В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фадеев А.В.: Подготовка кадров нового поколения и формирование современного бизнес сообщества Назад
Фадеев А.В.: Подготовка кадров нового поколения и формирование современного бизнес сообщества
Формирование рыночной экономики в нашей стране, последовательный рост сотрудничества российского и мирового бизнеса, активная международная мобильность предпринимательского корпуса - все это диктует для людей, ориентированных на успех и карьеру, необходимость владения мировыми стандартами знаний и навыков управленческой деятельности. На смену энтузиазму и интуиции, риску и изменчивой удаче начального периода на российском рынке закономерно утверждаются основательность и профессионализм, четкий анализ и твердый расчет, последовательное продвижение к намеченной цели и ее достижение. В настоящее время актуальной становится подготовка профессиональных кадров для России.
Распространено мнение, что уровень образования, унаследованный еще от советской эпохи, остался одним из последних рубежей, где Россия имеет некоторый задел. Тем не менее, данные опросов работодателей показывают растущий дефицит кадров, как менеджеров среднего звена, так и квалифицированных рабочих. Это в последние годы стоит по значимости на первом месте в рейтинге проблем бизнеса. Общая проблема нехватки квалифицированных кадров затрагивает всю экономику, социальную сферу и госуправление в стране.
Многие факты указывают на кризис в профессиональном образовании и на общее падение уровня образования. Ресурсное богатство страны не способствует развитию рынка высококвалифицированного труда. Это, в свою очередь, препятствует развитию высокотехнологичных обрабатывающих производств, которое необходимо для снижения сырьевой зависимости. В России действует так называемое "ресурсное проклятие". Речь идет о наблюдаемой во многих случаях закономерности: богатые природными ресурсами экономики в среднем действительно растут медленнее.
Развитие профессионального образования, ориентированного на подготовку специалистов для нужд следующего этапа развития экономики, должно стать одной из важнейших задач политики, нацеленной на преодоление сложившейся ситуации. Рынок не может решить эту проблему сам. А государство могло бы инвестировать в образование и оперативно изменять его стандарты по мере роста спроса экономики на трудовые ресурсы нового качества.
Действующие стандарты высшего профессионального образования построены на квалификационной модели специалиста, достаточно жестко привязанной к объекту и предмету труда. В настоящее время наметилась явная тенденция к переходу от квалификационной модели к компетентностной . Сегодня этот переход является скорее методологическим подходом, нежели технологической схемой разработки стандартов образования.
В силу отсутствия однозначного понимания компетентностной модели и самих понятий "компетенция" и "компетентность" необходимо определить свои позиции. Компетентность понимается как владение определенными знаниями, навыками, жизненным опытом, позволяющими судить о чем-либо, делать или решать что-либо. Когда речь идет о компетентности как следствии овладения знаниями, навыками, опытом, акцент делается на том, какими должны быть эти знания, навыки, опыт. Когда мы рассматриваем компетенции как личностные новообразования, на первый план выдвигаются вопросы структуры этих новообразований, компетентность их составляющих и связей этих компонентов .
Жак Делор, например, выделяет четыре компетенции:
1) научиться познавать,
2) научиться делать,
3) научиться жить вместе,
4) научиться жить .
В компетентностной модели специалиста цели образования связываются как с объектами и предметами труда, с выполнением конкретных функций, так и с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе .
Основываясь на трудах отечественных психологов, И.А. Зимняя выделяет три группы компетентностей, а именно компетентности, относящиеся:
1) к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
2) к взаимодействию человека с другими людьми;
3) к деятельности человека и проявляющиеся во всех ее типах и формах .
Компетентность не должна противопоставляться профессиональной квалификации, но и не должна отождествляться с ней. Термин "компетенция" служит для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускника, категории результата образования. Как отмечает В.И. Байденко, "компетенция выступает новым типом целеполагания... Это, по существу, знаменует сдвиг от сугубо (или преимущественно) академических норм оценки к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности выпускников (с ориентацией на ее рыночную стоимость)". Обращение к оценке качества образования через компетенцию означает, что образование тесно связывается с трудоустройством. Компетенции жестко не связаны с конкретной профессией, они могут быть использованы в ряде профессий. Компетенции, подобно способностям, определяют успех во многих областях деятельности. Вовлечение категорий в модель специалиста - сложная задача. Результат подготовки, оцененный в компетенциях, расширяет область трудоустройства обученных.
Для отечественной системы образования переход к системной модели (квалификационной и компетентностной в их единстве) представляется крайне актуальным.
В зависимости от обеспеченности природными ресурсами можно условно выделить две траектории экономического развития. В странах с большими запасами природных ресурсов примитивная трудоемкая добыча ресурсов сменяется постепенно все более капиталоемкой. Страна экспортирует товары, связанные с сырьем, поскольку именно запасы сырья определяют ее место в мировом разделении труда, но доля добавленной стоимости в этих товарах постепенно повышается. Траектория развития стран, бедных ресурсами, выглядит иначе. Здесь сначала начинают развиваться ремесла, требующие много труда и мало других ресурсов. Постепенно накопление капитала приводит к развитию все более сложных обрабатывающих отраслей, где основными факторами производства являются труд и капитал. Экспорт такой страны, вначале весьма трудоемкий, в дальнейшем становится все более и более капиталоемким.
