В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павлова Е.Д.: Медиаобразование как способ формирования национальной информационной культуры Назад
Павлова Е.Д.: Медиаобразование как способ формирования национальной информационной культуры
Медиаобразование рассматривается сегодня как один из способов формирования национальной информационной культуры, социальной интеграции, развития личности и становления гражданского общества. СМИ играют значительную роль в современном обществе, поэтому разносторонние и систематические формы обучения в сфере СМИ являются составной частью образования современного гражданина. Медиаобразование #8722; относительно новое направление в педагогике, помогающее молодому поколению изучить законы функционирования СМИ, и, как следствие, сформировать "психопротектор", защищающий от негативного информационного воздействия со стороны масс-медиа.
Перспективы развития медиаобразования в России в обозримом будущем заключаются в преодолении деструктивных ориентаций в зрительской культуре и в приобщении молодежи к духовным, этническим, этнокультурным и эстетическим ценностям, проведении патриотического и гражданского воспитания в сфере экранной культуры. Актуальность исследований потенциала медиаобразования в указанной сфере не вызывает сомнений, поскольку деструктивное информационное воздействие масс-медиа на сознание и поведение людей является чрезвычайно серьезной политической, экономической, социально-психологической и философской проблемой. И эта проблема не только России, она затрагивает практически все страны мира. К сожалению, далеко ходить за примерами не приходится. Сегодня мы становимся свидетелями разрушения национальных и духовных ценностей в результате целенаправленной и тонко продуманной информационной агрессии, безнравственного использования политических технологий, изобилия асоциальной рекламы, стремительного распространения тоталитарных сект и деструктивных культов, в т.ч. и террористической направленности. Миллионы людей практически не защищены от скрытого внедрения духовный мир чуждых отечественной культуре идеалов и псевдонравственных ценностей, от манипуляций сознанием и поведением. И, что особенно тревожно, больше всего подвергается обработке агрессивной, недоброкачественной информацией современная молодежь, в сознание которой внедряются враждебность к ближним, к культурным и национальным ценностям, к государственным и общественным интересам. Низкопробные развлекательные материалы, кинобоевики, подталкивающие на сомнительные подвиги, навязчивая и подчас безнравственная реклама подрывают духовное и интеллектуальное здоровье народа, содействуют распространению алкоголизма и наркомании, насилию и преступности. В условиях постиндустриального развития, открытости форм и технических возможностей социальных коммуникаций "вторжение" в ментальные структуры сознания может осуществляться преднамеренно. Поэтому важнейшая задача современного образования заключается в том, чтобы формировать у человека устойчивые мировоззренческие структуры, отличающиеся относительной инвариантностью и выступающие нормативными и культурно-ценностными критериями отбора и усвоения информации.
В современных трактовках медиаобразования упор делается на формирование у аудитории СМИ способности к критическому осмысленному усвоению медийного содержания, основанной на знаниях о сущности, специфике и целях массовых коммуникаций. Всё большее внимание уделяется выработке активных подходов к медийному содержанию с акцентом на развитие самостоятельного критического мышления по отношению к средствам массовой информации, на приобретение практического опыта выявления ложных сведений и искажений в получаемой информации, на выработку стойкого иммунитета против манипулятивного влияния СМИ, на обогащение социального опыта аудитории в практике общения с печатной и электронной прессой. Таким образом, главными задачами медиаобразования являются:
1.    подготовка молодого поколения к жизни в информационном обществе;
2.    выработка способности критически воспринимать поступающую по каналам СМИ информацию, анализировать последствия её воздействия на психику;
3.     обучение основам психологической защиты от деструктивного влияния масс-медиа, выработка "иммунитета" к манипулятивным атакам со стороны СМИ.
Достижение поставленных целей, в свою очередь, должно привести не только к сокращению возможностей для манипулирования аудиторией читателей, радиослушателей и телезрителей, но и к более чёткому осознанию и выражению общественностью своих интересов и прав в отношении СМИ. Медиаобразование призвано не только вырабатывать у публики информационную культуру критического осмысления медийного содержания, но и развивать социальную активность граждан в их отношениях со средствами массовой информации, что является важной составной частью усилий по формированию активного общественного мнения и дееспособного гражданского общества в современной России.
