В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сухотин А.Б.: Развитие программного подхода в целях укрепления координационных функций федеральной и местной власти Назад
Сухотин А.Б.: Развитие программного подхода в целях укрепления координационных функций федеральной и местной власти
В новых хозяйственно-политических условиях современной России особенно пристального внимания заслуживают такие черты экономической политики, которые отражают кардинальные проблемы влияния государства на процессы регулирования общественных отношений. Программы экономического развития относятся именно к таким средствам экономической политики, которые имеют очень большой потенциал. Программная деятельность государства способна стать той политикой, которая способна принести реальную пользу в деле успешного формирования не только технологического, социального или экономического прогресса, но формирования прогрессивного общественного устройства.
В этом отношении, важная роль программного подхода объясняется тем, что он затрагивает систему координации интересов крупнейших субъектов народного хозяйства и политической жизни - регионов, представителей национальных и международных компаний, а также представителей обширной когорты малого, среднего бизнеса населения, особенно прочно связанных с будущим конкретных территорий. С другой стороны, конкретные формы программного подхода являются хорошей характеристикой целей и задач самой центральной власти и ее способности служить катализатором укрепления федеративных отношений, экономической и социальной структуры общества - координатором всей гаммы общественных интересов.
Здесь следует пояснить, что комплексом отношений, подлежащих координации со стороны правительства, являются трудно формализуемые общественные условия формирования национального рынка и формирования системы федеративных отношений. В этой сфере наиболее предпочтительными, на наш взгляд, являются методы косвенного регулирования. Более внимательное рассмотрение этого вопроса потребовало обратиться к анализу сложившихся форм координационных отношений между федеральной и местной властью.
Так, представляется достаточно наивной управленческая практика многих государств СНГ, а также стран лишь недавно получивших независимость от бывшего СССР, полагаться на целесообразность принудительных союзов отдельных территорий и городов. Естественно предположить, что членство в каком-либо союзе дает определенную привилегию его участникам в плане налоговых льгот, таможенных или транспортных тарифов, инициаторами которых является как федеральная власть, так и сами местные власти территорий. В таком качестве, членство в союзе может стать, своего рода, призом за победу в конкурентной борьбе с другими регионами за успех того дела, которое считают важным для развития данной территории федеральная власть, местное общество, равно как и сообщество местных властей.
Этот взгляд иллюстрирует большую роль поддержки органами федерального управления союзов и ассоциаций представителей местной и региональной власти положительных черт в управлении на местах. Это может быть, к примеру, альтруизм, внимание к нуждам экономических партнеров. Эти же качества обязательно должны присутствовать и в практике федерального руководства. Хорошей иллюстрацией этому является опыт развитых стран.
Обращение к нему показывает, что далеко не обязательно все замыкается на проблеме поиска выверенных методик и схем финансово успешных программ экономического развития. Так, например, федеральные субсидии США, принятые федеральной властью, еще более 40 лет назад, исторически связанные с мелиорацией земель Калифорнии, не могут быть обоснованы ни понятиями "ответственности за ущерб" ни немедленной отдачей данного мероприятия, столь модными в нынешней отечественной литературе.
В сфере распределения финансовых ресурсов, представляется разумным использовать средства и возможности федерального бюджета для уменьшения финансовых издержек у "перспективных" регионов, желающих идти в фарватере общенациональной политики. "Философия" современного регулирования может относиться к сознательному понижению правительством у местной власти, демонстрирующей реальный успех, издержек и финансовых расходов, через доступ к дополнительным ресурсам - за счет участия территорий в правительственных программах. Все это может быть сделано для того, чтобы добиться использования местной властью наиболее приемлемых, с точки зрения правительства, методов управления.
