственного зрителя. Это был молодой парень, который закинул ноги на переднее кресло, на ногах у него были ролики, на голове - наушники. Лет десять назад и я с ужасом обнаружил, что моя публика, для которой я жил и продолжаю трудиться, в кино перестала ходить. И не только потому, что ей это не по карману. Многие интеллигентные люди не могут туда войти - им противен сам запах этой киношки, где пахнет маслом, где рядом сидят и жуют попкорн. Из слова "кинотеатр" нужно убрать вторую его составляющую. Это киношка.
Но все-таки существует какая-то обратная связь. Если мы начнем делать свое кино, несмотря на то что публика на него не пойдет, если в головах режиссеров и создателей фильмов исчезнет эта дурь, прекратиться разруха, то кинотеатры в итоге наполнит серьезная публика, настоящая, интеллигентная.
Сегодня в Госдуме обсуждается закон, против которого я буду выступать. Речь о введении квоты - чтобы не менее сорока процентов на экране составляли российские фильмы. Это абсолютно ничего не даст. Дело не в количестве фильмов, а в количестве сеансов. Хозяин кинотеатра на сеансе в 9 утра покажет "Русские деньги", а на всех остальных - американский боевик. Для того чтобы квота сама собой установилась, необходимо, чтобы мы производили как минимум 52 фильма, окупающих себя. А мы делаем - 3 - 4, да и то при безумной рекламе, которая превышает бюджет самого фильма. Эту квоту нельзя вводить и по другим причинам. Сегодня российское кино гораздо безнравственнее зарубежного. Наши дети играют не в Брюсов Уиллисов, не в героев Сталлоне, которые борются со злом, где добро всегда побеждает мрак. Они играют в крутого парня Сашу Белого из "Бригады", героев "Бумера". Пока ничего не наладится в головах создателей фильмов, ни о каких квотах и речи быть не может.
Кино сегодня разрушительное. Оно не следует завету Пушкина - будить добрые, благородные чувства, хотя это главная обязанность художника. Оно отнимает у человека последние жизненные силы. И если ты гражданин, то должен понимать, что свобода слова - это не свобода от ответственности перед обществом, перед молодым поколением. Это должны осознавать и создатели фильмов, и критики. Потому что Россия будет такой, какими вырастут ее граждане. Кино - по-прежнему важнейшее из искусств, потому что все хорошее и плохое молодой человек получает сегодня из кинофильмов, не важно, посмотрел он их по телевизору, с экрана компьютера, на видео или в кинотеатре. Только раньше мы смотрели один фильм, а теперь можем хоть семь в день. Представляете, на каком важном фронте искусства мы работаем!
- Есть надежда, что и культура станет в ближайшее время приоритетной отраслью?
- В этом году исполняется 10 лет Комитету по культуре Государственной думы. В мою бытность его председателем воспряла киноиндустрия. Был принят закон о господдержке кинематографа, кинематограф был освобожден от НДС. Вы хоть представляете, что это такое? И он как на дрожжах вырос за 4 года. Осталось главное - культура должна стать приоритетным направлением. Иосиф Кобзон добился встречи с Президентом и получил такое обещание от Путина. Сегодня приоритетными направлениями считаются строительство, сельское хозяйство, медицина и образование. Если мы в этом году не получим дополнительные ассигнования на культуру, то со следующего года можем быть в этом твердо уверены. Надежда есть.


Культура. Москва.

16 Марта 2006 г.


Док. 291621
Перв. публик.: 16.03.06
Последн. ред.: 06.04.07
Число обращений: 364

  • Говорухин Станислав Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``