В выработке новой информационной культуры россиян должны участвовать не только институты формального образования и просвещения, но и общественные структуры, средства массовой информации, располагающие большим потенциалом распространения знаний. В частности, особая область журналистики (медиакритика) призвана органично дополнять усилия образовательных и просветительских институтов в формировании общественной культуры рационально-критического анализа и адекватного восприятия содержания СМИ, в развитии гражданской активности по отношению к печатной и электронной прессе. В то время как концепции медиаобразования концентрируются на развитии познавательных способностей аудитории, на совершенствовании восприятия ею медийного содержания, но не предусматривают деятельность по формированию альтернативного содержания, медиакритика способна выполнять эту задачу. Во многом родственная медиаобразованию и способная участвовать в реализации его целей, критика СМИ в то же время не сводится к выполнению задач "интеллектуальной самообороны" общественности, лежащих в основе наиболее радикальных идей медиаобразования.
Одной из важных и актуальных задач формирования информационной культуры молодежи является преодоление сугубо потребительского отношения публики к СМИ, формирующегося в условиях информационного рынка. Медиаобразование в сочетании с демократической, гуманистически ориентированной медиакритикой способно сыграть существенную роль в постепенном изменении сложившегося у массовой аудитории коммуникационного опыта, основанного на пассивном потреблении медийного содержания. Восприятие аудиторией медиатекстов непосредственно зависит от способности реципиентов к активному творческому освоению содержания СМИ, к его логической переработке. Потребление медийного содержания, лишённое активного интеллектуально-творческого начала, существенно сужает познавательные возможности медийной аудитории, обедняет её восприятие. В конечном счете, медиаобразование призвано расширить число людей, обладающих качествами сознательных участников коммуникационных процессов, способных оказывать реальное влияние на средства массовой информации, активно и творчески участвовать в информационной деятельности в качестве её субъектов.
Таким образом, на современную систему образования возлагается еще одна важная миссия: воспитание активных и информированных граждан, формирование новой общественной культуры общения со СМИ, которая соответствовала бы современной коммуникационной ситуации и способствовала бы органичному вхождению людей в информационное общество.
По идее, медиаобразование должно начинаться в школе и продолжаться в высших учебных заведениях. Медиаобразование, интегрированное в гуманитарные и естественнонаучные школьные дисциплины призвано выполнять уникальную функцию подготовки школьников и студентов к жизни в информационном пространстве. Личные интересы школьников в этой образовательной области совпадают с общественными потребностями информационного общества, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной информации, ее свободой и доступностью. Возникновение информационного общества неразрывно связано с осознанием фундаментальной роли информации в общественном развитии, рассмотрением в широком социокультурном контексте таких феноменов, как информационные ресурсы, новые информационные технологии, информатизация. В последние годы пристальное внимание исследователей стали привлекать образовательные аспекты формирования информационного общества. Они связанны, прежде всего, с анализом проблем информационного общества как общества "обучающегося", поскольку для всех членов такого общества возрастает потребность постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности.
Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. В связи с этим на смену парадигмы "поддерживающего" или "просветительского" образования, пришла инновационная парадигма образования, важнейшей составляющей которой стала идея "образования в течение всей жизни" или непрерывного образования. Реализация идеи непрерывного образования направлена на преодоление основного противоречия современной системы образования - противоречия между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения. Это противоречие заставляет образовательные учреждения, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Но для этого педагог должен не только сам владеть особыми информационным знаниями и умениями, но и быть готов формировать информационную культуру учащихся. Лишь при соблюдении этого условия может быть реализована идея непрерывного образования
Смена парадигмы образования имеет весьма существенные следствия не только для образовательных учреждений, но и для библиотек, поскольку существенным образом влияет на реализацию образовательной функции библиотеки. Традиционно библиотеку принято рассматривать как средоточие информационных ресурсов образования. Однако "ресурсный" подход к библиотеке с позиций непрерывного образования является весьма ограниченным и нуждается в серьезном дополнении. Значительное возрастание доли самостоятельной работы с источниками информации в структуре практически любого вида деятельности человека, живущего в информационном обществе, широкое внедрение новых информационных технологий, существенно обогативших номенклатуру информационных продуктов и услуг, предоставляемых потребителям информации - все это обусловливает необходимость владения библиотекарем не только традиционными профессиональными знаниями и умениями, но и заставляет осваивать методы обучения навыкам работы с информацией.
Итак, и для образовательных учреждений, и для библиотек РФ особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. При этом формирование информационной культуры, как в образовательном учреждении, так и в библиотеке должно быть специально организованным, целенаправленным процессом, предполагающим проведение обучения различных категорий пользователей специальным информационным знаниям и умениям.
