В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Матюшенко Т.В.: Влияние национальных проектов на финансовое положение домохозяйств: региональный аспект Назад
Матюшенко Т.В.: Влияние национальных проектов на финансовое положение домохозяйств: региональный аспект
Отношение домохозяйств к результативности национальных проектов неоднозначно. На вопрос "как реализация национальных проектов скажется на жизни домохозяйств" 11 % ответили - жизнь значительно улучшится, 26 % - незначительно улучшится, 49 % - заметных изменений не произойдет, 14 % - затруднились ответить.
Материальная база социальной инфраструктуры в России за последние 15 лет превратилась в нежилые, полуразрушенные строения, для их ремонта и поддержания в надлежавшем виде катастрофически не хватает средств. Так, отрасль ЖКХ изношена на 80 %. Финансирование здравоохранения составило в 2002 году 3,1 % от ВВП, в 2003-м - 2,9 %, в 2005-м - 2,8 % от ВВП. Для сравнения: в Европейском Союзе на здравоохранение направляется 8-9 % ВВП, в США - 13 %.
По уровню здравоохранения Россия оказалась на 123-м месте в мире, ведь затраты на 1 человека составляют лишь 3 доллара в месяц, в сто раз меньше, чем в США. Необходимо поднять базовый уровень финансирования до 5-7 % от ВВП (в Западной Европе - 6,7 %), чтобы страховые компании дали 2-3 %. Тогда можно говорить о борьбе с депопуляцией и о современной постановке системы охраны здоровья.
В бюджете 2006 года на здравоохранение выделяется 57,9 млрд. рублей. Кроме этого, дополнительно поступит 19,4 млрд. рублей из Фонда социального страхования, с 1.07.2006 года - 4,7 млрд. из федерального бюджета. Всего 88,4 млрд. рублей. Никогда еще здравоохранение не получало столь значительных средств. Однако и этих средств хватит только по 915 руб. на человека в год. Из них 400 руб. - на национальный проект. Одной из причин дороговизны лечения для населения является отсутствие отечественных медикаментов и оборудования, причиной тому является отсутствие в России медицинской и фармакологической промышленности. В связи с этим, расходы домашних хозяйств будут расти. Низкодоходные группы населения будут преимущественно потреблять товары и услуги внутреннего производства, а высокодоходные категории будут ориентироваться на импорт.
На развитие первичной медицинской помощи, на профилактику выделено - 18,6 млрд. руб. На повышение зарплаты персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и "Скорой помощи" дополнительно выделено примерно 4,7 млрд. руб. На диагностику и лечение ВИЧ-инфекции - 3,1 млрд. руб. На строительство новых медцентров выделяется 50 млрд. руб., однако часть этих денег можно потратить на модернизацию и ремонт крупных клинических центров, оснащение их современным оборудованием.
Реализацией национального проекта в Краснодарском крае должны стать технологии оздоровления, основанные на использовании его природного потенциала и развитие профилактической медицины как научно-практическое обеспечения применения этих технологий. Популяризации технологий оздоровления может способствовать, в частности, развитие "медицинского туризма".
В здравоохранении Краснодарского края создается система стандартизации медицинских услуг. Она направлена на совершенствование управления отраслью, обеспечение ее целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, лицензированию и сертификации, на повышение качества оказания медицинской помощи, рациональное использование кадровых, материальных ресурсов, оптимизацию лечебно-диагностического процесса.
Приоритетными задачами в долгосрочной перспективе будут оставаться:
- развитие рынка медицинских услуг;
-создание условий для рождения здоровых детей, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах их развития, сохранение и укрепление здоровья женщин, снижение показателей материнской, младенческой и детской заболеваемости и смертности, предупреждение инвалидности у детей;
- предупреждение и снижение уровня заболеваемости инфекционными болезнями, проведение мероприятий по снижению заболеваемости иммуноуправляемыми инфекциями, поддержание статуса Краснодарского края как региона, свободного от полиомиелита;
- проведение медицинских мероприятий при санитарно-эпидемиологических чрезвычайных ситуациях;
- содействие повышению уровня социально-экономической защищенности медицинских работников .
