В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Коновалова Л.Н.: Практические механизмы межпроектных и межпрограммных взаимодействий(международный и национальные аспекты) Назад
Коновалова Л.Н.: Практические механизмы межпроектных и межпрограммных взаимодействий(международный и национальные аспекты)
Проект - это особый вид деятельности любой организации, который, может быть, как никакой другой, требует высокого качества управления в ходе его осуществления. Более того, исполнителем проекта должен быть собственно автор (физическое лицо, организация) этого проекта. Масштабы проекта расширяют группу соисполнителей или партнеров при условии, что их компетенции увеличивают потенциал и качество реализации проекта в целом.
Проект предполагает наличие четко определенных целей (цели) и ориентирован на достижение конкретных результатов (в масштабном проекте - множества промежуточных результатов). Именно достижение результатов или их отсутствие заставляют изменять систему контроля (мониторинга) и вносить своевременные изменения в процессе управления проектом. В проектах социальной сферы конечные результаты - это изменения качественных и количественных показателей определенных целевых группах (дети, женщины, пенсионеры, ветераны и др.). Таким образом, количественные показатели являются необходимыми, но недостаточными критериями результативности проекта. При этом отметим, что конечные результаты задаются на этапе планирования и являются заранее известными. Качественные показатели социальных групп часто не могут быть определены по завершении проекта, но их индикаторами могут быть положительные тенденции, их динамика, отмеченная на определенном отрезке времени. Следовательно, реализация проекта должна сопровождаться социологическим мониторингом группы, на которую направлен проект.
В практике международных гуманитарных организаций, которая существует не одно десятилетие, работа с проектами является основой выполнения программных задач и целей. Рассмотрим для примера, как выполняются программы (состоящие из совокупности проектов) в рамках деятельности одного из крупнейших специализированных агентств ООН - ЮНЕСКО.
В данной организации планирование осуществляется на основании среднесрочной стратегии (формирование целей, задач, направлений деятельности и ожидаемых результатов на шестилетний период) и краткосрочных программ (реализация с расчетом бюджета на 2 года). Таким образом, среднесрочная стратегия осуществляется выполнением трех двухгодичных программ.
Основные программные области ЮНЕСКО - это образование, наука (естественное и социально-гуманитарное направления разделены), культура и коммуникации (в том числе информатизация). В предложенном примере взяты данные "Проекта программы и бюджета ЮНЕСКО на 2006 - 2007 гг.") , что в настоящем исследовании не является принципиальным. Автором рассматриваются не объемы средств, которые были в дальнейшем уточнены и утверждены на 33-ей сессии Генконференции ЮНЕСКО, а принципы планирования деятельности и реализации проектов и программ организации (Таблица 1).

Таблица 1. Средства на реализацию программ в основных областях ЮНЕСКО
Область и
направления        Общ. бюджет млн. $    Регулярный бюджет, млн.$    Децентра-лизация,
%    Внебюд-жетные, млн.$
Образование    1.1
1.2
1.3
1.4    20,6
41,9
5,9
46,0    10
21,7
5,4
4,6    51
73
67
69    10,60
20,2
0,5
41,4
Естественные науки    2.1
2.2    23,9
6,3    16,7
3,1    32,6
44,2    7,2
3,2
Социальные и гуманитарные науки    3.1
3.2    6,9
63,8    6,5
4,3    26,7
44,1    0,4
59,5
Культура    4.1
4.2    42,6
9,2    10,8
6,4    48
52,7    31,8
2,8
Коммуникации и информация    5.1
5.2    13,2
5,9    10,3
3,4    56,2
58,5    2,9
2,5

В каждой программной области реализуются приоритетные направления (обозначенные цифрами 1.1, 1.2,...3.1,...5.1, 5.2). Здесь требуется пояснение по графе "Децентрализация". Для повышения результативности деятельности на региональном и национальном уровнях, часть средств ЮНЕСКО передает в региональные представительства (кластеры), которые способствуют эффективному вложению средств в региональные и национальные проекты.
Одновременно ЮНЕСКО распределяет средства на междисциплинарные программы, т.е. на проекты, осуществляемые на "стыке" основных программных областей. Это позволяет усилить синергетический эффект вложенных средств, в том числе на определенные целевые группы или объекты (Таблица 2).

