В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Казаренкова Т.Б.: Перспективы развития высшего образования России Назад
Казаренкова Т.Б.: Перспективы развития высшего образования России
Современное российское общество переживает не простой этап своего развития. Изменения, происходящие в социуме, сказываются на деятельности всех социальных институтов, в частности института образования и науки. В свою очередь, в современном мире образование и наука обеспечивают устойчивое развитие общества, государства.
Интенсивное обновление социально-политической и экономической жизни российского государства обусловило широкомасштабные изменения в системе высшего образования. Модернизация системы подготовки специалиста в высшей школе осуществляется во всех компонентах образовательного процесса: изменении целей и задач; обновлении содержания, методов, средств и форм образования; появлении новых критериев оценки результативности данного процесса .
Усиление влияния государства в этой сфере, придание науке и образованию высокого государственного и общественного статуса, существенное увеличение бюджетного финансирования являются необходимыми условиями построения сильного государства с эффективной системой государственного управления с современной армией, с высокоразвитой высокотехнологичной экономикой.
Поэтому большую опасность может представлять подход к системе образования, основанный на неправильном понимании ее сущности, роли и места в процессе рыночных реформ экономики. Систему образования ни в коем случае нельзя превращать в поле действия прямых рыночных экономических механизмов. Недопустимо также экономить на этой сфере. Система образования, подобно органам законодательной и исполнительной власти, другим государственным структурам, должна служить инструментом для поддержания крепкой государственной власти и создания высокоразвитой экономики .
Стратегическими задачами современной высшей школы выступают социализация, профессионализация и самореализация студенческой молодежи. Специалист с высшим образованием - это не только профессионально компетентный работник, но и высокообразованный, культурный человек, обладающий системой жизненных стратегий и гуманистических ценностей, успешно ориентирующийся в различных сферах жизнедеятельности, владеющий базовыми, социально-гуманитарными и естественнонаучными знаниями, умениями оценивать и анализировать социальные процессы, явления, прогнозировать их развитие в будущем.
Эффективность высшего образования проявляется в способности будущего специалиста умело актуализировать свой интеллектуальный и духовный потенциал. Интегральное освоение социально-гуманитарного знания, стимулирует развитие целостного мировоззрения, опыта жизнетворчества, позволяет сохранить высокий социальный и профессиональный статус. Социокультурное знание придает импульс, качественно иной ракурс конструктивным действиям профессионала, расширяет возможности социального взаимодействия.
Среди наиболее значимых проблем управления в системе высшего образования можно выделить обновление управленческих стратегий, направленных на формирование и развитие системы высшего образования Российской Федерации, обеспечивающих национальную безопасность России; модернизацию нормативно-правовой базы в системе управления высшим образованием; развитие государственно-общественного управления; качество подготовки управленческих кадров; совершенствование управленческого взаимодействия на всех уровнях системы высшего образования; стимулирование интеграционных процессов в системе управления высшим образованием, направленное на эффективное решение вопросов социально-профессиональной подготовки и личного развития будущего специалиста.
Управление развитием образования осуществляется на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики.
В процессе модернизации образования предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственно-общест¬венной системы и, во-вторых, переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия.
Необходимо расширить участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в системе образования. Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей нор¬мативно-правовой базой, так и реальными механизмами действен¬ного общественного участия в развитии образования.
Планируется в установленном порядке закрепить правовой статус попечительского совета образовательного учреждения, обеспечивающий участие совета в формировании перечня платных образовательных услуг, оказываемых учреждением сверх соот¬ветствующих образовательных программ и государственных обра¬зовательных стандартов, определении направлений профориентационной деятельности, решении кадровых вопросов, организации общественного контроля за расходованием внебюджетных средств учреждения и др.
Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модер¬низации системы образования - модернизация самой модели управ¬ления этой системой. В современных условиях управление образо¬ванием - это прежде всего управление процессом его развития. Цель - формирование оптимальной модели управле¬ния, в которой будут четко распределены и согласованы компетен¬ция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, в первую очередь - образовательных учреж¬дений и органов местного самоуправления, региональных и феде¬ральных управленческих структур. Должна быть обеспечена глас¬ность и прозрачность обсуждения и принятия управленческих решений.
