Основатель сети пунктов быстрого питания Макдональдс утверждал, что он занимается не фаст-фудом, а недвижимостью. И эта творческая реорганизация бизнеса позволила ему стать не просто богатым, а очень богатым человеком.
На Северо-Западе России, в первую очередь в Санкт-Петербурге, развитие научных исследований постепенно возвращается в вузовскую систему в виде технологических разработок. Организационно и институционально данный процесс обустраивается в виде развертывания в рамках вузов технопарков или научно-технологических образовательных центров. Сейчас, по данным журнала "Эксперт Северо-Запад" в Петербурге около 15 вузовских технопарков, где работает около 100 инновационно-технологических фирм. Всего в них занято около 2,5 тысяч человек.
Таблица 1. Инновационно-технологические центры организаций науки и высшей школы Санкт-Петербурга.
No
Название ИТЦ
м2
Соб-ть
Организации
1 ИТЦ "Фонд ТВН" Санкт-Петербургского государственного политехнического университета 6000
Фед-я Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
2 ИТЦ Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга 7000 РФНТР РФНТР
3 ИТЦ Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики 15000 Фед-я Санкт-петербургской государственный университет информационных технологий, механики и оптики
4 Сетевой центр коллективного пользования уникальным оборудованием 1500 Фед-я Санкт-Петербургский горный институт (технический университет)
5 ИТЦ по комплексной переработке и утилизации промышленных и твердых бытовых отходов 4195 ОАО ОАО "НПК "Механообртехника"
6 ИТЦ Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна 1500 Фед-я Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
7 ИТЦ "Технопарк" 5000 Фед-я СПб Государственная лесотехническая
академия
8 ИТЦ "Центр поддержки инноваций" 1500 Фед-я Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе
9 ИТЦ "Северо-западный региональный инновационный центр наукоемких технологий "АРТЕС" 1400 Фед-я Институт электрофизики и электроэнергетики РАН
10 ИТЦ Инноваций ленинградских институтов и предприятий (ИЛИП) 1700 ЗАО ЗАО "ИЛИП"
ИТОГО 44795
В том числе Федеральная собственность 31900
Источник: экспертная оценка ИТЦ "Фонд ТВН" Санкт-Петербургского государственного политехнического университета и ОАО "НПК "Механообртехника".
Наиболее известные научно-технологические центры располагаются в Санкт-Петербургском государственном университете, Санкт-Петербургском государственном техническом университете, в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете. Однако пока журнал "Эксперт" оценивает рынок всех петербургских технопарков в довольно скромную сумму около 15 миллионов долларов США. Для сравнения в Хельсинки это не менее 350 миллионов долларов США. Бюджеты на НИОКР в российских вузах чрезвычайно малы в сравнении с ведущими западными университетами.
См. Таблицу 2. Ведущие вузы мира.
Университет Страна ППС Студенты % иностран. студентов Общий бюджет (млн. дол.) Бюджет НИОКР (млн. дол.)
Гарвард США 2 433 20 000 17 2 800 589
Стенфорд США 1754 15 000 20 2 300 975
MIT США 1 620 10 000 8 (аспиранты - 33) 1 600 -
2 100 567,4
Оксфорд Британия 1 100 18 000 10 1 000 334,7
Кембридж Британия 15 000 1 250 350
Токио Япония 3 000 28 000 10 400
Киото Япония 2 931 23 000 8 450
Торонто Канада 3 000 50 000 11 634
Хельсинки Финляндия 4 300 38 000 4 509
(млн. евро) 189
(млн. евро)
Источник: Княгинин В. Н., директор Центра стратегических разработок "Северо-Запад", доклад "Международный опыт создания крупных университетских центров" на научно-практической конференции "Мегауниверситеты: цели, задачи и методы создания" Екатеринбург, 29-30 июня 2006 года.
С начала 90-х годов Балтийский государственный технический университет "Военмех" им. Д.Ф.Устинова принимал самое активное участие в развитии инфраструктуры инновационной деятельности. Являясь одним из ведущих университетов России, готовящим специалистов по критическим и двойным технологиям, "Военмех" выступает организатором конференций, форумов, выставок по вопросам высоких технологий, инноваций, инвестиций. В 1994 году на территории БГТУ был создан Балтийский Международный Технологический парк. Около 50 тысяч квадратных метров тогда были предоставлены в пользование 146 компаниям - арендаторам. Но в настоящее время начато создание научно-технологического образовательного центра "Измаиловский". В его организационной структуре есть место и бизнес-инкубатору. Чтобы понять, что это такое и какой от него может быть прок, обратимся к истории вопроса.
