В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павлов Р.Н.: Роль бизнеса в реализации социальных проектов Назад
Павлов Р.Н.: Роль бизнеса в реализации социальных проектов
Понятие "национальный проект" в современных условиях представляется не совсем адекватным определением по отношению к тем мероприятиям, которые в настоящий период в России становятся приоритетными. В этом смысле понятие "социальный проект" представляется более верным определением для мероприятий подобного рода. Социальная сфера в настоящее время является одной из наиболее недооцененных по степени государственного вмешательства сфер, и в этом смысле она требует особого внимания со стороны различных органов власти, причем в некоторых случаях возможно также и привлечение деловых кругов к решению разного рода задач социальной политики страны. Среди имеющихся на сегодняшний день национальных проектов имеются три проекта, которые можно было бы назвать социальными в силу специфики каждого из них, - "Образование", "Здоровье", "Жилье". Четвертый проект "Развитие АПК" хотя и связан с социальной сферой, все же в большей степени преследует задачу повышения эффективности данной сферы.
    Для того чтобы обозначить роль бизнеса в реализации социальных проектов, необходимо сначала определить роль, которая ему отводится в настоящий момент при реализации национальных проектов. Долгое время диалог между правительством и бизнес-сообществом в России носил достаточно специфический характер замкнутого взаимодействия, которое выражалось в поиске определенных преимуществ для крупного бизнеса, получение которых зачастую препятствовало созданию в стране условий для развития честной конкуренции. В основном, участие бизнеса в различного рода социальных проектах происходило на добровольной основе. И лишь с момента начала реализации национальных проектов диалог между правительством и бизнесом по поводу его участия в национальных проектах приобретает более или менее целенаправленный характер: просматривается тенденция к привлечению бизнеса к поиску вариантов решения задач государственного уровня. Наиболее активно в настоящий момент бизнес привлекается при реализации проекта "Образование", причем его роль здесь не сводится только к какому-то отдельному виду помощи: здесь мы видим довольно пеструю картину различных видов участия. Если попытаться их систематизировать, получается следующий перечень функций, которые предлагаются бизнесу государством:
1)    Функция разработки профессиональных стандартов для высшего образования и определения потребности рынка труда в специалистах того или иного профиля.
2)    Контроль качества образования, и в этой связи расширение практики целевых заказов.
3)    Участие в образовательном процессе: проведении занятий, принятии экзаменов и т.д.
4)    Развитие института попечительских советов
5)    Участие в эксперименте по введению образовательного кредита.
6)    Создание бизнес-школ.
7)    Участие в создании эндаументов (специальных фондов, создаваемых при высших учебных заведениях, средства которых можно инвестировать в коммерческую деятельность с тем, чтобы получать доход, который предполагается расходовать на научные и образовательные программы).
Таким образом, можно сделать вывод, что роль бизнеса в управлении образовательной системой в России на завершающем этапе реализации национальных проектов должна существенно расшириться ввиду его участия не только как инвестора, но и как эксперта, однако при этом его участие в определении образовательных стандартов не должно выходить за определенные рамки. Поскольку бизнес не может быть компетентен в определении стандартов по дисциплинам, не относящимися к предпринимательской деятельности, следует ограничить его участие в этом процессе формированием стандартов по дисциплинам, относящимся к направлениям "менеджмент", "экономика" и "коммерция" как наиболее профильных областей предпринимательской деятельности.
Говоря о связи между бизнесом и государством в контексте системы образования необходимо учесть и еще один аспект взаимодействия их в этом процессе: формирование наукоемкого, или инновационного, бизнеса, в подготовке которого принимают непосредственное участие государственные высшие учебные заведения. В этой связи весьма показательным представляется пример Томского государственного университета, который приступил к модернизации своей системы образования, исходя из опыта зарубежных стран. Суть эксперимента состоит в целенаправленной подготовке специалистов в области инновационного бизнеса, которая предполагает, подготовку кадров, способных инициировать создание инновационных предприятий. Одной из интересных идей, связанных с экспериментом, является создание учебно-научного инновационного комплекса "оксфордского типа". Это система, при которой университет окружен кольцом наукоемких фирм, учрежденных собственными выпускниками. По имеющимся данным, насчитывается пятьдесят подобных фирм в Томске, и они дают 80 % объема наукоемкой продукции города Томска, Томской области. Для сравнения отметим, что в Оксфорде насчитывают около 300 подобных фирм, и целью эксперимента является доведение количества томских предприятий до 2001. В принципе, подобные проекты могут быть реализованы в современных условиях, однако, учитывая природу инновационного бизнеса и особенности, связанные с налогообложением малого бизнеса, необходимо в первую очередь разработать законодательство, которое бы стимулировало развитие частных инициатив в области инноваций. Здесь речь идет как о налоговом законодательстве, так и о законодательстве, защищающем права на интеллектуальную собственность. Возможна также и практика создания подобных предприятий в рамках уже имеющихся производственных предприятий, когда подобные предприятия приобретают статус лабораторий (по аналогии с лабораториями промышленных предприятий США в первой половине XX века).