Основными мероприятиями по национальному проекту "Здоровье" являются:
1. Осуществление денежных выплат врачам, медицинским сестрам первичного звена, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и персоналу "Скорой медицинской помощи".
2. Подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых терапевтов и педиатров.
3. Оснащение диагностическим оборудованием и санитарным транспортом.
4. Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ.
5. Иммунизация населения.
6. Оплата медицинской помощи, оказываемой женщинам и период беременности и родов "Родовой сертификат".
7. Обследование новорожденных детей на галактоземию, адреногенитальный синдром и муковисцидоз.
8. Проведение дополнительной диспансеризации населения.
9. Строительство новых центров высоких медицинских технологий.
10.Оказание высокотехнологичной медицинской помощи на основе государственного задания.
В сфере образования планируется оборудовать школы компьютерной техникой (6 тысячам из 61 тысячи имеющихся школ), выделят материальную помощь по 1 миллиону, а также дадут гранты по 100 тысяч рублей в год (10 тыс. из 1,3 млн. работающих учителей). Преподавателям добавят по 1 тыс. руб. за классное руководство, причем будет учитываться наполняемость классов, в каждом должно быть около 30 человек, получается, что если в классе менее 30 человек, то класс расформируют, учителей сократят. Для сельских школ переход к нормативно-подушевому принципу финансирования означает окончательную деградацию и закрытие. Коммерциализация учреждений образования и здравоохранения путем преобразования их в новые организационно-правовые формы означает, что школам и поликлиникам будет разрешено зарабатывать деньги, т.е. сдавать помещения в аренду, предоставлять коммерческие услуги, что скажется на образовательном уровне российских граждан. Молодой учитель после вуза обречен на 1616 рублей в месяц. На развитие профтехобразования, где обучаются 77 %, в основном из низкодоходных категорий домашних хозяйств, выделяется около 0,05 % от общего фонда оплаты труда. Для сравнения: в Европе этот показатель равняется 15 %. Таким образом, финансирование образования в столице осуществляется на 64 %, остальные 36 % (на ремонт классов и т.д.) будет пополняться за счет родителей . Россия занимает 38 место по объему ВВП на душу населения - это около 8 тыс. долл. США, по сравнению с 1999 годом он вырос почти в 9 раз и при этом потенциал роста еще значителен. По уровню высшего образования Россия вышла на 4 место (после Израиля, Норвегии, США), им обладает каждый 5-й человек, однако Индекс человеческого капитала в России является средним (от 0,5 - 0,8).
Основные мероприятия по национальному проекту "Образование":
1. Дополнительное вознаграждение за классное руководство.
2. Внедрение инновационных образовательных программ, стимулирование высших учебных заведений и общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы.
3. Поощрение творческих и талантливых учителей.
4. Поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи.
5. Внедрение современных образовательных технологий.
6. Оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием.
7. Проект "Сельский школьный автобус".
Главным шагом в реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье" стало принятие известного "жилищного" пакета из 27 законов. На программу "Доступное жилье" планируется в 2006-2010 потратить 285,6 млрд. руб. Права, которые отражены в Жилищном кодексе РФ, позволяют гражданам выбирать вариант решения своих жилищных проблем: иметь жилплощадь в собственности, занимать ее по найму, либо получать социальное жилье в порядке очереди. Государственная поддержка может выражаться в субсидиях, деньги на строительство жилья из бюджета выделяться не будут. По программе "Жилище" на обеспечение жильем льготных категорий, федеральный бюджет выделяет: 3 млрд. рублей дополнительно - для инвалидов, 0,5 млрд. руб. добавлено в рамках подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты", 30,5 млрд. руб. - для тех, кто продолжает военную службу и будет увольняться в запас, и 7 млрд. руб. - на обеспечение жильем на время прохождения службы. В рамках национального проекта необходимо обеспечить к 2007 году значительный рост объемов жилищного строительства. В федеральном бюджете предусмотрено выделить 12,5 млрд. руб. на субсидии регионам и 1,7 млрд. - на погашение ставок по кредитам. Еще одна мера - резкое