Две эти траектории принципиально различаются динамикой накопления человеческого капитала, который включает как формальный уровень образования, так и развитие навыков и умений, необходимых для производства продукции. В условиях богатой ресурсами экономики в добывающих и обрабатывающих отраслях капитал постепенно замещает труд и снижает его роль в производстве. Здесь и возникает проблема. С одной стороны, стимулы к инвестициям в человеческий капитал снижаются, а с другой, переход на следующую ступень развития (к примеру, от добычи сырья к переработке) невозможен без достаточного количества высокообразованных и квалифицированных работников. Данная проблема не возникает в бедных ресурсами экономиках. Здесь по мере накопления капитала труд становится все более и более дефицитным, то есть более дорогим, а потому у самих работников имеются стимулы вкладывать средства в приобретение новых навыков, что, в свою очередь, ускоряет развитие новых, более прогрессивных отраслей обрабатывающей промышленности.
Российская система образования всегда была компетентностной, т.е. ориентированной на сферу профессиональной деятельности, в отличие от западной модели, ориентированной на академические нормы оценки. (В этом одна из причин обращения на Западе к компетентностной модели образования.) Но задачей российской системы образования была подготовка специалистов для массового, стабильного производства, с редко меняющейся технологией и номенклатурой выпускаемой продукции.
Сегодня ситуация становится иной: меняются технологии, производство становится гибким. Оно требует другого специалиста, способного проявлять активность в меняющихся условиях, Именно поэтому мы обращаемся к компетентностному подходу, охватывающему, наряду с конкретными знаниями и навыками, такие категории, как способности, готовность познания, социальные навыки и др. В настоящий период, "когда уже не применяется уравнение "степень-работа", от системы высшего образования ожидается подготовка выпускников, которые могут не только заниматься поисками работы, но и успешно выступать в роли предпринимателя и создателя рабочих мест" .
Проведенный анализ показывает, что модель должна носить системный характер, ассимилируя преимущества квалификационной и компетентностной моделей. Реализация системной модели требует выстраивания результатов обучения в двух условиях:
квалификационно-профессиональном;
междисциплинарно-компетентностном.
Как отмечают исследователи, американские бизнес-школы стараются увеличить число слушателей за счет привлечения более молодых и менее опытных кандидатов. Ведущие бизнес-школы, такие как Harvard, Stanford, Wharton и университет Чикаго, отменяют неофициальное требование к поступающим иметь четырехлетний опыт работы и пытаются заинтересовать выпускников колледжей и молодых специалистов.
В то же время количество слушателей MBA в США и странах Европы резко упало в конце девяностых во время активного распространения Интернета. За последние годы число желающих получить степень мастера делового администрирования выросло, но до сих пор не достигло уровня середины девяностых годов.
Такие тенденции диктуют новые требования к подготовке специалистов по работе с молодежью. Российский государственный социальный университет предлагает комплексный компетентностный подход. Он включает развитие базовых навыков: управление проектами, менеджмент отдыха и туризма, финансы молодежной сферы. Это необходимо для эффективного вовлечения молодых людей во все сферы жизни в России.
Помимо базовых навыков специалистам предоставляется возможность развития собственных умений. При этом учитываются современные тенденции изменения экономического развития страны. Осознание необходимости в повышении своего образовательного уровня является отличительной чертой активного и созидательного менеджера. Однако отсутствие цельных экономических взглядов, незнание современной теории и практики менеджмента не позволяют нынешним управленцам квалифицированно и качественно осуществлять стратегическое целеполагание и определять пути достижения этих целей.
Одним из диагностических инструментов, позволяющих менеджеру определить свои потребности в дополнительном образовании является метод ""Обучающей лестницы"". Каждая ступенька этой лестницы позволяет менеджеру четко позиционировать себя на текущий момент и определять последующие шаги.
1 ступень - ""Осознание необходимости учиться"".
2 ступень - ""Желание учиться"".
3 ступень - ""Чему учиться"".
4 ступень - ""Как учиться"".
5 ступень - ""Возможность использовать полученные знания"".
В результате подъема по этой воображаемой лестнице менеджер определяет для себя свои потребности в образовании и, соответственно, учебное заведение, где он намеревается его получить. Необходимость качественных знаний заставляет менеджеров обращаться к программам ведущих школ бизнеса, а не выбирать учебную программу только потому, что школа бизнеса расположена рядом с его офисом или домом.
Предлагаемая система работы с молодежью и подготовки специалистов для этого позволяет вовлекать экономически активных молодых людей в современную бизнес-среду, формируя при этом целостную картину восприятия как себя самого, так и окружающего общества. Создание новой российской бизнес-элиты, ориентированной на максимально эффективное развитие потенциала страны, сопровождаемое участием молодежи в ее составе, позволит достигать амбициозных целей, актуализированных современным развитием рынка.

Фадеев А.В.
К. соц.н., доцент кафедры ювенологии и молодежной политики РГСУ

2007 г.


Док. 291198
Опублик.: 05.04.07
Число обращений: 564


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``