В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Попадюк Т.Г.: Инновационная инфраструктура реализации приоритетных национальных проектов: проблемы постановки и отладки Назад
Попадюк Т.Г.: Инновационная инфраструктура реализации приоритетных национальных проектов: проблемы постановки и отладки
В повседневной жизни нам приходится сталкиваться с реализацией различного рода проектов. Это позволяет выработать некие общеметодологические подходы, которые целесообразно использовать и в дальнейшем. Реализация любых проектов, как на микро-, так и на макроуровнях основывается на знании природы, сущности проектного подхода. Под проектом мы понимаем, прежде всего, определенную последовательность упорядоченных видов деятельности, в ходе которых происходят существенные изменения состояния объекта в направлении достижения намеченных результатов, которые без проектного подхода трудно достижимы. Ключевыми признаками проектов являются следующие:
    Целенаправленность, т.е. все виды деятельности в них направлены на достижение конкретных целей и задач;
    Целесообразность и целостность, т.е. проект включает в себя скоординированное выполнение взаимосвязанных целью действий;
    Ограниченность временного периода, т.е. существование конечного периода времени, в рамках которого надлежит обеспечить достижение поставленных целей;
    Однонаправленость действий, т.е. проект не является циклической деятельностью;
    Неординарность обстоятельств, потребовавших консолидации всех мероприятий как цнелесообразных действий, т.е. проекты - гибкие организационные формы деятельности в определенной степени неповторимые и уникальные.
Все перечисленное позволяет утверждать, что проектный подход предполагает создание условий, значительно отличающихся от обычного порядка вещей. Комплекс условий организационного и материального порядка, призванный обеспечивать должное течение процесса, получившего статус проекта, называется его инфраструктурой. Очевидно, что национальные проекты должны быть обеспечены, как минимум, во-первых, соответствующей инфраструктурой и, во-вторых, инфраструктурой, специально созданной для реализации макронациональных проектов, т.е. такая инфраструктура должна быть инновационной уже по определению.
Достаточно посмотреть, как организован методический и организационно-управленческий инструментарий на микроуровне, где уже наработан определенный опыт управления проектами. В крупных компаниях, как показывает, например, опыт внедрения системы сбалансированных показателей , дело происходит следующим образом. Выделяются финансовые ресурсы на направление, ранее не финансируемое, назначается, как минимум, один менеджер с соответствующей командой исполнителей, в задачи которых входит не только мониторинг проектного процесса, но и управление им по известному принципу обратной связи. Более того, этому менеджеру придаются полномочия, превышающие уровень полномочий большинства менеджеров компании аналогичного корпоративного уровня иерархии, что необходимо для обеспечения приоритетности стратегического проекта над любым тактическим. Рассчитывается траектория движения процесса с соответствующими индикаторами, по которым можно констатировать, что процесс идет в заданном направлении или есть отклонения. Если этот процесс реально инновационного характера, и нет формальных организационных структур, в функции которого входят задачи проекта (если такая структура есть, то не нужен проект, поскольку это ее задача), то должно быть организовано соответствующее подразделение, которое только этим проектом и занимается. Иначе, пущенный, что называется, на самотек, такой проект будет априорно нерезультативным.
Посмотрим под этим углом зрения, каким образом задумана и реализуется система обеспечения национальных проектов, призванных носить инновационный характер. Потому что при отсутствии инновационного характера для каждого национального проекта есть свои профильные министерства и ведомства, которые должны этими задачами заниматься по своему прямому назначению. Поскольку автор профессионально занимается системой образования, то по роду своей деятельности хотелось бы остановиться на инфраструктурной поддержке национального проекта в сфере образования. Проанализируем, что из новых элементов инфраструктуры национальных проектов создано, и в какой мере то, что создано, носит подобающий новизне проектного подхода в национальной политике инновационный характер.
Сразу необходимо заметить, что сама по себе постановка вопроса о национальных приоритетах для пореформенной страны - явление беспрецедентное и положительное. Прежнее руководство и правительство, такого вопроса не только не поднимало и не ставило - оно его просто не понимало, разрушив многое из того, что было отлажено еще задолго до всех реформ.
