В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Соловьев А.И., Макаренко Е.И.: Инновационные процессы в высшей технической школе России Назад
Соловьев А.И., Макаренко Е.И.: Инновационные процессы в высшей технической школе России
Правительством Российской Федерации одобрены и утверждены основополагающие документы, определяющие развитие системы образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ, Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы основной заявленной целью является обеспечение доступности качественного образования для всех граждан России. Приоритетные национальные проекты в сфере образования представляют собой, по сути, инновационный подход к достижению поставленной цели. Инновационность подхода заключается в том, что относительно краткосрочная реализация проектов может стать катализатором долгосрочных системных изменений по основным направлениям развития системы образования, в т.ч. высшего технического.
В деятельности технических вузов в последнее время произошли значительные изменения, связанные с подбором абитуриентов, введением новой структуры и содержанием подготовки, появлением новых специальностей и специализаций, переходом на многоуровневую подготовку и, безусловно, появлением инновационных структур.
Инженерное образование представляет собой самую масштабную систему высшей профессиональной школы России. Подготовку инженерных кадров в России осуществляет 346 государственных и 112 негосударственных вузов. Контингент студентов, обучающихся в вузах по инженерным специальностям, составляет более 29% от общего контингента студентов в стране и составляет 136119 человек, в том числе в негосударственных вузах - 10090 человек. Аспиранты дневной и заочной формы обучения, занимающиеся научной деятельностью в рамках системы инженерного образования России, составляют 24 211 человек.
Самой острой проблемой высшего технического образования является ресурсная обеспеченность образовательного процесса, которая имеет две составляющие:
1. Низкая и слабо зависящая от профессионализма и результативности оплата труда преподавателей;
2. Недостаточная, устаревшая материально-техническая база образовательных учреждений.
Анализ тенденций развития российского высшего технического образования показывает, что оно базируется на мощнейшем фундаменте многовековых традиций. Важнейшими из этих традиций, имеющих существенное значение для инновационного развития и реформирования высшего технического образования, являются следующие:
- мощная фундаментальная составляющая инженерного образования, обеспечивающая специалистам возможность решать и в будущем новые сложные задачи, а также задачи, лежащие в смежных областях знаний и, что более важно, на стыках наук, где наиболее вероятно появление научных открытий, прорывных технологий и оригинальных инженерных решений;
- подготовка специалистов осуществлялась и осуществляется на основе интеграции учебного и научного процессов, позволяющей развивать творческие начала личности будущего специалиста; приобщить его к работе над решением инженерных и научных задач, к созданию технологических разработок, которые в будущем специалист будет внедрять в производство;
- большая составляющая практической подготовки в профессионально-образовательных программах инженеров, магистров (технологические, производственные и преддипломные практики, стажировки на ведущих предприятиях и научных центрах, привлечение для преподавания инженерных дисциплин опытных известных специалистов современного производства и др.);
- высокий уровень требований, предъявляемых к студенту в процессе обучения, на экзаменах, зачетах, выполнении тестовых испытаний, что гарантирует не только высокий уровень качества подготовки специалиста, но и его способность в будущем учиться воспринимать новую информацию, постоянно повышать свой профессиональный уровень, изменять профессиональный профиль;
- наличие мощных научно-технических школ.
- постоянная взаимосвязь и взаимосотрудничество с образовательными инженерными системами других стран.
Инновационные процессы, происходящие в российской высшей технической школе должны учитывать ее проблемы и опираться на фундамент традиций, поскольку только в этом случае в короткие сроки можно реализовать системные изменения по основным направлениям развития инженерного образования.
Литература:
1.    Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
2.    Информационный бюллетень Ассоциации инженерного образования в России. - М., 2005.
3.    Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики: Учеб.пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 192 с.

Соловьев А.И., к.ф.-м.н., профессор, декан факультета довузовской подготовки МАДИ (ГТУ)
Макаренко Е.И., к.и.н., доцент МАДИ (ГТУ)
2007 г.



Док. 291475
Опублик.: 06.04.07
Число обращений: 522


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``