В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Румянцева И.М.: Образование перед вызовом настоящего и будущего: кризис и перспективы развития Назад
Румянцева И.М.: Образование перед вызовом настоящего и будущего: кризис и перспективы развития
На рубеже ХХ-ХХI веков в отечественном образовании проявился кризис, обусловленный не только сменой социальных приоритетов, но и рядом иных факторов, которые можно назвать вызовами времени.
Прежде всего, это информационное пресыщение людей, вызванное беспрерывно нарастающим потоком новой информации, которую человек просто вынужден "поглощать" и перерабатывать. Оно приводит к таким перегрузкам людей в процессе обучения, на которые их организм отвечает естественным блокированием каналов восприятия даже нужной и полезной информации.
К тому же, всё продолжающийся процесс урбанизации населения, отрыв человека от природы также ведёт к существенному недоразвитию и сужению каналов восприятия человека, связанных с его органами чувств. Это усугубляется катастрофическим ухудшением экологической среды обитания людей, что выражается в необратимых потерях их здоровья, снижении физических и умственных возможностей.
В ХХI веке стремительно нарастает масс-медийный прессинг, в том числе рекламы, под психологическим давлением которого находится каждый человек. С одной стороны, он неминуемо приводит к воздействию на эмоциональную сферу людей, которая либо притупляется, теряя чувствительность, либо, наоборот, переполняется агрессией, а с другой стороны - к включению защитных механизмов блокировки от любых воздействий, даже положительных.
Этот прессинг прививает также потребительское отношение человека к жизни, к труду и обучению ("выиграю в лото Джек-пот - и всё, зачем трудиться!"), что тоже тормозит развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы.
Современный человек буквально пресыщается всевозможными продуктами потребления, его трудно чем-либо удивить, заинтересовать. А это также чревато сужением каналов восприятия, ослаблением эмоционально-волевой сферы и остановкой роста сферы интеллектуальной (ведь только "голь на выдумку хитра").
В современном открытом информационном обществе поиск нужных и полезных человеку сведений не облегчается, а наоборот затрудняется обилием т.н. псевдо- и лжеинформации, отвечающей чьим-то корыстным интересам, что подрывает доверие к любой информации вообще. Человек буквально тонет в информационном море, не имея возможности получить то, что ему действительно нужно, захлёбывается вредоносной информационной пеной, в которой теряются ценные сведения. Он остро нуждается в проводнике, но не техническом, а человеческом, который помог бы ему не только добраться до берега, но и найти свой дальнейший путь.
Кроме того, глобализация общества, быстрый научно-технический прогресс заставляют человека не только учиться, а постоянно переучиваться, чтобы быть "наплаву". Общество требует всё более узкой специализации профессионалов, но с другой стороны, ему всё больше нужны универсалы, способные интегрировать достижения разных отраслей науки и техники, творчески и неординарно мыслить.
Наконец, существующие традиционные способы обучения в школах и вузах приводят к большой перегрузке левого "логического" полушария и "недогрузке" правого "творческого" полушария. При этом нарушается механизм нормального взаимодействия полушарий. Левое полушарие не разгружается от привычных актов, накапливающееся левополушарное утомление проявляется в виде психоневрозов, замедления психического развития, потери интереса к обучению, девиантного поведения. Обучаемый индивид утрачивает свою целостность и зачастую здоровье, о чем свидетельствует статистика. Данный процесс охватывает все типы современных учебных заведений.
Указанные выше факторы требуют перестройки традиционных программ обучения, причём необходимость внедрения в обучающий, образовательный, процесс новых высоких и тонких технологий, адекватных времени и современным условиям, совершенно очевидна. Эти технологии называются высокими, поскольку основаны на высших достижениях науки и научно-технического прогресса, а тонкими - поскольку основаны на тонких эффектах, обеспечивающих высокую результативность обучения. Такие технологии вместе с тщательно продуманной модернизацией содержания образования, позволят перейти к эффективной здоровьесберегающей, отвечающей нуждам общества системе образования. И внедрением только современных технических и информационных средств (компьютеров и Интернета, на которые делается главный упор во всех программах и планах развития образования, в том числе и в Национальном проекте "Образование") здесь не обойтись. Инструментарий, даже самый передовой, не решает проблему, а только помогает её решить.