увеличение уставного капитала Агентства по ипотечному кредитованию (АИЖК). В 2006 году капитализация его повышается в разы - до 7 млрд. руб. (ранее 60-70 млн. в год). Таким образом, АИЖК сможет выпускать собственные ценные бумаги, плюс федеральный бюджет предоставляет гарантии по кредитам на сумму 14,7 млрд. руб. Строится элитное жилье, ориентированное на высокодоходные домохозяйства, количество квартир на них размещенных, неадекватны тем, что сдавались в конце 80-х. Для большинства населения приобрести жилье не реально. Если в 1987 г. стоимость 2-х комнатной квартиры в Москве соответствовала средней зарплате за 3 года, а оплата производилась в рассрочку, то уже в 1994 - 15,2 года, в 1999 для того, чтобы приобрести однокомнатную квартиру (40 кв.м.) понадобилось бы 20,6 лет, в настоящее время разрыв в несколько раз увеличился. В начале 2004 г. на суммарные сбережения жителей столицы можно было купить 80,2 млн. м², ныне лишь - 58,4 млн. м², даже при выросшей зарплате. В январе 2004 г. сбережений всех россиян могло хватить на 230 млн. м², жилья, а в июле 2006 г. - 200 млн. м². В провинции цены на квартиры поднялись на 40-60 % и это еще не предел. В Москве, где около 30 % населения относятся к среднему классу, купить себе жилье может лишь каждый 6-й. Много говорится, но мало что получается в разработке механизмов ипотечного кредитования, формирования нормативной базы, необходимой для выпуска ипотечных ценных бумаг. Немногие пользуются ипотечным кредитованием, поскольку одни лишь проценты за 2-х комнатную квартиру 850-950 долл. в месяц, сейчас 1,500-1,600 долл., при том на 2-3% снизились проценты, а срок кредитования с 10-15 лет. В настоящее время 40 млн. чел. проживают в неблагоустроенных квартирах, 5 млн. - в аварийном фонде. Согласно исследованию Ю Левады, за последние 10 лет из всех россиян, живущих в городах, лишь 7 % купили себе жилье на собственные деньги, 6 % улучшили жилищные условия, 5 % по наследству, 2 % на кредитные средства, 80 % просто не на что купить. Покупательная способность снизилась с 15-30 %, несмотря на то, что за I половину 2006 г. объем жилищных ссуд, выданных банками увеличился на 66,4 %. Общий размер жилищных долгов превысил сумму 300 млрд. руб. Таким образом, ипотечные кредиты не только не улучшили ситуацию на полностью монополизированном жилищном рынке, а подняли цены в столице и в провинции до сверхспекулятивных высот. При этом по независимым исследованиям, зарплата в долларах обесценилась втрое, в рублях - вдвое. В 2007 году объем кредитования населения банками достигнет 9 % ВВП страны.
Стратегической задачей является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан и выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Для решения этой задачи предполагается реформирование системы управления жильем за счет демонополизации рынка жилищных услуг и ликвидации на муниципальном уровне жесткого администрирования и централизации системы управления жилым фондом.
Стратегическая задача развития ЖКХ - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем, привлечение инвестиций, повышение качества предоставления услуг с одновременным снижением нерациональных затрат. Для этого необходимо реформирование и обновление материально-технической базы ЖКХ, модернизация объектов инфраструктуры.
Реализация мероприятий в области жилищной политики - это:
1. обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства;
2. реформирование и модернизация ЖКХ;
3. переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда;
4. выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;
5. повышение доступности жилья для молодых семей;
6. увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования.
Одной из значительных проблем является улучшение жизни на селе (за чертой бедности живет более 50% сельского населения), развитие агропромышленного комплекса (АПК), финансовая поддержка сельхозпредприятий (более 1/3 сельхозорганизаций убыточны), крестьянских и личных подсобных хозяйств, особенно в создании условий для развития животноводства, увеличение поголовья крупного рогатого скота, доступости кредитов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов, сокращение диспаритета цен между городом и селом, развитие рынков для отечественных производителей (доля импортных продуктов на рынке составляет 33%). А также меры по отмене ввозных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.
Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составляет всего 4% от общего объема всех инвестиций в экономику страны (что в 4,5 раза меньше, чем в 1991 году). Например, в Краснодарский край уже сегодня поступает 10 % прямых иностранных инвестиций, вложенных в экономику России. Осуществляется инвестиционное сотрудничество с 72 странами мира, открыто 37 филиалов иностранных фирм и компаний, зарегистрировано более 800 предприятий с иностранным капиталом. Внешнеторговое сотрудничество осуществляется с партнерами из 123 стран мира. Доля АПК Краснодарского края в общем объеме ВРП составляет 22% (на долю сельского хозяйства приходится 14,6%), в нем работает более 13% всех занятых в крае.
Темпы роста АПК отстают от темпов роста экономики, не используются значительные площади плодородных земель. Посевные площади за последние 15 лет сократились с 5203, 8 тыс. га до 4229,9 тыс. га.
В рамках развития малого бизнеса предлагается стимулировать обеспечением доступности кредитов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов. Планируется субсидировать процентные ставки по восьмилетним кредитам из бюджета, что позволит ежегодно привлекать в АПК до 40 млрд. руб. инвестиционных средств, увеличение поставок техники на условиях лизинга, рассмотреть возможность увеличить бюджетные компенсации на нефтепродукты, а также расширить объемы льготного налогообложения. Крестьянско-фермерским хозяйствам (КФХ) (260 тыс. фермерских хозяйств производят 57% всей продукции АПК) будут на 100% субсидироваться процентные ставки по кредитам. Кроме того, будет создана система финансовых кредитных кооперативов и система "обеспечения товаропроизводителей долгосрочными финансовыми ресурсами на основе поэтапного вовлечения в рыночный оборот сельхозземель, то есть за счет развития ипотеки".
Для реализации проекта администрацией Краснодарского края в 2006 г. планируется:
- образование и развитие 43-х сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- введение в строй более 4,5 тыс. кв.м жилья и улучшение жилищных условий для молодых специалистов на селе;
- увеличение объемов реализации продукции, произведенной ЛПХ и КФХ на 3,2%;
- увеличение объемов производства мяса на 6,9%, молока - на 1,3%
В краевом законе "О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края" (ЛПХ) отражена реальная система возрождения крестьянских традиций, нацеленная на увеличение доходов домохозяйств (большинство населения села живут за счет личного подворья). Продукция, реализованная на рынках, не облагается налогом и с этих доходов не уплачивается подоходный налог. Одной из наиболее сложных проблем является финансовая поддержка и кредитование ЛПХ. Возникают трудности, связанные с залоговой базой крупных переработчиков сырья, которые уже в значительной мере закредитованы под залог имеющейся недвижимости. Проработаны механизмы решения этой проблемы с участием краевой и местных администраций. Организация и проведение выплат 2/3 процентной ставки полученных хозяйствами субсидированных кредитов будет принадлежать финансовым органам муниципальных образований. Еще остается проблема реализации сельхозпродукции. На приемных пунктах должны принимать продукцию от населения по тем же ценам, что и у коллективных хозяйств.
Определены три основных направления сбыта: 1) перерабатывающие предприятия; 2) заготовительные организации потребительской кооперации (разработаны подворные заключения договоров по приемке выращенной продукции предприятиями райпотребсоюза, в магазинах будут организованы отделы по закупке продукции у селян, в том числе на условиях товарообмена); 3) реализация продукции на продовольственных рынках.
Разработаны формы и виды кредитной поддержки развития ЛПХ государственными и коммерческими банками, о порядке поставок скота в ЛПХ, предоставления земельных участков.
Основными параметрами выполнения национального проекта в АПК являются:
1. расширение доступности дешевых долгосрочных (до 8 лет) кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов;
2. увеличение поставок по системе федерального лизинга скота, техники и оборудования для животноводства;
3. увеличение и удешевление привлекаемых кредитных ресурсов ЛПХ и КФХ;
4. модернизация и развитие инфраструктурной сети заготовительных, снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Матюшенко Т.В.,
аспирант РАГС

2007 г.


Док. 291222
Опублик.: 05.04.07
Число обращений: 513


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``