Идея о создании эндаументов, фондов, средства которых можно инвестировать в коммерческую деятельность с тем, чтобы получать доход, который, по замыслу авторов проекта, направляется на образовательные программы2, представляется довольно туманной, поскольку в данном случае мы не видим четкого механизма вознаграждения предпринимателя за риск, связанный с использованием данных средств и соответственно получением нормы прибыли, направляемой на образовательные цели, которая была бы приемлемой для предпринимателя. Заинтересованность предпринимателя в подобном роде деятельности должна подкрепляться определенными стимулами. Необходимо, чтобы доход от этой коммерческой деятельности распределялся таким образом, чтобы часть его доставалась предпринимателю в качестве прибыли, и только определенная часть в виде налога могла поступать на образовательные цели. Фактически это плата за пользование средствами эндаумента. Государство таким образом предоставляет предпринимателю кредит, проценты от которого направляются на образовательные цели.
И, наконец, еще один момент возможного привлечения бизнеса к реализации проекта "Образование" - это участие бизнеса на правах соучредителя. Как заявил председатель РСПП А. Шохин, "действующее законодательство рассматривает соучредительство как форму приватизации, что отпугивает бизнес от спонсорской деятельности". По его мнению, если бы бизнес-структуры могли выступать соучредителями учебных заведений вместе с муниципальными и региональными властями, предприниматели получили бы инструмент контроля над выделенными средствами и стали бы охотнее инвестировать в образование3. Однако сама по себе возможность контроля еще не стимулирует предпринимателя вкладывать средства в образование. Необходимо создание системы стимулов для подобного рода деятельности. В принципе, здесь уместно использовать практику целевых заказов.
Другим важным проектом, требующим участия бизнеса, является проект "Здоровье". Участие малого бизнеса в качестве производителя медицинских препаратов и услуг фактически уже утвердилось в данной отрасли, и потому основное внимание в контакте между государством и бизнесом в этой области должно уделяться иным аспектам взаимодействия. В частности, президент ТПП РФ Е. Примаков отметил, что "в рамках соглашения о сотрудничестве, подписанном между ТПП РФ и Росздравом, возможно создание механизмов, содействующих активному вовлечению малого и среднего бизнеса в выполнение программ национального проекта в области здравоохранения, а также полноценного контроля качества поставляемой в рамках госзаказа продукции"4. В данном случае контроль над медицинской продукцией, поставляемой на рынок, согласно рекомендациям ТПП РФ, сделанной по результатам круглого стола, посвященного проблеме контроля, должен осуществляться государственными органами (МВД, Росздравнадзором и т.д.). Однако в настоящее время возникает такая ситуация, при которой бизнес мог бы взять на себя часть функций по контролю за качеством приобретаемой продукции в рамках госзаказа. Известно, что процесс приобретения медицинской продукции в рамках госзаказа зачастую приобретает формы коррупционного сговора. Как заявил депутат Госдумы РФ М. Гришанков, проведенная Счетной палатой РФ проверка показала, что некоторые люди начали наживаться на закупках медицинского оборудования, деньги на которые были выделены в рамках нацпроекта "Здоровье"5. Выяснилось, что иногда приобретается старое оборудование по завышенным ценам. Журналист О. Вакуловский привел данные, согласно которым, из-за коррупции государство каждый год теряет на госзакупках по 150 млрд. рублей, в то же время на все национальные проекты в 2006 г. выделено 120 млрд. рублей6. Подобная информация указывает на необходимость инсайдерского контроля государства со стороны бизнеса, который должен предполагать создание института, включающего лиц, не участвующих в конкурсе и не связанных с участниками конкурса, выполняющего функцию контроля качества приобретаемой продукции и условий заключения сделок. Здесь могут быть представлены и участники инновационного бизнеса в области здравоохранения, а также лица, заинтересованные в сохранении конкурентных условий проведения госзакупок в данной сфере: малый и средний бизнес.
Таким образом, функции бизнеса при реализации таких социальных проектов, как "Образование" и "Здоровье", могут быть весьма разнообразными, и эффективность каждого из них находится в непосредственной зависимости от степени компетентности предпринимательского сообщества в выполнении той роли, которая ему отводится.

Павлов Р.Н.
к.э.н., с.н.с. ЦЭМИ РАН
2007 г.



Док. 291549
Опублик.: 06.04.07
Число обращений: 472


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``