Ключ же к решению лежит в инновационных научных психолого-педагогических технологиях, в отходе от устаревшей дидактической образовательной парадигмы и переходе к адекватной ХХI веку парадигме психотехнологической. Сегодня недостаточно подать ученику информацию и знания по какому-либо предмету - в современном открытом информационном обществе человек может найти их и сам. Необходимо научить человека учиться, творчески и критически мыслить, ориентироваться в современном мире, адаптироваться к нему. Для этого нужно ослабить блоки психологической защиты, а также расширить у учащегося каналы восприятия информации. Надо возбудить у человека интерес к знаниям, создать у него мотивацию к учёбе, пробудить осознание того, что эти знания непременно помогут ему в жизни. Необходимо утвердить веру человека в свои возможности, наконец, развить его как личность, скорректировать имеющиеся недостатки.
Сейчас, чтобы убедить человека в чём-либо, недостаточно дидактических нотаций - они скорее приведут к противоположным результатам. Современные психолого-педагогические технологии, относящиеся к классу высоких и тонких, состоят в благотворном недирективном воздействии на сознание и подсознание человека средствами психотерапии и психокоррекции, обеспечивающими эффективное обучение и развитие личности. Психотерапия и психокоррекция в своей педагогической модели становятся действенным инструментом в образовательном процессе ХХI века. Более того, можно сказать, что педагогика сегодняшнего дня - это здоровьесберегающая, психотерапевтическая педагогика, основы которой уже заложены (см. Румянцева И.М. "Психология речи и лингвопедагогическая психология", М., 2004) и, несомненно, будут развиваться дальше, как только общество осознает, что именно в ней состоит адекватный ответ на вызовы нового времени.
Подчеркнём, что термин "психотерапия" употребляется здесь не в традиционном - узко медицинском значении, а в современном, расширенном, т.е. не как лечебный метод влияния на психическое и физическое состояние и функционирование организма (медицинская модель), а как метод, приводящий в действие процесс научения (психолого-педагогическая модель) и как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия и общения людей (философско-психологическая модель). В этом смысле термин имеет право применяться и психологией, и педагогикой. В данном мнении мы опираемся на идеи таких психологов и психотерапевтов как В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, С. Ледер, В.Е. Каган, М.И. Буянов, В.В. Макаров, М.Е. Литвак, Г. Лозанов и ряда других. Солидаризуясь с ними, мы считаем, что современная жизнь меняет педагогическую концепцию: современного человека нужно научить не только чему-то конкретному, но и научить оперативно отказываться от всего устаревшего, развивать и воспитывать психологическую гибкость. Психотерапия же - это, пожалуй, единственная наука, которая владеет методами и техникой изменения отношения личности к себе, к другим людям, к труду, к обучению; в этом, собственно, и состоит её основная задача. Именно поэтому современная психотерапия воплощается в ряд немедицинских моделей: психологическую, педагогическую, социологическую, философскую и их симбиозы. Кроме того, современная психотерапия становится интегративной, с успехом использующей новые разработки и достижения различных психологических школ.
В качестве примера психотерапии в обучении приведём разработанные нами здоровьесберегающие технологии в области обучения иностранным языкам, которые применяются уже свыше 20 лет. Это целостная инновационная психолого-педагогическая система, основанная на групповой психотерапии и психокоррекции под названием Интегративный лингво-психологический тренинг (ИЛПТ). Эта система позволяет добиваться значительных результатов в обучении иностранным языкам: за два месяца без напряжения и перегрузок люди овладевают иноязычной речью практически так же и в той же степени свободы, как если бы она была для них родной (в среднем - это 3-5 тыс. лексических единиц на основе всей нормативной грамматики). Метод прошёл апробацию в нашей стране и на международном уровне, получив признание в США, Великобритании, Австралии, Германии, Франции, Нидерланадах и значительно опережает научно-практические разработки учёных и педагогов этих стран.
Мы называем эту систему обучения психотерапевтической потому, что в ходе обучения иноязычной речи людям оказывается психологическая помощь, а само обучение обладает здоровьесберегающим эффектом. В настоящее время, пройдя длительный этап научных разработок, практического использования, а также опытного внедрения, эта психолого-педагогическая система полностью готова к широкому внедрению в отечественную систему образования. Следует подчеркнуть, что хотя исходно наши разработки были направлены на интенсивное обучение иностранным языкам взрослых, заложенные в них принципы, механизмы, методы, технологии, техники, приёмы и "ноу-хау" оказались универсальными. Они могут быть применены и во многих других образовательных областях: от обучения родному языку до обучения литературе, истории, культуре и даже негуманитарным дисциплинам, причём, на всех ступенях системы образования: от дошкольного до послевузовского (естественно, с соответствующей адаптацией и модернизацией). Внедряться такая система может поэтапно, начиная с применения некоторых общих психологических принципов и механизмов, а также конкретных техник и приёмов в рамках уже существующих методик (даже традиционных) с целью повышения их эффективности, и кончая внедрением полностью разработанных нами методик и курсов. В любом случае такое внедрение потребует определённой переподготовки преподавательских кадров и, в первую очередь, коренного пересмотра роли психологии в образовательном процессе.