В современных условиях значительную и все возрастающую часть информации учащиеся получают самостоятельно и в основном через средства массовой информации. В этой связи плани¬руется разработать и осуществить меры активизации роли средств массовой информации в формировании культуры, воспитании гражданских качеств, повышении ответственности за демонстрацию с целью реализации новых моделей в образовании. Эти модели будут разрабатываться и внедряться с учетом региональной спе¬цифики.
Вместе с тем на данном этапе более важную роль в развитии образования играет общество: предприятия, семьи, местное самоуправление, общественные организации. Это будет обеспечи¬ваться двумя факторами. Во-первых, доходы семей и предприятий (и прямо зависящие от них возможности местных бюджетов) позволят существенно увеличить платежеспособный спрос на обра¬зование, в первую очередь - профессиональное, и расширить поддержку образовательных организаций как в форме бюджетного финансирования, так и в виде спонсорской помощи. Во-вторых, формирование прозрачных механизмов управления образованием и образовательными учреждениями сделает более эффективными различные формы общественной поддержки и контроля.
В целом образование будет более ориентировано на рынок труда и требования социально-экономического развития страны. Контракты с конечными потребителями частично вытеснят форму государственного задания (особенно в начальном и среднем профессиональном образовании). Это позволит снизить темпы роста бюджетного финансирования профессионального образования. В то же время бюджетное финансирование общего образования из региональных и местных бюджетов должно сохранять высокие темпы роста до конца десятилетия. В системе высшего образования целесообразно создавать условия, стимулирующие потребность развития индивидуальных способностей человека и формирование у него опыта гуманизации социального взаимодействия, актуализации собственных творческих резервов. В обществе следует стремиться к обеспечению оптимальных условий для творческой жизнедеятельности человека, развития его личностных и профессиональных качеств, а также стимулировать его гуманистические начала, предоставлять возможности для непрерывного образования, обеспечивающего не только повышение квалификации специалиста, но и открывающего для него возможности получения новых профессий, специальностей, а также дающего ему возможность реального влияния на процессы социального управления.
Исследования процесса развития мировой науки показывают, что в ближайшие десятилетия фундаментальная наука и научные технологии, развивающиеся на ее базе будут являться основой политических, экономических и социальных проектов глобальных преобразований, определять перспективы развития государства и его международных отношений, а также служить базой для гуманизации современной цивилизации.
Высшее образование продолжает выполнять задачи по борьбе с бедностью и повышению уровня жизни за счет устойчивого роста инвестиций. Основные направления перспективной деятельности международных организаций в поддержку развития высшего образования следующие:
Концептуальное развитие, стратегическое планирование и достижение кон¬сенсуса в масштабах всей страны и отдельных вузов.
Реформа финансирования (например, распределение текущего бюджета; конкурсное финансирование; участие студентов в покрытии издержек; обра¬зовательные займы; стипендии).
Реформа государственного и административного управления вузами (фор¬мирование органов, отвечающих за разработку учебной политики; слияние и образование ассоциаций вузов; внедрение системы кредитных часов; инфор¬мационные системы управления).
Повышение качества (совершенствование имеющихся программ; системы оценки и аккредитации; внедрение инноваций в содержание и методы реали¬зации программ; внедрение инноваций в организацию учебного процесса, учебную информацию и инфраструктуру связи вузов).
Институциональная диверсификация (создание или укрепление политехни¬ческих и технических институтов).
Развитие сектора науки и технологий (разработка стратегии; создание потен¬циала для проведения мониторинга и оценки; реформирование механизмов распределения ресурсов; конкурсное финансирование; содействие развитию научных исследований в важнейших областях; совместное техническое раз¬витие государственного и частного секторов; создание возможностей для применения метрологии, стандартов и проверки качества; права на интеллек¬туальную собственность) .
Российское общество идет по пути интенсивных социально-политических и экономических преобразований. Осуществление таковых приводит как к позитивным, так и негативным процессам и результатам . Система национального образования, с одной стороны испытывает непосредственное влияние социальных преобразований, с другой стороны, становится все более необходимой для решения государственных проблем.
Образование также играет важную роль в социокультурном, экономическом, правовом и экологическом развитии общества, выступая мощным детерминантом социальных изменений. Именно образование, обеспечивающее трансляцию ценностей человеческой культуры, объективно интегрирует все формы жизнедеятельности человека, создает условия для оптимального взаимодействия человека с природой и социумом.