История возникновения инкубаторов бизнеса.
Первые из них появились в Великобритании. Их провозвестниками были так называемые "творческие коммуны" архитекторов и дизайнеров, перестраивавших занимаемые ими здания так, чтобы создать оптимальную для творчества и взаимодействия среду. Сюда же относятся обновленные исторические здания, которые использовались под размещение мелких производств ремесленников и народных умельцев. Важно, что эти "коммуны" имели единое управление и определенный набор услуг коллективного пользования.
Следующая волна "инкубаторного бума" была вызвана экономическим кризисом в Великобритании, сопровождавшимся закрытием крупных производств. В 1975 году сталелитейная корпорация "Бритиш Стил" организовала специальную дочернюю фирму, в задачи которой входило создавать новые рабочие места там, где закрывались металлургические производства. Эта фирма строила многоофисные и производственные здания, предоставляла кредиты в целях поощрения безработных специалистов и рабочих открывать собственное дело. Работа шла в тесном взаимодействии с местными органами власти. Первое здание было открыто в 1979 году недалеко от Глазго (Шотландия), позже было введено в строй еще 9 зданий коллективного пользования поблизости от сталелитейных производств. "Бритиш Стил" называла их "зонами новых возможностей".
Примеру этой компании последовали и другие организации. Причем не только в Великобритании. Среди них известные корпорации "Шелл", "Филипс", "Ай Ти Ти". Национальное управление угольной промышленности Великобритании с их помощью преодолевало шахтерские протесты против закрытия шахт, забастовки, потрясшие Великобританию в начале 80-х годов. В Соединенном Королевстве даже была принята специальная программа "малых цехов", которая, предусматривала ряд мер, направленных на привлечение в это дело компаний частного сектора.
Очень скоро в подобную деятельность включились федеральные, региональные и местные органы власти, университеты и общественные организации самых разных стран. Но, несмотря на первоначальные успехи "старушки" Европы, после 1983 года инкубаторы нового бизнеса получили наибольшее распространение в Новом Свете. Можно назвать три главные причины, которые способствовали их быстрому распространению особенно в Соединенных Штатах Америки (Северной).
Первая это проблема возрождения приходящих в упадок городских центров и отдельных регионов Среднего Запада и Северо-Востока этой страны. Интересно, что данная проблема привлекла внимание корпорации "Контрол Дэйта", которая организовала около 20 инкубаторов в основном нетехнологического бизнеса. Инкубаторы, появление которых было вызвано первой причиной, должны были выполнять функцию создания новых рабочих мест, возрождения деловой активности на базе малого бизнеса. Схема оказалась реально действующей и к созданию инкубаторов такого типа стали подключаться городские и окружные органы власти на охваченных спадом территориях. Инкубаторы обретались на свободных площадях заводов и фабрик, на месте бывших складов, школ, в восстановленных зданиях. В общем - в любых помещениях, которые можно было приспособить для создания и выращивания малого бизнеса.
Вторая причина - эксперимент, поставленный Национальным научным фондом США в целях поощрения инновационной деятельности и предпринимательской активности в университетах. Он завершился успешно, дав толчок соответствующей инициативе университетов и колледжей. Отметим, что часть инкубаторов бизнеса университетов позже влилась в состав университетских научных парков в качестве их "блоков питания". Другая часть продолжила автономное существование. Инкубаторы, появление которых было вызвано второй причиной, выполняли функцию поддержки наукоемкого предпринимательства.
Третья причина - инициативы, предпринятые отдельными процветающими бизнесменами или группами инвесторов в целях передачи собственного положительного опыта новым предпринимателям в благоприятной для инновационной деятельности и коммерциализации технологий среде. Примером такого подхода может служить организованный Л. Шульцем в 1976 году в Филадельфии "Центр технологического предпринимательства". Карьера Шульца позволила ему понять, какая именно среда в наибольшей степени способствует коммерциализации высоких технологий, и он сумел создать такую среду. К этой же схеме тяготеют и венчурные (рисковые) капиталисты для того, чтобы "держать в одном месте" своих клиентов, одновременно создавая им контролируемые по ряду параметров условия для работы. Задача инкубаторов, создаваемых по этой схеме - оказывать поддержку как фирмам высоких технологий, так и не-технологическому предпринимательству.