Именно государство выступило в роли инициатора стратегических национальных проектов, содержащих в себе потенциально и экономический, и социальный эффект. Возникла острая потребность сохранения важнейшего интеллектуального ресурса России - человеческого капитала: образованного населения, высококвалифицированных специалистов, ученых, творческих личностей. Нарастающая потребность в ином качестве и составе человеческого капитала в условиях постиндустриального общества и глобализации требуют "повышенного внимания к обустройству интеллектуальной, культурной и институциональной среды обитания жителей России, к ее качественным параметрам, уровню морали".
Следует особо подчеркнуть, что учитывая неустойчивость многих централизованно инициируемых начинаний, необходимо обеспечить решение вопросов институционализации национальных проектов, чтобы не свести их к очередной серии предвыборных мероприятий. Как создать действенную инфраструктуру реализации этих крайне необходимых для страны проектов, которая бы не свернулась при смене политической элиты? Ведь без инфраструктуры, воспроизводимой по логике самого проекта, благие начинания могут быть отброшены следующей властной элитой. Предстоит ответить на вопрос, что должно быть непреходящим составным элементом такой инфраструктуры.
Инновационная инфраструктура реализации национального проекта в сфере образования - это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур организационно-управленческого и материального характера, создающих основу для ускорения модернизации российского образования. Она включает:
    организационные структуры реализации национального проекта на всех уровнях управления;
    организационные формы реализации национального проекта образования (нормативно-правовые нормы на федеральном и региональным уровнях);
    элементы финансирования и материально-технического обеспечения.
Образование должно предоставлять качественные образовательные услуги, соответствующие задачам современного этапа развития национальной и мировой экономики. Для решения таких задач, естественно, не достаточно просто перегруппировки статей бюджета, выделения отдельной строки в бюджете и назначения Первого Вице-премьера. Потребовалось создание Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике в части, занятой именно этим национальным проектом. Был создан аппарат Первого вице-премьера также в части, занятой именно этим проектом; региональные подразделения субъектов Федерации, занятые проведением мероприятий на подведомственной территории. Формируются государственно-общественные комиссии, экспертные советы.
Инициируемые изменения на макроуровне были конкретизированы в 5-ти направлениях реализации приоритетного национального проекта в сфере образования:
    Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования,
    Внедрение современных образовательных технологий,
    Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня,
    Повышение уровня воспитательной работы в школах,
    Развитие системы профессиональной подготовки в армии.
В проекте заложены два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов - "центров кристаллизации" институциональных изменений . Управление проектами требует четкого выделения этапов их реализации, с определением целей и задач каждого этапа. В этой связи, формируя инфраструктуру проектов, важно определить, какие элементы инфраструктуры необходимы для решения задач каждого этапа и какие индикаторы будут отражать степень продвижения к достижению целей проекта.
На сегодняшний день еще не отработаны нормативно-правовые формы взаимодействия государства и общества, не выработаны критерии экспертизы образования и оценки развития образовательной политики в целом. В качестве этапов выделены два календарных года, для которых определены количественные цели (половину школ страны, компьютеризировав, подключить к Интернету и сумма на модернизацию учебной базы), выделены финансовые средства по каждому из пяти направлений. Предполагается, что далее все задачи будет решать Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы.
Наибольшая доля ответственности в формировании инфраструктуры в соответствии с этапами проекта принадлежит субъектам Федерации. Именно на региональном уровне должны действовать структуры, обеспечивающие финансирование закупки оборудования и поставку этого оборудования и других материальных ресурсов для развития образования. В противном случае, средства, выделенные для поощрения лидеров, так и не выполнят своих функций. Телевидение уде продемонстрировало опыт некоторых школ, которым так и не удалось потратить выделенные ресурсы, в т.ч. из-за вмешательства региональной бюрократии, которая лучше знала, как потратить финансовые средства.
В рамках первого этапа:
- создан Совет руководителей региональных органов управления образованием, задача которого состоит в координации действий по реализации национального проекта на федеральном и региональном уровнях;
- сформированы организационные структуры по администрированию проекта;
- разрабатываются региональные сетевые планы по реализации проекта, согласованные с федеральными планами.