Образование представляет собой мощный фактор культуры, обеспечивающий целостную многомерную самореализацию человека. Субъективный опыт человека, его способность к изменению окружающего природно-социального мира путем воздействия на этот мир, приводит к саморазвитию человека. Оно стимулирует раскрытие задатков человека, способствует обнаружению его талантов.
Высшее образование - необходимое условие развития общества. Раскрытие в образовательных учреждениях интеллектуальных и нравственных потенциалов человека в их взаимосвязи, способствует интенсивному, гуманному освоению человеком резервов природы и общества, стимулирует поиск рациональных путей, средств и способов получения материальных и духовных благ, с учетом гуманистических приоритетов развития человеческой цивилизации.
Сфера образования является стратегической для развития национальной экономики и наиважнейшей сферой человеческой жизни. Значение высшего образования в условиях обновления российского общества возрастает еще в большей степени.
Современное образование - это путь молодежи в науку. В последнее время в российском обществе наблюдается неоднозначное отношение людей к фундаментальной науке. Чаще всего исследования в этой области не получают достойного освещения ни в выступлениях политиков, ни в средствах массовой информации. Базисом современного высшего образования служат фундаментальные знания и новейшие технологии. Формирование у студенческой молодежи позитивной мотивации в осознании их значимости в жизнедеятельности современного человека и опыта освоения таковых - важнейшая задача системы национального образования.
В результате интенсивного обновления всех сфер российской обществен¬ной жизни, как и в других странах мира, изменяется стратегическая государст¬венная образовательная политика. Образование объективно является приори¬тетной областью, обеспечивающей стабильное функционирование государства, его безопасность, оптимальное развитие социально-экономической и духовной сфер жизнедеятельности общества.
Человеческая цивилизация ищет новые перспективы собственного развития. Поиск путей и способов своей эволюции человечество видит в глобальном культивировании гуманистических начал личности. Многие научные теории и течения в современной научной системе интегрируются на базе гуманизма. Актуализация принципов гуманизма связана с вопросами человеческой природы, развития личности, свободы человека, его выбора действий и ответственности за них перед собой и другими людьми, всей человеческой цивилизацией.
Развитие управления качеством образования становится приоритетной стратегией модернизации высшей школы. Базисом современного образования служат фундаментальные знания и новейшие технологии (особенно в высшей школе). Формирование у молодежи позитивной мотивации в осознании их значимости, в жизнедеятельности современного человека и опыта освоения таковых - одна из важных задач системы национального образования в любом государстве.
В системе российского образования целесообразно не только сформировать у человека способность усваивать передаваемые научные знания, но и потребность в самостоятельном приобретении научных знаний и способов деятельности, опыта самообразования и самовоспитания, где базой служат как естественные, так и социально-гуманитарные науки, а также искусство. Студенты должны понять, что фундаментальное знание - это не "балласт" в системе рыночных отношений, а перспективное средство для достижения самых высоких жизненных и профессиональных целей. В высших учебных заведениях на этом, к сожалению, не всегда акцентировано внимание.
Высшая школа существенно влияет на политический, социально-экономический, культурный облик российского общества, способствует укреплению положения России в мировом цивилизационном сообществе. Высшее образование является одним из оснований национальной безопасности государства. Процесс управления развитием качества высшего образования в современном обществе носит противоречивый характер, является преимущественно стихийным. Оптимальному решению данной проблемы способствуют новейшие образовательные технологии и наличие профессиональных политиков, специализирующихся в сфере образования.
Существенное значение в условиях обновления высшего образования имеют цели и задачи его функционирования, перспективы реформирования, содержательного и процессуального компонентов образовательного процесса. Высшее образование стремится адекватно реагировать на интенсивное развитие личности обучающихся; формированием у студентов гражданского самосознания и уважения к национальной культуре и мировым ценностям; воспитанием у них культуры межнационального взаимодействия, воспитанием уважения к окружающему природному миру; стимулированием потребности к социально-профессиональному и личностному самосовершенствованию.
Современное высшее образование, являясь важнейшей составной частью системы национального образования интенсивно обновляется и оказывает существенное влияние на устойчивое развитие общества.

Казаренкова Т.Б. к.соц.н., доцент кафедры сравнительной образовательной политики Российского университета дружбы народов ( РУДН ) г. Москва

2007 г.


Док. 291448
Опублик.: 06.04.07
Число обращений: 714


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``