Инкубаторы бизнеса оказались настолько удачной формой поддержки нового предпринимательства, что за десять лет их число в США быстро выросло с нескольких десятков до 575, объединенных в Национальную ассоциацию инкубаторов бизнеса. Всего же в мире уже насчитывается более 2000 самостоятельно действующих инкубаторов бизнеса.
Теперь в США есть и инкубаторы искусств, сдающие в аренду площади и оказывающие помощь молодым художникам и артистам; и сельскохозяйственные инкубаторы, в которых малые фирмы перерабатывают продукцию земледелия и животноводства, и инкубаторы для женщин, национальных меньшинств, инвалидов, преследующие цель вовлечения этих категорий граждан в активную предпринимательскую деятельность, и промышленные инкубаторы, производящие несложную продукцию, а не только инкубаторы фирм высоких технологий. Их многообразие обеспечивает выживание малого бизнеса, повышение социальной и экономической активности населения, организацию новой культурной среды. Несмотря на большой разброс направлений деятельности и удаленность от интересов науки и техники, три четверти инкубаторов поддерживают отношения с ближайшими университетами, или стремятся к этому.
Зачем предпринимателям и технопаркам нужны университеты?
Мировой опыт показывает, что статистика "выживания" малой фирмы в бизнес-инкубаторе - четыре из пяти (80 процентов), тогда как в "свободном плавании", погибают каждые шесть из десяти вновь образованных малых предприятий ("выживают" - 40 процентов).
Многочисленные исследования, проведенные как в США, так и в Западной Европе, показывают, что для начинающих предпринимателей, чаще всего испытывающих финансовые трудности, важно, что инкубаторы (это касается и инкубаторов в составе технопарков) предоставляют "крышу над головой" на льготных условиях, по ценам ниже рыночных. Необходимые площади предоставляют вузы. Финансовыми "донорами" в этом случае, как правило, выступают либо государство, либо негосударственные фонды.
Например, в июне - июле 2006 года министерство образования и науки Российской Федерации провело конкурс на создание студенческих бизнес-инкубаторов. В нем приняло участие около 40 вузов. От государства они запросили финансирование на сумму более 600 млн. рублей. А вот создание студенческого инкубатора высоких технологий (СИВТ), являющегося частью Международного научно-технологического парка (МНТП) "Технопарк в Москворечье" работающего на благо Московского государственного инженерно-физического института (МИФИ) был поддержан фондом "Евразия".
Среди других "плюсов" симбиоза предпринимательской инициативы и центров знаний (университетов) на базе инкубаторов: творческая атмосфера и возможность контактировать с себе подобными, формирование имиджа серьёзной компании, расширение набора услуг, гибкость менеджмента.
В тесном контакте с вузом становятся достижимыми следующие цели бизнес-инкубатора:
- создание стимулов к внедрению и коммерциализации научных разработок студентов и молодых ученых, предоставление дополнительных возможностей студентам и аспирантам для участия в проведении НИОКР, направленных на создание продукции и технологии для наукоемкого бизнеса;
- привлечение студентов и аспирантов к процессу создания, разработки и реализации наукоемкой продукции или технологии непосредственно на стадии обучения и подготовки в научных группах кафедр, в конструкторских бюро, на фирмах технопарка;
- адаптация молодого специалиста в новых рыночных условиях на стадии обучения и подготовки для работы на малых инновационных предприятиях.
Инкубаторы нового бизнеса существуют в двух видах. В одном случае они выступают в качестве ядра технопарков, в другом - действуют как самостоятельные организации. Провести грань, отделяющую инкубатор от технопарка, непросто. Особенно когда речь идёт о развитии фирм высоких технологий. Но существенные различия между ними есть.
Во-первых, инкубаторы бизнеса поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития фирмы.
Во-вторых, они поддерживают не только фирмы высоких технологий, но и малый бизнес самого широко спектра деятельности, - так называемый нетехнологический бизнес.
В-третьих, инкубаторы, как правило, не имеют земли, а, следовательно, и программ привлечения на неё филиалов и представительств крупных корпораций, сдачи в аренду участков клиентским фирмам под строительство теми офисов и прочих необходимых им помещений.