К сожалению, в нашей стране в настоящее время отсутствует целостная государственная концепция информационного образования и формирования информационной культуры. Информационная культура в последнее время преимущественно ассоциируется с технико-технологическими аспектами информатизации, овладением навыками работы с персональным компьютером, т.е. понятие информационной культуры часто подменяется понятиями компьютерной или информационной грамотности, которые входят в нее как начальные элементы. Компьютерная грамотность предполагает умение обращаться с компьютером и сетью, к которой он подключен, знание основных элементов операционной системы, прикладных программ, поисковых машин Интернета. Информационная грамотность достигается обучением поиску и использованию информации, ее защите, навыкам общения с использованием средств и методов информационно-коммуникационной технологии.
Информационная культура это, сверх всего, понимание внутренних информационных механизмов, управляющих поведением человека и развитием общества. Мы живем в такое время, когда под влиянием быстро меняющейся и внедряющейся в быт информационной техники и технологии меняется весь информационный уклад общества. Для обозначения этих процессов употребляют много новых социологических ярлыков: информационное общество, общество, основанное на знаниях, цифровое неравенство и др. При внимательном анализе этих и других терминов становится очевидным, что мы пока еще не осознаем в полной мере того, что уже произошло и что произойдет в ближайшем будущем. Это можно объяснить тем, что в прошлом стабильность в информационных механизмах общества определялась медленной сменой соответствующих технологий. На осознание значения книгопечатания подвижными литерами ушло почти целое столетие. Люди интеллектуального труда, освоив информационную культуру своего времени в университете, на протяжении всей жизни пользовались неизменными навыками поиска и использования информации. Теперь студенты не успевают окончить университет, не столкнувшись с новыми техническими средствами, представлениями об их приоритете и необходимостью их освоения.
Другая причина непонимания происходящих изменений в информационной культуре - стремление освоить ее на уровне кнопок, а не путем проникновения в существо дела. Это наиболее распространенный метод обучения компьютерной грамотности, но и при объяснении информационных процессов в обществе он встречается, к сожалению, нередко. Термин информация, полстолетия назад не употреблявшийся у нас в научном обиходе из-за неприятия кибернетики коммунистической идеологией, теперь стал настолько модным, что многие явления и процессы в природе, обществе и мышлении при самой отдаленной схожести с информацией называются ее именем. А это, в свою очередь, порождает много заблуждений технократического толка.
В целом задача формирования информационной культуры личности и повышение массовой информационной культуры общества требует, на наш взгляд, соблюдения следующих условий:
1. Использование возможностей всех звеньев системы непрерывного образования, начиная с дошкольного и кончая послевузовским образованием, для формирования информационной культуры личности. При этом принципиально важным является одновременное повышение информационной культуры как учащих (воспитателей детских садов, учителей, преподавателей), так и учащихся (дошкольников, учеников, студентов, аспирантов). Способом формирования информационной культуры личности должен стать интегративный, деятельностно-ориентированный, построенный по блочно-модульному принципу курс "Основы информационной культуры".
2. Взаимодействие системы образования с такими социальными институтами, традиционно аккумулирующими информационные ресурсы общества, как библиотеки и службы информации. Средством, обеспечивающим такое взаимодействие, должен стать единый методологический подход, предусматривающий единство понятийного аппарата, знание основных законов функционирования документальных потоков информации в обществе, приемов и методов аналитико-синтетической переработки информации, критериев эффективного поиска информации и ряд других факторов.
3. Организация специальной подготовки педагогических кадров, способных на профессиональной основе вести занятия по курсу "Основы информационной культуры" с различными категориями обучаемых. По нашему глубокому убеждению, только специальная подготовка, предполагающая профессиональную компетентность, знание особенностей возрастной психологии и методики преподавания курса "Основы информационной культуры", могут дать положительный результат. При этом преподаватели, обеспечивающие проведение занятий по основам информационной культуры, должны располагать необходимыми учебно-методическими средствами.
Современные дискуссии об информации и ее всепоглощающей и порой уничтожающей силе приобрели сегодня глобальный масштаб. И во многом потому, что стремительные информационные изменения оказывают непосредственное влияние на большинство социальных институтов. Процессы информационного воздействия/взаимодействия не могут не носить на себе отпечаток социальной системы. Поэтому культура освоения информационного пространства носит свои специфические черты в различных социумах. В данной связи можно говорить о социальных структурах, функционирование которых непосредственно связано с информацией и пространством, формируемым ею. К таким структурам можно отнести систему образования в целом и непрерывного образования, в частности.