Психология образования ХХI века должна коренным образом изменить свои функции: от пассивных, вспомогательных, сопровождающих образование - до активного внедрения непосредственно в процесс обучения. Психология должна тесно и неразрывно интегрироваться с методикой преподавания для создания инновационных образовательных технологий.
Преподаватель-педагог ХХI века просто обязан быть психологом или, по крайней мере, он должен получить необходимую психологическую подготовку, чтобы в учебном процессе осмысленно работать в содружестве с профессиональным психологом. Для этого необходимо пересмотреть программы педвузов в сторону усиления их психологической составляющей. Требует также пересмотра и подготовка профессиональных психологов для образовательной системы: необходимо усилить их возможности в педагогическом применении различных психологических средств и психотехник, в создании новых психолого-педагогических технологий и методик. Перед вызовами нового века педагогика и психология должны многое пересмотреть и в научном плане, вплоть до смены превалирующих научных парадигм. Особенно назрели коренные перемены в педагогической психологии. (В качестве примера можно привести развитую нами концепцию лингвопедагогической психологии.)
Новое время настоятельно требует инновационных подходов в сфере образования. А существующие в этой области традиционные общественные институты, как научные и учебно-образовательные, так и осуществляющие управленческие и распределительные функции, с этой задачей в полной мере не справляются. Зачастую они решают не востребованные обществом проблемы, а свои собственные задачи, живут своей жизнью и собственными интересами. Государственная образовательная система слишком неповоротлива и консервативна, в силу чего ей трудно поддерживать эффективные инновации. Свидетельством тому является и тот факт, что долгое время вопросы образования находились на периферии общественных и государственных интересов.
Сейчас ситуация изменилась. Общество стало рассматривать проблемы образования как приоритетные, а финансовые вложения в образовательную сферу (наряду с медицинской) рассматриваются как наиболее перспективные. Недавно это ещё раз подчеркнул, в частности, Билл Гейтс во время своего визита в Россию, а его чутьё на перспективные проекты, сулящие большую прибыль, как известно, общепризнанно. Возможно, и наш крупный бизнес последует мировым тенденциям и начнёт вкладывать средства в инновации в сфере образования - пока не поздно: ведь и здесь можно быстро отстать и безнадёжно "плестись в хвосте" мирового образовательного процесса, не заняв своей ниши на мировом рынке учебно-образовательных продуктов: программ, методик и технологий. А рынок этот будет в ХХI веке стремительно развиваться.
Приоритетный же национальный проект "Образование" по направлению "Внедрение современных образовательных технологий" может способствовать как привлечению внимания общественности и бизнеса, так и частных инвестиций в эту важнейшую сферу педагогических инноваций, путём поддержки ряда конкретных проектов, уже прошедших апробацию и готовых к широкому внедрению.
Мы можем предложить своё собственное видение решения этой проблемы и свою программу действий, как широкую и долгосрочную, так и конкретную, включающую ряд проектов, готовых к немедленному внедрению. Хотя, несомненно, могут (да и должны) существовать другие взгляды, другие решения и другие проекты, ведь впереди лежит огромное поле образовательной деятельности, по существу ещё "непаханое". На этом поле хватит места всем эффективным педагогическим новациям, достойным поддержки в рамках Приоритетного национального проекта, и которые вряд ли найдут поддержку всё ещё неповоротливой системы образования, способной поглотить любые бюджетные вливания без адекватных конечных результатов.
Прежде всего, как уже отмечалось, надо в корне пересмотреть роль и задачи психологии в обучении на всех уровнях образовательной системы. Сопровождающая, констатирующая и в общем пассивная (с тестирующими и рекомендательными функциями) роль психологии в настоящее время должна преобразоваться в активную и деятельно-результативную роль в учебном процессе, с непосредственным внедрением в него, с переплетением с педагогическими методиками, что сделает последние гораздо более эффективными. Современный педагог просто обязан быть и психологом, поскольку современные технологии обучения перестают быть дидактическими, а становятся психотехнологическими. О том, что в современной школе не хватает психологии и педагогов-психологов говорила на недавнем круглом столе по вопросам языкового образования в Сочи и Людмила Путина. Нельзя сказать, что наша система образования полностью готова к такой перемене. Поэтому потребуется широкая и активная просветительская деятельность в этом направлении. Говоря современным языком, новые подходы и технологии требуют активного и эффективного "пиара".