Какие-либо институциональные нововведения на второй этап пока не предусмотрены. По крайней мере, их нет ни на соответствующем сайте национальных проектов, нигде не было высказано ничего определенного и со стороны руководителей национальных проектов. Поэтому, неоднократно убеждаясь, что организационные формы в истории страны часто наполняются формальным содержанием в ущерб содержательным целям и задачам, необходимо, используя повышенный интерес официальной и гражданской общественности к проблематике, искать и подключать механизмы его автономного воспроизводства под контролем формируемых институтов гражданского общества. Необходимо буквально сконструировать и встроить инфраструктуру этого национального проекта в формируемое гражданское общество, чтобы смена руководства страны в ближайшие два года, как это предусмотрено действующим законодательством, не сказалась на судьбе и результатах важнейшего дела. Обобщив уже имеющийся опыт, нужно наладить работу экспертных советов по номинациям, деятельность конкурсных комиссий, выработать эффективные критерии отбора, задействовав институты гражданского общества для более корректной оценки общественного заказа в сфере образования. Это все запланировано и все надо сделать, подключив для независимого мониторинга журналистский корпус в центре и на местах. Однако необходимы и нетрадиционные подходы, чтобы общество выиграло максимум от такой организационной формы политической и гражданской активности, которая с необходимостью будет накаляться ближе к парламентским и президентским выборам. Это - тот инновационный ресурс, который предоставляет сама история для успешной реализации национального проекта, для формирования его "мягкой" инфраструктуры.
Причем, активизация возможна на нескольких уровнях, на каждом из которых гражданское общество может получить "свои дивиденды", институционализировав в центре и на местах организованные формы активизации энергии масс, укрепления и тиражирования найденных форм демократического контроля над мероприятиями, государством инициированными, и самовоспроизводства найденных демократических форм контроля, наработанных социогуманитарных технологий консолидации демократических институтов на реализации национально важных и социально значимых задач и упрочения тем самым самого гражданского общества. Между тем такие формы консолидации демократических движений и институтов становятся особенно важными, т.к. реально проект начинается не тогда, когда о нем громко сообщают СМИ, а когда он практически начинает работать и соответственно сталкиваться с неимоверными трудностями в реализации своих "деталей". Выявление того, какие формы и методы обучения являются действительно прогрессивными, может быть результативным и защищенным от бюрократического формализма только тогда, когда оно будет проводиться под контролем общества, когда созданные гражданские гильдии педагогов и специалистов по методам обучения для решения такого рода задач, придя к приемлемому решению в таком сложном вопросе, какими методами в нашей стране обучать наших детей и внуков, будут опираться на общественные институты формируемого гражданского общества. Когда им нужна будет широкая поддержка против более дешевого варианта упрощения, что характерно для всех министерских "мундирных" реформ. Так называемая монетизация льгот показала это достаточно наглядно.
Прежде всего, представляется возможным и - потому - важным использовать сам национальный проект как своеобразный инструмент активизации гражданского общества. Это можно сделать, как нам представляется, задействовав следующие направления:
    предложить Общественной палате в центре и на местах взять под непосредственный контроль собственно общественные мероприятия национального проекта (образование общественных комиссий, организация их работы по оценке общеобразовательных и профессиональных инновационных программ, инициируемых, по новым условиям, непосредственно национальными университетами, вузами и другими учебными заведениями);
    содействовать стимулированию организации профессиональных гильдий учителей по учебным дисциплинам, формируя их из наиболее квалифицированных и уважаемых учителей в центре и на местах, подключив к финансированию таких профессионально-общественных институтов меценатскую и спонсорскую помощь предпринимательского корпуса;
    инициировать формы охвата всех учебных заведений, а не только престижных, попечительскими советами, представленными местными представителями культуры и предпринимателями, с широким информировании общественности о поименном списке попечителей и проделанной ими работе по поддержке начинаний, на которые у государственного бюджета пока не хватает средств;
    попытаться образовать собственные СМИ для непредвзятого освещения всей трудной работы по реформированию образования по отечественным стандартам, превышающим по уровню конечных результатов западноевропейские;
    организовать в СМИ пропаганду целей и задач такого рода профессионально-общественных объединений и формы содействия конкретных компаний и частных предпринимателей, принимающих участие в спонсировании и меценатстве;
    содействовать организации профессионально-общественных объединений различных форм на уровне муниципальных образований.