Строительство новых федеральных, т.е. прежде всего договорных и взаимоответственных отношений с регионами сопровождается достаточно резкой дифференциацией экономико-организационной структуры регионов. То есть, если существуют регионы, с которыми федеральная власть может строить свои отношения на более или менее рыночных условиях, как в упомянутом выше примере, то имеются территории, которые устроены по известному принципу городов-предприятий. Имеются ввиду города, где практически все стороны хозяйственной и политической власти подчинены интересам "предприятий-тяжеловесов", монополизировавших решения всех общественно-экономических вопросов. На таких территориях местное управление осуществляет отнюдь не функции демократической власти, а своего рода "поместного самоуправления", распоряжаясь доставшейся вотчиной в узко-групповых или сугубо отраслевых интересах.
Не прямое перераспределение финансовых ресурсов, а регулирование финансовых потоков, связанных с экономией издержек у ряда территорий, наряду с методами программного развития территорий, способствует заинтересованности местной власти в налаживании управления и решении социальных задач на своей территории. Только в этом случае, внедрение программно-целевых установок, совершенных форм управления, можно непосредственно увязать с финансовой помощью населению и местной власти, регионам в целом. Возможно, необходимы дополнительные меры по реализации интересов регионов через органы федеральной власти. Это может быть выражено в создании нового или глубокого реформирования старого административного аппарата, осуществляющего функции наблюдения, мониторинга за своим партнером - органами местного самоуправления со стороны федеральной власти. Особый интерес представляет продолжение изучения опыта стран ЕС.
В качестве аналитических и практических выводов исследования следует выделить:
     значительную роль для создания эффективных отношений управления по всей территории федеративного государства - единой государственной политики. Ее основу составляет влияние государства на полновластное и самостоятельное в своих действиях общество, в том числе, и такие его властно самостоятельные структуры, как органы местного самоуправления. Это влияние основано на понимании наиболее эффективных методов оценок и координации общественных интересов для возможно более полного удовлетворения спроса в обществе на достижение частных выгод от совместной деятельности.
    утверждение о том, что невнимание к необходимости и навыкам преодолевать в системе федерации вредные черты эгоизма - является помехой для всех субъектов федеративных отношений в деле достижения общего согласия и частных выгод.
    необходимость дифференцированного подхода к оценке координационной политики местной и региональной власти на своих территориях, а также к выработке для разных территорий соответственно особых мер по преодолению негативных тенденций в региональных отношениях. А именно, мер, которые позволяют добиться выравнивания долей валового дохода у каждого благополучного региона и поддерживать строгую иерархию помощи беднейшим регионам.
    разработанную автором модель теоретического анализа конфликтов интересов, являющуюся базовым элементом для определения содержания основных параметров экономического равновесия.
    исследование статистических данных общественно-экономического развития Российской Федерации и ее регионов, законодательной базы реформ 90-х годов, которое косвенно подтверждает, что сведения об имевших место периодах роста неблагоприятных тенденций в сфере региональных отношений, исторически совпадали с военными конфликтами в пределах РФ. Исследованные гипотезы о характере экономического потенциала РФ, позволили (также, во многом, благодаря и зачаткам демократических свобод, и качеству большинства статистических сведений) сделать выводы о сохранявшихся в первой половине 90-х годов условиях для успешного совершенствования рыночных отношений.
     понимание того, что координация отношений между федеральной властью и органами местного самоуправления, способствует установлению более ясных границ ответственности и выбора, властных мер в границах закона. Необходимы проверки на соответствие законодательству действий органов самоуправления, не отвечающих общим принципам и нормам управления. Большое внимание целесообразно уделять работе с нуждающимся населением территорий. Реальную помощь ему могут обеспечить программы социального развития и поддержки социальных слоев отдельных территорий. Такие действия, скорее, чем действия через систему тарифов и налогов, способны влиять на обеспечение помощи общей массе отстающих в развитии регионов и территорий, а также стимулировать экономические соглашения о взаимопомощи регионов.

Сухотин А.Б.
к.э.н., ИНП РАН

2007 г.


Док. 291465
Опублик.: 06.04.07
Число обращений: 483


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``