Далее необходимо активно внедрять в систему образования конкретные инновационные психолого-педагогические технологии и разработки, доведённые до уровня детально проработанных методик, снабжённых всем необходимым учебно-методическим комплексом, вспомогательными материалами и средствами. А также развивать и разрабатывать всё новые подобные технологии и методики во всех учебных областях. Здесь велика роль науки и особенно педагогической психологии в новом понимании стоящих перед ней задач.
В качестве мер по реализации этой программы можно предложить:
1. Создание "Центра психолого-педагогических инноваций", который бы под научным руководством авторитетных и доказавших делом свою эффективность лидеров-генераторов идей осуществлял и интегрировал в единую систему научно-исследовательские, научно-методические, учебно-образовательные, экспертно-оценочные, издательско-просветительские, внедренческие и прочие функции. Такой Инновационный центр, мобильный и свободный от груза прошлых ошибок, а также инерции традиций и сомнительного опыта, при поддержке и контроле общественности, бизнеса и государства (в рамках Национального проекта "Образование") мог бы эффективно и продуктивно осуществлять многогранную инновационную деятельность:
а) проводить научно-исследовательскую работу, направленную на создание научной базы для разработки высоких и тонких учебных технологий, закреплять полученные научные результаты научно-методической проработкой, выводя их на уровень методик, применимых на практике;
б) собирать для этих целей под своей эгидой и в развитие своих идей временные мобильные творческие исследовательские коллективы - межведомственные междисциплинарные проблемные группы, что позволит не только сконцентрировать на актуальных направлениях лучшие и самые активные творческие силы, но и экономить при этом ресурсы и средства, избегая дублирования и "мелкотемья";
в) не только разрабатывать, апробировать и внедрять собственные новые учебные технологии, но и искать, поддерживать и развивать другие авторские психолого-педагогические инновации; для этого также можно эффективно использовать механизм создания межведомственных проблемных групп;
г) создавать учебные и развивающие программно-методические продукты, готовые к конкуренции и реализации на быстро растущем мировом рынке образовательных продуктов и услуг;
д) заниматься подготовкой и переподготовкой преподавательских кадров на уровне современных требований к ним, а также их обеспечением необходимыми инновационными учебно-методическими материалами;
е) заниматься издательской и просветительской деятельностью в этой сфере; объяснять обществу необходимость и эффективность педагогических инноваций;
ж) привлекать общественное внимание и поддержку вместе с финансовыми ресурсами частных бизнес-структур, заинтересованных в перспективных инновационных вложениях;
2. Создание адекватных времени учебных телевизионных программ (в перспективе специального Образовательного телевизионного канала), произведённых в новом, современном ключе. Например, учебных теле-шоу, делающих сам процесс обучения интересным и увлекательным для массовой аудитории, и в то же время познавательным и полезным. (Существующие сейчас подобные программы нуждаются в существенной корректировке как с позиций науки, в первую очередь психологии и педагогики, так и с позиций зрелищности.)
3. Поддержка издательского проекта по выпуску книг, учебников и пособий по обучающим технологиям ХХI века и связанными с ними научными, педагогическими и психологическими проблемами.
4. Поддержка инновационных разработок по созданию компьютерных учебно-образовательных программ (на компакт-дисках и в сети Интернет) нового поколения с применением современных научных психолого-педагогических подходов, способных качественно изменить эффективность и расширить возможности самостоятельного и дистантного обучения.
5. Поддержка интеграции современной передовой научной мысли с реальной образовательной системой, особенно региональной, в форме организации выездов учёных-носителей инновационных идей в региональные университеты для чтения лекций, проведения мастер-классов и т.п. в целях популяризации и внедрения новейших обучающих технологий по всей стране. Эти выезды могли бы сопровождаться распространением новейших учебных материалов.
В заключение хотелось бы сказать, что мы смотрим в будущее отечественной образовательной системы с определённой долей оптимизма, несмотря на её очевидный кризис, проблемы и недостатки. И оптимизм этот основывается, во-первых, на неисчерпанном до конца стремлении российской молодёжи к образованию и сохранившейся у нее генетически заложенной способности к эффективной учёбе, а во-вторых, на нерастраченном полностью богатейшем потенциале российской науки и культуры, на том "золотом фонде" нации, который всё ещё позволяет России удерживать некоторые передовые позиции на научном, образовательном и культурном фронте, несмотря на те трудные и порой унизительные условия выживания, в которые были поставлены до последнего времени даже лучшие учёные и педагоги, условия, которые сейчас государство пытается изменить к лучшему, в том числе и с помощью Национального проекта "Образование".

Румянцева И.М.
д. психол. н., д. ф. н., проф., г.н.с. Института языкознания РАН

2007 г.


Док. 291496
Опублик.: 06.04.07
Число обращений: 638


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``