Одновременно представляется целесообразным подключить представительные бизнес-образования (Торгово-промышленные палаты в центре и на местах, РСПП, РОСТ, региональные и городские союзы и фонды предпринимателей и т.п.) в их интересах к проведению действительно системных преобразований в отечественном образовании. В частности, целесообразно их заинтересовать в организации работы, проводимой их собственными силами:
    Создать более адекватную оценку изучения потребностей бизнеса в специалистах определенных профессий и искать формы организованного заказа соответствующим учебным заведениям, зарекомендовавшим себя как "кузницы" наиболее профессионально подготовленных специалистов, востребованных и принятых бизнесом;
    Организовать работу треннинговых центров для обучения новым методам принятия управленческих решений, выделив определенную квоту для бесплатного обучения проректоров и завучей выбранных учебных заведений, курирующих и специализирующихся на подготовке учебных программ по специальностям, востребованным бизнесом;
    Содействовать расширению использования новых образовательных технологий, в частности дистанционного обучения, предоставляя для этого свои площадки. Все это будет способствовать налаживанию потенциала партнерства государства, бизнеса и ученых. Важно, чтобы все участники партнерства ощущали реализацию своих интересов. Особенно эффективной с точки зрения дополнительных финансовых ресурсов инфраструктурного обеспечения может быть осознанная заинтересованность крупных хозяйствующих субъектов.
Нормативно-правовая база, информационно-методические материалы, обеспечивающие четкие коммуникации по вертикали и горизонтали, должны стать предметом обсуждения всей заинтересованной общественностью. Ведомственные и межведомственные комиссии, работающие с привлечением представителей региональных подразделений Общественной палаты и профессионально-общественных образований и гильдий, должны по вопросам оценки результатов национального проекта по образованию иметь свои СМИ в центре и в регионах. Взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных уровней, а также общественных институтов гражданского общества в формировании такой "мягкой" инфраструктуры приобретает характер национальной инновации, значение которой для будущего демократического движения трудно переоценить.
Формирование такой разноплановой инфраструктуры для реализации национального проекта в сфере образования позволит последовательно выстраивать в России режим наибольшего благоприятствования для проявления творческих и интеллектуальных способностей населения России, становления профессионального интеллектуального сетевого сообщества, поддержание творческого ресурса российского общества. В свою очередь, этот творческий ресурс может и должен стать структурообразующим началом новой российской экономики, поскольку старое качество организационных форм реализации творческого потенциала не только морально устарело и давно неэффективно, но и абсолютно не приемлемо в новом меняющемся мире, куда Россия втягивается пока как объект, а не как субъект нового мирового порядка. Между тем, субъектом мировой политики страна может стать только тогда, когда будет готова вполне войти в новое качество мира, где конкуренция выстраивается среди интеллектуально подготовленных специалистов, а мощь страны, наряду с контролируемым индустриальным потенциалом, определяется интеллектуальным капиталом нации.
Только в таком качестве Россия может возродить свое качество как супердержава, притягательная для многих, поскольку, как отмечают современные аналитики футурологического плана, меняющийся мир в постиндустриальную эпоху, характеризуется неким другим индустриализмом, развивающимся "на основе не столько научно-технических или промышленных, но преимущественно социогуманитарных и когнитивных технологий" . А это предполагает осмысленное, не формальное тиражирование таких образовательных технологий, как развивающее образование (В.В.Давыдов), личностное развитие учеников (Э.В.Ильенков), методы образования Щетинина и многих других отечественных исследователей, не понятых высокими "мундирами" в соответствующих министерствах, казалось бы, созданных для повышения эффективности образования для всех соотечественников в своей же стране.
Таким образом, вопрос об институционализации инновационной инфраструктуры не сводим лишь к громким рапортам о выполнении даже важных показателей в деле хода реализации национального приоритетного проекта. Он предполагает задействование широких общественных кругов, чтобы проект действительно стал национальным. Причем, национальным не только в одном, узком значении этого слова, а как и проектом национального единения всего народа страны вокруг важнейших приоритетов дальнейшего продвижения Российской Федерации в новый мировой порядок глобализирующейся картины планеты.

Попадюк Т.Г.
к.э.н., доцент Всероссийского
заочного финансово-экономического института
(ВЗФЭИ)

2007 г.


Док. 291531
Опублик.: 06.04.07
Число обращений: 522


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``