В-четвертых, политика постоянного обновления клиентов в инкубаторах соблюдается жестче, чем в технопарках.
По набору услуг, функциям, целям и задачам поддержки малого предпринимательства они либо не отличаются от технопарков, либо эти отличия не столь уж значительны. Стартовые же возможности тех и других, конечно же, разные. Можно также отметить, что чаще всего инкубаторы формируются по смешанной схеме, но, по мере их "взросления", они тяготеют к специализации. Например, создаются инкубаторы только для фирм, производящих программное обеспечение или работающих в области биотехнологии. Современные вузы, так же, как правило, имеют свою специализацию. Например, "Военмех" тяготеет к позиционированию на рынке обеспечения комплексной безопасности общества, государства, личности.
Зачем российским вузам нужны инкубаторы бизнеса и технопарки?
Один из аспектов глобализации рынка образовательных услуг и конкуренции учебных заведений разных стран за финансовые потоки и студентов - появление международных рейтингов. Российские вузы очень скромно представлены в них. По данным газеты "Деловой Петербург" (от 4 сентября 2006 года, No162), Институт высшего образования Шанхайского университета (КНР) уже 4 года составляет рейтинг 500 лучших университетов мира. В нем Московский государственный университет занимает 70, а Санкт-Петербургский 339 место. В 2003 году результаты были хуже. В рейтинге же британской газеты "Таймс" был представлен только МГУ, да и то на 92 месте.
Подобная ситуация наблюдается и с российскими бизнес-школами. Лишь Высшая школа бизнеса МГУ в 2004 году впервые вошла в число компаний, включенных в рейтинг европейских Master of Business Administration (MBA) компаний QS TopMBA.
Затраты на фундаментальные исследования в научных бюджетах российских и американских вузов составляют соответственно 10 и 50 процентов. Притом что сами эти бюджеты существенно различаются по объему. Исследовательский бюджет Мичиганского университета в 2003 году составлял почти 650 млн. долларов, а согласно опубликованным в 2005 году данным исследовательский бюджет Государственного Университета - Высшая Школа Экономики составляет 241 млн. рублей, Томского политехнического университета - 357 млн. рублей, обычного регионального университета - от 1 до 45 млн. рублей в год. Эта же пропорция сохраняется и в отношении бюджетов российских и американских университетов, исследовательских институтов в целом. Например, бюджет Национального Института Рака (США) составляет более 2 млрд. долларов.
Финансирование вузов сказывается на качестве их материально-технической базы, возможностях для труда и отдыха. Это влияет на сплоченность научных, трудовых коллективов, удовлетворенность своей деятельностью, воплощается в успешности проводимых исследований. Что, в свою очередь, выражается в повышении "индекса цитирования", который является, чуть ли не краеугольным камнем международного рейтингования вузов.
Важно также отметить, что примерно 100 фундаментальных исследований порождают 10 прикладных и только 1 прикладное исследование заканчивается выходом на рынок в виде конкретной технологии или другой продукции. Сам по себе высокий научный потенциал ничего не гарантирует с точки зрения коммерциализации результатов научных исследований. Это объективные показатели.
В условиях инновационной экономики наличие платежеспособного спроса является критерием плодотворности труда исследователей, преподавателей, управленцев в сфере образования. В конечном счете, не власть или бизнес, а именно центры знаний (вузы) ответственны за качество поставляемого на рынок труда человеческого и интеллектуального капитала. Капитал имеет одну очень важную функцию - "питания мозгов". Хорошее питание (не фаст-фуд!) очень важно для развития. Ведь как известно, что в молодости сэкономишь на еде, потом потратишь на лекарства.
Для подготовки материала были использованы:
1. Постиндустриальный переход в вышем образовании России: на примере анализа развития рынка образовательных услуг Северо-Запада РФ./Под руководством В.Н.Княгинина. - СПб.: Издательский дом "Corvus", Фонд "Центр стратегических разработок "Северо-Запад", 2005.
2. Презентация доклада В.Н.Княгинина "Мегауниверситеты".
3. Материалы Интернет-сайта "Технопарки".
Каплиев А.С.
заместитель начальника отдела интеллектуальной собственности, координатор проекта по созданию технопарка Балтийского государственного технического университета "Военмех" им.Д.Ф.Устинова
2007 г.
Док. 291441 Опублик.: 06.04.07 Число обращений: 548