Таблица 2. Деятельность ЮНЕСКО по междисциплинарным
программам (отдельные направления)
Программа
Область    I(ED)    II(NS)    III(SHS)    IV(CL)    V(CI)
Биоразнообразие, культурная диверсификация        #9679;            
Глобальная инициатива по ВИЧ/СПИД и образованию    #9679;    #9679;    #9679;    #9679;    #9679;
е-образование и ИТ в образовании    #9679;                #9679;
Доступ к научной, технической информации и ИТ        #9679;    #9679;        #9679;
Декада ООН по образованию для устойчивого развития    #9679;    #9679;        #9679;    #9679;
Продвижение значения Всемирного наследия в образовании и практике    #9679;            #9679;    
Образование для науки и технологии    #9679;    #9679;            
Создание Системы предупреждения природных катаклизмов    #9679;    #9679;        #9679;    #9679;

Более того, особо выделены также трансдисциплинарные (их часто определяют как "сквозные") программы. Это - целевые социальные группы и страны, т.е. те объекты, которые находятся в зоне пристального внимания организации, ее постоянного мониторинга. Эти объекты определяются рамками среднесрочной стратегии (Таблица 3).


Таблица 3. Взаимодействие трансдисциплинарных программ ("Женщины", "Молодёжь", "Наименее развитые страны" и "Африка") с основными программами
Основная программа    Женщины    Молодежь    LDCs    Африка
I.Образование    1.1.1-1.1.2
1.2.1-1.2.3
1.3.1-1.3.2
1.4.1-1.4.2    1.1.2
1.2.1-1.2.3
1.3.1-1.3.2
1.4.1    1.1.2
1.2.1-1.2.3
1.3.2
1.4.1-1.4.2    1.1.2
1.2.2-1.2.3
1.3.2
1.4.1-1.4.2
II.Естественные науки    2.2.2    2.2.1    2.2.1-2.2.2    2.1.2
2.2.1-2.2.2
III.Социальные и гуманитарные науки    3.2.1        3.1.2
3.2.1    3.1.2
3.2.1
IV.Культура    4.1.2
4.2.1        4.1.3
4.2.1
4.2.3    4.1.3
4.2.1
4.2.3
V.Коммуникации и информация    5.1.1-5.1.2
5.2.1-5.2.2    5.1.1-5.1.2
5.2.1        5.1.1-5.1.2
5.2.1-5.2.2

Изложенное выше позволяет сделать некоторые выводы и сформулировать отдельные предложения по разработке проектов, которые определены в России как национальные.
Если они являются национальными, то должны быть абсолютно прозрачными как на этапе планирования (общественная дискуссия, слушания), так и на стадии реализации. Если угодно, сегодня это должна быть книга, доступная всем, в которой четко прописаны цели; промежуточные и конечные результаты; целевые группы, на которые проект направлен; методы контроля и мониторинга.
Какая-то часть средств должна быть направлена на междисциплинарные подпроекты. Это необходимо, чтобы понять, например, как классный руководитель (получивший надбавку) заботиться о здоровье детей в классе (прошел ли класс диспансеризацию у терапевта, который тоже получил надбавку). В результате - что сделала школа, чтобы дети были здоровее (уменьшила нагрузку, выделила физкультурный день и т.д.).
Наверное, было бы целесообразно, чтобы в существующих (так уж случилось) проектах были выделены "сквозные" направления. Их должно быть, как минимум, три - "Дети", "Женщины" и "Депрессивные регионы".
Еще один важный аспект. Россия как член ООН и ЮНЕСКО участвует в реализации решений и международных соглашений этих организаций, в частности, по реализации ЦРТ, исследованию индекса развития человеческого потенциала. Интересно, учтены ли обязательства России в осуществляемых национальных проектах
В заключение автору, как участнику многих общественных дискуссий и экспертных обсуждений, представляется возможным утверждать, что истинно национальными проектами России сегодня могли стать "Демография" и "Новое поколение", внутри которых могли бы разместиться программы по образованию, науке, здравоохранению, сельскому хозяйству, условиям жизни (а не ЖКХ), толерантности (культурной, этнической) и информационному обществу.
В осуществлении этих открытых национальных проектов могли принять участие профильные некоммерческие неправительственные организации и бизнес-структуры.

Коновалова Л.Н.
к.э.н., профессор Государственного университета управления

2007 г.


Док. 291281
Опублик.: 05.04.07
Число обращений: 509


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``