Информационные потоки требуют постоянных и разнообразных способов и каналов своего осознания. И здесь вновь образовательные механизмы выходят на первый план. Следует отметить, что культура освоения информационного пространства тесно связана с более широким феноменом культуры общества, его ментальности. Данные факторы определяются историческими особенностями, традициями и т.д. Соответственно изменения в данном направлении не могут проходить стремительно, что и вызывает сегодня некоторые противоречия между потребностями информационного общества и его реальной культурой. Естественно и то, что принципы и характер освоения информационного пространства испытывают на себе влияние данных противоречий. В рамках рассматриваемой проблемы можно обратить внимание на то, какие качества являются определяющими успешность формирования и реализации той или иной информационной культуры. По-видимому, сам характер социума, его направленность стимулирует различные стратегии поведения в информационном пространстве: от открыто агрессивно-активных до крайне пассивных. Естественно данные стратегии имеют в своей основе разные базовые качества, сформировать которые возможно в системе социализации личности, воспитания и образования. Таким образом, можно говорить о том, что культура освоения информационного пространства зависит от ряда социальных факторов, воздействие которых носит, чаще всего, долговременный характер и не всегда адекватно реальным потребностям социальных систем и подсистем.
Автор убежден в том, что успешность формирования информационной культуры личности, как в образовательном учреждении, так и в библиотеке существенным образом зависит от качества подготовки кадров, способных на профессиональной основе вести занятия с различными категориями обучаемых, а также от полноты и качества учебно-методического обеспечения. Только специальная подготовка кадров, предполагающая знание особенностей возрастной психологии и методики преподавания курса "Основы информационной культуры", в сочетании с использованием тщательно разработанного комплекта учебно-методических материалов может дать положительный результат. Этот комплект должен включать учебное пособие для изучения содержательной (теоретической) части курса; комплекс заданий, упражнений, практикумов, тренингов, деловых игр и т.п., направленных на выработку практических умений и навыков по курсу; средства компьютерной поддержки изучения теоретической и практической частей учебного материала; средства контроля (тестирования) степени усвоения обучаемыми учебного материала. Создание такого комплекта учебно-методических материалов также входит в задачи предстоящего исследования.
Сфера массовых коммуникаций постоянно меняется, совершенствуется, и эти трансформации требуют непрерывного обновления знаний людей. В идеале медиаобразование должно продолжаться в течение всей жизни. В связи с этим медиаобразование можно определить как пролонгированную общественно-просветительскую деятельность. Главные задачи медиаобразования #61485; помочь учащимся и взрослым понять, как функционируют масс-медиа, чьи интересы отражают, каково содержание медиатекстов, как они отражают реальность и как воспринимаются аудиторией. Все это позволит не только повысить медиакомпетентность, но и защититься от манипулятивных воздействий со стороны масс-медиа, поскольку именно такого рода осведомленность позволяет сформировать активное осознанно-критическое отношение граждан к СМИ, научить критически относиться к масс-медиа, эффективно ориентироваться в сложном по¬токе информации и выработать иммунитет к информационному манипулированию.
Это, в свою очередь, должно привести не только к сокращению возможностей для манипулирования аудиторией читателей, радиослушателей и телезрителей, но и к более чёткому осознанию и выражению общественностью своих интересов и прав в отношении СМИ. В информационном обществе существенно возрастает значение подготовленности аудитории к активному творческому поиску и использованию информации, к адекватной самостоятельной переработке медийного содержания. Множественность каналов, способов и форм презентации медиатекстов создает дополнительные сложности в оценке и усвоении реципиентами медийного содержания, усиливает тенденцию фрагментирования содержания СМИ. Это препятствует формированию у потребителей медийной информации целостного представления о социальной действительности, системных знаний о ней. Важность развития новой общественной культуры общения со СМИ диктует потребность не только в распространении технических умений пользования новейшими СМИ, но и в развитии способности искать и находить необходимые информационные ресурсы, анализировать и оценивать получаемую информацию, превращая ее в достоверное знание, систематизировать полученные сведения и находить им практическое применение. Поэтому медиаобразование способно не только вырабатывать у аудитории культуру рационального освоения медийного содержания, но и развивать социальную активность граждан в их отношениях со СМИ, помочь сформировать информационную культуру нации. Бесспорно, проблема медиаобразования должна решаться на уровне Министерства образования России, а специалисты Российской Академии образования, Ассоциации кинообразования и медиапедагогики, Министерства культуры, Союза кинематографистов могут помочь в разработке основополагающих документов. Только тогда можно будет реально увидеть плоды вузов, которые готовят медиапедагогов, и плоды школ, которые смогут реализовать через этих медиапедагогов идеи медиаобразования, сформировать у подростков знания и навыки необходимые в этом непростом и информационно перенасыщенном мире.

Павлова Е.Д.
к.филос.н., Директор общеобразовательной школы "Престиж", г. Москва

2007 г.


Док. 291546
Опублик.: 06.04.07
Число обращений: 596


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``